Дайте краткое определение мюзикла и определите жанр мюзикла. Музыкальная драма

Значение слов и выражений

Эксперименты

В 1970-е, 1980-е и 1990-е мюзиклы в кино практически сошли на нет. Выходило в среднем по 10 фильмов в год (а в золотую эру их набиралось по 60 и больше), но значимых среди них было совсем мало. Тем не менее и Бродвей и кино развивались, что приводило к появлению экспериментальных фильмов. В моду вошли рок-оперы. Например, «Томми» 1975 года, снятый режиссером Кеном Расселом. Более чем странный галлюциногенный фильм с футуристическими костюмами и декорациями и, например, Элтоном Джоном, исполняющим роль волшебника Пинбола. На его фоне экранизация мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда», пересказ жизни Иисуса с рок-музыкой от Эндрю Ллойда Уэббера, выглядит более чем невинно.

Не менее необычно выглядит сегодня и «Бриолин» с Джоном Траволтой. Под видом искреннего признания в любви к Америке 1950-х годов его авторы ведут рассказ о неоднозначной эпохе средствами мюзикла. Это семейный (!) фильм, в котором показывают подростковую беременность, курение и юных преступников.

Кадр из фильма «Бриолин»

Лучшие представители эпохи

«Томми»
Экранизация альбома группы The Who 1969 года, прощание с эпохой хиппи. Психоделическая история про слепоглухонемого мальчика, который становится рок-звездой, а потом кем-то вроде нового мессии, предводителя религиозной секты.

«Багси Мэлоун»
Один из самых необычных мюзиклов в истории кино, снятый Аланом Паркером. Фильм про чикагских гангстеров 1930-х, в котором все роли играют не взрослые люди, а дети.

Кадр из фильма «Томми»

Вечер трудного дня» (1964)

История из рубрики «Назад в будущее»: песня «A Hard Day’s Night» появилась уже после того, как был снят этот фильм с The Beatles, сыгравшими самих себя. Комедийная зарисовка Ричарда Лестера демонстрирует как будто обычный день из жизни группы, которая путешествует из родного Ливерпуля в столицу, чтобы выступить на ТВ. Далее мы наблюдаем типовую комедию положений: участники квартета пытаются не стать жертвами экзальтированных фанатов и попадают в разные нелепые ситуации. Автор сценария Алан Оуэн специально ездил в гастрольный тур вместе с The Beatles и был поражен, до какой степени группа стала заложником собственной популярности. Музыканты всегда были будто под арестом — то в лимузине, то в гостиничных номерах, то на студии.

Премьера картины состоялась 6 июля, а третий студийный альбом квартета вышел спустя четыре дня. Большинство песен были написаны специально для фильма, а обложка пластинки напрямую отсылала к ленте (портреты музыкантов были стилизованы под кадры кинопленки). Фильм не только стал оригинальным промо, но и сам по себе имел колоссальный коммерческий успех: снятый примерно за 540 тыс. долларов, он принес создателям около 13 миллионов, заняв второе место по кассовым сборам в Великобритании в 1964 году.

«Мама Миа»

Впервые этот веселый и яркий мюзикл был показан зрителям в 1999 году, а в 2008 году свет увидел фильм по нему с Мерил Стрип, Пирсом Броснаном, Колином Фертом, Амандой Сэйфрид и другими актерами.

Описание

  • Город ИркутскНа земле, где сейчас расположен город Иркутск, поселения людей появились еще в эпоху неолита. По летописным данным упоминание о поселение на реке Иркут, встречается четыре раза: 1620, 1652, 1656 и 1661 годы.
  • Народы северного КавказаНа северном Кавказе проживают ряд народов, общее количество этносов которых составляет более 52 сложившихся, самобытных национальных групп. На протяжении веков в процессе различных событий исторической действительности в этом регионе
  • ЗасухаЗасуха — длительное по времени отсутствие осадков и повышение температуры воздуха, которое сопровождается уменьшением влажности почвы и приводит к гибели урожая в сельском хозяйстве, возникновению лесных пожаров, воспламенению торфяников.

Советские мюзиклы

Популярность мюзиклов в Голливуде не прошла не замеченной в Советском Союзе. Ленин, как известно, называл кино важнейшим из искусств, но долгое время отечественные фильмы в СССР пользовались меньшим успехом, чем кино из США и Германии. Когда к власти пришел Сталин, ему было важно поднять популярность советского кино, и мюзиклы были идеальным вариантом. Они были одновременно развлекательные и могли нести в себе пропагандистскую функцию. Первым советским фильмом-мюзиклом можно считать «Веселых ребят» 1934 года с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. Его режиссер Григорий Александров вместе с Сергеем Эйзенштейном за несколько лет до этого специально ездил в США, чтобы посмотреть, как там снимают кино.

Орлова (которая, кстати, была женой Александрова) стала звездой советского экрана и снялась у своего мужа еще в «Цирке» и «Волге-Волге». Вторым важным режиссером музыкальных фильмов в СССР после Александрова был Иван Пырьев. Он в основном снимал фильмы про жизнь колхозов, например ленты «Трактористы» и «Кубанские казаки». Главные хореографические номера в фильмах были связаны с работой героев, и пели они в первую очередь тоже о ней.

Кадр из фильма «Волга-Волга»

«Веселые ребята»
Первый и самый известный советский фильм-мюзикл. История о пастухе-музыканте Косте Потехине, который становится дирижером джазового оркестра. Песни из фильма были настолько популярными, что регулярно транслировались по радио.

«Волга-Волга»
История провинциальной труппы музыкантов, которые плывут в Москву на теплоходе. С одной стороны, это максимально пропагандистское кино, оно показывает жизнь в СССР 1930-х годов как легкую и веселую. С другой — Александров делает вид, что критикует отдельные элементы этой жизни, например бюрократию.

Кадр из фильма «Звуки музыки»

Хип-хоп-история президента Гамильтона

Важно отметить, что возращение мюзиклов в кино и их триумф на телевидении совпадают с изменением отношения к мюзиклам на Бродвее. Прежде мюзикл считался консервативным жанром, который ассоциировался с устаревшей, традиционной американской культурой. Бродвей будто бы был развлечением для пожилых туристов, которые приехали на несколько дней в Нью-Йорк. Теперь положение дел меняется.

В этом году в США все обсуждали мюзикл «Гамильтон» — блестящую бродвейскую постановку Лин-Мануэля Миранды, историю про одного из отцов-основателей Америки, рассказанную при помощи хип-хопа и современной музыки. Вместе с «Гамильтоном» (который неизбежно экранизируют и превратят в фильм, можно не сомневаться) мюзиклы вдруг снова стали чем-то свежим, важной частью поп-культуры. Люди обмениваются цитатами из мюзиклов в твиттере и без стеснения носят футболки с их героями. Так что до кино эта волна тоже рано или поздно доберется.

«Поющие под дождем» (1952)

В 1950-е ретро тоже существовало: модной эпохой были 1930-е, золотой век Голивуда. В начале десятилетия в американский прокат вышла целая серия фильмов о бурной эпохе или ее персонажах: «Всё о Еве» (1950), «Сансет бульвар» (1950), «Злые и красивые» (1952), «Босоногая графиня» (1954). MGM, главная американская фабрика мюзиклов, тоже не осталась в стороне. «Поющие под дождем», сборник всех величайших хитов студии, был специально придуман так, чтобы изящно впихнуть в него золотую коллекцию песен первого десятилетия звука в кино. Сюжет строится вокруг прихода новой технологии и ее драматического влияния на карьеры «немых» актеров («Артист» уже не кажется таким оригинальным?).

Съемки фильма были адскими: у Дебби Рейнолдс после танцев лопались кровяные сосуды на ногах, ее постоянно унижал Джин Келли, исполнитель главной мужской роли и хореограф ленты. Впрочем, Келли тоже было нелегко: заглавный номер он исполнял с температурой под 40, а после знаменитого танца под дождем схватил воспаление легких. Сегодня эта бодрая песенка о вечном счастье имеет, скорее, зловещие коннотации и запомнилась в несколько ином исполнении. Именно ее напевает Малькольм МакДауэлл во время сцены изнасилования в «Заводном апельсине» Кубрика.

МЕНЕДЖМЕНТ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Форма антрепризы обусловливает тщательный просчет коммерческого успеха работы. Ставка делается в равной степени как на искусство творческого коллектива, так и на искусство продюсера. Работа над спектаклем ведется методом «глубокого погружения», за счет отказа от участия в других проектах. Готовый спектакль, доведенный до степени технологического совершенства, эксплуатируется непрерывно, до тех пор, пока на него есть зрительский спрос (в случае удачи – на протяжении нескольких лет). Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, несомненно, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Контакт таких спектаклей со зрителем можно сравнить с восприятием фильма: не взирая на индивидуальную реакцию зала, художественное произведение не меняется, оно создано раз и навсегда. Антрепризный спектакль просто не может допустить колебаний реакции зрителей: снижение интереса к проекту равнозначно его смерти. Тем более что для американского менеджмента выпуск антрепризного спектакля – только начало. Практически каждый проект сопровождается доходом от выпуска аудио- и видеозаписей, а при большом успехе – и лицензий на постановку в других театрах.

Европейской театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный. Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала. А если театр еще и получает дотацию, то коммерческий успех спектакля остается, конечно, важным, но не жизненно необходимым условием его существования. Все это сильно усложняет стандартизацию постановки и выполнения технических задач, стоящих перед актерами. А следовательно, вероятность успешной постановки мюзикла снижается.

Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

«Моя прекрасная леди»

Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Главную роль, Элизу, сыграла Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало невероятную популярность, а вскоре получило несколько престижных театральных премий.

В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста. Элиза перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения и преображения.

В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, в котором роль Элизы исполнила Одри Хепберн.

«Эвита»

Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, а через 20 лет решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль сыграла Мадонна.

Сюжет

Идея создания мюзикла появилась случайно — в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон — жене аргентинского диктатора Хуана Перона. История ее жизни заинтересовала поэта. Сюжет шоу повествует о том, как она приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Эта женщина помогала бедным, но при этом способствовала воцарению диктатуры в Аргентине.

Возвращение мюзиклов на большой экран

Эксперименты прошлых лет не прошли для жанра даром. Мюзикл остался в кино, но только как площадка для экспериментов — не столько творческих, сколько продюсерских или технических. Поэтому новую эпоху нельзя считать временем полноценного возрождения жанра.

Чего стоит, например, серия «Классных мюзиклов» Disney про школу, четвертая часть которых должна выйти в 2017 году. Или фильм «Отверженные» Тома Хупера, который в 2013 году получил три «Оскара». Актеры здесь не только поют вживую, но и импровизируют при исполнении своих танцевальных номеров. В частности, первое соло Вальжана, его монолог, было снято с использованием стедикама (носимая оператором система стабилизации съемочной камеры), что позволило Хью Джекману двигаться так, как он считает нужным, чтобы лучше передать тяжелые эмоции этой сцены.

По схожему пути пошли и создатели «Ла-Ла Ленд» — мюзикла с классическим сюжетом, которому нашлось бы место в 1930-е годы: джазовый пианист из Лос-Анджелеса, влюбляется в молодую актрису. Исполнители главных ролей Райан Гослинг и Эмма Стоун не являются профессиональными певцами или танцорами. Однако, как справедливо отмечают критики, обаяние здесь важнее исполнительского мастерства. Схожего мнения, видимо, придерживается и жюри последнего Венецианского кинофестиваля, которое присудило Эмме Стоун «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль.

Кадр из фильма «Отверженные»

«Отверженные»
Дотошная и верная обоим первоисточникам экранизация бродвейского мюзикла по роману Виктора Гюго XIX века.

«Маппеты»
Музыкальное возвращение культовых кукол Джима Хенсона, которые объединяются для одного последнего шоу, чтобы спасти свою киностудию от разорения.

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

«Звуки музыки» (1965)

Вновь возвращаемся на Бродвей. «Звуки музыки» — экранизация одноименного нон-фикшен-мюзикла 1959 года (его либретто основано на мемуарах австрийской певицы, баронессы Марии Августы фон Трапп). Paramount давно присматривалась к этой истории: еще в 1956-м приобрела права на сюжет и даже выбрала на главную роль безголосую Одри Хепберн, но что-то не срослось, и проект лег на полку. Действие происходит в 30-е годы прошлого века в австрийском Зальцбурге (снималась картина там же). Мария (Джули Эндрюс), юная сирота, попадает в приют при монастыре и решает стать монахиней. Однако обстоятельства складываются иначе, и девушке предлагают стать гувернанткой в семье отставного морского офицера фон Траппа, у которого умерла жена и осталось семеро детей.

Поначалу подопечные Марии относятся к ней враждебно, но, после того как она решает заниматься с ними пением, меняют гнев на милость. А девушка предсказуемо влюбляется в их отца (Кристофер Пламмер). Необходимую нотку трагедии во всю эту альпийскую буколику вносит время действия: 1930-е, вот-вот этому лирическому счастью настанет аншлюс, и героям придется бежать прямо с концерта в Швейцарию. Практически ко всем песням киномюзикла музыку и слова сочинил знаменитый тандем Rodgers & Hammerstein (композитор Ричард Роджерс и поэт-песенник Оскар Хаммерстайн II). Существуют версии «Звуков», полностью, с песнями, дублированные на немецкий, французский, итальянский и испанский.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий