Что такое карма в традиционной индийской философии?

Удивительное рядом

Значение кармы в древнеиндийской философии

Индийская мудрость прошла сквозь столетия и не претерпела изменений. Она сохранилась до теперешнего времени и только совершенствовалась на протяжении всего периода своего существования. Однако до нас понятие кармы дошло в упрощенном виде, несмотря на то, что она является основой всех индийских религиозных учений. Важная роль ей отведена в 2-х главных восточных религиях — буддизме и индуизме. Каждое из этих направлений имеет собственную трактовку и правила для последователей.

Основная идея, которую доносит нам это учение, заключается в том, что необходимо сеять добро на земле, жить в мире и гармонии с собой и окружающими. Все поступки, совершенные человеком, принесут свои плоды, и за все содеянное рано или поздно придется понести расплату.

Закон кармы действует везде. Даже если кто-то не верит в него, это не отменяет его влияния.

Как узнать свою карму?

Стремление понять смысл и цель своей жизни, нередко приводит человека к попыткам понять, какова его кармическая задача. Для этого необходимо поработать с датой рождения.

Карма по дате рождения

Узнать особенности своей судьбы человек может с помощью даты рождения. Для этого ему необходимо сложить все цифры, которые в ней присутствуют. Например, индивид родился 28 мая 1984 г. , тогда сложить нужно так: 2+8+5+1+9+8+4=37. Число 37 представляет собой индивидуальную кармическую цифру. В этом возрасте с человеком могут произойти важные изменения, обусловленные запрограммированными обстоятельствами.

Надо обратить внимание на то, в какой промежуток попало число:

  • 10-19 — человек должен совершенствоваться духовно и физически;
  • 20-29 — пользоваться опытом предков, развивать интуицию;
  • 30-39 — учить других людей законам жизни, но сначала постичь их самому;
  • 40-49 — углубиться в самопознание;
  • более 50 — заняться самосовершенствованием.

Общее понятие кармы в буддизме и других религиях

Какой бы религии не придерживался человек, он прекрасно знает, что почти каждое его действие и поступок имеет определенные последствия. Обычно тот или иной выбор оставляет след на будущей жизни после смерти. Если постараться обобщить данную схему, то получится, что плохие или же негативные поступки склоняют чашу весов в сторону будущего наказания, а хорошие или положительные деяния соответственно влекут поощрение.

Такая система несколько разнится в каждой из религий, но принципы остаются примерно одинаковыми. Несколько иначе на этот вопрос отвечает блок индийских учений. Любое из них известно тем, что уделяет особое внимание, прежде всего духовной составляющей человека и ставит во главу всей жизни развитие именно в этом направлении. Не удивительно, что и причинно-следственная связь человеческих поступков и событий здесь трактуется совсем по-другому.

Прежде всего, следует отметить, что переводится это слово на русский как деяние. Это наиболее близкое по значению слово из всех возможных переводов. Карма представляет собой своеобразный закон, который регулирует взаимоотношение между поступками человека и будущими событиями, которые становятся их результатом. Это подразумевает, что в жизни людей ничего не происходит просто так. Любая потеря или находка, успех и неудача – все это регулируется только кармой и ничем другим. Именно действия человека программируют всю его последующую жизнь.

Что интересно, карма затрагивает не только конкретную человеческую жизнь – не стоит рассматривать ее так узко. Этот закон является центральным в еще одном понятии, которое характерно для индийского блока религий, как сансара. Как и в отношении кармы, у каждого учения своя трактовка этого явления и для каждого она индивидуальна, но все же информационный фундамент понятия одинаков.

Сансарой называется цикл перерождений человеческой души, в ходе которого меняется только физическое тело и сознание, а ряд характеристик остается прежним.

Именно такой константой и является карма, хотя такое определение не совсем верно, ведь именно она и провоцирует данную цикличность и процесс перерождения вызван ее наличием у того или иного человека. Всякая душа, которая столкнулась с понятием кармы и сансары пытается вырваться из этого цикла, ее цель – освобождение от него и переход на совершенно иной уровень. Об этом процессе мы поговорим чуть ниже.

Важно отметить, что роль Бога во всем этом действии также немного отличается в зависимости от того, какую религию мы рассматриваем. Чаще всего Бог является своего рода распределителем поощрений и наказаний в зависимости от качества кармы. Либо же никак не вмешивается в кармические процессы, но способен воздействовать на нее непосредственно.

Закон кармы в индуизме

Прежде всего, необходимо осознать, что понятие кармы не подразумевает какой-либо судьбы и не выступает в ее роли. Индуизм придерживается того, что человек обладает свободой выбора, ведь без нее и не было бы возможности выйти из сансары и обрести высшую свободу.

Не существует абсолютно никакой упорядоченности в кармических действиях. Это означает, что совершая тот или иной поступок, человек не программирует себя на какое-либо событие. Конечно, положительные действия влекут положительное и наоборот, но в какой момент времени плоды будут получены – не знает никто.

Чтобы лучше понять это явление, необходимо ознакомиться с разновидностями кармы, которые описывает индуизм.

Всего их три:

  • Накапливаемая (криямана);
  • Приносящая плоды (прарабдха);
  • Накопленная (санчита).

Все поступки и действия оставляют какую-то часть в накапливаемой карме, ее запас постоянно пополняется, пока мы выполняем кармические действия. Когда приходит пора перерождения духа, накапливаемая энергия переходит в разряд накопленной. В этот момент происходит цикл сансары и часть накопленной кармы распределяется по будущей жизни случайным образом. Это означает, что в ней может быть поровну наказаний и поощрений, либо же они могут быть в абсолютно разных долях.

Все это является волей случая, поэтому велика вероятность, что прарабдха в итоге будет полностью состоять из наказаний, хотя в целом карма была положительна. Подобный круговорот происходит до тех пор, пока накопленная карма не используется вся для перерождений. В этом случае дух человека обретает свободу и вырывается из цикла сансары. Но как может закончиться санчита, если она постоянно восполняется за счет крияманы, спросите вы. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Как уже упоминалось, положительные поступки делают карму светлее и влекут за собой всевозможные поощрения в виде наслаждений и тому подобного.

Негативные же действия пагубно отражаются на карме и переводят ее в отрицательную плоскость.

На первый взгляд может показаться, что следует стремиться к позитиву, и что именно здесь сокрыт единственный путь к духовной свободе. На самом деле это не так. Любые поступки, будь то хорошие или плохие, укрепляют вашу позицию в цикле сансары. Конечно, в первом случае ваша жизнь будет куда лучше, она приносит много радости и наслаждений, но это не свобода, а хождение по кругу.

Освобождение, или как оно еще называется мокша, возможно только в том случае, когда за вашими поступками не стоит никаких собственных желаний. То есть суть такой деятельности сводится к выполнению какого-либо дела, без ожидания платы или вознаграждения за него. Конечно же, речь здесь идет не столько о материальных благах, сколько о достижении какого-то внутреннего результата.

Например, человек может сделать что-то хорошее на первый взгляд безвозмездно, на самом же деле он преследует какие-то свои интересы, это даже может быть банальное желание потешить свое самолюбие или что-то в этом духе. Пусть такой поступок и отложится положительно в его карме, но ни одного шага на пути к мокше в результате такой деятельности не произойдет.

Поступок, который не имеет никакой подложки в виде личных желаний, на карме вообще никак не отражается.

Напротив, такая деятельность берет часть санчиты и уничтожает ее. Именно в этом и заключается секрет того, каким образом можно покинуть сансару. Следует отметить, что все это вовсе не означает, что душевное освобождение и выход из цикла возможен только после смерти, нет, подобных результатов можно добиться и при жизни, а также сопровождается познанием самой сути человека и раскрытием душевного потенциала.

Карма в шраманскую эпоху

Све­де­ния о К. в этот пе­ри­од со­хра­ни­лись пре­ж­де все­го в буд­дий­ских тек­стах па­лий­ско­го ка­но­на (см. Ти­пи­та­ка), брах­ма­ны и шра­ма­ны раз­де­ли­лись на сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков эф­фек­тив­но­сти че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий, со­от­вет­ст­вен­но крия­ва­ди­нов и ак­рия­ва­ди­нов. Сре­ди по­след­них буд­дий­ские ис­точ­ни­ки вы­де­ля­ют фа­та­ли­стов, ут­вер­ждав­ших, что всё в ми­ре про­ис­хо­дит по во­ле слу­чая, и теи­стов, объ­яс­няв­ших че­ло­ве­че­скую участь бо­же­ст­вен­ным вме­ша­тель­ст­вом, а так­же ма­те­риа­ли­стов, с точ­ки зре­ния ко­то­рых при­чи­ной все­го яв­ля­ет­ся «соб­ст­вен­ная при­ро­да» ве­щей (сваб­ха­ва). В боль­шин­ст­ве из пе­ре­чис­лен­ных док­трин от­ри­цание мо­раль­ной зна­чи­мо­сти по­ступ­ков не влек­ло за со­бой от­ри­ца­ние пе­ре­ро­ж­де­ния. Сре­ди крия­ва­ди­нов из­вест­на по­зи­ция муд­ре­цов Упа­ни­шад, по­сле­до­ва­те­лей джай­низ­ма и буд­диз­ма. Все они, при­зна­вая мо­раль­ную си­лу К. , со­глас­ны с тем, что «хо­ро­шая» К. ве­дёт к бла­го­при­ят­но­му пе­ре­ро­ж­де­нию, а «пло­хая» – к не­бла­го­при­ят­но­му, но что при этом гл. це­лью че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся не луч­шее ро­ж­де­ние, а из­бав­ле­ние от пе­ре­ро­ж­де­ния как та­ко­во­го – как не­бла­го­при­ят­но­го, так и бла­го­при­ят­но­го. Во­прос о том, как это­го дос­тичь, имел два «про­стых» ре­ше­ния, в ос­но­ве ко­то­рых – ото­жде­ст­в­ле­ние «зла» пе­ре­ро­ж­де­ния с дей­ст­ви­ем (те­лес­ным, ре­че­вым, мен­таль­ным). Пер­вое ре­ше­ние пред­ла­га­ли джай­ны и ад­жи­ви­ки: мож­но из­ба­вить­ся от пе­ре­ро­ж­де­ния, пре­кра­тив дей­ст­вие как та­ко­вое; вто­рое – Упа­ни­ша­ды: мож­но до­бить­ся то­го же ре­зуль­та­та, пре­кра­тив ото­жде­ст­в­лять с дей­ст­ви­ем своё выс­шее не­из­мен­ное «я» (уче­ние о выс­шем Ат­ма­не). Джай­ны трак­ту­ют К. на­ив­но ма­те­риа­ли­сти­че­ски – как род ве­ще­ст­ва, ко­то­рое «при­ли­па­ет» к чис­той по сво­ей при­ро­де ду­ше (джи­ва) и, дер­жа её в «свя­зан­ном» со­стоя­нии, ме­ша­ет дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния (мок­ша).

Понятие кармы в древнеиндийских религиях

В буддизме и индуизме, а также других древних религиях Востока в деталях описывается процесс накопления кармы, ее трансформация и воздействие на дальнейшую судьбу человека.

Древнеиндийские религии представляют карму как энергию, накопленную в течение этой и предыдущих жизней. Закон вечного круговорота бытия носит название сансара. Он олицетворяет перерождение души в новом теле — реинкарнацию.

Таким образом, карма накапливается за весь период существования души на земле. После смерти человека она «добавляется» к предыдущему кармическому опыту. В последующем воплощении из нее случайным образом берется отдельный фрагмент, который распределяется по всей будущей жизни человека.

Выбранная карма проявляется в виде каких-либо событий. Они называются дарами. Если преобладает позитивная энергия, то жизнь будет полной радости и счастья, благоприятных событий и впечатлений. Если же доминирует негативный опыт предыдущих жизней, то с большой долей вероятности человеку придется прожить его снова в своем воплощении.

Никогда заведомо не известно, какая карма будет взята из предыдущих воплощений, поэтому нужно стараться накопить как можно больше позитивной энергии, добрых поступков и светлых мыслей. Таким образом, человек повышает свой шанс стать счастливым и благополучным в этой и будущих жизнях.

Также подобные учения приводят к пониманию того, что людям неподвластно их прошлое. Есть та часть жизни, которую невозможно изменить, и с этим нужно смириться. Однако то, что будет происходить в будущем, напрямую зависит от того, что происходит в жизни сейчас. Это полностью определяет будущее и вектор движения.

То, что происходило в прошлом, влияет на теперешние события, однако оно не сможет повлиять на будущее. Последнее формируется текущими событиями, поэтому не стоит заострять свое внимание на негативном опыте прошлых лет, а двигаться вперед, создавая новую реальность и новую карму.

Согласно древнеиндийским учениям, это означает присутствовать в теперешнем моменте, здесь и сейчас. Только так можно активно влиять на свое будущее.

Однако в индуизме и буддизме конечной целью человека является не накопление положительной кармы, а полное избавление от нее — освобождение.

Карма в древнеиндийской философии не является неотъемлемой частью человека. Она представляет собой невидимые оковы, заставляющие человеческую душу беспрестанно вращаться в круговороте сансары, перерождаясь бесконечное множество раз.

Таким образом, только избавление от нее подарит переход на новый уровень осознанности, отрешение от проблем материального и физического плана.

Карма в науке и религии

Не все религиозные течения признают кармическую теорию. По-разному ее оценивают и теоретики разных научных школ.

Карма и законы физики

В физике существуют доказательства, поддерживающие кармический закон. Основанием для этого стала связь между отдельными электронами. Между любой парой этих частиц всегда можно обнаружить взаимодействие. Исследователи, сторонники и последователи кармы, наблюдая единство между простыми элементами, утверждают, что если связи имеются на таком уровне, есть они и на более высоком, т. на уровне человеческой души.

Существует следующий закон физики — квантовое единство, который основывается на неделимости различных частиц, их соединенности. Небольшие изменения в одной части планеты могут привести к катаклизмам в другой. Отследить эти процессы часто невозможно, однако они есть.

Теория йоги имеет в своей основе открытый недавно учеными-физиками Закон бутстрапа (обратной связи). Можно найти много интересных фактов, которые могут подтвердить кармическую теорию законами физики, выведенных эмпирическим путем.

Карма в индуизме

В индуизме карма значит в жизни человека все, но во многом ее проявления определяются волей случая. В ней нет жесткой упорядоченности, поэтому счастье и беды могут быть неравномерно распределены в одном воплощении. Любые действия, вне зависимости от того, хорошие они или плохие, принесут в жизнь какие-то события, поэтому колесо Сансары будет вращаться вечно. Если человек делает добро, он будет получать наслаждения, однако не сможет выйти из цикла перерождений.

Обрести свободу можно будет тогда, когда человек начнет совершать добрые дела, не ожидая от своих поступков какого-либо для себя результата. Но разобраться в том, было ли деяние совершено бескорыстно, можно только, если человек хорошо познает себя. Например, добро нередко делается для того, чтобы потешить свое самолюбие. Такие дела не будут способствовать выходу из цикла перерождений.

Карма в буддизме

В буддизме считают, что карма человека тесно связана с его осознанным выбором. Если он намеренно хотел причинить зло, значит, такое действие повлияет на его судьбу. Плохой поступок принесет в жизнь негативные события, они же будут способствовать рождению еще большего количества отрицательных эмоций, следствием которых снова станут дурные дела.

Улучшить будущую карму можно средством изменения мировоззрения. Необходимо осознанно нести добро в мир, даже на уровне мыслей. Например, фантазия о том, как будет страдать враг, может сильно испортить карму.

Человек не может знать, что принесет ему тот или иной шаг, поскольку формирование будущего — сложный процесс. Согласно буддийскому учению, не стоит рассчитывать на счастье и радость в ответ на добро. Часто счастье становится следствием тех действий, которые были сделаны человеком неосознанно, по душевному порыву. Только поступки без желаний помогут освободить душу от бесконечного числа перерождений.

По сути, закон кармы – это представление человека о высшей справедливости. Всем нам хочется верить, что каждый получит по справедливости: тех, кто совершает хорошие поступки, судьба вознаградит, а тех, кто причиняет зло окружающим, наоборот, накажет. Именно эти представления легли в основу концепции о карме.

Интересно, что так называемый закон притяжения, который сейчас используют тренеры личностного роста, – это на самом деле также переосмысленный закон кармы, который был сформулирован задолго до появления концепции осознанной жизни. Он гласит, что мысли, слова и поступки способны притягивать в нашу жизнь определенные события, опыт и даже людей.

Отношение к карме в современной Индии

В Индии до сих пор верят в существование кармических взаимосвязей. Тем не менее, научного обоснования или доказательства их существования до сих пор нет. Однако это не отрицает их воздействия на всех живых существ и естественный ход событий в окружающем мире.

Этим определяется и наличие каст в Индии, которое носит наследственный характер. Люди из разных сословий не могут соединить свои судьбы ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает нерушимость общественных устоев и предопределяет путь развития.

https://youtube.com/watch?v=DNqVl93dmgo%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий