Каковы основные принципы постнаучного анархизма?

Значение слов и выражений

Анархизм в России

Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. Бакунин и П. Кропоткин еще в Царской России, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошел дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:

  • 1990 г. – кружок анархо-коммунистов в Женеве (лидеры — Мендель Дайнов, Георгий Гогелия, Лидия Иконникова).
  • 1904 г. – образование кружков в Америке, Берлине (Германия), Париже (Франция), Софии (Болгария). Российской Империи – 29.
  • 1905 – численность достигла 125 кружков.
  • 1906 – насчитывалось 221 отделение.
  • 1907 – 255 кружков.

Основатель и идейный вдохновитель движения анархистов, князь Кропоткин.

Всего идеями анархо-коммунизма было охвачено 218 населенных пунктов страны, а в его членах состояло около 7 тысяч населения. За период с 1904 по 1921 годы появилось множество ответвлений анархизма, причем некоторые из них действовали не с благими намерениями: они проповедовали грабежи, насилие, не гнушались убийствами с целью личной наживы и достижения собственных интересов.

ГодНазвание ответвленияЛидерОсновные идеи и методы достижения
1905СиндикалистыЯ. КирилловскийБорьба с капиталистами любыми способами
Нападения, бойкотирование, стачки, экспроприация и уничтожение имущества, саботаж, насилие
1907ИндивидуализмА. Боровой, О. ВиконтПолная личная свобода
1907Мистический анархизмС. Городецкий, В. ИвановПринципы коллективизации, поддержание свобод личности, систематический террор капиталистов
1907Анархисты-махаевцыЯ. МахайскийУничтожение интеллигенции как класса
1910БезначальцыГруппа С. Романова и Н. ДивногорскогоАгрессивная политика, террор, саботаж, насилие, экспроприация ценностей, отказ от нравственных устоев общества
1910ЧернознаменцыИ. ГроссманПартизанская борьба, экспроприация припасов и ценностей, террор, насилие над капиталистами
1905-1910ЭксыБатька Махночастные экспроприации буржуазной собственности и припасов

Флаг анархо-синдикалистов.

Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен.

1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП(б), то боролись против нее. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло.

В 1988 году в СССР стали появляться новые сторонники анархии. С января 1988 по август 1991 года действовала Конфедерация анархо-синдикалистов под управлением А. Исаева, И. Подшивалова, А. Шубина. Идея объединения – децентрализация механизмов власти, народное управление.

Флаг анархо-коммунистов.

С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм – за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление.

Флаг анархо-капиталистов.

В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 – отошла от политики, трансформировавшись в медиа проект.

Сегодня Анархия – это философское течение, нежели модель государственного устройства. Однако в мире есть примеры удачно выстроенного на изначальных принципах анархизма.

Кто и когда ввёл термин «анархия»?

Впервые понятие было использовано в начале девятнадцатого века французским политиком и публицистом Пьером Жозефом Прудоном. А именно в трактате «Что такое собственность или исследование о принципе права и власти». Либеральный теоретик представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание достаточно для поддерживания порядка и гарантирования всех свобод. Из-за этого влияние управленческих аппаратов должно уменьшиться до минимума. А затем исчезнуть и вовсе. Это привело бы к образованию новых федералистских учреждений, основанных на местном самоуправлении.

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Октябрьская революция была воспринята последователями анархизма негативно, так как произошло восстановление государственного строя. В 1919 году ими было проведено несколько террористических актов. В 1918 году Н. Махно возглавил повстанческое движение на Украине, которое выступало против «белых» и «красных». В 1921 году анархизм был полностью ликвидирован.

https://youtube.com/watch?v=wraVH9VkEAs

Анархизм и частная собственность

Анархисты выступают против частной собственности как источника навязанной иерархической власти и привилегий для привилегированных социальных групп. Они утверждают, что капитализм, увеличивая идеологически незыблемое «право» на частную собственность, столь же быстро увеличивает неравномерное распределение сырья. Это, в свою очередь, расширяет переговорные позиции между «собственниками» и «не собственниками».

Анархисты утверждают, что именно капитализм делает невозможным «самообладание», потому что основное условие «самовладения» – не делать ничего против своей воли. Капиталистическая система ослабляет эту идею. Большинство людей попадают в ситуацию, когда лучший вариант – добровольно позволить эксплуатировать себя для получения «собственности».

Анархия и порядок

Термин «анархизм» и его производные иногда используются уничижительно, как синонимы социальных беспорядков. Но анархизм защищает идею о том, что отсутствие структуры власти не является синонимом социальной дезорганизации. Так, Пьер-Жозеф Прудон говорил, что «Анархия – это высшая степень свободы и порядка, которую может достичь человечество». Размышляя о справедливости, Пётр Кропоткин писал, что «равенство во всём – синоним справедливости. Это и есть анархия». Подобным образом размышлял и Ансельм Беллегарриг: «Анархия – это порядок, а правительство – это гражданская война».

Анархия для её сторонников, есть абсолютный социальный порядок, в частности, благодаря обобществлению средств производства и вопреки идее капитализированной частной собственности. Анархия предполагает, что индивидуальная собственность не гарантирует никаких прав имущество, в частности, касающееся накопления неиспользованных товаров. Этот общественный порядок основан на политической свободе, организованной вокруг императивного мандата, самоуправления, целостного федерализма и прямой демократии. Таким образом, анархия организована и структурирована.

Классическая тактика анархизма

В классическую эпоху анархисты были склонны к воинственности. Они не только противостояли государственным вооружённым силам, как в Испании и Украине, но некоторые из них использовали терроризм (так называемую пропаганду делом). Анархисты также участвовали в революциях.

Отношение анархистов к насилию всегда было спорным:

  • с одной стороны, анархопацифисты указывают на единство средств и целей;
  • с другой стороны, анархистские группы выступают за прямые действия, тактику, которая может включать акты саботажа и даже террористические акты.

Такое отношение было совершенно очевидно в XX в. , когда государство рассматривалось как тиран, и некоторые анархисты считали, что они имеют полное право противостоять его угнетению любыми возможными средствами. Многие из них были сторонниками ограниченного применения силы и утверждали, что насилие – это всего лишь реакция на насилие государства как неизбежное зло. Анархисты играли активную роль в забастовках. Они рассматривали забастовку как способ свержения государства и капитализма.

Значение слова «анархия»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мальтиец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «анархия»

  • Бoльшая часть тыловых гарнизонов пребывала в состоянии полной анархии.
  • Эти внешние опасности усугублялись ещё и вследствие того, что внутри государства царили анархия и раздоры.
  • Тогда, после смерти президента, страну охватил кризис, и здесь наступила анархия.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «анархия»

  • Если социалисты и коммунисты считают злом индивидуалистическое капиталистическое устройство общества, анархисты считают злом и самое правительство, то есть и монархисты, консерваторы, капиталисты, считающие злом социалистическое, коммунистическое устройство и анархию; и все эти партии не имеют иного, кроме насилия, средства соединить людей.
  • А заграница и эту фразу, и»свободу, споспешествуемую средостением», и»анархию, действующую в союзе с произволом», — все съест.
  • Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Какой бывает «анархия»

  • Анархия (от др.-греч. ἀναρχία «безначалие, безвластие или неподвластность, независимость», «неповиновение властям, беспорядок, произвол», «год без архонта») представляет собой идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека. В 1840 году Пьер-Жозеф Прудон использовал этот термин для обозначения новой на тот момент политической философии — анархизма, — в своём трактате «Что такое собственность?».
  • (все понятия)

Отправить комментарий

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет «услуги за услугу», они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем «навязанное» правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Революционная тактика анархизма

Революционные анархисты выступают за небольшие неформальные группы интересов, в которых каждый член несёт ответственность за свои собственные действия, но сотрудничает с другими. Современные анархисты гораздо менее агрессивны и воинственны, чем их идеологические предки. Чаще всего они вступают в конфронтацию с полицией во время демонстраций и беспорядков.

Анархисты конфликтуют не только с правительственными чиновниками. Они также участвуют в борьбе с фашистами, расистами или широко понимаемыми крайними правыми, предпринимая антифашистские действия и мобилизуясь, чтобы предотвратить присутствие представителей этих течений в публичном пространстве.

Эволюционная тактика анархизма

Эволюционная тактика предусматривает создание самоуправления на всех уровнях. Не должно быть государственных структур. Должны быть лишь частные народные организации. Для этого анархисты обычно используют прямое действие. Оно может принимать форму разрушения и протеста против несправедливой иерархии или самоуправления своей собственной жизнью путём создания контр-институтов (например, муниципалитетов, неиерархических коллективов или кооперативов).

Принятие решений часто осуществляется в антиавторитарной манере (используется форма демократии участия), когда все имеют равное право голоса при принятии каждого решения. Это подход известен как горизонтализм.

Современные анархисты были вовлечены в различные движения массовой демократии, которые более или менее основаны на горизонтализме. Хотя они не являются откровенно анархистскими, но уважают личную автономию и участвуют в массовом активизме, таком как забастовки и демонстрации.

Процесс принятия решений небольшими группами интересов играет важную тактическую роль в анархистском движении. Различные методы используются для достижения консенсуса между членами группы без необходимости лидера или группы лидеров.

Один из способов состоит в том, чтобы человек в группе играл роль модератора, чтобы помочь достичь консенсуса, не участвуя в обсуждении и не продвигая определённого мнения. Такие группы обычно состоят из 5-20 человек, что нацелено на укрепление автономии и дружбы между участниками. Чаще всего они объединяются друг с другом в более крупные сети.

Анархизм и свобода выбора

Отделение работы от других видов деятельности в жизни и подчинение её законам рынка означает уничтожение её естественной, органической формы существования – формы, которая развивалась вместе с человечеством на протяжении тысячелетий совместной экономической деятельности.

Анархизм критикует капиталистическую теорию свободы выбора потребителя, согласно которой он должен определять силу спроса на определённые товары и услуги, что иногда сравнивают с голосованием в демократической системе.

По мнению анархистов, ощущение свободы выбора потребителя иллюзорно, потому что принятие решений на рынке глубоко пассивно и реакционно (то есть основано на реакции на направления действий других людей). Покупатель выбирает из продуктов на полке, которые произведены другими людьми для получения прибыли. Заказчик – это конечный пользователь, фактически зритель, а не актёр, просто выбирающий одну из возможностей, созданных кем-то ещё.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий