Airbus A380, самый опасный самолет, и 469 пассажиров едва не погибли. Виноват ли Rolls-Royce?

Удивительное рядом

Специалисты составили рейтинг самых опасных пассажирских самолетов в мире. На их борту погибло наибольшее количество людей.

https://youtube.com/watch?v=U5bb0CdE3Q4%3Ffeature%3Doembed

  • 1 Boeing 737
  • 2 ИЛ-76
  • 3 Ту-154
  • 4 Airbus A310
  • 5 McDonnell-Douglas DC-9
  • 6 LET L-410
  • 7 De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
  • 8 АН-12
  • 9 ТУ-134

Самый опасный самолет, с которого начинается антирейтинг

Боинг 737 является самым небезопасным самолетом. На конец прошлого года в результате различных происшествий с самолетами этой модели ушло из жизни 5 386 человек, было потеряно 213 единиц техники. Их пытались угонять 115 раз, что повлекло гибель 326 человек.

Боинг 737 JT8D считается одной из первых моделей авиалайнера и возглавляет антирейтинг Боингов 737. Большинство стран уже отказалось от их эксплуатации.

На борту рухнувшего вскоре после взлета Boeing 737 MAX 8 Ethiopian Airlines находились 157 человек, включая экипаж. Все погибли. Это уже вторая за полгода катастрофа с MAX 8: 29 октября разбился лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air. И предварительный анализ траекторий полета разбившихся самолетов Ethiopian Airlines и Lion Air указывает на их большую схожесть. Опять возникли проблемы с набором высоты, что может указывать на критичные ошибки в программном обеспечении бортовой автоматики. Компания Boeing приступила к собственному расследованию.

По статистике, до 85 процентов авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора. Однако подводит и техника.

Издание BuisnessWeek, используя данные страхового консультанта Ascend, составило список самых опасных для пассажиров самолетов, сообщает РИА Новости.

Comments Off on 5 самых опасных самолетов СССР

Боевая авиация СССР всегда тревожила Запад. Советские конструкторы умудрялись создавать действительно мощные, уникальные машины. Некоторые модели оказывались настолько успешными, что активная эксплуатация их продолжалась и в России. Американские эксперты даже составили список самых опасных боевых самолетов Советского Союза, от маневренных истребителей до стратегических бомбардировщиков.

МиГ-3, высотный истребитель времен Великой Отечественной, попал в список за маневренность — по этому параметру самолет превосходил все существующие на тот момент аналоги.

МиГ-21 получил признание как самый массовы истребитель третьего поколения. Созданный еще в 1950-х годах, он эксплуатировался почти до самого распада СССР.

Легендарный Ил-2 с несущим бронекорпусом был легендой и без признания западных экспертов. Не зря летчики прозвали этот самолет «летающим танком» — защита истребителя была беспрецедентной.

Су-27, принятый ВВС СССР на вооружение в 1985 году выбирают военные летчики разных стран. Сейчас его по лицензии производят в Индии и Китае, стоит Су-27 на вооружении Индонезии и Вьетнама.

Первое же место в рейтинге самых опасных самолетов занял советский стратегический бомбардировщик, Ту-160. Быстрый (в два раза быстрее знаменитого американского B-52), тяжеловооружённый (барабанные пусковые установки с аэробаллистическими гиперзвуковыми ракетами) и способный запустить с борта ракеты с ядерной боеголовкой Х-55МС, мощность которой составляет 200 килотонн. Дальность полета такой ракеты — 3 000 километров: Ту-160 способен накрыть нужную цель в любой точке мира.

Лучшее за неделю

Сейчас на главной

National Museum of the U. Air Force

Как сообщает портал The Aviation Geek Club, разработанный компанией Lockheed истребитель F-104 Starfighter активно использовался армией ФРГ, где из-за высокой аварийности получил неофициальное прозвище Widow Maker — «Вдоводел». Поступив на вооружение в 1962 году самолет отметился частыми крушениями. К середине 1966 года в Германии потерпел крушение 61 перехватчик F-104, 35 немецких пилотов погибло.

«Несмотря на множество изменений в конструкции самолета аварии продолжались От 15 до 20 немецких F-104 разбивались ежегодно в период с 1968 по 1972 год. Впоследствии число крушений составило около 10 самолетов в год, пока их не заменили», — сообщает издание.

Причиной летных происшествий стала недоработанная конструкция самолета. Например, консоли крыла F-104 оказались настолько малы, что не могли вместить шасси и топливо, и потому все это авиаконструкторам пришлось уложить в фюзеляж. Кроме того, короткие крылья давали F-104 плохую устойчивость к развороту и машина часто срывалась в штопор.

Крушения F-104 также отмечены в ВВС других стран НАТО. В результате разбились 292 из 916 выпущенных перехватчиков, погибло 115 пилотов.

Бывший американский военный пилот, а теперь историк авиации Майкл Нейпир считает: наглядным показателем аварийности является число крушений самолетов на 100 тысяч летных часов.

В результате состоящие на вооружении Болгарии советские истребители МиГ-19 за 100 тысяч часов потеряли 100 самолетов.

В период с 1971 по 1975 год показатель потерь самолетов F-4 Phantom II на вооружении ВВС США составил 50 самолетов. Королевские ВВС потеряли 41 самолет Lightning, а потери находившихся на службе в Венгрии МиГ-21F составили 30 истребителей.

Airbus A380, самый крупный пассажирский самолет (вместимость до 850 человек!), будет летать еще не одно десятилетие, но проект официально закрыт. Новые заказы не принимаются — да их, собственно, в последние годы почти и не было. Однако даже за довольно короткую историю жизни A380 попал в серьезную переделку, причем по вине другой компании. В 2010 году еще пахнущий «новьем» лайнер оказался в очень неприятной ситуации: разлетевшийся двигатель повредил километры проводов умнейшей электроники, из-за чего отказали многие системы. Экипажу пришлось думать, как вернуть на землю 469 человек, — ведь в случае провала список десяти крупнейших авиакатастроф в истории мог измениться.

Airbus A380 — единственный в мире двухпалубный лайнер, чей «второй этаж» растянут на всю длину фюзеляжа. Похожая схема используется в легендарном Boeing 747, но там «горб» верхней палубы небольшой (обычно используется для лаундж-зоны и салона первого класса). Гигантский самолет, рассчитанный в двухклассовой конфигурации салона более чем на пятьсот пассажиров, понравился авиакомпаниям с Ближнего Востока и Азии: в числе первых заказчиков были Emirates (позднее она буквально тащила программу A380 на себе), Singapore Airlines и австралийская Qantas.

Последняя — одна из старейших авиакомпаний мира, причем ее репутация практически идеальная: с момента основания в 1920 году не случилось ни одной катастрофы с участием ее реактивного самолета. Это без преувеличения выдающийся показатель, и мало какой перевозчик может таким похвастаться. Неудивительно, что Qantas регулярно входит в рейтинги самых безопасных авиакомпаний мира. Но 4 ноября 2010 года идеальная репутация компании могла сильно пошатнуться.

В этот день A380 вылетел из Лондона в Сингапур, откуда должен был направиться в Сидней. На борту находилось 440 пассажиров, а экипаж насчитывал аж 29 человек, из которых 24 — бортпроводники. Обычно Airbus A380 управляют три человека: командир, второй пилот и бортинженер. Да, хоть самолет и проектировался в конце девяностых, когда в индустрии устоялся тренд на кабину только для двоих человек, все же кресло бортинженера решили оставить.

Но на рейсе Qantas 32 в кабине было еще два пилота-инструктора, которые экзаменовали основной экипаж. Как покажут дальнейшие события, командиру Ричарду де Креспиньи, второму пилоту Мэттью Хиксу и бортинженеру Марку Джонсону выпали билеты минимум с двумя звездочками. Все люди в кабине — ветераны Qantas. Они налетали многие тысячи часов на разных лайнерах, преимущественно на Boeing 747, а теперь осваивали новый A380.

Самолет все еще остается самым надежным транспортным средством во всем мире. В последнее время ЧП здесь не стали более часты, особенно если сравнить с тем, что было несколько десятков лет назад. Вот список самых опасных самолётов в истории — ведь архивы помнят все.

  • McDonnell-Douglas MD-11Пожалуй, один из самых безопасных среди всех небезопасных самолетов мира — всего 1 авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов. Производство MD-11 прекратилось в 2001 году, самолет признали попросту не эффективным. Тем не менее, многие крупные авиакомпании, такие как Finnair и KLM, все еще его используют.
  • Boeing 727Подавляющее большинство крупных авиакомпаний уже давно не использует Boeing 727. В Америке на таком самолете полетать (к счастью) так и вовсе не получится, а вот за пределами США 727 встречаются. Последняя катастрофа этой модели произошла в африканском Бенине в 2003 году — погибли все пассажиры. В среднем на 2 306 300 летных часов приходится 1 авиакатастрофа.
  • McDonnell-Douglas DC-9Этот самолет отчего-то трепетно любят многие мелкие американские авиаперевозчики. Да и крупные, такие как Delta Airlines, старичком не брезгуют, хотя модель не выпускается аж с 1982 года. Статистика не так уж и плоха (по сравнению с другими позициями списка): 1 катастрофа на 1 068 700 летных часов.
  • Airbus A310Крупные авиакомпании просто перестали эксплуатировать Airbus A310 — он устарел, он ненадежен, он, в конце концов, просто опасен. Тем не менее некоторые азиатские страны все еще используют старичка на полную катушку. В парке Pakistan International Airlines, к примеру, целых 3 Airbus A310, у Yemenia Airlines был один, разбившийся в катастрофе 30 июня 2009 года. В целом же падает 1 Airbus A310 на 1 067 700 летных часов.
  • Ту-154С 1994 по 2017 годы в мире произошло 17 авиакатастроф с участием Ту-154. Погибло 1760 человек. Между тем модель все еще остается одной из самых распространенных на территории стран СНГ, всего же в небе летают 336 таких «птичек». Печальная статистика говорит об 1 катастрофе на 1 041 000 летных часов Ту-154.
  • ИЛ-76В мире активно используется 247 самолетов ИЛ-76. Большинство стран-эксплуатантов — бывшие республики Советского Союза.  Насколько безопасен лайнер, который выпускается аж с 1974 года? На 549 900 летных часов Ил-76 приходится одна катастрофа.
  • Boeing 737 JT8DСтарый и не особо надежный самолет. На данный момент его эксплуатация попросту запрещена Европейским союзом с формулировкой «недостаточно безопасное воздушное судно». Однако, авиакомпании стран третьего мира все еще не торопятся списывать Boeing 737 JT8D из своего «автопарка». По статистике, 1 катастрофа приходится на 507 500 летных часов этого судна. Не так уж и часто, но и одного раза в некоторых случаях бывает уже много.

Самолет все еще остается самым надежным транспортным средством во всем мире. Конечно, каждая авиакатастрофа становится настоящей трагедией — гибель нескольких сотен людей всего за несколько минут  действительно ужасна. В последнее время авиакатастрофы не стали более часты, но так как аэробусы в принципе становятся больше, больше гибнет и людей. Мы решили составить для вас список самых опасных самолётов в истории — проверяйте его перед своим следующим полетом, чтобы случайно не попасть на один из них.

Airbus A310

Авиастроители из Франции производят надежные самолеты, но вот модель Airbus A310 оказалась неудачной. Она 12 раз попадала в аварии, происходило это по разным причинам. В 2009 году погибло 153 человека, в живых осталась лишь 12-летняя девочка.

Что касается статистики, то на 1067 тысяч часов происходит 1 крупная катастрофа. Многие авиакомпании отказались от использования Airbus A310. Модель в основном встречается в тех авиапарках, которые не могут обновить технику.

Интересно! Самые крупные авиакатастрофы в мире

Даже Rolls-Royce ломается

Проблемы начались с двигателя, поэтому специалисты по расследованию инцидента принялись изучать в первую очередь Rolls-Royce Trent 900 №2 — тот, который разлетелся и пробил крыло. Детективов ждало большое удивление: один из ведущих производителей двигателей для гражданской авиации допустил серьезный просчет, который мог обернуться трагедией. Трубка, по которой масло идет прямиком для смазывания компонентов двигателя, была тоньше, чем требовалось. Из-за этого металл от усталости трескался, и масло попадало прямо в Trent 900 — это приводило к взрыву и разрушению двигателя. Проверка показала, что все двигатели такой модели (их производили только для A380) были с таким дефектом.

К чести Rolls-Royce, компания признала проблему и без лишних вопросов доработала двигатели. Qantas получила от британцев компенсацию в $100 миллионов — это относительно небольшие деньги в масштабах авиакомпании. На пострадавший Airbus A380, выполнявший рейс 32, поставили новые двигатели, а также проложили новые кабели и заштопали крыло. Дефектные фрагменты Trent 900 заменили на всех лайнерах Qantas и других авиакомпаний, заказавших A380 с этими двигателями.

Специалисты по расследованию также отметили профессионализм экипажа. Пусть в кабине было два инструктора, досконально знавших особенности Airbus A380, командовал рейсом именно Ричард де Креспиньи с относительно небольшим опытом полетов на этом лайнере — и его действия признали образцовыми. Особенно эксперты оценили неочевидное на первый взгляд решение: не проводить эвакуацию сразу после остановки лайнера, что можно назвать инстинктивным порывом, а дождаться безопасного момента (когда все двигатели заглушат) — и лишь тогда давать команду «покинуть судно».

Происшествие стало наиболее серьезным за всю историю Airbus A380: другие случаи можно считать неприятными, но поправимыми инцидентами, а вот рейс Qantas 32 был практически на грани беды. К сожалению, самолету не нашлось места в современной авиации: лайнер оказался чрезмерным во всем: цене экземпляра, стоимости обслуживания, требованиям к инфраструктуре, расходе топлива. С уходом Boeing 747-8I, который вот-вот случится, эпоха гражданских лайнеров с четырьмя двигателями окончательно уйдет в прошлое. Но есть и хорошая новость: что 747, что A380 будут летать минимум 10—15 лет — а значит, еще без проблем можно стать пассажиром самых больших и амбициозных машин в истории авиации.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Boeing JT8D

Этот антирейтинг возглавил Boeing 737 JT8D — одна из первых моделей авиалайнера Boeing 737, производившаяся с 1967 по 1988 годы. Почти тридцатилетний Boeing этой модели, эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air, разбился неподалеку от Бишкека в августе 2008-го. В крушении погибли 68 человек. По данным издания, на полмиллиона летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом.

В большинстве развитых стран эти самолеты давно порезаны на металл, однако кое-где еще продолжают выходить на маршруты.

McDonnell-Douglas DC-9

Разработка американской компании. Модель начали эксплуатировать еще в 1965 году, а уже в 1982 году проект был закрыт. Несмотря на это лайнеры используют небольшие авиакомпании.

На 1068 тысяч летных часов происходит 1 авария. В 2008 году при крушении самолета погибло 44 человека. В 1996 году лайнер упал прямо в болото, катастрофа унесла жизнь всех людей, находящихся на борту, а их было 110.

На один миллион летных часов McDonnel-DouglasDC-9 приходится одна авиакатастрофа. Всего с этим самолетом было связано 276 летных происшествий, в 145 из которых происходила разгерметизация фюзеляжа. В катастрофах погибли 3 697 человек. Так, 16 марта 1969-го один DC-9 разбился вблизи Маракайбо в Венесуэле. Погибли 84 человека на борту и 71 человек на земле. На тот момент это была страшнейшая авиакатастрофа в истории авиации. Последний DC-9, принадлежавший авиакомпании Hewa Bora Airways, разбился в Доминиканской республике 15 апреля 2008-го.

Самолет производился с 1965 по 1982 год. Этот компактный и быстрый борт предназначался для частых и коротких перелетов. Всего было построено 976 самолетов этого типа, а с учетом модификаций — почти вдвое больше. Ресурс планера у семейства DC-9 один из самых больших среди авиалайнеров, выдерживает до 100 тысяч циклов взлет-посадка.

Ту-154

Среднемагистральный Ту-154 долгие годы оставался рабочей лошадкой советской и российский гражданской авиации. Однако и падал он немало. Всего в катастрофах было потеряно 72 борта, погибли 3 263 человека. Крупнейшее по количеству жертв происшествие произошло под Учкудуком 10 июля 1985-го. Все 200 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погибли. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Узбекистана. Известно, что лайнер, набрав высоту 11 600 метров, потерял скорость и свалился в плоский штопор. Вывести из него машину пилотам так и не удалось.

Известно также, что машина под бортовым номером 0311 не отлетала и половины своего ресурса. На день катастрофы лайнер совершил свыше 5 660 циклов взлет-посадка и налетал всего 12 с половиной тысяч часов, что для такой машины — пустяки. По данным BuisnessWeek, на один миллион летных часов Ту-154 приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом. Этот самолет производился с 1968 по 1997 годы, всего было построено более 1000 машин.

АН-12

Машине около 60 лет, ранее ее применяли как военный транспорт. Позже было принято решение адаптировать самолет для перевозки пассажиров. Всего было произведено 1200 экземпляров, 212 из них разбились.

Сегодня же АН-12 можно встретить во многих авиакомпаниях, но на него существует запрет для осуществления рейсов по территории Европейского союза.

Среднемагистральный советский самолет Ту-154

Этот самолет долго пользовался спросом у советской и российской гражданской авиации, его производили в период с 1968 по 1997 годы. Начиная с этого времени, в катастрофах разбилось 72 борта и для 3 263 человек полет на этом самолете стал последним.

Самым «громким» происшествием стало крушение Ту-154 в июле 1985 года под Учкудуком, когда погибли 200 человек (экипаж и пассажиры). По расчетам издания BuisnessWeek, на 1 миллион летных часов этой модели лайнера приходится 1 авиакатастрофа со смертельным исходом.

Третья ступень антирейтинга

Самолету McDonnel-DouglasDC-9 официально принадлежит 276 летных аварийных происшествий, практически половина из которых произошла по причине разгерметизации фюзеляжа. Катастрофы этой модели унесли жизни 3 697 человек.

Данный борт производился в 1965-1982 годах с целью перелетов на коротких магистралях и частой эксплуатации. Самолет имеет довольно большой ресурс – до 100 000 циклов «взлет-посадка». Их было выпущено более тысячи единиц, включая модификации.

Просим оставаться на своих местах

Креспиньи решил возвращаться в аэропорт Сингапура, откуда самолет вылетел. Из-за массы поврежденных элементов лайнер сильно потерял в маневренности, а тормоза утратили эффективность — их тоже повредило. Проблему вызывала еще и большая посадочная масса: хоть в баках и была брешь, топлива оставалось слишком много. Вернее, приземляться с такой массой можно, но предельно аккуратно — если грохнуть самолет о полосу слишком сильно, стойки шасси могут не выдержать самолет весом более 400 тонн. Что еще хуже, слабым тормозам едва ли хватит усилий для остановки лайнера до окончания полосы, а интерцепторы (пластины в задней части крыльев, которые поднимаются вертикально и усиливают лобовое сопротивление) не работали. Бортинженер высчитал, что с нынешними параметрами у Airbus A380 есть запас всего в 139 метров на полосе длиной четыре километра. Экипажу нужно было найти баланс между минимально возможной скоростью для захода на посадку, чтобы уменьшить тормозной путь тяжелого самолета; но чем ниже горизонтальная скорость, тем сложнее самолету держаться в воздухе.

Соблюдать нужные параметры оказалось непросто. На высоте менее тысячи футов экипаж услышал предупреждение о слишком низкой скорости, а за мгновение до касания появилось предупреждение о сваливании. Экипаж смог остановить слабоуправляемый A380 в пределах полосы. Тормозные диски раскалились до температуры почти в тысячу градусов по Цельсию, и в паре метров от них из пробитого крыла продолжало вытекать топливо — самолет, занявшись пламенем, выгорел бы за считанные минуты. В авиации уже был трагичный случай, когда после аварийной посадки никто не объявил эвакуацию и три сотни человек задохнулись в горящем самолете посреди множества пожарных машин. В общем, чем быстрее началась бы эвакуация, тем лучше. Но появилась новая проблема.

Диспетчер пожарной части связался с экипажем A380 и попросил выключить первый двигатель. Пилоты посмотрели на панель приборов: согласно датчикам, двигатель не работал. Но спасатели сказали, что турбина продолжает вращаться и приближаться к самолету опасно. Аварийный выключатель двигателя тоже не остановил Trent 900. Из кабины отключить силовую установку было невозможно.

На безопасную остановку двигателя ушло больше часа: спасатели просто заливали турбину пеной и водой. Нюанс в том, что двигатель рассчитан на работу в похожих условиях — ведь самолет, например, может попасть под сильный ливень, и силовые установки должны без проблем работать. А поскольку запас прочности Trent 900 был большим, даже напор пены из пожарных рукавов не особо смутил британский Trent 900.

Наконец, двигатель заглох — и можно было проводить эвакуацию. Пострадавших не было. Теперь, после спасения 469 человек, предстояло выяснить: почему разлетелся современный двигатель на новом самолете и может ли подобное повториться на десятках других A380, что уже летают по миру? Случай с рейсом Qantas 32 стал первым реально серьезным инцидентом с Airbus A380 — и это спустя всего два года после выхода на коммерческие рейсы. Репутация главной гордости французского концерна оказалась под вопросом: самолет и так не особо расхватывали покупатели (высокая стоимость, дорогое обслуживание, не на всех маршрутах использование выгодно), а если в нем к тому же есть технические изъяны, лайнер окажется в очень непростом положении.

Boeing 727

Согласно изданию BusinessWeek, на два миллиона триста летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. Всего c 1963 по 1984 год успели построить почти две тысячи авиалайнеров, способных перевозить до 189 пассажиров каждый. Из них 114 бортов потерпели крушение. В авиакатастрофах погибли почти четыре тысячи человек, включая пассажиров и случайных жертв на земле.

Массово 727-е производили в 1970-е. На эти годы пришелся их расцвет. В 1990-е крупнейшие авиалинии начали избавляться от устаревших самолетов, многие из которых переделали в частные и правительственные. Так, Дональд Трамп в то время перемещался на 727-м с обеденным залом, спальней и душевой. На более современный 757-й он пересел только в 2009-м. На переделанном под частные нужды 727-м также передвигался финско-канадский модельер Петер Найгард.

Самые опасные в мире самолеты

Эксперты считают самолеты самым безопасным видом транспорта. Это быстрый и комфортный способ передвижения. Но, несмотря на высокую оценку, авиакатастрофы происходили и, к сожалению, время от времени происходят. А известные мировые издания составляют рейтинги моделей «воздушных судов», которые являются опасными или безопасными на данный период.

Так, например, самым безопасным самолетом в мировой практике назван Боинг 777, с которым случались неполадки и аварии во время эксплуатации, но все же не было смертельных случаев. Еще одна модель самолета, присутствующего в рейтинге желаемых для полета, – это Аэробус A340, с которым не было смертельных катастроф. Какие же воздушные модели включены в антирейтинг?

Четвертый в перечне опасных самолетов

Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов – такие сведения публиковало издание BusinessWeek насчет данной модели. Большая авария с этим Боингом случилась 25 декабря 2003 года, когда погибли 141 пассажир из 163, находящихся на рейсе.

Самолет производился в период 1963-1984 годов, было выпущено порядка двух тысяч единиц. Крушением закончился полет 114 бортов, в результате катастроф погибли около 4 тысяч человек.

ТУ-134

По статистике на 1087 тысяч летных часов происходит 1 авария. В 2007 году самолет приземлился мимо полосы, в результате чего остановился только через 200 м. Избежать жертв не удалось, несколько пассажиров скончалось на месте. До этого случая модель разбивалась в 1997 году во Вьетнаме.

Многие помнят трагедию, унесшую жизни 43 человек. В 2004 года ТУ-134 был захвачен террористкой-смертницей.

Самолеты разбиваются довольно часто, но все же этот транспорт считается одним из самых безопасных в мире. Особенно, если нужно перемещаться на дальние расстояния. К сожалению, трагедий не избежать. Поэтому рейтинг самых опасных самолетов будет постоянно меняться и дополняться.

https://youtube.com/watch?v=HOw0pu2VZaM%3Ffeature%3Doembed

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto

Бум!

Примерно в 9:54 утра A380 вылетел из сингапурского аэропорта Чанги и направился в Сидней. 464-тонный самолет поднимался на крейсерский эшелон. Командир вспоминал, что погода была идеальной и все шло как надо — экипаж закончил проверку систем после взлета и готовился погасить табло «пристегнуть ремни». Вдруг в 10:01 все на борту услышали сначала тихий хлопок слева от фюзеляжа, а спустя мгновение раздался уже настоящий грохот. Дисплеи на приборной панели едва успевали выводить список предупреждений об отказах и ошибках: бортовая система ECAM почти что плавилась от внезапного количества неполадок. Столь серьезное ЧП для двухлетнего лайнера, еще и флагмана чуть ли не всей гражданской авиации, казалось просто невозможным.

Ошибки указывали на большие проблемы второго двигателя: он располагается слева под крылом между фюзеляжем и внешним (первым) двигателем. Сам по себе отказ одного из четырех Rolls-Royce Trent 900 не несет весомой угрозы: конечно, в таком случае экипаж почти наверняка примет решение приземляться в ближайшем подходящем аэропорту, но глобально ни один самолет не начинает падать камнем при остановке двигателя. Другое дело, что Trent 900 не просто отключился, а буквально разорвался — и обломки насквозь пробили крыло. На нем, помимо топливных баков, находятся важнейшие элементы механизации — предкрылки и закрылки, плюс сконцентрирована масса датчиков и кабелей для их работы. Магистрали хоть и дублируются на случай неполадок, но обломки двигателя разрезали практически все ключевые провода и патрубки.

Автоматическая система пожаротушения справилась с огнем во втором двигателе, но при попытке его выключения возникла проблема: Trent 900 не слушался команд от органов управления в кабине и фактически работал автономно. Причем бортовой компьютер, распознав потерю мощности, стремился вернуть ее и подавал в двигатель все больше топлива. Случилось так из-за перебитых обломками кабелей. Здесь уже ситуация становилась более серьезной. Наконец, дышащий на ладан двигатель не выдержал, и от него отлетел 160-килограммовый диск турбины. Всего повреждения коснулись 650 кабелей, самолет потерял больше половины возможностей гидравлики и электрики.

Бортовой компьютер понял, что дела плохи, и перевел пострадавшие из-за перебитых кабелей внешние двигатели №1 и №4 в безопасный режим. Единственный двигатель, которого не коснулись проблемы, — №3. Но еще более серьезные сложности вызвало повреждение гидравлики. В A380 она разделена на две (зеленую и желтую) независимые системы, которые отвечают за разные функции. Из зеленой вытекла вся гидравлическая жидкость — а эта система, кроме прочего, отвечает за выпуск шасси. Экипаж мог надеяться только на выход всех 22 колес под действием гравитации, когда створки раскроются, — благо такая опция предусмотрена на самолетах с давних времен.

LET L-410

Разработка из Чехословакии, которую можно отнести к самым опасным. В течение 40 лет было создано 1100 машин, из которых еще 500 находятся в строю. Почему же эту модель считают небезопасной? Из 118 аварий, с участием LET L-410, 108 машин полностью уничтожены.

Эта модель очень популярна, ее используют российские авиакомпании для перевозки пассажиров на небольшие расстояния.

По состоянию на февраль 2019-го в результате катастроф и серьезных аварий в общей сложности было потеряно 11 самолетов Airbus A310. Кроме того, Airbus девять раз пытались угнать. Всего в летных происшествиях при эксплуатации самолетов этого типа погибли 830 человек. В частности, 30 июня 2009-го лайнер A310, принадлежавший Yemenia — Yemen Airlines, упал в открытое море. Погибли 153 человека, спаслась только 12-летняя девочка.

Наряду с Boeing 767-200 Airbus А310 является самым маленьким широкофюзеляжным самолетом в мире. Официально он производился с 1983 по 1998 год. Всего было построено 255 машин. Основным вариантом самолета был А310-300, серийно выпускавшийся с 1985 года. К сегодняшнему дню лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели А330. В Европе, к примеру, А310 уже не используют, а в России последний самолет этого типа летал под флагом авиакомпании S7 до конца 2013-го.

Aэробус A310

На начало предыдущего года во время катастроф и аварий было потеряно 11 бортов этой модели, сопровождающихся гибелью 830 пассажиров. Aэробус A310 подвергался попыткам угона 9 раз.

Это небольшой широкофюзеляжный самолет, выпускаемый с 1983 по 1998 годы, всего произвели 255 единиц этой техники. Модель А310-300 серийно выпускалась с 1985 года. На данный момент этот самолет «уходит в историю», уступив свое место улучшенному современному лайнеру Аэробус А330.

De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter

Популярный самолет малого радиуса действия, приспособлен для посадки на воду. Его используют для перевозки грузов, почты, людей.

Чем же интересна эта модель? К сожалению, из 850 машин 262 разбились полностью. Это значит, что каждая третья поездка заканчивается трагично.

Twin Otter выпускают и сегодня. Он находится во флоте многих стран. Чаще всего самолеты используют мелкие перевозчики, которым необходимо перемещаться между архипелагами. Делать это очень удобно, модели не нужна взлетно-посадочная полоса.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий