Шашки по кругу. виды и атрибуты Как играть в шахматы и выигрывать. Как решить?

Значение слов и выражений

Определение победителя.

Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход («запрет» их). Если никому из соперников не удается добиться этого (на доске – ничейная ситуация), объявляется ничья. Результат игры может определиться и «досрочно» – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры (соревнований). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной), в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т.

(При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида: с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда первые три хода в партии определены заранее

Варианты правил игры

После выбивания «пехоты» (простых шашек) противником, находившимся на 7й линии, проигравший играет другим «родом войск». Противник при этом начинает игру снова с 1й линии. Проигрывает всю игру тот, кто теряет все «рода войск» («пехоту», «танки», в том числе «тяжелые», «артиллерию», «мотоциклистов», «конницу», «матросов»).

Или наоборот — игрок, выигравший у противника одним «родом войск», переходит к следующему. При этом выигрывает тот, кто первым применит все «рода войск».

Противники бьют строго по очереди. При этом важно не столько стараться удержать на доске свои, сколько выбивать чужие шашки.

В ходе игры доску либо разрешается, либо не разрешается поворачивать («земля вертится» или «земля не вертится»). Второй вариант более сложен, поскольку игрокам приходится делать ходы в неудобном для удара положении.

После того, как у одного из игроков выбивают на последней линии все шашки, игра не заканчивается, а вместо этого берется одна из шашек «в плен», и игра продолжается, пока не дойдут до последней оставшейся шашки. Это и есть «Чапаев».

Дополнительные приемы игры

  • В зависимости от вариаций правил, существует прием, именуемый «ножницами»: если шашка оказывается между двумя шашками другого цвета, то разрешается в свой ход, зажимая пальцами две шашки, одновременным щелчком выбить шашку противника.
  • Еще один прием — «штыковая атака» (разрешается, если расстояние между двумя шашками разного цвета менее толщины шашки, поставленной на ребро) — удар тычком по своей шашке для выбивания шашки противника.

Перевернувшаяся шашка считается «предателем» или «перебежчиком», и используется противником. Если шашка становится на ребро, оба игрока имеют право одновременно дуть на нее, пока она не ляжет плашмя или не слетит с доски.

Если шашка «зависла» на краю доски, то ее следует «проверить». Для этого щелчком большого пальца шашка подкидывается за «висящий» край в сторону доски. Если при падении шашка перевернулась, то ее считают предателем, если накрыла чужую шашку, то шашка противника «берется в плен», если же шашка встала «на ноги», то игрок продолжает использовать ее, как обычно.

В случае, когда два ряда шашек устанавливаются на соседних рядах доски, то игрок, делающий первый ход, имеет право потребовать установить шашки для «штыковой атаки» — то есть в непосредственное соприкосновение. Если противник не желает этого, он имеет право отойти на шаг назад.

В случае, если все шашки противника выбиты, но победитель не потерял ни одной своей шашки, он передвигается вперед сразу на два ряда; если при этом он действовал только одной шашкой, — на три ряда.

Игрок, припертый к последней линии, имеет право первого удара, «удара последней надежды», поскольку иначе умелый игрок может победить «в сухую», не дав сопернику вступить в игру. Это правило иногда ассоциируют с эпизодом из фильма «Чапаев», когда «белые» устраивают психологическую атаку.

История игры в шашки

Первое упоминание о шашках относят к 1600 веку до н. Достоверное происхождение этой игры неизвестно, но есть много интересных версий.

Шашки в мифах

В мифах встречается упоминание, что игра, похожая на шашки, была придумана Гермесом. Он предложил сыграть богине Луне с условием, что в случае ее проигрыша, он получит пять дней. Богиня проиграла, а Гермес прибавил 5 дней к 360, которые ранее составляли календарный год. Именно так в году и стало 365 дней.

Шашки в истории

Есть несколько исторических версий происхождения игры. Одна из самых интересных гласит, что игру изобрел Паламед – известный греческий воин и участник осады Трои. Именно нахождение в десятилетней осаде и подтолкнуло грека придумать увлекательную игру, а клетки он рисовал прямо на земле. Достоверно также известно, что египетские фараоны увлекались игрой в шашки. При раскопках в гробницах находили шашечные доски, две из них сегодня хранятся во Франции в Лувре.

История шашек в России

Во многих преданиях говорится, что шашки были любимой игрой русских богатырей. Это подтверждает, что на Руси они существовали очень давно. Исторически связывают происхождение шашек с именем Владимира Мономаха. Многие цари поощряли логические игры. Петр I особенно выделял шахматы и шашки, даже выделял специальные комнаты для этих игр в своих резиденциях.

Поддавки

Принципиальное отличие этой разновидности шашек орт русских шашек заключается в том, что игрок должен не съедать фишки соперника, а подставляться так, чтобы соперник съел его фишки, при этом игрок обязан брать максимально возможное число фишек.

Русские шашки

Игра ведется на доске, разделенной на 64 клетки. Шашки занимают первые три ряда с противоположных концов игрового поля. Простая шашка может бить назад, дамка может ходить на любое количество клеток по диагонали, а в случае, когда шашка во время боя проходит через поле превращения, она становится дамкой и продолжает бой в этом же ходу по правилам дамки. В русских шашках можно бить любое количество фишек в любых направлениях. Выигрывает тот, кто съест все фишки соперника или «запрет» их.

Шашки в России сегодня

В России по шашкам постоянно проводятся международные соревнования и состязания по стране, очень популярны интернет-игры. Онлайн можно выбрать любой вид шашек и освоить новый вариант игры.

Психологи рекомендуют учить ребенка играть в логические игры примерно трехлетнего возраста. Шашки идеально подходят для развития логики. Чтобы проще запомнить правила игры для начинающих детей, можно использовать разные стихотворения и логические взаимосвязи.

Клетчатая доска, похожая на шахматную, с белыми (светлыми) и черными (темными) клетками. Шашки обоих соперников располагаются в несколько рядов, начиная от края доски на темных клетках. Первыми ходят белые. Шашки ходят только по диагонали и, соответственно, могут передвигаться только по черным квадратам доски. Ходить обычные шашки могут только вперед. Исключение здесь составляют лишь возможность бить шашки противника назад. Бить шашку соперника означает «перепрыгнуть» через нее по диагонали. В этом случае бившая шашка становится за битой, которая в свою очередь снимается с доски. Шашка, достигшая противоположного края доски, превращается в дамку. Дамка может перемещаться как вперед, так и назад.

Цель игры: заблокировать или убрать с доски все шашки противника.

В игре действуют следующие правила

  • Доска: 8х8 (как в шахматах)
  • Расположение: первые 3 ряда
  • Бить: произвольное количество шашек в любом направлении
  • Бить назад: разрешено
  • Дамка: передвигается на любое количество полей; если шашка била через поле превращения, она все равно становится дамкой и продолжает движение на правах дамки
  • «Зафук» — взятие шашки, которая должна была рубить: если противник не желает рубить, ему предлагается выбор — рубить или отдать шашку

Наименование диагоналей шашечной доски

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край — верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые — нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

Некоторые другие варианты игры.

Известно несколько десятков разновидностей игры в шашки – как спортивных, так и «бытовых», в которые играют исключительно на досуге. Нередко эти игры носят «национально окрашенные» названия, но при этом могут активно культивироваться далеко за пределами исторической родины (к примеру, в испанские шашки играют в странах Южной Америки и Северной Африки, – отсюда, другое их название: алжирские).

В бразильских и канадских шашках игра идет по правилам международных шашек, но на досках, соответственно, 8 × 8 и 12 ×12 – и с другим числом шашек (12 – в бразильских и 30 – в канадских).

Целый ряд шашечных игр близок по сути к русским или международным шашкам и отличается от них лишь некоторыми особенностями в правилах хода и взятия. В чрезвычайно популярной в США игре чекерс используется такая же доска, как в русских шашках. Аналогична и первоначальная расстановка фигур. Основное отличие заключается в том, что простая шашка может бить только вперед, а дамка – ходить и бить лишь на одно поле (в любом направлении).

В чешских шашках простая шашка тоже может бить только вперед, при этом надо брать максимально возможное число неприятельских фишек, при наличии нескольких вариантов «побития» игрок выбирает любой из них, но в случае, если возможен удар и простой шашкой, и дамкой, бить надо обязательно дамкой.

Доска 8×8 – но повернутая на 90 градусов (относительно привычного нам положения) – используется и в итальянских шашках. Простая шашка не может бить назад (а также – дамку), а дамка может ходить лишь на одно поле. Игрок обязан бить максимальное число чужих шашек, а при количественно равных вариантах взятия – выбирать ход, позволяющий побить наибольшее число дамок.

Правила игры пул, чрезвычайно распространенной в США и ряде др. стран, очень похожи на русские шашки, главное отличие – в том, что простая шашка, дойдя до последней горизонтали при бое, не превращается в дамку.

Известно немало шашечных игр, имеющих более существенные отличия от «классических» шашек: по числу используемых фигур, по первоначальной их расстановке, правилам игры и пр. Так, в армянских и турецких шашках у соперников по 16 фишек, выстраиваемых в начале игры подряд в два ряда на 2-й и 3-й горизонтали («дамочные поля» остаются свободными). Шашки ходят на одну клетку вперед (по вертикали) или в сторону (по горизонтали), но не по диагонали. В этих же направлениях они берут неприятельские шашки. Ходить (бить) назад простая шашка не может. Дамки ходят в любом направлении – вперед и назад – на любое число полей. Взятие обязательно, – при этом действует правило большинства.

Во фризских (или немецких) шашках игра идет на 100-клеточной доске по правилам, во многом похожим на международные, но взятие в них возможно не только по диагонали, но также по вертикали и горизонтали. Нельзя ходить одной дамкой более трех раз подряд (если при этом не делается ударный ход, а также за исключением ситуаций, когда у игрока не осталось на доске других шашек, кроме этой дамки). Если соперники сделали 25 ходов дамками подряд и при этом не взяли ни одной чужой шашки, партия заканчивается вничью.

В старинной русской игре столбовые шашки (башни) все фишки остаются на доске до конца игры: побитую шашку ставят под бьющую. Образующиеся по ходу игры башни передвигаются по доске целиком, «подчиняясь» верхней шашке. Башня может пройти в дамки (в нее превращается только верхняя шашка). При взятии башни с нее снимают верхнюю шашку: фишка, находившаяся прежде под ней, становится теперь главной в этой башне.

В северных шашках, в отличие от традиционных русских, при взятии чужой дамки ее не снимают с доски, а заменяют простой шашкой. По правилам ставропольских шашек, можно играть и за противника, а в шашках-самоедах можно (и нужно) бить другую шашку независимо от ее цвета, т. и свою, и чужую.

В двухходовых шашках соперники делают по 2 хода подряд (что дает серьезное преимущество белым), а диагональные отличаются от классических русских первоначальной расстановкой фигур: они выстраиваются в противоположных углах доски на темных полях в три ряда так, что в первом (от угла) ряду оказывается 2 шашки, во втором – 4 и в третьем – 6.

В псковских и новгородских шашках игра ведется на гексагональной (6-угольной) доске. При этом новгородские шашки отличаются от псковских не только первоначальной расстановкой фигур и их количеством (соответственно, 8 шашек на малой доске и 15 – на большой у «новгородцев» и 13 и 24 – в псковских шашках), но и тем, что в игре участвуют три соперника.

В игре в невские шашки (она ведется на специальной доске) одновременно участвуют 4 человека, у каждого из которых по 6 шашек (разного цвета).

Некоторые шашечные игры принципиально отличаются от признанных «спортивных» сутью и целью игры. Так, в поддавках надо отдать все свои шашки (или сделать так, чтобы оставшиеся на доске оказались заперты). Суть игры в уголки – постараться быстрее соперника перевести все свои фишки, выстроенные квадратом в углу, в противоположный угол, по очереди передвигая шашки на ближайшие пустые клетки или «перепрыгивая» через соседние фишки, если за ними есть свободное поле (взятия шашек в этой игре нет).

В игре го-бан соперники, имея на руках по 12 шашек, ставят их по очереди (одну за одной) на любое поле доски, стараясь выставить 5 своих фишек в ряд по прямой линии (горизонтально, вертикально или по диагонали) – и не дать сделать это сопернику. Выставив на доску все шашки, они затем по очереди передвигают их (в любую сторону, но только на смежный квадрат, не занятый другой шашкой), стремясь все к той же цели. Каждая удавшаяся комбинация (в виде 5 шашек в ряд) приносит игроку очко. Тот, кто первым наберет 10 очков, побеждает в игре.

Белорусские шашки представляют собой одну из разновидностей «шахматно-шашечной» игры. У каждого игрока помимо 12 шашек, располагающихся на черных полях и передвигающихся, как в обычных шашках, есть 12 пешек, которые ходят по шахматным правилам (т. вперед), но бить при этом не могут, а лишь способствуют уничтожению (запиранию) чужих шашек и защите своих.

Некоторые шашечные игры носят имена своих создателей. Например, шашки Ласкера, придуманные чемпионом мира по шахматам в 1910-е на основе русских столбовых шашек. Игра идет на доске 7×7 на белых полях (угловые клетки на такой доске – белые). В шашках Вигмана у соперников по 24 фишки, располагающихся в три ряда на черных и белых полях и передвигающихся по диагонали. По сути, на доске одновременно разыгрываются две партии: на черных и белых полях. При этом действует правило двойного хода: игрок может дважды походить одной и той же шашкой, или сделать два хода подряд разными фишками.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий