- Прибалтика
- Оркус
- История и образ бога Аида
- Царство бога Аида
- Ацтеки
- Американская мифология
- Ацтеков
- Кауилья
- Инки
- Инуиты
- Латиноамериканский народный католицизм
- Майя
- Наррагансетт
- Умбанда и Кандомбле
- Vodou
- Экранизации
- Древняя Греция
- В фантастике
- Аид в культуре
- Мифология Юго-Восточной Азии
- Филиппины
- Характер бога царства мертвых
- Американские боги
- Азия
- Японские боги
- Насколько почитаемым был Анубис в жизни Древнего Египта
- Аид и Персефона
- Ближневосточные боги
- Анубис и Осирис
- Происхождение бога
Прибалтика
Велс – бол подземного мира в балтийской мифологии, владыка и покровитель скота, а также пастух душ, попадающих в его владения после смерти.
Туоне – владыка и сторож царства смерти Туонеле, где хотя и всё вроде бы то же самое, что и в мире живых, но иное: вода – черная, леса — темные, звери — все страшные, вместо колосьев — из земли растут зубы змеи.
Чтобы души из такого места не сбегали, их сторожат хозяева: Туоне, его злобная супруга и плод их любви – сын, имеющий железные когти.
Оркус
Оркус, или Орк,– это самый первый бог смерти из классической древнеримской мифологии. Племя этрусков считало Оркуса одним из демонов невысокой иерархии, но затем его влияние возросло. Идола изображали огромным крылатым существом с острыми рогами, клыками и хвостом. Именно Оркус послужил прообразом современных демонов и дьявола.
До того как римляне подверглись греческому влиянию, их бог смерти считался правителем загробного мира и чем-то напоминал другое божество – Дис Патера. Затем черты и функции Оркуса полностью перешли к Плутону.
Кстати, Оркус стал прообразом не только современных демонов и дьявола, но и таких существ, как орки.
История и образ бога Аида
Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в божественной истории. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей — Зевса, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира сел на трон Царства мертвых.
Позже Аида стали почитать как владыку подземных богатств — он даровал урожай из недр земли. Когда его наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, характеристика образа немного смягчилась.
Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его Гомер, насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает души в Царстве мертвых. Еще одна способность бога — умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.
На картинках в книгах Аид нередко изображается похожим на Зевса — немолодой мужчина с роскошной бородой. Древние изображения бога отличаются пустыми, мертвыми глазами без зрачков или повернутой назад головой — символы того, что он не общается с живыми и не встречается с ними взглядом. Оружие бога — скипетр, украшенный фигуркой трехголового пса, или двузубые вилы; еще одним его атрибутом является волшебный шлем, делающий владельца невидимым, — подарок циклопов за освобождение из подземного мира.
Танатос (Танат, Фанат), греч. , лат. Морта или Морс — бог смерти и сама смерть, сын богини ночи Никты и бога вечной тьмы Тартара.
У Танатоса было сердце из железа, черные ледяные крылья и безжалостная хватка: попавший в его руки не мог и мечтать о пощаде или отсрочке. Танатос внушал ужас не только людям, но и бессмертным богам. Между тем Танатос обладал всего лишь исполнительной властью, а день смерти определялся судьбой (см. «Мойры», «Парки»). В строго предназначенный срок (регистрация планируемых кончин у Танатоса всегда была на высоте) бог смерти исторгал из человека душу, уносил ее в загробный мир и вручал мрачному Аиду.
Лишь дважды Танатос сплоховал, имея дело со смертными (см. статьи «Адмет» и «Сисиф»).
Картина: Фредерик Лейтон «Гипнос и Танатос» (Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду).
Античные художники изображали Танатоса в виде молодого мужчины с черными крыльями и с угасшим или угасающим факелом; чаще всего мы видим его в обществе брата, бога сна Гипноса, например в распространенном сюжете вазописи: «Танатос и Гипнос переносят тело Сарпедона в Ликию».
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Царство бога Аида
«Нижний» таинственный мир носит имя своего владыки – Аид. Он располагается глубоко под землей, живому человеку попасть в него непросто. Души умерших ко входу на территорию бога смерти обычно провожал Гермес.
В редких случаях их могла сопровождать Ирида – радужная посланница богов. Она также имела право спускаться в Подземный мир и некоторое время безнаказанно находиться там.
По мнению древних греков, «темный» мир находится в западной стороне. В прошлом считалось, что запад – символ умирания. На западе садится солнце, мир погружается в холод и тьму, ассоциирующиеся с Царством теней.
Во владениях бога смерти есть реки и болота, озера, пустоши, равнины и луга. В одних местах здесь царят тишина, покой и забвение, в других – холод, темнота, слышатся стоны и крики страдающих после смерти грешников.
Ступить на земли Аида можно, только перебравшись через черные бурные воды реки Стикс (в другой версии – реки Ахерон – реки смерти).
Старый Харон на своей лодке переправляет с одного берега на другой тени, однако на борт он пускает лишь тех, кто готов заплатить. Ворота в Загробное царство охраняет свирепый, преданный Аиду демонический пес с тремя головами – Цербер.
Есть также предположение, что существует три незримых двери, ведущие в Аид:
- Первая находится в Пилосе: в храме, выстроенном в честь божества;
- Вторая – на Тенарском мысе;
- Третья – на берегу озера Аверн.
Страшный суд над душами вершится за воротами царства. Оценивают прижизненные поступки такие древнегреческие персонажи, как Радамант, Минос и Эак.
Если человек совершал лишь благие деяния, ему дают испить волшебной воды из реки забвения. После этого тень забывает о прошлом. Грешников же обрекают на муки и страдания.
- Конечно, подобные суеверия бытовали и до него, но именно благодаря «Комедии» Алигьери они стали общеизвестными штампами.
- Который в разных пантеонах нашей Земли также известен, как Аид, Плутон, Чернобог и Яма.
Ацтеки
Огромный интерес представляет ацтекская мифология. В частности, отражённое в ней трепетное и неимоверно уважительное отношение к смерти.
Одна из самых характерных черт ацтекской религии – это жертвоприношения, в первую очередь человеческие. Принося человеческие жертвы своим богам, ацтеки верили, что поддерживают мировой баланс, обеспечивают богов слугами и воинами.
Известно, что у ацтеков была распространена кремация. Как правило перед сожжением умерших облачали в лучшие дорогие одежды, связывали так, чтобы они сидели на корточках, и заворачивали в ткань. Правителей и знать хоронили в каменных гробницах. В некоторых случаях человека хоронили или сжигали вместе с живой собакой. Ацтеки полагали, что собака станет полезным проводником в подземном мире.
В рот умершему клали размолотую кукурузу и несколько нефритовых бусин, которые использовались в качестве денег. В отличии от греков, деньги умершим ацтекам нужны были для того, чтобы человек мог себе что-нибудь купить поесть в другой жизни.
Простолюдина хоронили под твердым глиняным полом его дома вместе с его повседневными вещами; если это был рыбак, то с ним клали сети и гарпуны, если воин – щит и копье. Всем ставили в могилу горшки с едой и питьем.
Погибшие на войне герои попадали в так называемый Восточный Рай или Дом Солнца. Кругом были сады, а воины всё свободное время посвящали спаррингам. Проведя четыре года в Доме Солнца, души воинов возвращались в мир живых в виде колибри или бабочек.
Также с великими почестями провожали женщин, умерших во время родов. Их души отправлялись в Западный Рай или Дом Зерна, где уже трансформировались в богинь. Их души также возвращались на землю через четыре года — иногда в виде мотыльков, а иногда — в виде демонов и духов, приносящих несчастья тем, кто их увидит.
Для умерших иными способами (самоубийство, удар молнии, болезнь и т. ) было царство Тлалока, бога воды и дождя. Если тела воинов кремировали, то уходящих к Тлалоку хоронили. Вместе с телом в гроб к умершему клали сухую ветку. После погребения она должна была со временем зазеленеть. Царство Тлалока — край вечной весны и благополучия.
Люди, которые дожили до преклонного возраста или умерли естественным путём и не могли рассчитывать на попадание в рай, переправлялись в подземный Мир Мёртвых, или Миклтан. Это место находилось далеко на севере, и правил там бог Миктлантекуитли.
Требовалось пройти восемь различных испытаний в преисподних, и только в девятой из них душа умершего, мучившаяся к этому моменту уже четыре года, полностью уничтожалась. Печальная участь, но у мучений хотя бы есть конец.
Этот мрачный путь для тех, кто умер ненасильственной смертью, подчеркивает, как ацтеки воспринимали и жизнь, и ее окончание. Павшие в бою были более уважаемы, чем люди, избежавшие такого конца и дожившие до старости. Поэтому для многих было предпочтительнее совершить ритуальное самоубийство, чем умереть от естественных причин.
Интересно, что останется после нас и как это будет интерпетировано, что увидят потомки через пару тысяч лет. Например в Японии сейчас используют «хай-тек» кладбища чтобы решить проблему нехватки места.
Отдельная благодарность Lime Is Fine за помощь в редактировании.
Американская мифология
Ацтеков
- Чихуатетео ( ацтекская мифология ), божественные женщины. Духи женщин, умерших во время родов.
- Коатликуэ ( ацтекская мифология ), младшая богиня смерти, а также богиня жизни и возрождения.
- Итцлаколиуки ( ацтекская мифология ), олицетворение зимы как смерти
- Миктлантекутли ( ацтекская мифология ), главный бог смерти; повелитель подземного мира
- Тлалок ( ацтекская мифология ), бог воды и младший бог смерти; правитель Тлалокана, отдельного подземного мира для тех, кто умер от утопления
- Шипе Тотек ( ацтекская мифология ), бог-герой, бог смерти; изобретатель войны и повелитель эпидемий
- Ксолотль ( ацтекская мифология ), бог заката, огня, молнии и смерти
Кауилья
- Таксет , мифология хайда
- Тиа (богиня)
Инки
- Супай ( мифология инков )
- Вичама ( мифология инков )
Инуиты
- Айпалоовик
- Пана
Латиноамериканский народный католицизм
- Эль-Тио , властелин преступного мира, в Серро-Рико , Боливия
- Санта-Муэрте , народная святая и богиня смерти в Мексике.
- Сан-ла-Муэрте , народный святой и бог смерти в Парагвае, Аргентине и Бразилии.
- Сан Паскуалито , народный святой и бог смерти в Гватемале и Мексике.
Майя
- Камазоц , бог летучих мышей, обитающий в преисподней
- Cizin
- Ixtab
- Xtabay
- Боги смерти майя, известные под разными именами (Хунхау, Уакмитун Ахау, Ах Пуч, Кисин, Юм Кимил)
Наррагансетт
- Maquetauire Guayaba
- Опиель Гуабирон
Умбанда и Кандомбле
- Exu Caveira
- Exu Tranca-rua das almas
Vodou
- Барон Самеди , барон Ла Круа , барон Чиметьер , барон Криминель
- Геде Нибо
- Геде или Геде
- Маман Бриджит
Экранизации
Биография Аида нашла отражение в кинематографе. Наиболее популярными фильмами являются «Битва титанов» и «Гнев титанов», где этот персонаж занимает одну из ключевых позиций. Сыграл правителя подземного мира актер Британии Рэйф Файнс.
Для детей в 1997 году был снят мультфильм «Геркулес», где бог мертвых пытается свергнуть Зевса и захватить власть в мире живых. Ему противостоит Геркулес, намеренный уничтожить зло.
Также Аид появляется в картине «Перси Джексон и Похититель молний», телесериале «Зов крови».
Мрачный, безжалостный, но справедливый – таков бог подземного мира, в котором души обретали свое последнее пристанище.
Древняя Греция
Способов погребения у греков было 2: сожжение на костре, предание земле — захоронение. Оба способа приветствовались и не вызывал нареканий.
После кремации тела, прах собирался, его складывали в специальную урну и закапывали в землю или хранили в гробнице.
Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на близлежащие необитаемые острова. В этом случае в могилу клали все ценности, которыми дорожил человек при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а женщинам – драгоценные украшения и дорогую посуду.
Чтобы не допустить гнев богов, родственникам и друзьям усопшего нужно было весь день иметь скорбный вид.
Урна для захоронения
Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в царство Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса.
По преданию, Стикс огибает царство мертвых девять раз и находится под защитой Харона. Именно он переплавляет на своей лодке души умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад.
Греки кладут в рот усопшему монетку, чтобы умерший мог расплатиться с Хароном, который переправляет через Ахеронт — приток Стикса. Попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.
Некоторые основные обычаи захоронения сохранились, например усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.
Харон перевозит души через Стикс
Возможно, у вас появился вопрос почему души не могут переплыть реку без помощи Харона. Дело в том, что в реке Стикс содержаться ядовитые микроорганизмы, от которых душа умирает мучительной смертью.
Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер. Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида. Судьбы умерших решались голосованием 3 судей: Аид, Минос, Радамант. Они решали куда отправятся души дальше: на остров Блаженных (Элизиум) или в Тартар.
Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Все зависело от того, какую жизнь человек провел на Земле.
Тартар — мрачное пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида, темная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо. Изначально Тартар был тюрьмой для Олимпийцев и Богов, но позже он стал местом для наказания людей, совершающих ужасные преступления.
«Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев, Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берёг их и близким Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы), Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе, Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге, Казни здесь ждут. Но казни какой — узнать не пытайся
Не вопрошай об участи их и о видах мучений. Катят камни одни, у других распятое тело К спицам прибито колес
Тут нет никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Здесь так темно, что «ночь окружает его в три ряда, как воротник шею, а над ним растут корни земли и неубранного моря».
Немного проще было скитающимся душам, их отправляли на луга Асфодель. Сюда отправляли души, которые не совершали каких-либо значительных преступлений, но и не добились достаточного признания для входа в Элизиум.
Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии.
И наконец души, которые вели праведную жизнь, не грешили и за жизнь максимально приблизились к богу, попадают в Элизиум. Элизиум – часть загробного мира, где царит вечная весна и где герои проводят дни без печали и забот. Им управляет Радамант, и души, которые там живут, вели лёгкую загробную жизнь.
Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких. Вечно там Океан бодрящим дыханьем ЗефираВеет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставитьГомер — Одиссея
Когда душа попадает в Элизиум, у нее есть выбор остаться там или переродиться и прожить еще одну жизнь. Если человек 3 раза подряд попадает в Элизиум и все 3 раза он выбирает перерождаться, то его отправляют на Острова Блаженных для жизни в вечном раю.
В фантастике
Смерть — главный герой научно-фантастического романа « На бледном коне» , первой книги из 8-ми книг « Воплощения бессмертия ».
В романе «Книжный вор» рассказчик повествует Смерть.
Смерть — это имя одного из « Бесконечных » во вселенной DC.
Смерть — повторяющийся персонаж в серии « Плоский мир », написанной Терри Пратчеттом. Книги, в которых присутствует Смерть, включают Морта , Человека-жнеца , Душевную музыку , Отец-кабан и Вор времени. Он также появляется в эпизодической роли в « Интересных временах».
В «Песне льда и огня » Джорджа Р. Мартина гильдия убийц, известная как Безликие, полагает, что все божества смерти — это просто разные воплощения одного и того же бога, известного им как Многоликая Бог или Он Многоликая, в то время как Вера Семи поклоняется Незнакомцу как одному из Семи Аспектов Бога, олицетворяющих Смерть и Неизвестное.
В произведениях Дж. Толкина , особенно в «Сильмариллионе» , Намо АКА Лорд Мандос — это Судья Валар, Судья Мертвых и Повелитель Залов Мандоса (где эльфы ждут реинкарнации, а люди отступают, прежде чем совершить Путешествие в Запредельное).
В шоу CW TV Supernatural , Смерть делает решающий вид. Он изображается существующим рядом с Богом с незапамятных времен и настолько древним, что не может вспомнить, когда он появился; он может быть даже старше Бога. В шоу он является самым старым и самым могущественным из Четырех Всадников (Смерть, Голод, Война и Моровая язва). Он не изображается злодеем.
Во франшизе Sailor Moon последний представленный Sailor Guardian (системы Sol) — Sailor Saturn. Ее силы вращаются вокруг разрушения, разорения и смерти, и ее можно рассматривать как своего рода «бога» (все Сейлор-Стражи могут). Ее оружие — Глефа Безмолвия, способная полностью стереть с лица земли и уничтожить целые миры / планеты, если использовать ее на максимальном уровне.
Во вселенной Marvel Comics олицетворением смерти является Госпожа Смерть.
В мифах о Трансформерах присутствует персонаж Мортилуса, кибертронского божества, олицетворяющего смерть, который позже предал своих собратьев и был уничтожен, что привело к долголетию расы Трансформеров. Похожий персонаж — Падший , член Тринадцати Праймов, которого называют хранителем энтропии.
В манге и аниме « Тетрадь смерти» боги смерти (синигами) существуют в своем собственном царстве и являются владельцами «Тетрадей смерти», которые используются для убийства людей. Когда записка попадает в человеческий мир, человек, который сначала прикасается к ней, становится новым владельцем записки, может распознать бога смерти, которому она принадлежит, и бог следует за ним до конца их жизни. Однако синигами больше похожи на Мрачных Жнецов с причудливой внешностью, чем на божества, которым поклоняются. Это потому, что синигами — довольно недавнее понятие в японском фольклоре, непосредственно вдохновленное европейской фигурой Мрачного Жнеца, и, следовательно, не являются «настоящими» богами смерти. Несмотря на свое западное происхождение, многие люди будут ссылаться как на персонажей « Тетрадь смерти», так и на фольклорные синигами, используя японское имя вместо английского перевода или даже «Мрачный жнец». О подобных случаях, когда синигами больше похожи на Мрачных Жнецов в аниме, см. Bleach (аниме) и Soul Eater (аниме).
В первой кампании ролевого приключенческого подкаста The Adventure Zone персонаж Кравиц — охотник за головами, который задерживает людей, нарушая естественный порядок жизни и смерти. Он даже отмечает, что в некоторых обществах его называют Мрачным Жнецом. В то время как Кравиц начинает как второстепенный антагонист в истории, он возвращается как союзник героев. Кравиц — гей и романтический любовный интерес Таако, одного из главных героев.
В опубликованном Nintendo в 2018 году названии Kirby Star Allies показано, что Бабочка является воплощением смерти, правящей подземным миром после распыления и поглощения Галакта Рыцаря, чтобы стать Морфо Рыцарем. О нем известно очень мало, но он ждет того, что называется Судным Днем.
Аид в культуре
Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал —– «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.
Одна из главных ролей владыке Царства мертвых отдана в фильме «Гнев титанов» (1981) и ремейке «Битва титанов» (2010). Первый приключенческий боевик снял Джонатан Либесман, а продолжение создал Луи Летерье. В образе Аида предстал Рэйф Файнс.
В 2009 году зрители увидели киноадаптацию романа Рика Риордана «Перси Джексон и Похититель молний». Злодей Аид охотится на молнии Зевса. Роль исполнил британец Стив Куган.
Авторы телесериала «Зов крови», выходящего на канадском телевидении с 2010 года, тоже поэкспериментировали с образом Аида, превратив его в отца главной героини по имени Бо — сверхъестественного существа, энергетического вампира, но девушки с доброй душой. В Аида перевоплотился Эрик Робертс.
Сериальная жизнь бога продолжилась в работе Эдварда Китсиса и Адама Хоровица «Однажды в сказке». В этой фантазии герой выступает как антагонист. Костюм Аида примерил американец Грег Джерманн.
Мифология Юго-Восточной Азии
- Батара Кала ( балийская мифология ), бог подземного мира в традиционной яванской и балийской мифологии, правящий им в пещере вместе с Сетесуяра. Батара Кала также назван создателем света и земли. Он также бог времени и разрушения, пожирающий незадачливых людей. Он связан с индуистской концепцией Калы или времени. В мифологии он вызывает затмения, пытаясь съесть Солнце или Луну.
- Shingon (nat) ( бирманский )
- Тонгалель ( мифология манипури )
- Понг Лалондонг ( Тораджа ), бог смерти
Филиппины
О том, что Аиду вовсе не чужды человеческие страсти, говорит история его любви к Персефоне. Юная богиня весны прогуливалась по земле, когда её вдруг увидел Аид, что в этот момент решил подняться на поверхность. Он был настолько потрясён очаровательной внешностью Персефоны, что пожелал немедленно получить её в жёны. Вероятно, одинокая жизнь во мраке не пошла на пользу богу, и он не придумал ничего лучшего, чем украсть девушку.
После этого последовала драматичная история с Деметрой, матерью невесты, но в итоге конфликт разрешился мирно и полюбовно. Аид вынужден был отпускать супругу с весны до осени, поскольку природа нуждалась в процветании и красоте.
На зимнее время возлюбленная возвращалась в тёмное царство, а на поверхности земли наступал период холодов и грусти. Хочу заметить, что в поздних мифах Аид и Персефона часто показаны как любящая и справедливая царственная пара.
Йозеф Хейнц «Похищение Персефоны Аидом», 1598 год Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Характер бога царства мертвых
Божество из Древней Греции наделено противоречивым характером. С одной стороны, Аид – суров и непреклонен. С ним невозможно договориться, он не идет на уступки, не чувствует сострадания или жалости. С другой, этот бог тепло и радушно встречает новые души, а также готов помогать людям, даруя плодородие из глубины земли.
В записях Гомера говорится, что владыка Подземного мира всегда гостеприимен. Однако, попав на его территорию, выбраться обратно едва ли получится.
Аид не желает видеть в своем царстве живых, тех, кто пришел просто ради интереса и любопытства. Гомер также описывает божество как щедрое, веселое, разговорчивое и очень раскованное.
В представлении древних греков старший из сыновей Кроноса и Реи был отстраненным, холодным, погруженным в свои мысли. Но, несмотря на мрачный образ, Аида не считали воплощением зла, коварства, хитрости. Ему чужда ненависть, но он знает, что такое любовь.
Во многом характер Аида смягчился после того, как произошло его слияние с другим божеством – Плутосом. Этот древнегреческий бог олицетворял богатство, достаток и не был связан с темными эмоциями.
Когда два персонажа соединились, про Аида стали говорить, что он владеет несметными сокровищами, запрятанными в Подземном мире. При этом он был готов поделиться ими с теми, кто искренне обращается к нему за помощью.
Американские боги
В ацтекской мифологии у Тлалока, бога-громовержца, заведовавшего сельским хозяйством, была жена — Чальчиутликуэ. Или она была сестрой, по другим легендам. Одними из её воплощений считались богиня океанов и проточных вод Акуэкукиотисиуати и Атлакамани, богиня морских штормов и ураганов.
Её представлял как молодую девушку, что часто стояла на коленях в потоке воды, где плавали новорождённые дети. При этом на ней сине-зелёная юбка и головной убор из белых и синих лент, а её щёки закрывали длинные пряди волос. В носу у Чальчиутликуэ нефритовая пробка. Как всякое водное божество ацтеков, она была связана со змеями.
Некоторые исследователи считают: эта богиня — всего лишь женская форма Тлалока. В пользу такой версии говорит хотя бы то, что в статуэтках и рисунках она частенько носила маску Тлалока с выпученными глазами, а в кодексе Борджиа у Чальчиутликуэ шапка самого Тлалока.
Чальчиутликуэ контролировала дожди, реки, озёра, море, плодородие земли и все обряды, связанные с водой. Она дарила и хранила жизни людей. Во время родов акушеры просили её дать жизнь ребёнку вне материнского лона. Но богиня ещё и топила неугодных ей. Довольная Чальчиутликуэ наполняла водой каналы для орошения маиса. Когда ей что-то не нравилось, она устраивала засуху.
Чтобы умилостивить её, несколько дней февраля ацтеки убивали детей на вершинах гор — их слёзы считались залогом обильных дождей. В честь неё резали военнопленных. А во имя Чальчиутликуэ молодых девушек топили в водоворотах озера Тескоко.
Во времена четвёртого солнца, то есть прошлого мира, Чальчиутликуэ им правила. И как-то раз она обиделась на своего мужа и устроила дождь, что длился пятьдесят два года и затопил весь мир. Всех людей богиня превратила в рыб.
Одной из главных богинь инков, живших возле море, была Мама Коча. Она правила океаном и приносила на землю дождь. Порой и вовсе утверждали: Мама Коча — это и есть дождь. В некоторых местах верили, будто она хозяйничала ещё и во всяких других водоёмах. Ей приносили дары, чтобы она унимала бури и даровала хороший улов.
Последователи карибского культа Вуду поклонялись Агве. Он один из лоа, невидимых духов, которые выступали в роли посредника между людьми и богом. Его приветствовали выстрелами пушек.
На специально собранных лодочках в море отправляли дары Агве, чтобы упросить у него безопасную дорогу для корабля. Обычно это были жертвенные животные, экзотичные фрукты, всякие безделицы, вино, шампанское и ром. Не допускалось, чтобы в лодочке было хоть что-то, способное загрязнить море. Если она тонула, то Агве принимал дар, а если нет, то он от него отказался, а морякам нельзя некоторое время смотреть в ту сторону, куда ему отправляли дары.
Азия
Ёми-но куни – японское царство мертвых, с которым не рекомендуется вступать в контакт живым людям. Если такое произошло, человек как бы осквернен – необходимо проходить обряд очищения.
Эмма – Великий Царь, буддийское японское божество, владеющий подземным миром и выполняющий функции судьи мертвых. Чем более грешен человек, тем более страшным представляется ему Эмма. В современной мире, им пугают только маленьких детей.
Эрлик – верховный судья мира мертвых в монгольской мифологии. Его рисовали носящим ожерелье из черепов. Другой важный его атрибут, это драгоценный камень – символ богатства владений и власти над всеми сокровищами, находящимися внутри земли. Рабочий же его инструмент – аркан, с помощью которого он ловил души и уводил их из мира живых в мир мертвых.
Диюй – главный судья подземного мира. Это же название дано китайскому подземному судилищу, которое насквозь бюрократично и зарегулировано — при совершении суда входу градации грехов с нюансами и подробностями, а сама работа осуществляется с помощью огромного количества ведомств.
Японские боги
Ооямацуми, по поверьям японцев — сын двух изначальных божеств, Идзанаги и Идзанами, создавших сушу. Приходился старшим братом богине солнца Аматэрасу. Он правил морями, войной и горами — к примеру, он родитель божества Фудзиямы. В храмах, посвящённых ему, молились за жизни моряков и воинов.
Святилище Оямадзуми-дзиндзя на острове Омисима
Куда больше известно о другом японском боге моря — драконе Рюдзине, которого по сути отождествляли с Ооямацуми. Очень вероятно, что другой древний японский дракон, Ватацуми — это всё тот же Рюдзин, просто под другим именем.
Выглядел он подобно китайским морским драконом — что неудивительно, ведь образы драконов были заимствованы японцами прямиком из китайской мифологии. На голове Рюдзина оленьи рога. Усы символизируют его мудрость. А глаза дракона видят всё, что попадает в океан.
Этот бог был таким огромным, что когда он делал один вдох, тут же появлялся водоворот, одним движением лапы он переворачивал корабли, а одним взмахом хвоста Рюдзин мог стереть с лица земли целую деревню. Простой смертный был неспособен увидеть его целиком.
В человечьем облике дракон представал в виде старика в одеждах китайского императора. В такой маскировке благодаря тому, что он — самое богатое существо на свете, Рюдзин охмурял многих земных женщин.
Рюдзин жил на морском дне возле островов Рюкю во дворце из драгоценных камней и бело-красных кораллов. В других историях его домом было дно озера Бива. Залы дворца поражали воображение своей роскошью: там даже построены зимний и весенний сады, с вишнёвыми деревьями и клёнами. Правда, для людей это место опасно тем, что один день там равен сотне лет на поверхности.
С помощью волшебной жемчужины дракон управлял своими многочисленными слугами — черепахами, медузами и рыбами. Ещё морской бог покровительствовал змеям, в которых иногда превращался.
Рюдзин был самим воплощением переменчивости моря, отчего он выступал в разных мифах и в роли злобного духа, и в качестве добродушного бога. Ему приписывали как всевозможные морские бедствия, так и чудесные спасения. По легендам, именно он утопил корабли хана Хубилая, пытавшегося высадиться в Японии.
В честь Рюдзина построили множество святилищ по всей Японии. Причём ему поклонялись не только рыбаки. Помимо власти над морем он вызывал дожди и грозы, мог поделиться знаниями о том, как лечить болезни.
Айны, древнейшие жители японских островов, что теперь живут на острове Хоккайдо, слагали легенды о боге Репун Камуи.
Он выглядел как беззаботный озорной парень с гарпуном. Репун Камуи очень щедрый бог — он охранял суда и помогал людям найти то, что нельзя было достать на суше: рыбу и китов. Даже когда духи говорили, что люди резали китов без должного почтения к нему, он лишь посмеивался и говорил, что это их законная добыча.
Но на самом деле айны всегда уважали Репун Камуи, они всегда резали китов священными мечами, нарядившись в ритуальные одежды. По той же причине они особым образом хоронили умерших на берегу касаток.
Айнская фигурка рыбы
В разных религиях мира есть божества, которые непосредственно связаны со смертью. В одном случае — это проводники душ в другой мир, в другом — подземные божества и правители загробного мира, а в третьем — тот, кто забирал душу человека в момент смерти. Интересно, что все эти существа управляли мертвыми, но никак не определяли, сколько же человеку жить.
Для человека смерть, как и рождение, является важнейшей составляющей жизни. Именно поэтому боги смерти являются важной составляющей религии и мифологии, могущественными и властными. В некоторых культах верующие даже поклоняются им. О самых известных богах смерти и пойдет речь.
Аид и Танатос. Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней — Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания — Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни. А царство самого Аида описывали, как мрачные поля с бледными полями. Там обитают бесплотные невесомые души, которым жалуются на унылую жизнь без света и желаний. И в этом царстве раздаются тихие стоны, как шелест увядших листьев. Вернуться же из царства печали Аида нет никакой возможности. Неудивительно, что греки боялись попадать сюда. Мрачный Аид считался олимпийским богом, поднимаясь наверх по делам. Его женой была Персефона, дочь Зевса и Деметры. Отец разрешил ей две трети жизни проводить на земле. С царством мертвых и Аидом связано немало легенд. Тут и Сизиф, который за свой обман смерти был приговорен вечно поднимать один и тот же камень. А Орфею в знак признания его талантов Аид даже разрешил забрать свою Эвридику. Были у Аида и свои бессмертные помощники — чудовища и божества. Самым известным из них является Харон, который перевозил умерших через реку Стикс.
Анубис и Осирис. Анубис для древних египтян считался проводником в мир умерших. Его изображали в виде человека с головой шакала. И нельзя сказать, что это животное для символа бога было выбрано наугад. Дело в том, что шакал внешне является мелким хищником, от которого угрозы первоначально не ждешь. Но животное действительно может символизировать смерть. Шакалы питаются мертвечиной, их вой напоминает вопли отчаявшихся, также это очень хитрое существо. До появления культа Осириса именно Анубис являлся главным божеством Западного Египта. Осирис же являлся отцом этого проводника и царем загробного мира. Вместе со своим сыном он судил умерших. Анубис держал в своих руках весы Истины, на одну из чаш которых клали сердце человека, а на другую — перо богини Маат, символизирующее справедливость. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший попадал на прекрасные и плодоносный райские поля. В противном случае его пожирал чудовищный монстр Амат — лев с головой крокодила. И это уже означало окончательную смерть. По одной из легенд Осирис был фараоном Египта, научив людей земледелию, виноделию и садоводству. Убитый своим братом, Сетом, Осирис был собран по частям и воскрешен Ра. Но божество решило не возвращаться на землю, оставив ее своему сыну Гору. Осирис же выбрал для себя царство мертвых.
Хель. В мифологии древних скандинавов царством мертвых правила Хель. Она была дочерью хитрого бога Локи и огромной великанши Ангробды. В мифах рассказывается, что Хель унаследовала от своей матери высокий рост. Это была богиня наполовину темно-синей, а на половину — мертвенно бледной. Неслучайно ее еще называли Сине-белой Хель. Говорили, что бедра и ноги богини были покрыты трупными пятнами и оттого разлагались. Это было связано с тем, что смерть представлялась в виде скелета, на образ Хель переносились черты трупа. Ее царство является унылым местом, где холодно и темно. Считалось, что Хель получила власть над царством мертвых от Одина. Туда попадают все умершие, за исключением героев, забранных валькириями в Вальхаллу. Там воины сражаются, убивают друг друга и воскрешают снова и снова. Так они показывают победу над смертью. Самое известное упоминание о богине встречается в мифе о Бальдре. После смерти он оказался пленником Хель. Он почти смог вырваться из царства мертвых, но хитрый Локи помешал этому. Древние скандинавы считали, что когда состоится Последняя битва — Рагнарек, Хель поведет армию мертвецов штурмовать небеса.
Идзанами. В синтоизме этой богине приписывают власть над творением и смертью. Вместе со своим мужем Идзанаги она создала землю и всех ее обитателей. После этого Идзанами родила нескольких других богов, которые смогли управлять миром. Вот только Кагуцути, бог огня, опалил свою мать, и та после тяжелой болезни отправилась в страну вечного мрака, Еми. Не помогли даже мольбы и слезы любимого. Но Идзанаги не смог жить без нее и отправился за любимой. Но во мраке он услышал голос жены, которая сказала ему, что уже поздно изменить что-либо. Тогда Идзанаги зажег факел, чтобы в последний раз посмотреть на любимую. Вместо нее он увидел чудовище, истекающее гнем и окруженное монстрами. Порождения тьма набросились на Идзанаги, тот еле успел бежать, закрыв проход в царство мертвых скалой. Интересно, что этот миф чем-то схож на сказание об Орфее и Эвридике. Поиски своей любимой в царстве мертвых — это вообще популярный в мифологии сюжет. В реальности люди часто расстаются из-за смерти одного из супругов. Вот и появляются мифы о том, как почти удалось вернуть любимых из царства мертвых.
Миктлантекутли. В Южной Америке царство мертвых и ее властелин изображались похожим в других культурах образом. У ацтеков богом загробного мира был Миктлантекутли, который выглядел, как окровавленный скелет или же просто человек с черепом на месте головы. Жуткий образ сопровождался стильными совиными перьями на голове и ожерельем из глаз людей на шее. Сопровождают бога летучая мышь, сова, паук и жена Миктлансиуатль. Ее изображали похожим образом, к тому же у нее была еще и юбка из гремучих змей. А живет пара в доме без окон, расположенном на дне Преисподней. Чтобы попасть к ним в гости, умершему приходилось проделывать четырехдневное путешествие. И путь был нелегким — между рушащимися горами, по пустыням, преодолевая ледяной ветер и спасаясь от змей и крокодилов. А на берегу подземной реки умерший встречал проводника в виде небольшой собачки с рубиновыми глазами. На своей спине она и перевозила души во владения Миктлантекутли. Покойник отдавал богу те дары, которые ему положили в могилу родные. По степени богатства подарков Миктлантекутли и определял, на какой уровень преисподней отправить новичка. Надо сказать, что ничего хорошего там не было. Только погибшие в сражении воины и принесенные в жертву пленники попадали в особый мир, наподобие Вахаллы. Отдельный загробный мир был у утопленников, которых считали гостями бога воды. Да и у женщин, скончавшихся во время родов, было свое обиталище.
Сатана. В иудаизме, христианстве и исламе это главный противник небесных сил. У этого бога есть немало имен, самые известные — Люцифер, Дьявол, Мефистофель, Веельзевул, Шайтан. Библия рассказывает, что Сатана был изначально ангелом, совершенным и мудрым. Но обитатель Эдема возгордился и пожелал быть равным самому Богу. Тогда его низвергли на Землю вместе с друзьями, которые стали демонами. Именно Сатана и виновен в изгнании людей из рая, соблазнив Еву вкусить запретный плод познания. А в иудаизме Сатана всего лишь ангел-обвинитель, который позволяет человеку сделать выбор. Это божество отождествляется с дурными наклонностями и ангелом-смерти. Пасть Сатаны часто считалась входом в ад, попасть туда означало быть сожранным Дьяволом. Общепринято считать, что именно Сатана и руководит адом, куда попадают все грешники. А забиралась жизнь у людей с помощью посланных Богом ангелов смерти. Самими известными из них считались Абаддон и Азраил.
Эрешкигаль. Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем — Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль — осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью. Одна из самых известных песен об Эрешкигаль говорит о ее коварстве, о том, как она заставила Иштар пожертвовать своим супругом. Есть и известный миф о том, как она вступила в брак с Нергалом. Эрешкигаль отказалась присутствовать на пире небожителей. Чтобы наказать ее, в царство мертвых был послан воинственный Нергал. Но он не только не покарал ее, но и взял богиню в жены, оставшись с ней в Иркалле.
Оркус и Плутон. У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.
Санта Муэрте. Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства. Бедных людей эта религия привлекает тем, что перед Санта Муэрте все равны, в том числе и преступники. Власти Мексики объявили культ сатанистским, проводя репрессии против его поклонников. Да и представители католической церкви объявили, что у этой религии нет ничего общего с христианством. Но число последователей Санта Муэрте все равно растет.
Барон Самди. Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.
Яма. В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» — это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах. В Китае Яньло-вана рассматривают больше, как чиновника, нежели как божество. У тибетцев роль Яма играет Шиндже, владыка смерти. Он занимает центральное положение в описании жизни после смерти. Легенды гласят, что Шиндже сидит в самом центре ада и определяет дальнейшие судьбы душ.
Насколько почитаемым был Анубис в жизни Древнего Египта
За многие деяния был ответственен Анубис в Древнем Египте. Считалось, что он является защитником могил и кладбищ. Кроме того, божество было ответственным за мумифицирование, и древние египтяне считали, что Анубис лично присутствовал на каждом таком обряде.
У каждого народа существовали свои боги и богини смерти. Так, у скандинавов загробным миров правила Хель. Она было дочерью бога хитрости Локи. Царство мертвых она получила от Одина. Хель изображали высокой женщиной, тело которой наполовину покрыто синими трупными пятнами.
В синтоизме роль богини смерти играла Идзанами. Она вместе со своим мужем Идзанаги считалась создательницей всего живого на земле. Но после того как ее сын Кагуцути опалил богиню огнем, Идзанами отправилась в мир мрака. Там она поселилась в окружении демонов, и даже Идзанаги не смог вернуть ее обратно.
Аид и Персефона
На золотом троне восседает бог смерти Аид, а рядом его жена Персефона. Она – дочь Зевса и богини плодородия Деметры. Давным-давно, когда Персефона собирала на лугах цветы, ее похитил Аид и унес в свое подземное царство. Деметра была в отчаянии, что вызвало на земле засуху и голод. Тогда Зевс позволил дочери остаться с Аидом, но при условии, что две трети года она будет проводить на Олимпе рядом с матерью.
С царством мертвых Аида связано множество мифов и легенд. Здесь и Орфей, который благодаря своему музыкальному таланту смог выпросить у Аида свободу для своей жены Эвридики. И Сизиф, который был приговорен вечно поднимать огромный камень на гору за попытку обмануть смерть. И многие другие.
Ближневосточные боги
Несмотря на то, что Намму, богиня первичного океана, была важным персонажем для шумерской мифологии, о ней мы знаем крайне мало. Она родила богов неба и земли, Ан и Ки. Ей пришла в голову идея создать первых людей из глины, чтобы заменить ими богов, уставших от бесконечной работы. Больше практически нечего про неё не известно.
Вполне возможно, что вавилонское чудовище Тиамат — отражение мифа о Намму.
Шумерская фигурка женщины
Ям — один из главнейших богов в культуре Ханаана и Угарита, что расположились между Малой Азией и Синаем. В ту эпоху в этих местах рыболовство с морской торговлей были чуть ли не основным занятием для местных.
Сердитый и жестокий Ям правил морями, представлял силы хаоса, устраивал бури. Временами он выступал в роли божества преисподней. Но несмотря на весь злодейский образ, Яму всё-таки поклонялись.
Ям постоянно желал возвыситься над остальными богами. И вот, когда он захотел объявить себя главным богам, ему бросил вызов Баал, громовержец и бог плодородия, олицетворявший порядок. В итоге Баал победил и усмирил Яма. Вероятно, потом в Элладе мифы о Яме с Баалом послужили основой для части легенды о Посейдоне с Зевсом.
Изображение финикийского корабля
Отцом Баала был Дагон. Филистимляне, пришедшие в Ханаан, сделали его своим главным божеством. И неспроста: Дагон — податель пищи, изобретатель плуга. Он морской бог сельского хозяйства и плодородия, рыболовства и дождя. Филистимляне благодарили его за победы в войнах. Выглядел Дагон как человек с рыбьим хвостом вместо ног.
Анубис и Осирис
Итак, вы уже знаете о том, какую роль сыграл Анубис в однодневном воскрешении Осириса. Однако на этом его роль и его упоминание в египетской мифологии не заканчивается. Дело в том, что когда Гор все-таки свергнул узурпатора Сета на египетском троне, перед Анубисом открылись все карты и все тайны загробного мира.
Используя свои знания и навыки, Анубис полностью воскрешает Осириса и предлагает ему занять его должное место на троне. Однако Осирис отказывается. Вместо этого он говорит, что снова желает отправиться в царство мертвых, правителем которого он и жаждет стать. Возражений на этот счет не у кого не был, поэтому так и поступили. Так Анубис и стал полноправным советником на посмертном суде, а также проводником душ в царство мертвых.
Почему Анубис перестал править миром мертвых?
Скорее всего – это было ему не нужно. Ведь если верить легенде, то сила его была ничуть не меньше, чем у Гора, который был перевоплощением Ра. Видимо, его вполне устраивала роль проводника и судьи.
Происхождение бога
Биография Аида довольна интересна. Он считался старшим из детей Крона и Реи. Предсказание, сделанное правителю мира, гласило, что один из сыновей уничтожит его. Испуганный титан начал глотать всех своих детей. Но однажды Рее удалось спасти Зевса, который впоследствии освободил своих братьев: Аида и Посейдона. Вместе они встали на защиту Олимпа от титанов. После победы боги решили поделить между собой наследие Крона. Зевсу досталась власть над небом и землей, Посейдону – над морем. А Аид получил подземный мир. Имея угрюмый характер и проявляя безжалостность в принятии решений, Гадес тем не менее не олицетворял зло и не являлся врагом для человека, поскольку греки считали смерть переходом в другой мир.