В России нужно построить комплекс под названием «Картодром». «Мы сделали это»

Значение слов и выражений

Какие качества тренирует картинг

Картингисты приучены к высоким скоростям, они должны уметь концентрироваться и молниеносно реагировать на изменения обстановки. Любой маневр на трассе требует полной сосредоточенности и умения стремительно реагировать.

Вождение связано со значительными физическими и психологически нагрузками. Пилот должен не только проводить время на гоночном треке, но и поддерживать отличную физическую форму, бегать, отжиматься, плавать.

Выполняя все эти условия, профессиональный водитель карта разовьет в себе силу, волю и выносливость. Можно еще отметить такие полезные качества как упорство в достижении цели, несгибаемость, воля к победе.

Настоящий гонщик обязательно обладает такими чертами характера как профессионализм, хладнокровие, бесконфликтность, умение прислушаться к чужому мнению. Картингист блестяще разбирается в технике и в механике, это послужит огромным преимуществом в обыденной жизни.

Стремление стать лидером, достичь победы, но не любой ценой, а соблюдая правила — вот натура истинного автогонщика. Добавим к этому идеальное зрение и крепкое здоровье, уравновешенность, доброжелательность, гармоничную нервную систему — вот портрет лучшего в своем деле.

История картинга

Существует как минимум две версии возникновения картинга. Первая гласит, что в 1930-х годах XX века военные летчики в Америке от скуки развлекались тем, что катались по взлетной полосе на грузовых тележках. Конечно, каждый стремился обогнать соперников, и усовершенствовать свое транспортное средство — так появились первые карты.

Вторая версия — что картинг придумали тоже в США, но уже моряки, служившие на авианосцах.

Что такое картинг? Это разновидность гонок на микролитражных машинках. Идея создания картинга витала в воздухе. Сначала каждый собирал машину как хотел, из подручных материалов, из кусков ржавых труб. Только через 25 лет появились первые карты.

История картинга началась благодаря Арту Ингельсу в начале 1950-х. Он был бывшим гонщиком и работал механиком в гараже Кертис Крафт. Арт взял стальную раму, укрепил ее кусками труб, а в качестве движка установил мотор, снятый со своей газонокосилки. Опытная модель была впервые показана Ингельсом в ходе автогонок 1956 г. в Помоне, что в Калифорнии.

Название карт пришло из английского, и означает тележка, напоминая о гонках летчиков по аэродрому на тележках.

Массовое производство

Арту Ингельсу повезло встретить людей, которые вложили деньги в развитие бизнеса и впервые запустили выпуск машин для картинга. В 1957 г. Билл Роулс в компании с Даффи Ливингстоном и еще одним энтузиастом Роем Десброу открыли компанию с говорящим названием Go Kart Company. Началось массовое производство картов.

Вместе с Ингельсом они стали производить различные виды картов. Одним из самых известных стал Дрон — карт, созданный по образу беспилотного летательного аппарата. Компания купила участок земли для проведения гонок на картах в Пасадене. Бизнес по производству картов стал стремительно развиваться.

В 1958 г. англичанин Микки Флин разместил заказ на пять картов, выпуск машин приобрел массовый характер. К 1960 году в одной только Великобритании существовало свыше 100 компаний — производителей картов и запчастей. В это же время увидел свет первый профессиональный журнал «Karting».

Важное событие — признание Международной федерацией автоспорта произошло весной 1960 г. Официально установили, что картинг — это спорт. Были приняты меры по созданию Международной комиссии по картингу в составе Международной федерации автоспорта (сокращенно CIK FIA).

Дебютный чемпионат по картингу мирового уровня для картов, объем движка которых не превышал 100 см3, был проведен в Риме в 1964 г. Можно судить о значимости этого события, ведь до этого только в гонках «Формулы-1» существовал чемпионат мира.

https://youtube.com/watch?v=941OOzxSX8w%3Ffeature%3Doembed

Машина для картинга

Напомним, как называется машина, которую используют для гонок по картингу — карт. Принята следующая терминология: это — микролитражный автомобиль для гонок, на нем нет кузова, может развить скорость до 260 км/ч в классе Суперкарт.

Основой для карта служит стальная рама. На нее крепятся: сиденье для водителя, мотор, и система управления. Она включает в себя: руль, рычаг управления и переключения скоростей, педали газа и тормоза, ручку выжимания скоростей и топливный бак. Объем топливного бака зависит от целей использования карта.

Устройство спортивного и прокатного карта отличается расположением двигателя: в спортивном справа от водителя, в прокатном сзади. Профессиональный картингист должен обязательно иметь теплоизоляционную накладку на рукаве комбинезона, чтобы не обжечься о раскаленный двигатель. Любителю это не требуется.

Скорость в картинге зависит от веса машины, поэтому спортивная модель обычно весит не более 70-90 кг, а вот сколько будет весить прокатный карт, зависит от изготовителя. Некоторые из них собираются на коленке в гараже, поэтому их характеристики варьируются.

У спортивных картов есть четкие требования по виду и техническим параметрам, если им не соответствовать, гонщика не допустят к соревнованиям. Но каждый спортсмен старается придать своей машине уникальность, ведь карт для гонщика — это часть его души.

Силовая установка

Сердцем карта является мотор, по-другому именуемый силовой установкой.

  • Они разнятся по типу карта: двухтактные на спортивных моделях и четырехтактные на прокатных. Мотор бывает карбюраторный бензиновый.
  • Тип охлаждения: воздушный или водяной.
  • Объем зависит от класса.
  • Предусмотрена возможность перемещения двигателя, причем только по траектории вперед-назад. Это позволяет обеспечить необходимое натяжение цепи.
  • В среднем, мощность стандартного спортивного карта составляет 15-40 л.с. Это значит, что карт в совокупности с водителем общей массой не выше 180 кг покажет мощность от 4 до 12 кг/л.с. Сравните с кабриолетом Audi ТТ: он покажет в среднем 6,5кг/л.с.
  • Движки спортивных картов очень высокооборотные. Благодаря этому, и своей небольшой массе мощные машины способны за 3-4 секунды достичь 100 км/ч.
  • Для всех картов предусмотрены ограничения по уровню шума.
  • У детских моделей мощность картов составляет 6-9 л.с.

Трансмиссия

На любые модели может быть установлен один из трех вариантов трансмиссии:

  • В виде цепной передачи, этот вариант используется чаще на детских моделях. Невозможно оставить карт, не выключив мотор. Пуск двигателя происходит «с толкача». Приходится стартовать с хода.
  • В виде цепной передачи, оснащенной автоматическим центробежным сцеплением, ими оборудуются прокатные и редко спортивные карты. Если не жать на педали газа и тормоза синхронно, двигатель не заглохнет.
  • Коробка передач, предусматривающая наличие сцепления. Этот вариант подходит для спортивных картов. Преимущество в том, что вращение передается на заднюю ось. Количество передач зависит от модели, варьируется от двух до шести. Рычаг управления сцеплением находится в левой части под рулем. В правой части от сиденья установлен рычаг отвечающий за переключение передач. Запрещается использовать дифференциал. Следует учесть, что привод осуществляется строго на задние колеса.

Колеса

Колеса карта имеют свою специфику. Задние больше передних, они массивные и широкие, ведь на них приходится основной вес гонщика и карта. Упругой подвески нет, на большинстве моделей на передних колесах не установлены тормоза. Задние колеса отвечают за разгон и торможение.

Шины для колес различаются:

  • для сухого покрытия, слики и полуслики, то есть гладкие и нарезные;
  • дождевые, помогают удержаться на трассе невзирая на осадки;
  • зимние, для гонок по льду;
  • промежуточные, на них нанесены неглубокие канавки, для использования в неустойчивую погоду или на частично мокрой трассе.

Гоночные шины для карта изготавливают из особой резины, состав в прямом смысле прилипает к трассе. Это дает возможность очень быстро проходить повороты.

Отсутствие дифференциала приводит к тому, что при повороте заднее колесо с внутренней стороны карта может оторваться от поверхности трассы. Чтобы выдержать такую нагрузку, следует верно рассчитать упругость рамы.

Трасса для картинга должна быть идеально ровной, ведь карты не оборудуются подвеской. Из-за этого гонщик почувствует сильную тряску на малейших неровностях.

Система управления

При взгляде на систему управления картом становится ясно, что она проста, в ней нет ничего лишнего. Ее элементы:

  • руль;
  • рычаг для переключения передач;
  • ручка выжимания сцепления;
  • педали газа и тормоза.

Рулевое управление тоже максимально упрощено: тяги соединяют рулевую колонку с управляемыми колесами. Другие варианты использовать запрещено. Ощущения от руля, что он жесткий, можно повернуть в каждую сторону примерно до 45°.

Тормоза варьируются по классам. Вариант механических тормозов на заднюю ось пригоден для прокатных картов, иногда их ставят на детские карты. Гидравлические тормоза пригодны для спортивных моделей, ставятся на заднюю ось, если нет коробки передач или на все колеса, если она есть. Важно, что тормозные диски из карбона не разрешены.

Звездочка

Скорость карта обусловлена количеством оборотов и мощностью движка. Чем мощнее мотор, тем скорее разгоняется карт. Есть еще одна важная деталь, от которой зависят гоночные качества машины — звездочка. Их всегда две, одна стоит в моторе, и у нее 10 зубцов, а другие — на задней оси, у них может быть 80-83 зубца.

Звездочка в моторе — ведущая, на задней оси — ведомые. Цепная передача соединяет мотор и заднюю ось с колесами.

От количества зубцов на ведомой звездочке зависит разгон карта с места, а также набор скорости от небольшой до средней. Если уменьшить количество зубцов, то максимальная скорость станет выше.

Пилот решает, какую ведомую звездочку поставить, учитывая сложность трассы и свой вес:

  • чем больше поворотов и резких подъемов, и чем габаритнее пилот, тем побольше звездочку надо поставить;
  • если же предстоит гонка по ровной трассе без крутых изгибов, то лучше поставить «быструю» звездочку.

Картинг трасса

Картинг трасса – это трасса, предназначенная специально для занятий таким видом спорта и хобби как картинг. Изначально, когда спорт только зарождался, на первых картах катались, например, в аэропортах. Но уже в 50-60-е годы XX века по всему миру стали появляться специальные картодромы. И специальные картинг трассы.

Открытые и закрытые

Что такое картинг трасса

Основной критерий, по которому разделяют трассы для картинга, — открытые это площадки или закрытые. К закрытым относят любые пространства под крышей. Это может быть супер современный картинг клуб или площадка в торговом центре, а может – неотапливаемая локация с крышей. Главное, что на таких трассах не будет ни снега, ни дождя. На них всегда сухая поверхность и есть возможность хорошего сцепления с поверхностью.

Открытые трассы бывают разной протяженности и покрытия, их объединяет отсутствие крыши и подверженность разным погодным условиям. Особенно этот пункт важен для нашей страны с явно выраженными климатическими изменениями. В снежную погоду картинг в принципе невозможен, а в дождливую – есть определенные ограничения. Мокрая трасса опаснее сухой, машина уже не так управляема, как на крытых площадках. В этом есть свой драйв и есть свои опасности. Также для открытых типов трасс рекомендуют использовать специальную внесезонную или дождевую экипировку. В частности, термобелье, комбинезоны, обувь и перчатки.

Тип покрытия

Также картинг трассы различаются по протяженности, сложности и покрытию. На последнем пункте остановимся подробнее. Один из простейших вариантов – бетон. Относительно дешев, но не дает картам выложиться на полную. Лучшее покрытие – ровный качественный асфальт. Он позволяет не перегреваться резине и раскрыть полный потенциал карта в плане скорости и управляемости. Также качественным покрытием считается резиновое (в плитах или рулонах). В некоторых картингах есть и деревянные трассы (из хвойных пород 1 сорта).

Картинг в СССР

Любители автоспорта в СССР не остались в стороне, первые энтузиасты картинга появились почти одновременно с Европой. Точно неизвестно, кто был пионером в деле создания картов. Полагают, что Виталий Енин, известный спортсмен, собрал первый советский карт.

Другие считают основоположником советского картинга Льва Кононова, который в Курске создал машину для детей, назвав ее «Карт». Его называют создателем первого в СССР кружка для картингистов, он спроектировал множество картов.

Повсюду открылись секции картинга для детей и юношества, один из них, например, в Харькове с помощью Енина. Появились журналы, в которых печатались схемы картов.

Картинг стал невероятно популярен в СССР, взрослые собирали опытные образцы своими руками в гараже, а дети поголовно записывались в секции по картингу. Солидное издание «Техника — молодежи» в 1961 году публиковало очерки об энтузиастах картинга со всей страны.

Первые карты поразили публику своим появлением на мотогонках на льду в центре Москвы. Шел 1960 год. Федерация автоспорта СССР создала правила и требования, предъявляемые к картам. Картинг как вид спорта занял официальное место в советском автоспорте.

Первые соревнования

Первые соревнования были проведены в Риге в 1962 г. , в них принимали участие карты, объем двигателя которых имел две категории: до 125 см3 и до 175 см3. Соревнования состояли из двух этапов: кольцевая гонка на асфальте и по велотреку.

Приехало около 80 спортсменов из всех уголков СССР: из Ленинграда, Москвы, прибалтийских стран и даже из солнечного Узбекистана. Был снят фильм, посвященный состязаниям. Любопытное зрелище представляют собой первые карты.

Начиная с 1963 года в Советском Союзе проводились соревнования дважды в год. Первый летний этап прошел в Москве, зимний был в Ленинграде. Принцип гонки был аналогичен первому чемпионату. Позднее гонки по велотреку пришлось отменить по соображениям безопасности. Классы картов, участвующих в соревновании, оставались такими же: до 125 см3 и до 175 см3.

Вскоре в 1964 году советские картингисты смогли в первый раз принять участие в соревнованиях международного уровня, в которых состязались спортсмены из соцстран. Чемпионату дали название «Хрустальный кубок», он состоял из трех этапов, проходящих в столицах этих стран.

Соревнования множились, через два года учредили Кубок мира и дружбы. Советский Союз достойно представляли разные гонщики, так, в 1967 году чемпионом признали Александра Сафонова. Чемпионат просуществовал до 1989 года. На западноевропейской арене картингисты из СССР начали выступать с 1978 г. и тоже показывали отличные результаты.

В СССР картинг был очень популярен и доступен всем. Массовый выпуск картов существовал в Таллине, а также на заводах КамАЗ. Большую лепту в массовый выпуск машин внесли заводы ДОСААФ в Ленинграде, Одессе и нескольких других городах.

Международные соревнования проходили нерегулярно. СССР провел в 1990 г. международные гонки по зимнему картингу, куда были приглашены спортсмены из Швеции и Финляндии. Идея понравилась всем, скандинавская сторона выступила с предложением создать новый чемпионат — Кубок северных стран, но по очевидным причинам советские гонщики смогли принять в нем участие всего однажды.

Соревнования среди молодежи

Множество молодежи увлекалось картингом, и им, конечно, хотелось показать себя в соревнованиях. Профессиональный молодежный чемпионат был впервые проведен в Курске, родине молодежного картинга, в 1963 году. Гонки проводились прямо в центре города на Привокзальной площади.

Начинающие картингисты не могли наравне со взрослыми принимать участие в состязаниях международного уровня. Знаменитая в советские времена газета «Пионерская правда» проводила кубок по юношескому картингу на кубок своего имени. Он считался самым престижным.

Были и дружеские встречи, в 1989 году Зеленоград принимал заезд молодых американских и советских спортсменов. В начале 90-х насчитывалось около тысячи секций и кружков по занятиям картингом, в них занималось около 130 тысяч детей и подростков. После 1991 года этот вид спорта, как и многое, почти перестал существовать, но сейчас снова обрел популярность.

Флаги в картинге

РАФ установила следующие правила по применению флагов в картинге.

Финишный флаг — в черно-белую клетку, они перемежаются в шахматном порядке. Клетки должны быть 10×10 см. Судья, взмахнув флагом, оповещает гонщиков, что достигнут финиш.

Красный флаг — для остановки гонки. При виде флага спортсмены сразу же должны перестать двигаться. Нужно поднять руку, посмотреть, что остальные водители поступают так же, затем полностью остановиться.

Зеленый флаг и желтый шеврон на нем означает фальстарт.

Черно-белый флаг. По диагонали его полотнище поделено на одинаковые части черного и белого цвета. На жаргоне автогонщиков называется «пингвин». Сигнализирует гонщику о том, что тот ведет себя неспортивно. Еще одно нарушение — и последует дисквалификация.

Черный флаг на том же сленге «черная метка». Картингист должен на следующем круге подъехать в место, указанное регламентом, и подойти к председателю гонки.

Черный флаг, на котором виден оранжевый круг — знак технической неисправности карта. Гонщик следует в ремонтную зону для устранения поломки. После этого можно продолжать гонку.

Желтый флаг символизирует опасность. Все снижают скорость в ожидании объявления остановки. Активные размахивания желтым флагом сообщают о серьезной опасности. Обгонять нельзя.

Голубой флаг, пересеченный двумя красными диагоналями — оповещает, что гонщик обязан сразу же завершить гонку и направиться в закрытый парк.

Желтый флаг, на котором красные полосы — скользкая дорога. Применяется, если на трассе разлито масло или есть лужи.

Зеленый флаг — опасности больше нет. Гонщики должны быть внимательны: флаг неподвижен — это означает конец опасной зоны, обгон разрешен. Взмахи флагом значат старт тренировочного или прогревочного круга. Судья размахивает зеленым флагом, пока все карты не выедут из зоны старта.

Белый флаг значит, что на трассе карт, который медленно движется. Если он остановится, то вместо белого флага будет подан сигнал желтым.

Голубой флаг. Сигнал гонщику, отстающему на круг, что другие карты готовятся к обгону. Следует уступить им дорогу.

Детские классы

Юные гонщики могут показать свои достижения, выступая в различных классах:

Микро

Участники 6-9 лет. Карты могут быть оснащены любой рамой, мотор с одним цилиндром и воздушным охлаждением итальянской марки PARILLA 60 SWIFT/RUS. Строгих технических требований нет, предусмотрены состязания в этом классе.

Мини

Класс для более опытных детей возрастом 8-12 лет. Применяются строгие параметры к техническому оборудованию карта, должна быть установлена оригинальная центробежная муфта. Двигатель серийного выпуска с одним цилиндром и системой воздушного охлаждения того же производителя PARILLA 60, его объем 60 см3. Для этого класса предусмотрено участие в Первенстве России, Осеннем Трофее и Кубке РАФ по зимнему картингу.

Супер Мини

Это уже юниорский гоночный класс для гонщиков 11-13 лет. Карты оборудуются серийным одноцилиндровым двигателем PARILLA 60 с объемом цилиндра 60 см3. Коробка передач отсутствует, но предусмотрены центробежная муфта и электрический стартер. Разрешена скорость до 100 км/ч, это отмечено в техническом регламенте класса Супер Мини. Соревнования организованы как Первенство России, Осенний и Весенний Трофеи РАФ, Кубок РАФ.

OK Junior

Также юниорский класс, для юношей 13-16 лет. В этом классе на карты устанавливаются движки Vortex или TM вместо PARILLA, обязательный к использованию. Шасси карта весит больше, и управлять им сложнее, а скорости во время гонок могут достигать 120 км/ч. Проводятся состязания: Первенство России, Осенний и Весенний Трофеи РАФ.

Ротакс Макс-Юниор

Это международный класс, возраст участников 13-16 лет. Карты имеют двухтактный одноцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, коробка передач не предусмотрена. Объем двигателя 125 см3. Этот класс очень популярен, считается хорошей подготовкой к участию в профессиональном картинге. Принимает участие в Кубке РАФ.

Началось всё в далёких 30-х годах, американские подростки очень любили рассекать с возвышенностей на обыкновенных тележках.

С английского cart имеет перевод “тележка”, и перекочевало в нашу речь.

Далее, после второй Мировой войны американские лётчики устанавливали газонокосилки на тележки для транспортировки авиабомб. Таким образом они развлекались в перерывах между перелётами.

Один из бывших лётчиков Арт Инглс в 1956 году, построил первый карт. Благо он работал в компании, занимающейся производством гоночных автомобилей, и имел все условия для этого.

Время шло, спустя год образовалась первая компания, которая занималась созданием картав, попутно были разработаны и приняты правила проведения гоночных мероприятий. Уже спустя год маленькие авто начали появляться в Европе.

Май 1960-го, картингу торжественно присваивается звание вида спорта!

Затем, 62-й год – образование международного совета картинга, 64-й год – был осуществлён первый в мире чемпионат.

Причиной спада популярности и пропажи интереса является общедоступность. Так как карты не имеют дорогостоящего навесного оборудования, их рамы и двигателя были просты и достаточно бюджетные.

Однако со временем, машинки улучшались, становились более мощными, манёвренными, безопасными, отчего их цена знатно увеличивалась. В результате данную нишу по большей мере заняли профессиональные спортсмены, которые обладали повышенными умениями управления.

Благодаря постоянной модернизации оборудования, карт сегодняшнего дня может достигнуть скорости в 260 км/ч, а установленный максимальный рекорд скорости в 407 км/ч был осуществлён при помощи реактивного двигателя.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий