Информация о японской гейше, включая информацию о том, кто она такая и чем занимается

Значение слов и выражений

Обучение гейши

Раньше девочек обучали тонкостям этой работы еще с самого детства, так как очень часто бедные родители вынуждены были продавать своих детей в дома гейш, чтобы хоть как-то обеспечить себе и ребенку дальнейшее существование. В настоящее время существует закон, согласно которому девушка может поступить на обучение к гейшам только после того, как ей исполнится 15 лет и она окончит среднюю школу (при трудоустройстве обязательно требуется показать аттестат о среднем образовании).

Изначально девочки становятся практически служанками гейш, занимаясь уборкой и готовкой, и только спустя какое-то время они поступают в помощницы к старшим гейшам. Помимо ежедневных обязанностей, они должны посещать занятия гейш, где их обучают танцам, музыке, живописи и прочим подобным вещам, которые понадобятся им в дальнейшей работе. Кроме того, каждая гейша обязана хорошо разбираться в политике и всегда быть в курсе происходящих в мире событий, так как зачастую им приходится работать с клиентами, занимающими различные должности в государственном аппарате. Обучение гейши никогда не прекращается, оно происходит на протяжении все жизни.

Через полгода ученицы сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию посвящения — «мисэдаси», на которой им официально присваивается звание «майко». Каждой майко дают наставницу, которая помогает в обучении, а в дальнейшем даже ищет клиентов для новоиспеченной гейши. Чем больше влияния имеет наставница , тем больше возможностей открывается перед майко в будущем. Красота японских гейш в этой нелегкой, но интересной профессии играет немаловажную роль. Майко уделяют очень большое внимание уходу за собой, также существуют секреты японских гейш передаваемые из поколения в поколение и помогающие девушкам притягивать к себе клиентов, от которых полностью зависит их дальнейшее положение.

Появление гейш

В Ёсиваре мужчины занимались не только сексом. Самому главному «блюду» предшествовали развлечения: танцы, песни, распитие сакэ. До появления юдзё клиентов веселили мужчины, которых называли гейшами (или гэйся), устраивающие немудреные игры и аккомпанирующие пьяным любителям пения на музыкальных инструментах.

Первая женщина-гейша появилась лишь в 1751 году. Ею стала Касэн из киотского дома Огия — одна из немногих юдзё, которой удалось выплатить все долги и начать собственный бизнес. Вскоре девушки-гейши стали так популярны, что вытеснили коллег-парней. Ничего удивительного: для мужчин возможность общаться с женщиной была в новинку, ведь отношения с жёнами жёстко регламентировались, и излишняя веселость, да и просто разговоры не приветствовались.

В отличие от юдзё гейши могли выходить из кварталов: их приглашали на вечеринки и банкеты. Обязанность девушки – умело и остроумно поддерживать дружескую беседу, не теряя при этом почтительности. Гейши шутили, пели, играли на музыкальных инструментах, танцевали, устраивали простенькие игры: например, развлекали посетителей разновидностью «камня, ножниц, бумаги» под названием «тора-тора», когда надо не показывать фигуры пальцами, а выходить одновременно из-за ширмы, приняв вид тигра, охотника или старухи.

Считается, что гейши не занимались проституцией, но на самом деле это не так. Изначально они делились на сиро-гэйся («белых гейш») и короби-гэйся («опрокидывающихся гейш»). Первые действительно только развлекали гостей, а вот вторые могли торговать телом. Официально профессия гейши появилась в 1779 году, тогда же ввели и жесткие правила: девушкам запретили спать и даже сидеть рядом с клиентами юдзё. Тем не менее гейши нередко прибегали к устным договоренностям: заводили любовников, которые их содержали.

Повлияла на образ гейш и Вторая мировая война. Когда американские военные были расквартированы в Японии, девушки, работающие без лицензии вне кварталов удовольствия, предлагали им секс за деньги, называя себя гейшами в расчете, что репутация «профессионалок» соблазнит иностранцев. По подсчётам историков, у восьми из десяти солдат в то время была подружка-японка, которая называла себя гейшей, но отдавалась при этом фактически за еду.

Настоящие гейши были дорогим удовольствием, и далеко не каждая продавала себя. Популярность они завоевали, будучи более современными и приветливыми, чем традиционные юдзё. Кроме того, гейши славились добротой и отзывчивостью, в то время как обычные обитательницы кварталов удовольствий прежде всего интересовались деньгами и не стремились быть интересными собеседницами для своих клиентов.

Чем популярнее становились гейши, тем чаще родители продавали девочек для обучения этой профессии. Одной из них и стала Масако Танака-Минамото.

Самая известная гейша

16-летняя Минэко Ивасаки (1965 г)

Самой известной гейшей в истории Японии принято называть Минэко Ивасаки. Родилась она в 1949 году и происходила из семьи разорившегося самурая. В свое время она была самой дорогой гейшей Японии, но в 29 лет ушла из профессии, пройдя обряд хики-иваи. Известность ей принесло то, что именно на ее мемуарах основан знаменитый роман «Мемуары гейши» (который, тем не менее, изрядно исказил первоисточник).

В «Воспоминаниях гейши» Голден рассказывает правдивую историю Минеко Ивасаки, самой известной гейши Японии. Когда ей было три года, Ивасаки знала, что хочет стать гейшей. Когда ей было пять лет, она оставила свою семью, чтобы узнать в окия, доме гейши, вековые традиции, которые принадлежат к особой профессии.

Минэко Ивасаки — японская гейша 1960-70-х.

В 1960-х годах Ивасаки была самой известной гейшей в Японии. Ее лицо украшало рекламные щиты, великие люди хотели, чтобы она была хозяйкой во время их пребывания в Японии. Бизнесмены и политики заплатили астрономические суммы за вечерние развлечения от Ивасаки.

Но гейша делает больше, чем танцует, играет музыку и наливает чай. Многие японцы с трудом понимают загадочную профессию. Западный мир не имеет аналогов для гейши, и ему трудно понять роль гейши в японском обществе.

Отношение к проституции

Практически каждый думает что профессия гейши связана с проституцией, но такое мнение совершенно неправильное. Еще с давних времен был введен закон, согласно которому гейши не имеют права оказывать интимные услуги за деньги. Однако существуют так называемые онэн-гэйся, которые известны недостатком мастерства в сферах искусства и политики, которое они восполняют, продавая свое тело. Таким образом, отличие их от гейш можно проследить даже во внешнем виде. Например, у куртизанок принято завязывать пояс кимоно спереди, чтобы его можно было самостоятельно снять, а гейши этот же пояс завязывают сзади, в результате чего без посторонней помощи его практически не снимешь.

Работа гейш заключается в доставлении клиенту исключительно эстетического наслаждения. Они могут немного флиртовать с гостями, но сексуальную деятельность они не практикуют и деньги получают только за умственную работу. Конечно, школа не запрещает ученицам гейш иметь любовные отношения, но это уже личное и не имеет никакого отношения к работе.

Развлечения для знаменитостей

Это одна из старейших профессий в мире. Когда японский император перенес свой двор из современного Нара в Киото в восьмом веке, в населении был создан элитарный слой, где красота была самой важной вещью. Могучие люди собрались вместе, чтобы развлечься. Мужчины и женщины с особыми качествами показывали свое мастерство знаменитостям.

Моногамия была обычной в благородной Японии. Женщины-артистки также предлагали сексуальные услуги. Эти дамы с легкой моралью имели исключительные дары в области музыки, поэзии, театра и важной чайной церемонии. Гейши возникли из этой профессии.

Современная школа гейши

Школы гейш переживают не лучшие времена, и все же они существуют, бережно храня традиции воспитания и обучения. В прошлом обучение этой профессии начиналось с юного возраста, однако теперь японское законодательство относится к этому строже. Девушка может начать обучение только в 15 лет, после получения аттестата об общем образовании.

Будущих гейш учат всему помаленьку. В первую очередь, традиционному японскому искусству – танцам и национальному пению. Однако гейша должна уметь развлечь любого гостя, потому ее обязанность – быть в курсе всего, что происходит в мире. Их также учат нескольким языкам, каллиграфии, поведению в обществе.

В современных окия существует три этапа становления:

  • Сикоми. Молодая девушка находится внутри школы и не имеет право покинуть ее территорию без разрешения наставницы. Основные задачи на данном этапе – обучение и выполнение хозяйственных поручений. Пользоваться интернетом и компьютерами строго запрещено.
  • Минари (что переводится как «смотри и учись»). Девушки получают возможность принимать участие в светских мероприятиях, сопровождая старших «сестер». Им запрещается проявлять инициативу, единственная задача – наблюдение за учителем. В конце этапа нужно сдать экзамен – станцевать древний танец кёмай.
  • Майко. Девушки имеют право самостоятельного передвижения, помогают гейшам в проведении мероприятий, нередко их подменяют. После сдачи экзамена имеют право покинуть территорию окия и начать собственную карьеру, то есть начать развлекать гостей в традиционных заведениях.

Как Масако Танака стала Минэко Ивасаки

Родилась Масако в Киото 2 ноября 1949 года в семье разорившегося аристократа Синэдзо Танаки. На момент появления девочки Синэдзо держал небольшую лавку, где торговал кимоно, которые сам же и расписывал. Денег не хватало, и отец Масако уже несколько раз продавал дочерей в гейши, чтобы пополнить семейный бюджет. Дом Ивасаки окия получил пятерых сестер Танака: Яэко, Кикуко, Кунико, Томико и, наконец, саму Масако.

Чем Масако очаровала владелицу Ивасаки мадам Оиму, остается только гадать, но, увидев девочку впервые, она сразу сказала, что хочет удочерить малышку и сделать её своей наследницей. Отец Масако долго отказывался: он не желал, чтобы его младшая дочь становилась гейшей. Но мадам Оима настаивала, объясняя, какие возможности откроются перед Масако в её доме, и в конце концов Синэдзо сдался. Так Масако получила свое новое имя, под которым её узнал весь мир: Минэко Ивасаки.

Обучение Минэко по традиции началось в шесть лет, шесть месяцев и шесть дней. В качестве наставницы к ней приставили опытную гейшу, а куратором девочки назначили её сестру Яэко. Однако это лишь испортило ребёнку жизнь: со вздорной и родственницей они, мягко говоря, не ладили.

Минэко занималась традиционными японскими танцами кё-май и пением, училась игре на сямисэне, цудзуми и кото, а также каллиграфии, правилам этикета и тонкостям проведения чайной церемонии. Больше всего она любила танцы — к ним у девочки был прирожденный талант. Любовь к этому искусству Минэко пронесла через всю жизнь: она даже показывала своё мастерство Майе Плисецкой, которая интересовалась кё-май во время поездки по Японии.

Девочку также отправили в обычную школу. К тому моменту она уже привыкла быть «одной из Ивасаки». У новой семьи имелись свои преимущества: Минэко получала всё, что хотела. Она просто заходила в магазин и брала, что нужно, — достаточно было лишь сказать: «Это для Ивасаки из Шинбаши». «Я не знала, что такое деньги. Годами я верила в то, что, если тебе что-то нужно, надо только попросить», — писала потом Минэко в своей книге.

Осваивала Минэко и образ жизни гейш. Девушка спала на лакированной прямоугольной деревянной подушке, чтобы не испортить прическу, а вокруг служанки рассыпали рис. Те, кто ворочался во сне, просыпались с зернами в волосах, и вынуждены были наутро снова идти к парикмахеру. Привыкла Минэко и к многочисленным острым заколкам: тетушка Оима объяснила, что они нужны для защиты от нападения, а кораллы помогают проверить, не отравлено ли саке: они разрушаются при соприкосновении с ядом.

Дебютировала в качестве ученицы-гейши Минэко, ещё будучи подростком: сама девочка весила 36 килограммов, ее кимоно — 19, а балансировать приходилось на высоких шестидюймовых сандалиях. Получив право посещать банкеты с клиентами, на втором мероприятии Минэко едва не опозорилась: забыв обо всём, бросилась к стеклянной витрине любоваться коллекцией кукол, потеряв при этом бутылку саке. К счастью, гости сочли её выходку очаровательной, а не оскорбительной.

Гейша для королевы

Однако, несмотря на ошибки, скоро стало понятно: Минэко — новая звезда в мире гейш. Её талант отмечали учителя, другие девушки, клиенты и даже случайные прохожие. Минэко пользовалась невероятной популярностью. Её постоянно звали на банкеты, и она никогда не отказывалась, стараясь каждый вечер побывать на как можно большем числе вечеринок. Со временем её начали приглашать к знаменитостям: Минэко развлекала таких людей, как президент Джеральд Форд, принц Чарльз и королева Елизавета II.

Ни Елизавета, ни Чарльз девушке не понравились. Королева не притронулась ни к одному из приготовленных для неё блюд. «Я, например, всегда пытаюсь съесть хоть немного, понимая, что хозяева старались ради меня. В данной ситуации отказываться очень невежливо, даже грубо», — писала гейша в мемуарах. Принц Чарльз шокировал девушку, попросив у неё веер и оставив на нём автограф, даже не спросив, хочет ли Минэко получить такой сувенир. Любимая вещь гейши была испорчена: она не могла появиться перед другими гостями с веером, на котором расписался другой мужчина.

Но была у славы и обратная сторона: другие гейши Минэко ненавидели. Ей подстраивали пакости: могли, например, натыкать иглы в подол кимоно. Отверженные поклонники нападали на девушку на улице: угрожали, пытались изнасиловать, а как-то даже избили. Став полноправной гейшей, Минэко попыталась уехать из общего дома, сняв отдельную квартиру. Однако скоро девушка поняла, что жить сама не может: она не умела даже зажигать газовую плиту. Пришлось вернуться обратно: времени осваивать бытовые премудрости просто не было.

Работала Минэко круглыми сутками: начинала ранним утром, заканчивала поздней ночью. На сон у неё оставалось немногим более трёх часов — в таком режиме девушка прожила восемь лет и едва не убила себя: началось всё с нервного истощения, а закончилось дисфункцией почки, из-за которой Минэко едва не умерла.

Времени на личную жизнь у гейши не оставалось. Впервые она влюбилась в 21 год, избранником стал один из клиентов — японский актёр Синтаро Кацу. Минэко долго отвергала ухаживания женатого мужчины, который к тому же был вдвое старше нее. Даже как-то поставила ему условие: пусть проведёт каждый вечер следующих трёх лет на одзасики (вечеринках), и тогда она обратит на него внимание.

Однако Синтаро добился её любви и без выполнения столь сложного задания. С ним у Минэко случился первый поцелуй, с Кацу она потеряла невинность. «Я была безумно влюблена в него. Эта страсть изменила и меня саму, я даже стала лучше танцевать», — вспоминала японка. Но когда Минэко исполнилось 27, она рассталась с актёром: мужчина так и не сдержал своего обещания развестись.

Факты и заблуждения о гейшах

Образ гейш в массовой культуре сильно искажен. Вот некоторые из наиболее популярных мифов.

Такие случаи, разумеется, были, особенно на заре профессии. Однако кодекс гейш запрещает им торговлю своим телом. Профессия предполагает получение отличного образования и занятия искусством, что для девушек в период раннего нового времени было отличной возможностью для самореализации.

Гейшей может быть и мужчина. Большое их число было на заре становления профессии, однако и в современной Японии известно минимум о двух мужчинах-гейшах.

Очередное заблуждение, навеянное романом Артура Голдена. Участь девушки в традиционном обществе не предполагает большого количества вариантов – почти все они рано выходили замуж и занимались воспитанием детей. Окия давала перспективу получения образования и карьерного продвижения, потому вступали туда добровольно. Конкуренция при поступлении в окия была большой, далеко не все желающие могли туда попасть.

Школы гейш функционируют и сегодня. Там до сих пор придерживаются традиционных методов обучения, чтут и уважают основателей. Общее количество гейш меньше, чем в середине XX века, но они есть и занимаются тем же, что и 100 лет назад – развлекают людей при помощи традиционных видов японского искусства.

Это не так. Никаких ограничений по национальности кодекс не предусматривает. Япония долгое время была закрытой страной, потому шанс попасть в закрытую школу имели в основном японки, но даже в XVIII веке в профессии были отмечены кореянки. Сегодня же среди гейш есть также гражданки США, Украины, Китая, Австралии и Перу.

Гейши одеваются элегантно, но просто. Снова сказывается непонимание современным человеком разницы между гейшей и юдзе (проституткой). Ярко одевались именно последние (но также не всегда, так как проститутки в традиционной Японии делились по рангам со своими правилами и особенностями гардероба).

Без секса

Именно благодаря этой истории гейши по-прежнему считаются проститутками высокого класса. Это не тот случай. Настоящие гейши являются хостессами ( администраторами, лицом компании). Во время обучения, которое иногда длится более пятнадцати лет, гейши изучают все манеры и традиции, которые сопровождают эту работу. Настоящая гейша не занимается сексом со своими гостями.

Гейша обычно одета в кимоно, черные волосы (иногда парик), белое лицо и ярко-красные губы.

Гейши, пожалуй, самые эмансипированные женщины в Японии. Мужчины не существуют в их мире. Гейши независимы как финансово, так и эмоционально. Они не выходят за муж, не готовят и не моют, а занимаются своими делами. Они зарабатывают много денег и контролируют свою собственную жизнь.

Кварталы удовольствий

Квартал Ёсивара появился в Эдо (современном Токио) в 1617 году благодаря Сёдзи Дзинъэмону, владельцу одного из публичных домов. До этого девушки работали в чайных домиках и банях, однако Сёдзи в 1612-м отправил прошение правительству, в котором предложил полностью перекроить секс-бизнес столицы, создав для него отдельную закрытую территорию.

Аргументировал свою идею Дзинъэмон несколькими доводами: во-первых, вид публичных домов развращает горожан и приводит к упадку морали и нравственности, во-вторых, отдельный квартал даст возможность контролировать женщин и их клиентов, в-третьих, создание такого «городка» даст правительству новый и очень эффективный инструмент для шпионажа.

«Звучит убедительно!» — решили чиновники, и в 1617 году Сёдзи получил два с половиной гектара для строительства и титул кэйсэйматинануси, став первым в истории начальником квартала публичных домов.

Ёсивара напоминал собой настоящую тюрьму: его окружали высокие стены и глубокий ров с водой. Девушкам-юдзё разрешали покидать его только по четырём причинам: в случае смерти родителей, для посещения врача, по вызову в суд и для сопровождения клиента во время праздника любования сакурой Ханами. Ходить юдзё имели право только босиком, их всегда сопровождали слуги хозяина дома терпимости. С чиновниками говорили надзирательницы-яритэ: юдзё были обязаны хранить молчание.

В XVIII веке в Ёсиваре жили 1750 девушек — больше половины из числившихся в Японии 3000 женщин, занятых проституцией. Велась активная борьба с «индивидуалками»: на них устраивали облавы, и всех пойманных свозили в квартал. Но основным источником трафика были не такие «налеты», а торговля женщинами.

Девочек из бедных семей продавали родители, попадали в публичные дома и сироты. Женщин из благородного сословия могли отправить в квартал удовольствий в качестве наказания. Иногда жен отправляли в Ёсивару мужья, надеявшиеся таким образом поправить своё материальное положение, или любовники, которым наскучила живая игрушка. Попадали в Ёсивару и девушки, сбежавшие от жестоких мужей.

Состоял квартал из множества публичных домов. Девушки, за исключением самых дорогих, сидели на верандах, закрытых решетками, мужчины прогуливались по улицам и разглядывали их, выбирая себе любовницу на ночь.

Заходить в Ёсивару с оружием запрещалось. Алджернон Митфорд в своей книге «Традиции старой Японии» писал: «Причин тому две — во-первых, чтобы предотвратить вооружённые стычки, а во-вторых, потому, что всем известно: некоторые из женщин, обитающих там, до такой степени ненавидят собственное существование, что готовы положить ему конец, если только сумеют добраться до оружия».

Формально женщина могла уйти из «квартала удовольствий», выкупившись у владельца публичного дома. Однако на деле это было невозможно: долг за обучение, одежду, косметику и еду так разрастался со временем, что собрать деньги на его погашение могли только единицы девушек — так называемые ойран, которые считались элитой квартала и были самыми дорогими среди его обитательниц.

О гардеробе

Гардероб гейш четко регламентирован традицией и не допускает отклонений. Пространство для личного творчества есть, но использование современной одежды и аксессуаров не допускается. Важнейшие элементы:

  • Кимоно. Их может до 28 видов разных цветовых оттенков. Материал – тонкий шелк.
  • Набор париков из натурального волоса.
  • Украшения для прически – гребни, шпильки, заколки.
  • Пояс оби для спины. Способ его ношения может сказать многое о статусе гейши.
  • Традиционные туфли и сандалии на деревянной подошве.
  • Белые носки из тонкого материала.
Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий