- Где находится наш Ангел Хранитель?
- В БиблииПравить
- В Новом ЗаветеПравить
- Дети и ангелы
- Ангел нетерпимости
- Вид ангелов на иконах
- Ангелы на Земле
- Ангел борьбы
- Архистратиг Михаил – ангел борьбы! Но не за чистоту плоти! Его борьба, как и борьба каждого христианина, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф
- День Ангела, именины
- Иконография
- Этимология названияПравить
- Иудаистические ангельские иерархииПравить
Где находится наш Ангел Хранитель?
Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, она всё же зависит от условий пространства. Например, они не могут одновременно находиться в разных местах. Часто приходится встречаться с мнением, что наши Ангелы непременно стоят по правую сторону от нас, поэтому нужно с осторожностью поворачиваться вправо, и даже спать только на левом боку, иначе небесным силам будет неудобно нас охранять. Отсюда и поверье, что вставать нужно непременно с правой ноги, а если встанешь с левой, то день не задастся — Ангел не сможет тебя охранять, а также убеждение, что поплевать через левое плечо — значит поплевать на беса.
Это суеверия, которые берут начало от убеждения, что правая сторона — благочестивая, а левая — якобы от бесов. Очень неправильное восприятие. Мы должны понимать, что ангел — бестелесный дух. И всерьёз рассуждать о том, что он находится всегда справа, а бес — всегда слева — не приходится. Ангел невидимо находится рядом с человеком — но в духовном мире, мире невидимом. Поэтому для православного христианина главное — всегда слышать голос своего Ангела Хранителя, а не думать, где именно он сейчас стоит. На какой бок ты лёг, какой ноги встал, через какое плечо поплевал — не имеет никакого значения. Лучше вообще не плевать, потому что это некультурно и можно в кого-то попасть.
В БиблииПравить
Он был человекоубийца от начала и не устоял в Истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.
За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни.
Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в (Быт. 6:2—4) говорится об ангелах, которые некогда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:
В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
В Новом ЗаветеПравить
В послании к Евреям даётся определение ангелов:
В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.
ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Дети и ангелы
Могут ли дети видеть ангелов и общаться с ними? У меня трое детей. Со всеми тремя была одна и та же история. Когда им было по несколько месяцев, неоднократно я наблюдал одну и ту же картину. Ребёнок играет, потом поворачивается к святому углу и начинает смеяться. Он сидит спокойно, агукает, ничто его не смешит, но вдруг он поворачивается в сторону святого угла и на что-то реагирует. Я не знаю, что он видит. До двух-трёх лет у ребёнка незамутнённое сознание. Он не отягчён житейскими проблемами. Возможно, он действительно видит небесных духов.
Духовный мир разлит вокруг нас. Нам, взрослым, не дано его видеть, но не исключено, что дети умеют это делать.
Некоторые родители ищут признаки общения с ангелами у своего ребёнка. Например, они говорят, что веснушки — это следы от поцелуя небесного гостя. Но это всего лишь пигментация кожи, она передаётся по наследству и не имеет никакого отношения к ангелам.
Детей часто сравнивают с ангелами. Но они никогда не становятся ими — они остаются людьми. Если, не дай Бог, ребёнок умер, он не становится ангелом. Но у того, кто попал в рай, есть возможность молиться за своих сродников, оставшихся на земле.
Ангел нетерпимости
Архангел Михаил всего несколько раз поминается в Священном Писании, и всякий раз это сцены борьбы и противостояния. У пророка Даниила, в книге, которую даже перечитывать страшно, Михаил – ангел и защитник еврейского народа, который сражается против князя-ангела Персии (Дан. 10:13; 12:1). В послании Иуды он спорит с дьяволом за тело пророка Моисея (Иуд. И самая жуткая сцена – в Апокалипсисе – сражение Михаила с драконом (Откр. 12:7).
Рубенс. «Гибель армии Синаххериба»
Ни у кого не появится желания назвать ангелов Апокалипсиса ангелочками. Это грозные воители, которые без колебаний выливают чаши гнева на оскверненную грехом землю. Они приносят страдания – именно так! И это одно из многих служений ангелов. У них очень суровая работа! Господь называет ангелов жнецами, которые будут первыми, в чьи руки мы попадем после смерти:
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:41-42).
– Хоть это и слова Евангелия, но звучит как-то не по-евангельски. Ведь Бог есть любовь, доброта и человеколюбие! Христос – это само милосердие, а тут такая жестокость и нетерпимость!
– Да, именно нетерпимость! Ангелы – это воплощенная нетерпимость, и этим они нам дороги, и поэтому мы так в них нуждаемся!
Вид ангелов на иконах
Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.
- крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
- наличие посоха на иконе передает посланничество;
- сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
- ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
- лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.
Ангелы на Земле
Так называемые земные ангелы — это определенные люди, распространяющие свет и способствующие позитивным изменениям. Они не терпят ненависти, насилия или угнетения и просто хотят жить в мире, наполненном гармонией и любовью.
Как правило, они не вписываются в современные стандарты высокотехнологичного мира. Они больше заботятся о том, чтобы привнести счастье, радость и свет в жизнь каждого человека, которого они встречают на своем пути.
Они наделены чистой и позитивной энергией и увлечены улучшением мира и решением проблем в нем.
Земные ангелы часто не знают о силе, которой они наделены, и не догадываются о том, какое влияние они оказывают на жизнь других людей. Однако, есть способы распознать, являетесь ли вы тем самым ангелом.
Вот 6 простых, но явных признаков того, что вы обладаете чертами АНГЕЛА на Земле.
Ангел борьбы
В какое-то время – пусть историки скажут когда! – христианская нравственность целиком сосредоточилась на морали пола, настолько погрузилась в эти вопросы, что отождествила святость со святостью безбрачия, чистоту с девственной невинностью, и ангелы как бесплотные духи лучше всего подошли на роль икон обличителей пола и родовой жизни. Конечно, я сильно упрощаю и огрубляю, хоть и не ставлю под сомнение важность таких воистину священных добродетелей, как целомудрие и девство, по которым так тоскует наше время. Мне просто хочется сказать, что ангелы – это не про целомудрие, или не только про целомудрие.
Архистратиг Михаил – ангел борьбы! Но не за чистоту плоти! Его борьба, как и борьба каждого христианина, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф
Кто он, противник архангела Михаила? – Дьявол, клеветник, отец лжи. Именно так его аттестует Спаситель:
Он человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).
Архангел Михаил и весь ангельский собор – служители правды, поэтому мир бесплотных духов навсегда расколот на два непримиримых лагеря – служителей правды и приспешников лжи. И мне кажется, это самое важное, что нам следует знать об ангелах.
День Ангела, именины
Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины.
После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.
«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».
Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.
Иконография
Ангелы. Фрагмент росписи «Алтаря Страшного суда» работы Рогира ван дер Вейдена. 1446–48. Музей земли Рейнланд (Бонн).
В раннехристианском иск-ве А. чаще изображались в виде юношей в туниках и паллиумах (плащах) (росписи катакомб Присциллы в Риме, сер. 3 в. ), иногда в облике бородатых мужей или нагими. С 5 в. под влиянием античных образов крылатых гениев, эротов и т. обычно представляют с крыльями. С 7 в. известны изображения А. в придворных визант. одеяниях – в далматиках и лорах, с диадимами (повязками) на головах, со знамёнами (ц. Успения Богоматери в Никее). Концы головных повязок А. в рус. иконописи носят назв. тороков или слухов (согласно традиции, посредством их А. слышат Божественные повеления). С 11 в. в разл. сценах, связанных с литургией («Евхаристия», «Служба св. отцов», «Небесная литургия», «Великий вход»), появляются А. в диаконских одеждах, с чашами, рипидами, кадилами и пр. В 13–14 вв. распространились изображения А. в латах (в первую очередь – архангела Михаила) и в монашеских одеяниях (явление А. прп. Пахомию Великому). Атрибутами А. являются сферы-зерцала и посохи (жезлы, мерила), в позднем Средневековье – скипетры, в некоторых сюжетах – свечи, светильники, орудия Страстей Христовых. В зап. -европ. иск-ве в это же время появились изображения А. поющих, танцующих или музицирующих; их одеяния нередко соответствуют распространённому покрою одежд своего времени. В иск-ве Возрождения А. обычно имеют женственный облик (влияние легенды об андрогине) или изображаются как античные эроты (амуры), в некоторых сценах – нагими.
«Небесная иерархия». Фрагментмозаичнойкомпозиции купола Баптистерияво Флоренции. 13 в.
часто предстоят Христу и Богородице. Как защитники Церкви Христовой, они изображаются в скульптуре порталов зап. -европ. соборов и на фресках у входных проёмов в православных храмах. присутствуют во мн. новозаветных сценах («Благовещение», «Рождество Христово», «Богоявление», «Распятие», «Явление ангелов жёнам-мироносицам»), в разл. ветхозаветных циклах, в изображениях «Успения Богородицы» и «Страшного суда», в иллюстрациях к Откровению Иоанна Богослова, в эпизодах из житий святых и в ряде богородичных икон и сюжетов («О Тебе радуется», «Собор Богоматери», «Коронование Богоматери», «Богоматерь Всех скорбящих Радость» и др. В ангельском облике изображаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в иконографии Св. Троицы («Гостеприимство Авраама»), а также Христос как София Премудрость Божия, Христос – Ангел Великого Совета и Ангел Благое Молчание. В итал. и франц. иск-ве с 14 в. распространилась иконография «Оплакивания Христа» («Пьетá») с двумя ангелами, поддерживающими Его тело. В 16 в. в католич. иск-ве развивался культ А. -хранителя, его изображение включалось в эпитафиальные композиции. На рубеже 16–17 вв. образ А. -хранителя появился в рус. иконописи.
Изображение 9 чинов ангельской иерархии известно в Византии с 12 в. , в Зап. Европе с 14 в. , в России с 16 в. Иногда А. всех чинов предстают в юношеском облике, в одеждах, соответствующих видам их служения. Два первых ангельских чина (серафимы и херувимы) не имели выраженных иконографич. различий и могли изображаться в виде человеческих ликов с 4 или 6 крыльями, красного или синего цвета, иногда со множеством очей. Резные херувимы венчали собой рус. иконостасы 16 в. Третий чин А. (престолы) имел вид крылатых многоочитых колёс, он встречается почти исключительно в центр. иконе деисусного ряда рус. иконостасов 15–16 вв. – «Спас в силах». В виде огненного колеса мог также изображаться херувим – страж рая.
Иконография архангелов мало отличается от иконографии А. в целом. После установления в 9 в. праздника Собора архангелов в визант. иск-ве возник одноим. иконографич. тип (либо «Собор ангелов») – А. , держащие круглую славу-мандорлу с образом Христа Эммануила. Этот тип существует в разл. вариантах: «Собор бесплотных сил» (с архангелами Михаилом и Гавриилом, серафимами и херувимами), «Собор семи великих архангелов» и др. Великие (верховные) архангелы имеют свои отличия и атрибуты: Михаил изображается в латах, с мечом или копьём, иногда с хоругвью, с пальмовой ветвью, часто – попирающим дьявола; Гавриил – с лилией или горящим фонарём со свечой (символ непорочности Девы Марии); Рафаил – с алавастром или ларчиком для лекарств; Уриил – с пламенем; Салафиил – в молитвенной позе; Иегудиил – с венцом и бичом; Варахиил – с цветами (розами) или виноградной гроздью (символы рая).
Этимология названияПравить
Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро д’Абано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до двенадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:
Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:
Иудаистические ангельские иерархииПравить
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить со времён так называемого вавилонского пленения. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).