Что означает название схемы Понци. первоначальная финансовая пирамида. Часть 2

Значение слов и выражений

Пирамида Понци

Бизнес-идея Чарльза была одновременно проста и гениальна: принимать у людей вклады под огромный процент, выплачивая прибыль за счет новых вкладчиков. Он обещал вернуть 150% от вклада через 90 дней. Но чтобы люди верили в его платежеспособность, была необходима надежная легенда – возможно, именно ее не хватало более ранним мошенникам для серьезных масштабов. Она пришла в его голову при чтении письма из Испании, к которому был приложен международный ответный купон.

Что такое международный почтовый купон? В 1906 году Всемирный почтовый союз, объединяющий 63 страны, разработал международный ответный купон (МОК). Отправитель мог приобрести его на почте и послать вместе с письмом. Получатель же мог обменять купон на почтовые марки для ответного письма. Таким образом, первый отправитель оплачивал почтовые услуги за двоих

После Первой мировой войны курсы европейских валют были настолько нестабильны, что разница в стоимости единых по всему миру ответных купонов была огромна. В Италии на 1$ можно было купить 66 купонов, а в США – около 20. Получалось, что появился простой вариант спекулировать валютой при действовавшем золотом стандарте.

Так зародилась легенда для пирамиды Понци: якобы МОК покупались в Италии и продавались в США, принося 230% чистой прибыли. Люди начали отдавать деньги Чарльзу, чтобы он и его сотрудники в Италии спекулировали на стоимости купонов. Но основатель утаил от инвесторов важный нюанс: купленные купоны невозможно обменять на деньги – за них можно получить лишь почтовые марки.

Кстати, в апреле 1920 Европа прекратила выпуск МОК, но вкладчики продолжали нести деньги. Сам Понци впоследствии объяснял это тем, что «люди не любят перемены». Купоны он если и покупал, то лишь первое время в небольшом количестве. На запрос налоговой о прекращении выпуска он ответил, что большое число МОК до сих пор находится в обращении, что позволяет продолжать деятельность.

В результате на пике ажиотажа, в июле 1920 года, в компанию привлекалось по 250 000$ ежедневно. Его считали одним из влиятельнейших и богатейших людей города. В руках Чарльза находились не только местные газеты, но и городская полиция. А вкладчики не забирали взносы, получая возрастающую прибыль за счет сложного процента.

Текущее состояние игровой вселенной P2E довольно мрачно

На рынке — огромное количество P2E-игр, которые, возможно, на самом деле не являются играми, а представляют собой слабые платформы, обещающие выплаты в несколько кликов.

Эта модель, возможно, сработала для первых нескольких итераций P2E, когда новые пользователи ничего не поняли, но только — из-за отсутствия конкурентов и историй успеха, создавших первоначальный ажиотаж.

Однако сейчас криптопространство находится на этапе, когда игр P2E — пруд пруди, и многие из этих игр пытаются использовать шумиху P2E, чтобы быстро заработать.

Но чтобы преуспеть в этой ситуации, игры должны быть хорошо спроектированы, чтобы побуждать игроков продолжать играть.

Этапы деятельности финансовой пирамиды

Перечислим этапы формирования, деятельности и краха финансовой пирамиды:

  • Проведение рекламной компании и привлечение первых вкладчиков. Этот этап является основным, от его результатов зависит успех проекта.
  • Увеличение масштабов деятельности. На этом этапе активно ведется работа с уже существующими вкладчиками по привлечению новых участников. Продолжается рекламная компания, собираются отзывы и выплачиваются первые деньги. Обычно выплаты на этом этапе представляют собой солидные суммы, что необходимо для завоевания доверия потенциальных инвесторов.
  • Когда информация о высоких суммах выплат становится известной большому количеству людей, суммы взносов повышаются – ведь проект «пользуется спросом». Если это инвестиционная компания – растет стоимость ценных бумаг. Торговые компании повышают цену продукции. Именно на этом этапе в проект привлекается большая часть денег.
  • Вслед за пиком наступает спад. Это может произойти по различным причинам: например, задержка выплат. Когда компания известна широкому кругу лиц, всегда может произойти утечка. Негативная информация может спровоцировать панику, и поток денежных поступлений сокращается.
  • Полный крах финансовой пирамиды: средства исчерпаны, выплаты прекращаются. Вкладчики, вложившие свои деньги на предыдущем этапе, остаются ни с чем. Возможен еще и другой вариант, когда организатор мошеннической схемы исчезает из поля зрения, прихватив все деньги.

https://youtube.com/watch?v=KGONSICfvvU%3Ffeature%3Doembed

Финансовые пирамиды и сетевой маркетингПравить

Негативные последствия, которые могут возникнуть при участии в финансовой пирамиде, делятся на несколько категорий:

  • Финансовые последствия. Этот пункт был подробно разобран в данной статье. Вкратце: вернуть свои средства возможно лишь для тех участников, кто вступил в пирамиду на начальном этапе. Остальные вкладчики, как правило, несут убытки.
  • Правовые последствия. Вас могут приглашать на судебные заседания в качестве свидетелей и потерпевшей стороны. В худшем случае вы окажетесь соучастником уголовного преступления, квалифицируемого как мошенничество. Такое может случиться, если в ходе следствия будет установлено, что вы были осведомлены о целях деятельности компании и продолжали им содействовать.
  • Моральные последствия. Как уже было отмечено, ваши друзья и близкие, кого вы пригласили стать участником финансовой пирамиды, потерявшие свои сбережения, могут от вас отвернуться. И это бывает гораздо страшнее, чем потерять деньги.

Автоматизация

Ветхий Завет говорит: «У воров нет чести». Накамото говорит: «У воров не должно быть чести».

Консенсус по блокчейну позволяет ворам координировать свои действия и управлять этой системой без необходимости доверять центральному оператору.

Это значит, что деятельность осуществляется без какой-либо индивидуальной ответственности со стороны участников. Но чтобы такое стало возможным, система делает читерство очень дорогим:

По мере роста стоимости биткойна энергия, используемая для добычи криптовалюты, достигла ошеломляющих 30,59 ТВт·ч.

Это сравнимо с энергопотреблением целой страны Марокко.

Если сравнить с альтернативой (использовать обычную финансовую систему, подвергнуться выслеживанию и быть посаженным в тюрьму), я могу представить, что кое-кто рассматривает это в качестве адекватной цены за доступ к миллиардам долларов, которые в настоящее время крутятся на рынках криптовалют. Я включаю в понятие «кое-кто» не просто пользователей этих криптовалют, но и некоторых разработчиков, в основном, промоутеров ICO, которые снимают с себя ответственность за свои творения, как только выпускают их на волю (заранее выделив себе здоровенную часть монет на премайнинге, чтобы наградить свой необузданный гений).

Расходы

Наконец, мы дошли до Расходов. Эта категория немного странная, ведь у вас нет чёткого термина «Расходы», как у вас есть термин «Финансовая пирамида», но это достаточно большой раздел, чтобы понять, что отличает настоящий криптопроект от других.

Понци и Пирамиды — это способы создания видимости расходов без реальных расходов. И хотя «Тюльпан» может быть очень ценным, в этом бизнесе бывает очень мало расходов, поэтому его трудно назвать действительно инвестицией, а не спекуляцией.

Но без реальных расходов криптопроект либо умирает, либо является чистой спекуляцией. Поэтому вопросы о расходах являются одними из самых важных при оценке любого проекта:

  • Кто тратит деньги?
  • Сколько?
  • Могут ли эти расходы превысить доходы проекта?

В криптовалютной сфере это обычно означает, что необходимо расходовать токены или активы, которые не являются нативными. Это проблема, с которой могут столкнуться многие игры, описанные в статье Один против двух токенов. Если игра зарабатывает все свои деньги на токенах, ей нужно придумать, как сбросить свои токены в рынок, чтобы получить доход. Тратить что-то другое, например, ETH или USDC, более законно.

Хорошо, теперь, когда мы разобрали все категории, давайте посмотрим, как они применяются к различным проектам и проверим нашу интуицию относительно того, что законно, а что нет.

Неустойчивость игры, которая сигнализирует о финансовой пирамиде

В конечном счете игра, которая не стремится сбалансировать заработок старых и новых игроков, а полагается только на доход от новых игроков, структурно похожа на финансовую пирамиду или схему Понци. Вот несколько причин, по которым некоторые игры не могут этого сделать:

Умирающие проекты

Умирающий проект — это проект, который тратит на реварды и эмиссию больше денег, чем получает от пользователей.

Большинство проектов, которые так поступают, скажут, что эмиссия не относится к расходам, но они точно должны рассматриваться как таковые. Никто не станет всерьез утверждать, что TVL проекта останется прежним, если эмиссия будет полностью прекращена. Криптаны всегда ищут бесплатные машины по производству денег, и если у вас нет продукта, которым они действительно пользуются, они переведут свои средства в другое место, как только вы выключите денежный принтер.

Протокол Anchor Protocol компании Terra — самый яркий недавний пример. Были настоящие потребители, которые были готовы платить, чтобы занять деньги на платформе. Но сумма, которую Anchor пришлось потратить на раздувание доходности для привлечения капитала, сильно превысила доход, который они получали.

Подобный неустойчивый рост — это не какая-то особенность криптовалют. Этим славится и Uber. Причина, по которой услуги Uber сейчас такие дорогие, заключается в том, что компания перестала субсидироваться деньгами венчурных инвесторов. Можно утверждать, что единственная причина, по которой Uber смог вытеснить такси в некоторых городах, заключается в том, что Uber сжигал деньги для обеспечения своего неустойчивого роста. Теперь, когда деньги закончились, традиционные такси снова становятся более популярными.

До прихода венчурного капитала большинство компаний начинали как действительно устойчивые предприятия и медленно превращались в глобальных гигантов. Теперь им не нужно ждать. Они могут сжечь несколько миллиардов долларов, чтобы пропустить скучный медленный период, а затем выяснить, как стать по-настоящему устойчивым бизнесом позже.

«Умирающий» — это, пожалуй, категоричный термин, но он говорит о том, в каком направлении движется бизнес. Если проект не сможет переломить ситуацию, когда люди будут платить за использование его продукта больше денег, чем проект выплачивает в качестве поощрения, то проект умрёт. Многие компании и проекты начинают свою деятельность на стадии умирания, и нахождение на стадии умирания не означает, что они умрут, поэтому не следует интерпретировать это слишком категорично.

Если проект не понял, как перейти от стадии умирания к стадии жизни, то это ещё не «реальный» бизнес, в моем понимании. Очень немногие криптопроекты успешно справились с этой задачей.

Play 2 Earn

Как насчет игр Play 2 Earn с инфляционными циклами размножения, таких как Axie Infinity или STEPN? В STEPN меня больше всего отталкивает программа майнинга, которая приведет к бешеной инфляции и в итоге обесценит кроссовки и токены. Ещё их токен GMT стоит слишком дорого и не имеет никаких денежных потоков или доходов, связанных с ним, чтобы оправдать цену.

Таким образом, сама игра, безусловно, является умирающим бизнесом, но является ли она схемой Понци? Этот вопрос спорный, так как здесь нет бизнеса вне самой игры, но при этом игра явно имеет ценность. Сказать, что «вся ценность в игре воображаемая» — это не то же самое, что сказать, что её совсем не существует. Цифровые кроссовки — это все равно вещь, которую люди ценят, чтобы играть в игру.

Но игра не умирает в том смысле, который я описал выше, поскольку они не выплачивают тонну дополнительных бесплатных бонусов, чтобы стимулировать активность. Люди поднимают цены сами, ведь хотят играть больше. Так что это похоже на Тюльпаны, где цены росли в основном из-за спекуляций, а не из-за какой-то истинной базовой ценности. Так что, возможно, Умирающий тюльпан — это лучшее обозначение.

Почему STEPN — это не финансовая пирамида? Вы не получаете никакой выгоды от привлечения людей в игру, если не считать выгоды от того, что больше людей оказывается в экосистеме в целом. Если бы, давая кому-то свой код активации, вы получали 10% от его GST, тогда это определенно была бы финансовая пирамида, но такого механизма не существует. Я уверен, что в будущем какая-нибудь игра добавит этот приём.

История появления

Свое название схема Понци получила от имени итальянца Чарльза Понци, в конце XIX века эмигрировавшего в США. В 1919 году в Бостоне он основал компанию, которая занималась эмиссией купонов, обмениваемых на почтовые марки. Предприятие получило название «The Securities Exchange Company» («Компания по обмену ценных бумаг»). Стартовый капитал был невелик – всего 200 долларов, которые Понци занял у своего знакомого Дэниелса.

Компания предлагала инвесторам сверхприбыль – 50% за 90 дней, которая должна была обеспечиваться разницей курсов: векселя, которые можно было обменять на почтовые марки, носили название Международных ответных купонов (МОК) и могли обращаться в разных странах. Понци провел широкомасштабную рекламную компанию с привлечением СМИ и убедил многих инвесторов поверить в прибыльность этой схемы.

Однако люди, доверившие компании свои деньги, не знали о том, что доходы выплачиваются за счет средств новых вкладчиков. Когда обороты предприятия стали составлять около 18 750 000 руб. (250 000 $ или 7 250 000 грн. ) ежедневно, Дэниелс, у которого Понци взял взаймы 15 000 руб. (200 $ или 5 800 грн. ) на стартовый капитал, обратился в суд с требованием 50% от доходов компании.

Этот иск послужил основанием для проведения проверки деятельности фирмы. Средства на счетах были заморожены, прием денег от новых инвесторов Понци приостановил. Проверка показала, за счет каких средств вкладчики получали свой доход, после чего многие потребовали вернуть свои деньги. Разумеется, удовлетворить все требования оказалось невозможно, т. приток средств был прекращен. Понци был оштрафован и получил пять лет тюремного срока за мошенничество. Пирамида Понци рухнула.

При каких обстоятельствах происходит разрушение схемы Понци

При крахе проекта (а это рано или поздно произойдет) события развиваются по одному из сценариев:

  • управляющий бросает компанию и скрывается со всеми вырученными деньгами;
  • по какой-либо причине сокращается приток средств. Это может произойти вследствие снижения доходов населения или если в одно время многие участники желают «выйти из игры» и забрать свои деньги. Следовательно, новые участники не могут получить свой доход и вернуть вложенные средства, что может привести к панике среди вкладчиков;
  • компания попадает в поле зрения правоохранительных органов. Основанием для этого может послужить заявление обманутого участника или налоговая проверка.

Крах великой аферы

До весны 1920 года Понци сам управлял своей компанией, которая выдавала долговые расписки вкладчикам с обязательством. Через три месяца на каждую вложенную 1 тыс. долл. Понци обязывался выплачивать 1,5 тыс. долл. Весной же он отстранился от дел, передав рычаги правления 18-летней Люси Мартелли. Вскоре бизнес пошёл ко дну. Причиной тому стал иск от одного из инвесторов — некоего Дэниелса. Он потребовал половину прибыли от бизнеса. Иск послужил поводом заморозить средства, в результате чего приём вкладов был приостановлен. Началась паника, инвесторы стали забирать свои деньги. Проведённая проверка позволила выявить задолженность в 7 млн долл. , компания была объявлена банкротом. Чарльзу Понци было предъявлено обвинение по 86 пунктам и грозил пожизненный срок. Однако аферист легко отделался: 30 октября Понци был вынесен приговор, согласно которому его приговорили к пяти годам лишения свободы.

СсылкиПравить

Разработчики могли бы использовать кривые связи для управления внутриигровым запасом предметов. Хотя идея кривой связи не доказана из-за того, что игры P2E находятся на ранней стадии, это может быть жизнеспособным решением. Проще говоря, кривые связывания привязывают предложение токена к линейно растущей цене. Чем выше предложение, тем выше цена. Игры могут использовать эту концепцию не только для жетонов, но и для других предметов в игре.

Например, в играх может быть реализована кривая связи, относящаяся к более неуловимым и редким предметам. При достижении определенного эталона активируется кривая связывания, и цены на последующие отчеканенные предметы будут расти по мере роста предложения.

В STEPN команда стремится в конечном итоге использовать аналогичный принцип, но с более легким подходом, который будет постепенно внедряться по мере роста проекта.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий