- НазваниеПравить
- КритикаПравить
- Религия и наукаПравить
- Критическое осмысление религиозного опытаПравить
- Главное нравственное правилоПравить
- ОбществоПравить
- Брак и семьяПравить
- ПищаПравить
- СобакаПравить
- Обрядовая практикаПравить
- Древние обрядыПравить
- Джашн (Джашан)Править
- Седре-пуши или навджотПравить
- Пятикратная молитваПравить
- ГавахгириПравить
- НовзудиПравить
- Обряды погребенияПравить
- ПорсеПравить
- БарашнумПравить
- ВозникновениеПравить
- Зороастризм
- Какая религия появилась одной из последних?
НазваниеПравить
Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn. Другое самоназвание зороастризма — vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین — behdin — «благоверный», «бехдин».
КритикаПравить
Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара и продолжая до настоящего времени с приходом Нового атеизма, представленного такими авторами, как Сэм Харрис, Дэниел Деннет, Ричард Докинз, Кристофер Хитченс и Виктор Стенджер.
В XIX веке критика религии перешла на новый этап с выходом работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Последователи развили его идеи, представляя эволюцию как опровержение Божественного участия в творении и истории человечества. Основываясь на предположениях Дарвина и трудах Фейербаха, Маркс продолжил критику религии с позиций философского материализма.
Критики религии (Лео Таксиль, Е. Ярославский) утверждают, что теистические религии и их священные книги не боговдохновенны, а созданы обычными людьми с целью разрешения социальных, биологических и политических проблем. И сравнивают положительные аспекты религиозных верований (душевное утешение, организация общества, поощрение чистоты нравов) с их отрицательными сторонами (суеверие, фанатизм).
Некоторые критики считают религиозные верования устаревшей формой сознания, приносящей вред для психологического и физического состояния личности (обрезание, промывание мозгов детям, надежда на исцеление болезней с помощью религиозной веры вместо своевременного обращения к врачам), а также вредоносной для общества (религиозные войны, терроризм, нерациональное использование ресурсов, дискриминация гомосексуалов и женщин, сдерживание развития науки).
Предметом критики могут быть также поведенческие нормы (спор о соотношении религии и морали), по тем или иным причинам не принятые в светском обществе.
Религия и наукаПравить
Религия формулирует положения космогонии (происхождения мира) и антропологии (происхождение человека), которые вступают в противоречие с современными научными представлениями. В связи с этим, современная наука критикует многие религиозные положения. Примером может послужить борьба сторонников креационизма с теорией эволюции (критика эволюционизма).
Религии иногда постулируют тезисы, противоречащие или не согласующиеся с имеющимися научными представлениями о законах природы. Чудеса, описанные во многих религиозных произведениях, могут оцениваться с точки зрения их соответствия законам природы.
Прекрасную формулировку нашёл самый именитый участник наших встреч, один из создателей современной теории инфляции Вселенной, академик РАН Алексей Старобинский. Он сказал: «Бог благословил нас не учитывать его в научных исследованиях». То есть действительно, когда учёный действует в рамках научного исследования и изучает природу, ему совершенно не нужно искать следы непосредственного действия Бога. Но как только мы вспоминаем о человеке и его сознании, тут без Бога уже не обойтись. Тот же академик Старобинский сказал, что Бог существует хотя бы в том смысле, что в истории огромное количество людей действовало исходя из своей веры, и это проявлялось в их поступках, причём иногда очень благородных и жертвенных.
Мнения о несовместимости
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. (31 января 2017)
Критическое осмысление религиозного опытаПравить
Главной чертой зороастрийского мировоззрения является признание существования двух миров: mēnōg и gētīg (пехл. ) — духовного (букв. «мысленного», мира идей) и земного (телесного, физического), а также признание их взаимосвязи и взаимообусловленности. Оба мира сотворены Ахура Маздой и являются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и совершенным, материальные блага считаются такими же дарами Ахура Мазды, как и духовные, и одни без других немыслимы. Зороастризму чужд как грубый материализм, гедонизм, так и спиритуализм, аскетизм. В зороастризме нет практик умерщвления тела, безбрачия и монастырей.
Дополняющая дихотомия ментального и телесного пронизывает всю систему нравственности зороастризма. Главным смыслом жизни зороастрийца является «накопление» благодеяний (перс. kerfe), прежде всего связанных с добросовестным исполнением своего долга верующего, семьянина, труженика, гражданина и избегание греха (перс. gonāh). Это путь не только к личному спасению, но и к процветанию мира и победе над злом, что связывается непосредственно с усилиями каждого из людей. Каждый праведный человек выступает в качестве представителя Ахура Мазды и с одной стороны фактически воплощает его деяния на земле, а с другой — посвящает все свои благодеяния Ахура Мазде.
Добродетели описываются через этическую триаду: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хваршта), то есть затрагивают ментальный, вербальный и физический уровень. В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть добро, благодаря своей совести (даэна, чиста) и разуму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», то есть ту мудрость, что приобретена человеком от других людей).
Нравственная чистота и личностное развитие касается не только души, но и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и устранение осквернения, болезней, здоровый образ жизни. Ритуальная чистота может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Для людей, подвергшихся осквернению, предусмотрены обряды очищения.
Главное нравственное правилоПравить
Таковым обычно признаётся фраза из Гат Заратустры:
uštā ahmāi yahmāi uštā kahmāicīţ
ОбществоПравить
Зороастризм — религия общественная, отшельничество ей не свойственно. Община зороастрийцев именуется анджоманом (авест. hanjamana — «сход», «собрание»). Обычной единицей является анджоман населённого пункта — зороастрийской деревни или городского квартала. Ходить на собрания общины, обсуждать совместно её дела и участвовать в общинных праздниках — прямая обязанность зороастрийца.
- атраваны (священники);
- ратаэштары (воинская аристократия);
- вастрьо-фшуянты (букв. «пастухи-скотоводы», в дальнейшем вообще крестьянство);
- хуити («умельцы», ремесленники).
Вплоть до конца Сасанидского времени барьеры между сословиями были серьёзными, но в принципе переход из одного в другое был возможен. После завоевания Ирана арабами, когда аристократия принимала ислам, а зороастрийцам как зимми было запрещено носить оружие, в реальности оставалось два сословия: мобеды-священники и бехдины-миряне, принадлежность к которым наследовалась строго по мужской линии (хотя женщины могли выходить замуж вне своего сословия). Это разделение сохраняется до сих пор: стать мобедом фактически невозможно. Тем не менее сословная структура общества сильно деформирована, поскольку большинство мобедов наряду с исполнением своих религиозных обязанностей заняты различного рода мирской деятельностью (особенно в больших городах) и в этом смысле сливаются с мирянами. С другой стороны развивается институт мобедъяров — мирян по происхождению, берущих на себя обязанности мобеда.
Брак и семьяПравить
Традиционный обмен обручальными кольцами на свадьбе парсов
ПищаПравить
В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов. Основное правило — пища должна приносить пользу. Вегетарианство традиционно зороастризму не свойственно. В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу. Хотя корове отдаётся большое уважение, упоминания о ней часто встречаются в Гатах, практики запрета на говядину не существует. Также нет запрета на свинину. Тем не менее зороастрийцам предписывается бережное отношение к скоту, запрещается дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах.
Пост и сознательное голодание в зороастризме прямо запрещены. Существуют только четыре дня в месяце, в которые предписывается отказываться от мяса.
В зороастризме нет запрета на вино, хотя назидательные тексты содержат специальные наставления об умеренном его потреблении.
СобакаПравить
- Пасуш-хаурва — стерегущая скот, овчарка
- Виш-хаурва — стерегущая жильё
- Вохуназга — охотничая (идущая по следу)
- Тауруна (Драхто-хунара) — охотничья, дрессированная
К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.
Обрядовая практикаПравить
Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиозным церемониям. Священный огонь играет исключительно важную роль в ритуальной практике, по этой причине зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ Бога на земле.
Общие требования к ритуалу:
- ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию, женщины обычно проводят только домашние обряды, проведение ими других обрядов возможно только для общества других женщин (если нет мужчин);
- участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, для достижения которой перед обрядом проводится омовение (малое или большое), на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;
- всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь, необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;
- перевязывание пояса производится стоя, присутствующим на длинных ритуалах позволяется сидеть;
- присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.
- тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).
Древние обрядыПравить
Ясна (йазешн-хани, вадж-яшт) означает «почитание» или «священнодействие». Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается одноимённая авестийская книга, совершаемое как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести гаханбаров — традиционных великих зороастрийских праздников (тогда Ясна дополняется Виспередом).
Ясна всегда совершается на рассвете как минимум двумя священниками: основным зутом (авест. заотар) и его помощником распи (авест. раэтвишкар). Служба проводится в специальном помещении, где на полу расстилается скатерть, символизирующая землю. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение, прежде всего огонь (аташ-дадгах, обычно зажигаемый от стационарного огня аташ-адорьян или варахрам), благовонные дрова для него, вода, хаома (эфедра), молоко, веточки граната, а также цветы, фрукты, веточки мирта и др. Священники сидят лицом друг ко другу на скатерти, а верующие располагаются вокруг.
В процессе Ясны мобеды не просто почитают Ахура Мазду и его благие творения, они по сути воспроизводят первотворение мира Ахура Маздой и символически исполняют его будущее «совершенствование» (Фрашо-керети). Символом этого становится приготовляемый в процессе чтения молитв напиток парахаома (парахум) из смеси отжатого сока эфедры, воды и молока, часть которого возливают на огонь, а часть в конце службы дают на «причащение» мирянам. Этот напиток символизирует чудодейственное питьё, которое в будущем даст выпить воскресшим людям Саошьянт, после чего они станут бессмертными навсегда и навеки.
Джашн (Джашан)Править
Перс. Джашн-хани, у парсов Джашан (от др. перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) — праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны), важнейшим из которых является Навруз — встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.
Джашн-хани — это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) — «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.
Седре-пуши или навджотПравить
Парсийская церемония навджот
Седре-пуши (перс. букв. «надевание рубахи») или навджот у парсов (букв. «новый заотар», изначально так назывался обряд новзуди, см. ниже) — обряд принятия зороастризма.
Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры, молитву Фраваране, надевает священную рубаху седре (судрэ) и мобед повязывает ему священный пояс кошти. После этого новопосвящаемый произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратустры. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).
Пятикратная молитваПравить
Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов:
- Хаван-гах — от рассвета до полудня;
- Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов пополудни;
- Узерин-гах — от 3 часов пополудни до заката;
- Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;
- Ушахин-гах — от полуночи до рассвета.
Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.
ГавахгириПравить
Свадебный обряд в зороастризме.
НовзудиПравить
Обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.
Обряды погребенияПравить
В разных областях Большого Ирана практиковались в зависимости от местных условий разные способы погребения (каменные склепы, выставление трупов и др. Основное требование к ним — сохранение в чистоте природных стихий. Поэтому для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом.
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» («башня молчания») — для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Трупы складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).
Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.
ПорсеПравить
Поминальная служба по душам и фраваши умерших. Считается, что поминальные службы по душе умершего нужно производить в течение 30 лет после смерти, в дальнейшем поминается только его фраваши, с которой к этому сроку соединяется душа праведника.
БарашнумПравить
Большой ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки в течение 9 дней. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Прежде каждому зороастрийцу рекомендовалось пройти этот обряд хотя бы раз в жизни, но в настоящее время этот обряд проводится достаточно редко.
ВозникновениеПравить
На сегодня закономерности возникновения, развития и функционирования религии рассматривает религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний с XIX века на стыке многих наук, в том числе истории, археологии, социальной философии, социологии.
Зороастризм
Зороастризм — одна из древнейших религий. Она названа по имени пророка Заратуштры, которого греки называли Зороастр (от греч. «астрон» — звезда). По одной из версий Зороастр жил в последней четверти второго тысячелетия до н. в азиатских степях к востоку от Волги. С VI в. до н. до VII в. Зороастризм был господствующей религией в древних иранских империях. Однако в VII-X в. последователи зороастризма переселялись в Индию, так как стали подвергаться гонениям после завоевания Ирана арабами.
Священные тексты Зороастризма вошли в книгу откровений Зороастра «Авеста». Три главные книги «Авесты»:
- «Ясна»;
- «Яшты»;
- «Видэвдат».
Сборник повседневных молитв называется «Малой Авестой» и представляет собой извлечения из «Авесты». В «Авесте» также содержатся сведения о самом основателе религии. Согласно им жрец Зороастр родился в небогатой семье. У него были жена и две дочери. Зороастра преследовали, и ему пришлось бежать к правителю Виштаспе (место его правления неизвестно). Из «Авесты» можно также узнать, что в возрасте 30-и лет Зороастр был удостоен откровения — в видении он узрел божество Ахура Мазду (это слово означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь»). От Ахура Мазду, творца всего сущего по мнению зороастрийцев, произошли все другие боги.
Силы зла в зороастризме олицетворяет злой дух Анхра-Майнью. Воины зла — дэвы. Анхра-Манью и дэвы не равны Ахура Мазде.
Зороастризм — это не дуалистическая религия. Противоборство двух начал — добра и зла закончится, согласно учению зороастризма, победой Ахура Мазды. После этого наступит преображение мира и преображение тел всех, живущих на земле. Каждый человек явится на суд Ахура Мазды. Зороастрийцы ожидают конца мира и его преображения, называя себя «бодрствующими».
Зороастризм учит человека избегать зла. Добрая мысль, доброе слово, доброе деяние — эта триада должна быть положена в основу духовного совершенствования человека. Зороастризм призывал к состраданию ближним, заботе о родителях и детях. Несмотря на то, что по зороастрическому вероучению судьба человека предопределена, от того, как прожита его жизнь, зависит его посмертная участь.
Зороастрийцев иногда называл «огнепоклонниками», так как символ бога Ахура Мазды — огонь, без которого нельзя представить себе ни одного обряда или праздника.
Для своего времени учение Зороастризма было уникальным. В его основу была положена вера в единого бога и пророков. Приверженцы Зороастризма ожидали прихода Мессии, верили в бессмертие души, Рай и Ад, новую жизнь после Страшного суда. Положения зороастризма были глубоко нравственны.
Какая религия появилась одной из последних?
Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера — «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.
В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.
Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.