Что такое таблетки и как их понимают в настоящее время?

Значение слов и выражений

Библейский Словарь к русской канонической Библии

скриж’аль — доска или плита, на которой что-либо записывали (Авв. 2:2). Это же слово в оригинале употреблено и в других местах: Исх. 27:8 ; Исх. 38:7 ; Ис. 30:8 — переведено «доска», 3Цар. 7:36 ; Лук. 1:63 — «дощечка», Иез. 27:5 — «помост». Но главным образом этим словом обозначаются те две каменные плиты, на которых Бог написал десять заповедей (Исх. 24:12 ; Исх. 31:18 ; Исх. 32:15 -16; Исх. 34:1,4,28). Фигурально употребляются и по отношению к сердцу человека (Прит. 3:3 ; Иер. 17:1 ; 2Кор. 3:3). (см. десять заповедей)

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции [↑]

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

СКРИЖАЛИ

две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже в цветущем состоянии в Египте, Ассиро-Вавилонии и др. странах тогдашнего цивилиз. мира. — Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были разбиты им в приступе гнева на увлечение народа культом золотого тельца (Исх. , XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились как величайшая святыня во «святом святых» сначала скинии, а затем храма иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С. исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания.

В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок (плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским преданиям, каждая С. имела вид куба величиною во всех измерениях в один 6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь текст десятословия, в северной С. — ассирийским, т. квадратным письмом, а в южной — древнееврейским, в той и другой С. в двух видах: по чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а снаружи — слева направо. Де-Глин, «Микдаш Агарон» (2 изд. СПб. , 1894, на древнееврейском языке).

две каменные доски, на которых, согласно библейской мифологии, были начертаны 10 заповедей, переданных Моисею (См. Моисей) богом на горе Синай. В переносном смысле — то, что хранит (куда заносятся памятные события, даты, имена, незыблемые принципы, идеи).

История появления понятия «скрижали»

Продолжаем исследования. Из древних библейских источников известно, что Моисей, которому были переданы скрижали Завета Бога, разбил их в гневе, когда увидел, что люди поклоняются материальному богу – «Золотому тельцу». Обращаю внимание на словосочетание «материальному богу», что говорит только об одном – о небесном начертании Завета, а не материальном.

И были написаны другие скрижали, уже более мирские, но помещённые в деревянный ковчег, чтобы никто более не смог их разрушить. Они стали символом присутствия высшего в жизни каждого дня, как определяющий фактор защиты для тех, кто способен открыть и прочитать скрижали начертания законов жизни.

Скрижали – это законы Высшего и в высшем значении Духа Истины, укрытые в ковчеге Завета от разума человеческого.

Вспомните выражение – «Гранит науки». Гранит (камень) означает тот самый ковчег скрижалей Завета, который нельзя просто найти или обрести, необходимо, именно открыть, понять и принять.

В более поздних толкованиях часто встречаются такие выражения, что то, или иное утверждение для людей начертано на скрижалях Завета, то есть, как непреложный факт или закон жизни.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета [↑]

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Словарь Ушакова

скрижаль, скрижали, жен. Доска, таблица с написанным на ней текстом (преим. священным, культовым). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были записаны на двух каменных скрижалях. «Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей, разбил ли ты свои скрижали?» Пушкин.

Видео на тему

https://www.youtube-nocookie.com/embed/ouZ44vZPqhQ

https://www.youtube-nocookie.com/embed/nMhqJoERuQo

скрижаль
доска, плитка
Словарь русских синонимов. скрижаль
сущ. , кол-во синонимов: 2
• доска (74)
• плитка (12)
Словарь синонимов ASIS. Тришин. 2013. Синонимы:
доска, плитка

СКРИЖА́ЛЬ, і, ж. , книжн.

Дошка, плита з написаним на ній текстом, звичайно священним, культовим.

По стінах не картини, не ікони – розвішані там білі скрижалі, а на їх – дрібні. письмена (С. Васильченко);

– Грецькі боги, то й словеса їхні, – знизав Сивоок плечима. – Скрижалі знайшов Мойсей кам’яні трьома мовами (П. Загребельний);

* Образно. Якби мені до рук скрижалі Долі, Я розписав би їх по власній волі (В. Мисик);

перев. , які, чого, перен. Те, що зберігає пам’ятні події, дати, імена і т.

Вук Караджич належить до тих діячів, ім’я яких чітко викарбуване на скрижалях історії світової культури (із журн

На скрижалях часу віщі музи (М. Лукаш, пер. з тв. Шиллера).

Доска, плита с письменами (обычно священными, культовыми).

Скрижали пророка Моисея.

Как таблица на каменной скрижали, была начертана открыто всем и каждому жизнь старого Штольца. Гончаров, Обломов.

) перен. ; чего или какие.

То, в чем или где сохраняются, отмечаются важнейшие установления, сведения о памятных событиях и т.

Нынешний, настоящий герой не имеет даже имени, история не занесет его в свои скрижали, благодарное потомство не будет чтить его памяти. Мамин-Сибиряк, Хлеб.

скрижаль скрижа́льж. , род. -и «таблица», церк. , др. -русск. скрижаль «камень, каменная доска, плита; заповедь», ст. -слав. скрижаль πλάξ (Супр. ), болг. скрижа́л «скрижаль», польск. skrzyżal «каменная плита». Обычно сравнивают с сербохорв. кри́жати, кри̑жа̑м «резать» (Мi. ЕW (304), Соболевский (РФВ 67, 212 и сл. Последний пытается отнести сюда же кра, кри́га, кры́га «льдина», в то время как Потебня (у Преобр. II, 312) сближает это слово с крою́, крои́ть, лтш. krijât «драть». Недостоверно, как и связь с нов. sсhеrеn «стричь», Schere «ножницы (Младенов 586). Не имеет сюда отношения заимств. скра I (см. ), вопреки Соболевскому (там же).

скриж’аль — доска или плита, на которой что-либо записывали (Авв. 2:2 ). Это же слово в оригинале употреблено и в других местах: Исх. 27:8 ; Исх. 38:7 ; Ис. 30:8 — переведено «доска», 3Цар. 7:36 ; Лук. 1:63 — «дощечка», Иез. 27:5 — «помост». Но главным образом этим словом обозначаются те две каменные плиты, на которых Бог написал десять заповедей (Исх. 24:12 ; Исх. 31:18 ; Исх. 32:15 -16; Исх. 34:1 ,4,28). Фигурально употребляются и по отношению к сердцу человека (Прит. 3:3 ; Иер. 17:1 ; 2Кор. 3:3 ). (см. десять заповедей )

, род. -и «таблица», церк. , др. -русск. скрижаль «камень, каменная доска, плита; заповедь», ст. -слав. скрижаль (Супр. ), болг. скрижал «скрижаль», польск. skrzyzal «каменная плита». Обычно сравнивают с сербохорв. крижати, крижам «резать» (Мi. ЕW (304), Соболевский (РФВ 67, 212 и сл. Последний пытается отнести сюда же кра, крига, крыга «льдина», в то время как Потебня (у Преобр. II, 312) сближает это слово с крою, кроить, лтш. krijat «драть». Недостоверно, как и связь с нов. sсhеrеn «стричь», Schere «ножницы (Младенов 586). Не имеет сюда отношения заимств. скра I (см. ), вопреки Соболевскому (там же).

І, ор. -ллю, книжн. Плита, дошка, переважно з культовим, священним написом. – Скрижалі знайшов Мойсей кам’яні трьома мовами (П. Загребельний). переважно в мн. перен. Те, що зберігає пам’ятні події, імена тощо. Лишу я пісню про красу, Забуду власні жалі І з гір високих понесу Народові скрижалі (О. Олесь).

-і, ж. , книжн.

1) Дошка, плита з написаним на ній текстом, звичайно священним, культовим.

2) перев. , які, чого, перен. Те, що зберігає, куди занесено пам’ятні події, дати, імена тощо.

сущ. (греч. πλάξ, πέτρα) — доска (Исх, 31, 8; Евр. 9, 4). Скрижали сердца — совесть. Грех начертан на скрижали сердца (Иер. 17, 1). Скрижали завета — заповеди, написанные на каменных плитах, данные Моисею.

корень — СКРИЖАЛЬ; нулевое окончание;Основа слова: СКРИЖАЛЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой

∩ — СКРИЖАЛЬ; ⏰

Слово Скрижаль содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): СКРИЖАЛЬ;
  • ∧ суффикс (0): —
  • ⏰ окончание (0): —

(3 ж), Р. , Д. , Пр. скрижа/ли; мн. скрижа/ли, Р. скрижа/лей

Заимств. из ст. -сл. , где оно является суф. производным от утраченного скрига, суф. образования от (с)кра «груда, камень». Того же корня, что сербохорв. крижити «резать, рассекать». Скрижаль первично — «рассеченная плита». Синонимы:

(обычно мн. ) книжн. tablas f pl (de la ley)

скрижали пророка Моисея — tablas de Moisés

1) бібл. (завіту) table of commandments

2) мн. перен. скрижалі annals, records, scrolls

на скрижалях слави — on the scrolls of fame

-і, ор. -ллю, книжн. Плита, дошка, переважно з культовим, священним написом. – Скрижалі знайшов Мойсей кам’яні трьома мовами (П. Загребельний). переважно в мн. перен. Те, що зберігає пам’ятні події, імена тощо. Лишу я пісню про красу, Забуду власні жалі І з гір високих понесу Народові скрижалі (О. Олесь).

мн – Каменные плиты, на которых самим Богом были начертаны десять заповедей. В заповедях представлен нравственный закон Божий. Изображаются скрижали обычно в виде досок с закругленными верхами, на которых написаны римские цифры от I до X. Скрижали были переданы Богом Моисею, главному пророку Ветхого Завета.

Риа Ржа Ракс Рак Раис Раж Лис Лира Ликь Лик Ларь Лак Лаж Кси Крис Криль Клир Киса Кира Киль Кил Карл Кали Кал Каир Искра Иск Исак Иса Ирка Ирак Илька Риал Икс Икра Жак Аск Арк Алик Алжир Аки Аир Салки Сари Сиаль Сила Силаж Ска Аил Скал Скрижаль Сак Акр Акрил Риска Жар Жила Риск Жилка Жир Жск Икар Рис Рик

Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх XXIV, 12, XXXIV, 1-4). Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечь и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

Скрижа́ль. Заимств. из ст. -сл. , где оно является суф. производным от утраченного скрига, суф. образования от (с)кра «груда, камень». Того же корня, что сербохорв. крижити «резать, рассекать». Скрижаль первично — «рассеченная плита».

У евреев Скрижали Закона символизируют правосудие и законность. Скрижаль Хлебов, по Филону, есть произнесение молитвы с целью понимания земных явлений, Филон сравнивает ее с двенадцатью месяцами года. Синонимы:

table f de la loi

на скрижалях истории перен. — sur les Tables de la Loi

-і, ж. , книжн. 1》 Дошка, плита з написаним на ній текстом, звичайно священним, культовим. 2》 перев. , які, чого, перен. Те, що зберігає, куди занесено пам’ятні події, дати, імена тощо.

церк. (библейская) лоок (диний сөздөр жазылган тактай, таблица);
2. перен. скрижаль (кандайдыр идеялардын, эстен чыкпас окуялардын жазылышы, ал жөнүндөгү эстеликтер сакталуучу жай);
скрижали истории тарыхтын скрижалдары.

в библейской мифологии каменные доски с десятью заповедями, врученные Моисею Богом на горе Синай. В переносном значении — то, что хранит, куда заносятся памятные события, имена, даты, идеи, например С. истории.

імен. жін. родурел. скрижаль

сущ. жен. родарел. скрижаль

книжн. скрижаль (ізгі мазмұнды мәтін жазылған тақта);2. перен. есте сақталатын тарихи орын;- на скрижаях истории тарихында мәңгі өшпейтін құрметті орын алды

книжн. 1) рел. скрижали tavole delle leggi
2) перен. обычно мн. скрижали il libro d’oro
Итальяно-русский словарь. 2003. Синонимы:
доска, плитка

скрижа’ль, скрижа’ли, скрижа’ли, скрижа’лей, скрижа’ли, скрижа’лям, скрижа’ль, скрижа’ли, скрижа’лью, скрижа’лями, скрижа’ли, скрижа’лях

Начальная форма — Скрижаль, винительный падеж, женский род, множественное число, неодушевленное

ж кит. ләүхә (изге язмалы такта) 2. скрижали
юг. битләр; на скрижалях истории тарих битләрендә

Ж köhn. lövhə (üzərində yazı olan lövhə); 2. məc. şair. sarsılmaz əsas, vəsiyyət.

рел. ; перен. скрижаль
скрижалі історії — скрижали истории

Чотирикутна нашивка на мантії архиєрея чи архимандрита

в разн. знач. скрыжаль, жен.

скрижа́ль
іменник жіночого роду
книжн.

СКРИЖАЛЬ ж. скрижали.

РусскийПравить

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — скрижа́льнее, скрижа́льней.

Корень: -скрижаль-; суффикс: -н; окончание: -ый.

ПроизношениеПравить

Для улучшения этой статьи желательно:

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, и, ж.

Доска, таблица с написанным на ней текстом (преимущественно священным, культовым).

* ► Писатели сами должны были читать историю края на песках, на каменных скрижалях гор, где не осталось никаких следов минувшего. // Гончаров. Фрегат «Паллада» //*; Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. // Гончаров. Обломов // *

О том, что хранят: скрижали истории, науки и т.

* ► Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими, и, в качестве таковых, заносятся на скрижали истории. // Салтыков-Щедрин. Медведь //*

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета [↑]

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331. 5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т. они были написаны перстом Б-жьим.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий