Раздел 6. Мормонизм Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

Значение слов и выражений

Собственные взгляды

У мормонов собственный взгляд на космологию. Например, они убеждены, что все люди является духовными детьми Бога. Чтобы к нему вернуться, им нужно последовать примеру Иисуса Христа, приняв его искупление через таинство крещения.

Мормоны верят, что церковь Христа была восстановлена через Джозефа Смита, а сейчас управляется ныне живущими апостолами и пророками. Центральное место в их религии занимает тот факт, что Бог обязательно говорит со своими детьми, отвечая на молитвы, которые к нему обращаются.

Бог, по мнению мормонов, заботится о каждом человеке. Каждый раз, совершая верный выбор, человек может совершенствоваться.

За счет высоких показателей рождаемости и активной миссионерской деятельности внутри общины за несколько последних десятилетий их численность значительно увеличилась. Если в 1971 году во всем мире было около трех миллионов мормонов, то в 2017-м оно приблизилось к отметке в 16 миллионов человек.

СсылкиПравить

В 1805 г. в г. Шарон округа Виндзор, штата Вермонт, США, родился Иосиф Смит. А в 1815–1820 годах на континенте повсеместно начали происходить большие религиозные волнения. Начавшись в секте методистов, они скоро распространились среди и других религиозных сект. Одни поддерживали методистов, другие защищали пресвитериан, третьи утверждали, что только баптисты спасутся. И Смит, будучи подростком, наблюдал такое положение в религиозной жизни прихожан. К кому примкнуть? Кто из них прав?

Как он позже описывал, этот период времени, период внутренних терзаний, сомнений, был для него и периодом обращения к Священному Писанию, в частности, к стиху 5-му главы 1-й Послания апостола Иакова, где сказано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающему всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5). Впоследствии эта цитата из Священного Писания стала крылатой в секте мормонов и наиболее расхожей в их проповедях.

Итак, юноша стал уединяться с целью постичь волю Божию в этом хаосе религиозного противоборства. Однажды он удалился в лес, чтобы в очередной раз вопросить Бога о мучившем его вопросе. Тогда же он пережил необычайное состояние духовного подъема и молитвенного экстаза. Это состояние, однако, сопровождалось страхом. Вот как он сам описывал это состояние: «Едва я открыл уста свои, как внезапно какая-то сила, охватив и совершенно обессилив меня, произвела на меня такое поражающее действие, что язык у меня оцепенел, и я не мог говорить. Страшная тьма окутала меня, и мне казалось, что я был обречен на вечную гибель. »58. Тогда в лесу, как утверждает Смит, было сказано, что он не должен присоединяться ни к одной из религиозных общин, т. все они находятся в заблуждении. Юноша мысленно делает сравнение своего видения с видением апостола Павла, о котором последний рассказал царю Агриппе (Деян. 26:13).

В 1823 г. Иосифу Смиту было второе видение, в котором небесный вестник Мороний сообщил ему, что он избранник Божий, и ему будет вверена великая тайна, а его имя будет известно во всем мире, но одним оно возвестится во зло, а другим на добро. Далее в этом видении было сообщено Иосифу о некоей сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей этого материка и источник их происхождения. Также вестником было сообщено, что полнота вечного Евангелия содержится в этой сокрытой книге, т. ее дал Сам Спаситель древним жителям этой земли. Но вместе с книгой, говорилось далее, сокрыты и два камня в серебряных оправах, и что именно эти камни, прикрепленные когда-то к нагрудному щиту, составляли то, что называется в Ветхом Завете урим и туммим59. И так как древние еврейские первосвященники пользовались этими камнями для того, чтобы быть «провидцами», потому Бог и уготовил эти камни для того, чтобы перевести тайные письмена с книги. Затем, Мороний стал приводить пророчества из Ветхого Завета, цитируя следующие места из Библии: Мал. 4:5, хотя читал он указанный стих иначе, чем в книге: «Вот, я открою вам священство рукою Ильи-пророка, до наступления великого и страшного дня Господня», затем были прочитаны 3-я глава книги Деяний, 11-я глава Исайи, 2-я глава пророка Иоиля. Кроме этого Мороний объяснил в видении, что лишь при получении упомянутых им листов, будут получены и камни, но показывать ни того, ни другого людям нельзя под страхом смерти, кроме того узкого круга лиц, на который Мороний сам укажет. И вот счастливый своим избранничеством и ошеломленный видением, Смит рассказал об этом своему отцу. Отец Иосифу поверил и повелел выполнить слова Морония, а само видение признал за Божественное Откровение. Таким образом, первыми его последователями стали близкие родственники.

Недалеко от деревни Манчестер, в округе Онтарио штата Нью-Йорк высится большая гора – самая высокая в окружающей местности. «На западной стороне, недалеко от вершины горы, под камнем довольно большого размера лежали листы, уложенные в каменный ящик», – так вещает летопись мормонов о местонахождении будущего источника их вероучения. В результате перевода с этих листов на свет появилась книга Мормона. Перевод же был сделан Смитом с помощью урима и туммима, как впоследствии он утверждал сам.

Личность Д. Смита

Своего основателя Джозефа Смита мормоны почитают за пророка и святого-мученика. Однако детальное и объективное ознакомление с его жизнью, характером и поступками вскрывает многое такое, что мормонам не хотелось бы знать.

Уже с молодости он проявил себя суеверным юношей, постоянно ищущим спрятанные клады при помощи магических лоз и кристаллов. Интерес к оккультизму он почерпнул от своей суеверной матери. В 1826 году в Байнбридж штата Нью-Йорк он был арестован, судим и найден виновным в гадании1. Для нахождения кладов и для познания тайн бытия Смит пользовался магическими кристаллами, среди которых он особенно верил в «талисман Юпитера». «Увлечение оккультизмом повредило его психическое равновесие, так что образы из подсознательной сферы подавили в нем критическое мышление. Аномальные черты его личности проявились в способности к ясновидению, развивая которое Смит все более и более вытеснял на периферию свой разум, терял ясность сознания, и граница между миром постигаемым и воображаемым у него почти полностью исчезла»2. Не найдя никаких кладов, он хотел было поправить свои финансы печатанием фальшивых денег, в чем был уличен властями, но сумел открутиться от наказания3.

Смит рассказывает в своей книге «Драгоценная жемчужина» (The Pearl of Great Price), что в первом видении в 1820 г. ему явилось двое вестников («Бог Отец и Бог Сын») и объяснили, что все существующие церкви заблуждаются, и ему не следует вступать ни в одну из них, но что «в дальнейшем ему будет открыта полнота евангельского учения». Четыре года спустя Смита посетило «небесное» существо, назвавшееся Морони, которое объявило ему о некиих золотых скрижалях, зарытых под холмом неподалеку, в которых-то он и найдет «полноту вечного евангелия». Записано оно было якобы на древнем языке, и Смиту предоставлялась «высочайшая честь перевести скрижали и стать в руках Господа орудием для восстановления евангелия и возрождения церкви». Морони также предупредил, что подле скрижалей он найдет «два кристалла в серебряной оправе на нагруднике: это – Урим и Туммим древнееврейского первосвященника, которые наподобие магических очков позволят перевести текст скрижалей»4.

В 1830 г. Смит опубликовал свой первый перевод под заглавием «Книги Мормона» и провозгласил себя «пророком последних дней». Вокруг него начали собираться последователи. После книги, как это описывают мормоны, ангелы многократно являлись Смиту. Так, например, только за период между 1831 и 1844 годами ангелы приходили к нему 135 раз, чтобы передать послание от «Бога», потом от «Иисуса Христа», от апостолов Петра и Иакова, от Иоанна Крестителя и других. Причем сам Д. Смит сознается, что видений было так много, что он с трудом мог разбирать, какие видения были «от Бога», а какие по наущению злых сил. Эти видения и «откровения» составили вторую книгу мормонов «Доктрины и заветы» (Doctrine and Covenants), содержащую основы мормонской религии.

Учитывая, что Д. Смит добрую часть своей жизни посвятил копанию и поиску спрятанных кладов, нетрудно сообразить, что выдуманные им «золотые пластины» имели целью как бы вознаградить его и оправдать его бесплодные труды прошлого.

В 1842 году Д. Смит вместе с большой группой приверженцев в количестве более двухсот человек вступил в масонство. С тех пор многие чисто масонские ритуалы и ритуальные предметы вошли в мормонское «богослужение», совершаемое в их храмах в тайне от посторонних5.

По мере того как мормонство крепло и распространялось, в Нову росла и неприязнь к Д. Смиту – за агрессивные методы распространения секты и главным образом, за насаждение многоженства. Особенно усилилась неприязнь к Д. Смиту после того, как один из его помощников, Джен Беннет, в местной газете смело изобличил его лживость и распутство. В отместку приверженцы Смита по его приказу сожгли типографию, напечатавшую статью Беннета. Тогда вмешались власти штата Иллинойс, и Смит вместе со своим братом были посажены в тюрьму в Carthage. Тем не менее страсти не утихали, и в июне 1844 года разъяренная толпа ворвалась в тюрьму и убила Смита вместе с его братом.

Такой была жизнь основателя мормонства, усеянная авантюрными поисками кладов, оккультными видениями, плагиатом, самохвальством и лжесвидетельством, многоженством и допущением разбоя и буйства. Надо заметить, что среди множества сохранившихся документов относительно личности и поступков Д. Смита, подписанных людьми, лично его знавшими, нет ни одного похвального или одобрительного – напротив, все разоблачительные. Учитывая все это, можно лишь вспомнить слова Спасителя по поводу таких лже-пророков: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Преемникам Д. Смита пришлось много потрудиться, чтобы «подчистить» его биографию и создать ему ореол праведности.

На смену Д. Смиту в качестве «пророка и вождя» выступил Брайам Йонг, который возглавил исход секты со скандальной репутацией к Большому Соленому Озеру штата Юта. Йонг, как и его преемники, продолжал получать «откровения» от духов, которые пополнили и «обогатили» мормонское учение6. Йонг имел около тридцати жен и правил сектой с диктаторской властью. В 1857 году, желая избавиться от нежелательных переселенцев, он поручил Джону Ли истребить их группу. Это ужасное преступление, в котором погибло 137 человек, попало в историю под названием «резня горного луга». Исполнитель этого истребления невинных людей Джон Ли был судим и казнен в 1877 году, а Йонг, который умер в этом же году, избежал наказания.

История

Обычно основатели сект провозглашают собственную персону земным представителем Бога. Титулы бывают разные: миссионер, мессия, пророк или другое. Одной из таких персон стал Джозеф Иосиф Смит, уроженец США. Родился он в 1805-году в штате Вермонт. Когда ему было 11 лет, его семья переехала в штат Нью-Йорк.

Его пророческая миссия берет начало с 1827-года. На тот момент ему исполнилось 22 года. Согласно преданиям самой секты, в этом возрасте ему явился ангел по имени Мороний и подсказал место хранения неких золотых пластин, где была тайная информация. Раскопка находилась на горе Кумор неподалеку от места жительства Смита.

Откопав рукописи, Смит начал их переводить. В итоге у него получилось объединить всю информацию в одну очень толстую книгу. В современном варианте труд содержит 616 страниц, написанных довольно мелким шрифтом. Перевод был издан в 1830-году. По словам самого Смита, летописи принадлежат древнейшему племени нефийцев, некогда населявших территорию нынешней Америки.

Дальнейшее утверждение секты

В то время как уже начала печататься книга Мормона, основатели секты продолжали активную миссионерскую работу в штате, убеждая своих последователей объединиться в общину под руководством старейшины Иосифа Смита. Они собирались в доме Питера Витмера старшего в количестве шести человек и проводили молитвенные собрания. Уже 6 апреля 1830 г. , открыв собрание торжественным молебном, шестерка избранных прямо без обиняков вопросила у собравшихся – согласны ли они их принять как законоучителей. На что все единодушно согласились.

Это было время религиозной нетерпимости, и хотя Символ мормонов задекларировал полную веротерпимость, антагонизм с последователями других вероисповеданий рос день ото дня. Толпы людей нападали на мормонов, разоряли дома, и последние защищали себя и свои семьи с оружием в руках. В таких стычках гибло много мужчин, и в общине была разрешена полигамия в целях восстановления потомства. Постепенно мормоны обучились воинскому искусству: умели занимать удобную оборону, метко стрелять, использовать верховых животных. Постепенно мигрируя из местности в местность, они пришли в штат Иллинойс, где нашли пристанище, казалось бы, уже навсегда. В пустынном месте у берегов Миссисипи мормоны купили большую полоску болотистой земли и, осушив ее, построили город Наву. Здесь число их приверженцев значительно увеличилось, и они некоторое время процветали. Но вскоре Иосиф и его брат Хайрум были заключены в тюрьму по наветам недругов, а во время пребывания под стражей в июне 1844 г. оба были застрелены неизвестными. Место президента Церкви занял Бригам Ионг. Под его управлением Святые Последних Дней покинули Иллинойс и ушли в скалистые горы запада США, где основали крупную колонию мормонов. Этот штат назывался Юта, и мормоны в нем устроились по принципу теократического государства со столицей Солт-Лейк-Сити.

  • МОРМОНЫ • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  • 2017 Statistical Report for 2018 April Conference (англ.). newsroom.churchofjesuschrist.org (31 марта 2018). Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  • Facts and Statistics. Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 8 апреля 2018 года.
  • Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0.
  • Mormons more likely to marry, have more children than other U.S. religious groups. Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  • Мормоны, кто они? Ценности. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 октября 2018 года.
  • The Annual Report of the Church
  • Многобрачие. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 октября 2018 года.

Кто такие мормоны и во что верят?

Мормоны учат о том, что все люди боги, а однажды станем богами, подобными богу Христу (причем «богу» именно с маленькой буквы). У мормонов есть множество странных учений о загробной жизни, небесных браках и церковных практиках, которые выходят за все разумные пределы. Это точно НЕ христианская религия.

Верят ли мормоны, что они христиане? Конечно, да. На самом деле, они учат даже о том, что мормоны ЕДИНСТВЕННЫЕ правильные христиане. Они учат о том, что Христианство было совершенно потеряно и утрачено во втором-третьем веках нашей эры и что Джозеф Смит основал его заново, когда создал в 1830 году общество Святых Последних Дней (Мормонизм). Конечно, вера во что-то еще не означает, что это правда и истина, но мормоны верят, что они христиане.

Учение об искуплении

Смерть Христа, по мнению мормонов, искупила только прошлые грехи людей, а не будущие. Оправдание человека по вере в Искупительную Жертву Христа отвергается. Чтобы спастись, мало верить во Христа, но необходимо крещение водой, покаяние, беспрекословное подчинение старейшинам общины, наличие добрых дел и крещение Духом (наподобие пятидесятнического, но с наложением рук). Не берется ими во внимание и важность первородного греха. Адам не согрешил, в противном случае он не сумел бы выполнить заповедь – «плодитесь и размножайтесь». Поэтому и до сего дня дети рождаются невинными. Спасение у мормонов – это попытка каждого достигнуть Божественного состояния с тем, чтобы затем создавать собственные миры, населять их, и такой процесс продолжается бесконечно. Упомянув здесь о крещении, следует заметить, что детей, исходя из учения об отсутствии первородного греха, мормоны не крестят. «Вот, я говорю тебе, что вы должны учить покаянию и крещению тех, которые ответственны за себя и могут грешить. И их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов. Но малые дети живы во Христе от самого основания мира; иначе Бог есть Бог пристрастный, а также изменяемый Бог и лицеприятный; ибо как много малых детей умерло без крещения!» «Вот я говорю вам, что тот, кто думает, что малые дети нуждаются в крещении, исполнен горечи желчи и в узах неправды, ибо у него нет ни веры, ни надежды, ни милосердия. » (Мороний 8:11–14).

О Боге

В пункте первом «символа веры» мормонов читаем: «Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа», – как будто звучит правильно. Однако при более внимательном изучении источников их учения оказывается, что слово «Бог-Отец» они воспринимают буквально, биологически. Так, например, их «бог-вседержитель» якобы имел жену (!), от которой родились «дети». Имя «жены» нигде не упоминается, ибо это тайна; дети же – Иисус Христос, Люцифер(!) и мы с вами. «Отец», как считают мормоны, живет в центре мира на светиле Колоб, имеет физическое тело и человекообразен. «Дети» сначала имели лишь невидимые, духовные тела (видимые физические тела они получили позже). Все это у мормонов называется «нашей предземной жизнью». Оказывается, что вместо единого Господа, Творца неба и земли, существует неопределенное количество всяких богов и богинь. Правда, некоторые мормоны будут настаивать, что они признают только одного Бога, но это не то, что утверждали создатели мормонского учения.

Пресвятая Троица в нашем христианском понимании для мормонов не существует. Слово «Бог» воспринимается ими как одно из верховных существ. Они верят в детородные пары усовершенствованных людей, которые имеют начало во времени и творят физические тела, «воплощая духов». Этому мормонскому множеству богов предводительствует «Елохим», упоминаемый в ветхозаветном Писании – согласно мормонам «бог Земли», имеющий тело, подобное нашему. Основатель мормонства Джозеф Смит утверждал: «Я хочу прямо заявить вам, что всегда и на всех собраниях, где я только проповедовал о сущности Божества, это была проповедь о множестве богов»9. Милтон Хантер (Milton R. Hunter), член Первого Совета семидесяти старцев, учил: «Сам Бог, наш общий Отец. был когда-то человеком, как все мы, а потом стал Богом. Он совершенствовался и развивался пока достиг состояния божества. И все вы должны научиться, как стать Богами»10. В книге «Доктрина Мормонов» их ведущий «богослов» Брюс МакКонки пишет: «Существует три Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Этим трем Богам мы поклоняемся. Но, кроме Них, существует бесчисленное количество других священных личностей, приходящих из бесчисленных других миров, которые достигли прославления и поэтому тоже стали Богами. Это учение о множестве Богов является таким всеобъемлющим и славным, что оно пленяет всякое воображение. И все, кто достигнет прославления, становятся Богами»11. Надо заметить, что подобные идеи о божествах, правящих в различных мирах, характерны для оккультных учений.

Нечего говорить, что мормонское учение о развивающихся и совершенствующихся богах, приобретших тела, совершенно чуждо христианству, оскорбительно здравому смыслу и богохульно. Христианство всегда строго различало вечную, бесконечную, всесовершенную и недоступную пониманию природу Бога от созданной и ограниченной природы других существу – ангелов, людей, животных и т. Нельзя путать Творца с тварями!

Некоторые не без основания высказывают предположение, что само учение о рождающих детей божествах было придумано именно для оправдания многоженства «пророков» и «святых» мормонской религии12.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий