Кем были майя и почему их личность до сих пор не раскрыта. (Закончить здесь, если не поместилось)

Значение слов и выражений

Боги

И давайте вспомним о богах майя, которых на самом деле было очень много, среди них были и такие экзотические боги, как бог полярной звезды, бог луны, покровительница медицинских знаний и деторождения – богиня Ишчель и богиня самоубийств (!) Иштаб. К слову, в религии майя самоубийство не считалось чем-то плохим (как скажем в большинстве религиях, особенно в христианстве) и было даже почетным делом. Особенно почетным считалось самоубийство через повешение, ведь саму богиню самоубийства Иштаб изображали не иначе, как в петле. В конце концов, самоубийство в религии майя приравнивалось к добровольному жертвоприношению и этим можно объяснить такое большое уважение к нему.

Бог-создатель майя Хунаба, который создал людей из початков кукурузы, как не странно, но почитался значительно меньше своего сына – бога небес Итсамана. Последний же фактически был верховным богом майя, легенды и мифы делают его первым жрецом, покровителем дня и ночи и изобретателем иероглифов и вообще письменности как таковой. «Сначала было слово» так начинаете Евангелие от Иоанна, индейцам майя тоже была знакома эта формула, сначала было слово, которое дал им бог Итсамана.

Также большим почетом пользовался бог дождя Чак который в религиозных мифах майя упоминается даже чаще, чем сам владыка небес итсамана. Может потому, что от Чака самым непосредственным образом зависело хозяйство майя и урожай кукурузы. В позднюю эпоху богу Чаку тоже приносились и человеческие жертвы, особенно когда долгое время не было дождя, надо же было отправить посланника, чтобы умилостивить Чака. Из жертв богу дождя Чаку не вынимали сердца на вершине пирамиды, их сбрасывали на дно большого ритуального колодца.

Третьим по значимости был сам загадочный бог-покровитель кукурузы, но почему загадочный? Ибо история не донесла нам его имени, некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках. Во всех упоминаниях этот самый молодой бог изображается с сильно деформированной головой, она (голова) обремененная многочисленными заботами о хорошем урожае.

Верования майя о загробной жизни не слишком отличаются скажем от верований, которые есть в христианстве или в исламе. Души праведников, и принесенных в жертву богам людей попадают в аналог Рая, прекрасное красочное место полное цветов и бабочек. Души же нечестивых людей попадают в подземное царство Шибальду (аналог Ада) где несут искупление за свои греховные поступки.

Старая английская поговорка гласит: «Если зеркала перестало отражать человека, значит, он близок к смерти». В конце Х-го века зеркало вечности уже почти перестало отражать культуру майя, пришло начало ее конца. Именно в это время оказались полностью покинутыми многие города майя, а что стало причиной этого как мы писали выше, так и остается неизвестным.

Ученые сходятся во мнении, что к приходу конкистадоров на землю майя, их цивилизация уже погибала. Причиной тому стала продолжительная засуха, а в следствии и голод, отсутствие централизованного государства, междоусобные войны и потеря доверия к правителям.

История уникальной цивилизации майя

Когда на полуостров Юкатан, что в Центральной Америке, в начале XVI века прибыли испанские конкистадоры во главе с Эрнандесом де Кордобой, они встретились здесь с легендарными индейцами майя. На тот момент их цивилизация находилась уже в серьёзном упадке и кризисе. Но так было не всегда.

РелигияПравить

Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.

Время, космос, катаклизм Земли и новая эраПравить

Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. При этом задача религиозного лидера майя состояла в интерпретации этих циклов.

Боги и жертвыПравить

Майанская королева совершает религиозный обряд самоистязания — пропускает канат через язык.

Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.

Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.

В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.

Майяская игра в мяч.

Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости – она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.

Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания.

Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Цифры

Цивилизация майя, интересные факты о которой не все доступны широкому кругу людей, имела систему исчисления, не имеющую равных в истории человечества. В то время, когда греко-римская цивилизация имела гениальных философов и ученых, им не был известен знак ноль.

Система исчисления древних майя состояла из трёх знаков – 0, 1 и 5. Они обозначались как ракушка, точка и черта соответственно и использовались в разных комбинациях.

Как утверждают учёные именно из-за существования нуля, математические знания майя были очень продвинутыми. Это в последствии помогло им в инженерии и астрономии.

Доклассический период

Его на­ча­ло свя­за­но с рас­про­стра­не­ни­ем ке­ра­ми­ки и рас­се­ле­ни­ем групп майя в об­лас­ти низ­мен­но­стей (с кон. 2-го тыс. до н. На ос­но­ве этих тра­ди­ций в 8–7 вв. фор­ми­ру­ет­ся куль­тур­ный ком­плекс Ма­мом. В это вре­мя майя про­дви­га­ют­ся на за­пад, вы­тес­няя ме­ст­ное на­се­ле­ние, по-ви­ди­мо­му род­ст­вен­ное оль­ме­кам. Сме­на ке­ра­мич. ком­плек­сов Ше и Ре­аль ке­ра­ми­кой Ма­мом по­ка­зы­ва­ет ос­вое­ние майя до­ли­ны р. Пась­он в 1-й пол. 7 в. , в кон. 5 – 4 вв. она фик­си­ру­ет­ся в сред­нем те­че­нии р. Усу­ма­син­та. Оль­мек­ское влия­ние в до­клас­сич. куль­ту­ре майя про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в ико­но­гра­фии.

К 6–5 вв. до н. в об­лас­ти низ­мен­но­стей скла­ды­ва­ет­ся 2- и 3-уров­не­вая ие­рар­хия по­се­ле­ний, ха­рак­тер­ная для вож­деств, на­чи­на­ет­ся ак­тив­ное мо­ну­мен­таль­ное строи­тель­ст­во. Наи­бо­лее древ­ние пи­ра­ми­ды ис­сле­до­ва­ны на по­се­ле­ни­ях Нак­бе, Што­бо, Блэк­ман-Эд­ди и др. В Блэк­ман-Эд­ди пи­ра­ми­ду ук­ра­ша­ли са­мые ран­ние (7/6 вв. ) леп­ные мас­ки из сту­ка, изо­бра­жав­шие бо­же­ст­ва. В 3–2 вв. до н. ста­рые цен­тры сме­ня­ют­ся но­вы­ми (вме­сто Нак­бе – Эль-Ми­ра­дор, вме­сто Што­бо – Ком­чен и т. Пи­ра­ми­даль­ные ком­плек­сы Эль-Ми­ра­до­ра (Тиг­ре, выс. до 53 м, и Дан­та, выс. до 70 м) яв­ля­ют­ся са­мы­ми мас­штаб­ны­ми мо­ну­мен­таль­ны­ми по­строй­ка­ми за всю ис­то­рию М. круп­ные па­мят­ни­ки это­го вре­ме­ни – Ка­лак­муль, Ва­шак­тун, Ти­каль, Холь­муль и Си­валь. К 1–2 вв. фор­ми­ру­ют­ся пер­вые гос-ва. нач. – 1-й пол. 2 в. в об­лас­ти низ­мен­но­стей фик­си­ру­ет­ся кри­зис (пред­по­ло­жи­тель­но вы­зван кли­ма­тич. из­ме­не­ния­ми): Эль-Ми­ра­дор и др. цен­тры боль­ше не функ­цио­ни­ру­ют, но не­ко­то­рые (Ва­шак­тун, Ти­каль) пе­ре­жи­ва­ют его и всту­па­ют в по­ло­су рас­цве­та, про­дол­жав­шую­ся в классич. пе­ри­од.

В об­лас­ти на­го­рий в 1-й пол. 1-го тыс. до н. фор­ми­ру­ют­ся про­стые, в сер. 1-го тыс. скла­ды­ва­ют­ся слож­ные во­ж­де­ст­ва (Абах-Та­ка­лик, Ка­ми­нальхую, Эль-Пор­тон). В это вре­мя здесь про­сле­жи­ва­ет­ся силь­ное влия­ние оль­мек­ской куль­ту­ры. Во 2–1 вв. до н. поя­ви­лись пер­вые гос-ва, сто­ли­ца са­мо­го мо­гу­ще­ст­вен­но­го из них на­хо­ди­лась в Ка­ми­нальхую. Этот го­род был ок­ру­жён се­тью ир­ри­гац. ка­на­лов (свя­зан­ных с оз. Ми­раф­ло­рес); важ­ным ис­точ­ни­ком вла­сти был кон­троль за до­бы­чей и тор­гов­лей об­си­диа­ном. О вы­со­ком уров­не по­ли­тич. раз­ви­тия сви­де­тель­ст­ву­ют рез­ные сте­лы с ие­рог­ли­фич. над­пи­ся­ми, изо­бра­жаю­щие пра­ви­те­лей, и бо­га­тые за­хо­ро­не­ния. Ге­ге­мо­нию Ка­минальхую от­ра­жа­ет «сфе­ра Ми­раф­ло­рес» – аре­ал пре­стиж­ной ке­ра­ми­ки и др. , ох­ва­ты­ваю­щий центр. гва­те­маль­ское на­го­рье, юг и юго-вос­ток по­бе­ре­жья Гва­те­ма­лы, тер­ри­то­рию за­па­да Саль­ва­до­ра и Гон­ду­ра­са.

Протыкание собственного члена, игра в мяч и вырывание ногтей — жертвоприношения майя

По масштабам человеческих жертвоприношений майя сильно уступали тем же ацтекам. Как правило, они приносили людей в жертву при вступлении царя на трон, после победы в войне или при строительстве пирамид. При этом несчастным вырывали сердце, а также топили, душили и расстреливали из лука. Приносили в жертву и детей, особенно если был какой-то важный случай.

Но самое экзотичное в обычаях майя — это, конечно, самокровопускание — ритуал, во время которого главную роль играл царь, его жена и приближенные. В особые дни, прилюдно, особым шилом из хвоста ската, царь протыкал себе язык, мочки ушей и член. В язык часто вставляли веревку с шипами и протягивали ее, делая кровотечение более обильным. Вытекшей кровью намазывали идол или пергамент, сжигая который устанавливали связь с богами. Царица также протыкала себе язык, уши или половые органы.

Если бы наши чиновники точно также платили за свое высокое положение, думаю желающих получить хлебное место стало бы в разы меньше. Конечно, простой люд также занимался кровопусканием, а шрамы на лице считались красивыми. С пленниками поступали довольно жестоко, вырывая им ногти и всячески издеваясь — считалось, что нельзя убить человека, предварительно его не помучав.

Еще один поразительный мезоамериканский обычай, связанный с жертвоприношениями, — игра в мяч. Играли на специальных стадионах, командой победителей против команды пленников. Мяч был сделан из каучука и довольно тяжел, отчего по нему били не ногами и руками, а бедрами или плечами, защищая их специальными накладками. Естественно, пленники проигрывали профессиональным спортсменам-майя, и их приносили в жертву. Иногда в каучук вплавляли голову побежденного царя и играли ей. У некоторых царей были даже свои собственные мини стадионы, для игры один на один, куда они приглашали союзных царей для ритуального развлечения. Конечно, союзников в жертву старались не приносить.

Удивительный мир майя до сих пор полон загадок и тайн, и ученые каждый год раскапывают что-то новое, находят новые надписи и города. Это потрясающая цивилизация, которая возводила монументальные постройки и изучала звезды, когда предки захвативших их испанцев еще были дикарями-иберийцами.

Ведизм и индуизм.

В Ригведе Майя является одним из распространенных слов, обозначая в применении к демонам и врагам колдовские чары, а в применении к богам – волшебную силу и способность к чудесным превращениям. Враждебным «колдовским силам» (майи во множественном числе) противопоставляется Майя как «волшебная асурическая сила» хранителей мирового порядка Митры и Варуны, посредством которой они могут отразить магию злых сил, расставляя повсюду свои хитрости-силки, также обозначаемые как майи. Майи как волшебные метаморфозы являются атрибутами не только Митры и Варуны, но и царя богов Индры, а также ремесленников Рибху, потомков риши Ангираса, которые стали впоследствии богами. Благодаря силе Майи бог огня Агни может стимулировать жертвоприношения, и даже обычные жертвователи именуются обладателями Майи. Весьма значимый контекст выявляется в гимне, где Майя как «великое чудо» Варуны отождествляется с измерением земли посредством солнца.

Многие индийские исследователи адвайта-веданты пытались доказать, что ведантийскую концепцию Майи можно обнаружить уже в древних Упанишадах, первое появление этого понятия происходит не ранее, чем в явно послебуддийской Шветашватара-упанишаде. Здесь Майя означает, наряду с обычным заблуждением, также мировую силу. Великий Владыка (Махешвара) как «носитель заблуждения» (майин) создает из материи священного гимна стихи, жертвоприношения, все прошедшее и будущее, и весь мир «проникнут» его «членами»; сама же Майя отождествляется с Пракрити, ее узами связывается индивидуальная душа. Здесь различимы черты философствования в духе веданты (которое обнаруживается и ранее в том же тексте – в обоснованиях того, что именно Брахман, а не какое-либо иное начало мира, материальное или духовное, является его причиной), и присутствуют уже два существенно важных тезиса: мир на деле является манифестацией Божества, и сила Майи оказывает «связующее» воздействие на индивидуальное сознание.

Среди упоминаний о Майе в эпических текстах обращают на себя внимание отрывки из Бхагавадгиты, где Кришна сообщает, что он периодически воплощается на земле, опираясь на силу собственной Майи, и что мир не видит его истинной природы из-за действия трех гун, и называет это действие своей собственной «гунной Майей», которая труднопреодолима, преодолевают ее лишь те, кто полностью полагается на Кришну. Чуть позже он подтверждает, что мир не познает его как нерожденного и неизменного вследствие его же «йогической Майи». Здесь отчетливо выражена идея источника бытия как источника сознательной мистификации людей, но мир еще не мыслится как иллюзия.

Параллельно начинается освоение этого понятия в индуистской мифологии: имена Майдэви («Богиня Майи»), Майявати («Обладательница Майи»), Махамайя («Великая Майя») прилагаются как к супруге Шивы Дурги, так и к жене бога любви Камы – Рати.

Технологии

Цивилизация майя, интересные факты технологических изобретений которой поражают своей тонкостью современных архитекторов, сама создавала арки и канализации, а рисунки и резьба на стенах были примером тонкой работы и хорошей техники выполнения сюжетов.

Водоснабжение

Древние майя обитали на огромной территории. Так сложилось, что большая часть их цивилизации страдала от отсутствия питьевой воды. Выходом в этом случае стали масштабные болота, землю из которых мая переносили в город и использовали для сельского хозяйства.

Но другая ситуация сложилась в городе Паленке, который переводится как «Большая вода». Этот город-государство находилось в горах, на северо-востоке ареола обитания племен майя, и заслужено считалось самым влажным.

Из-за необходимости избавляться от постоянных водных ручьёв, древние археологи придумали систему канализаций, по которой протекали реки, а город жил над ними. Система рек была повернута в лабиринты из тоннелей, которые были хорошо зафиксированы при помощи ступенчатой кладки.

Более того, как показывают археологические исследования, майя освоили гидравлическую систему, и смогли спроектировать пути подачи воды из рек непосредственно в дома, где были сооружены ванны, фонтаны и бассейны.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» — оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. ) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.

Ножи майя, выполненные из вулканических пород

Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы — антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.

Одна из масок, созданных древними индейцами майя

Интересные факты

  • Пожалуй, самым удивительным является то, что народ строивший величественные пирамиды, имеющий точный календарь, обладающий многими познаниями в разных науках, так и не изобрел колеса. Да, индейцы майя (впрочем как и инки с ацтеками) не знали колес.
  • Многие лингвисты считают, что слово «акула» майянского происхождения.
  • У майя были весьма своеобразные представления о красоте, матери специально прижимали досочки ко лбам своих детей, делая их кость более плоской, считалось, что так красиво.
  • Майя играли в футбол, только футбол у них был, разумеется, не такой как сейчас, каучуковый мяч нужно было забить в круглый обруч, а проигравшая команда в полном складе приносилась в жертву.
  • Имена своим детям майя давали в зависимости от дня, когда те народились.
  • Около 7 миллионов потомков майя и по сей день живут на территории Мексики и соседних стран, и даже практикуют жертвоприношения, правда, в качестве жертв выступают уже не люди, а куры.
Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий