Возникновение масонства
Исследователи масонства приступают к изучению истории этой организации с момента появления в Англии первых ремесленных гильдий, которые ведут начало с ХII-ХIV веков. Эти гильдии, артели рабочих каменщиков, были заняты строительством средневековых христианских храмов. Для ограждения от постороннего влияния они объединялись в общества, которые носили название братств или лож каменщиков. Как и все объединения ремесленников, эти общества носили закрытый характер. Они имели свои профессиональные тайны, сохраняли их и не допускали проникновения в свою среду посторонних лиц. Но ко второй половине XIV века братства каменщиков и их цеха пришли в существенный упадок. Новый архитектурный стиль – Ренессанс, пришедший на смену готическому, менял условия труда и требовал знания новых приемов. В Англии в это время промышляло много иностранных рабочих, отодвигших местных каменщиков на задний план. Окончательный удар по ремесленным братствам нанесла Реформация, стимулировшая поход против всех организаций, носивших церковный характер.
Согласно данным масонских исследователей, в 1717 году четыре ложи, присвоившие себе право на наследство франкмасонов, объединились в одну Великую ложу. В честь этого события был устроен банкет в одной из таверн Лондона, которая носила название «Гуся и противня». На заседании были избраны великий мастер и великий надзиратель. Этот год и считается официальным годом возникновения масонства.
К концу XVIII века масонство окончательно оформилось в оккультно-политический орден, руководителями и членами которого были известные оккультисты того времени. Такой ход событий был обусловлен духовно-нравственным состоянием европейского общества, которое с нетерпением ожидало оккультных феноменов, искало тайного знания, веровало в каббалу и готово было продать душу диаволу, лишь бы получить власть над природой и насладиться земными благами. Учредители и основатели оккультных тайных орденов, будучи и сами одержимы жаждой оккультизма и чувствуя потребности общества, с ревностью исполняли его заказ, формируя в сознании искателей тайного знания уважение и благоговение к новообразованному ордену, окутывая его покровом еще большей таинственности и привлекая внимание его оккультным преданием.
Благодаря усилиям Филалета масонство приобрело непререкаемый авторитет, и в него начали вступать представители знати. Так, в 1723 году в газетах Лондона распространился слух о том, что в масоны посвящен наследник престола принц Уэльский. Это дало возможность Лондонским ложам возвыситься над остальными и занять прочное место на вершине иерархической лестницы масонства. В 1723 году с одобрения Великой масонской ложи был официально издан циркуляр – «Руководство для Лондонских лож и братьев, живущих в Лондоне и его окрестностях», который стал масонским уставом. Согласно уставу, масон мог исповедовать любую религию, но обязан был сохранять верность государству и придерживаться определенной морали. Масонство, гласил устав, объединяет всех людей разных исповеданий в единое целое, помогающее связать узами дружбы людей, доселе бывшими друг другу чужими; при этом тайное общество называется то всеобщей католической религией, то естественной религией, то просто совокупностью христианских исповеданий в Англии.
Вскоре ложи были открыты во всех больших городах Англии. Почти одновременно масонские ложи учреждались и по всей Европе. Так началось триумфальное шествие масонства.
К 60-м годам масонство прочно утвердилось и в колониях: Индии, Америке, Канаде. В 1729 году возникла ложа на Гибралтаре, в 1732 году – в Париже, затем – в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. В 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных отделений достигло уже тринадцати. Появились английские ложи и вне Европы – в азиатских и американских колониях – в Филадельфии (1730), на острове Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. В течение XVIII века масонские общества полностью сформировались организационно и идеологически.
В XVIII веке многие деятели и организаторы масонских обществ представляли масонство как тайную организацию, берущую свое начало от древних политических и философских обществ и несущую в себе их силу и величие. Благодаря их усилиям масонство обрастало преданиями, согласно которым возникновение масонства восходит чуть ли не к началу творения мира. Именно в это время было открыто обществу, что масоны – это наследники и продолжатели великих дел сынов человеческих, строителей Вавилонской башни, Храма Соломона, философских школ древнего Египта, Греции и Рима, языческих мистерий, гностических сект, орденов тамплиеров, алхимических обществ, ордена розенкрейцеров.
Обогатились содержанием и сами повествования о подвигах и необычайных приключениях в этих орденах, учениях, обществах и сектах. В масонстве как антихристианском обществе возникает новая шкала ценностей, иерархическая лестница достигает 99 ступеней, градусов, формируется масонская символика, которой до сих пор масоны придают особое значение. В вероучении возобладало гностическое представление о Вселенной. Организация и структура орденов строилась в основном по типу тамплиерской, но с дополнением и заимствованием из других источников, в частности, античных философских обществ, греческих мистерий, ордена ассасинов, иезуитов, инквизиции и других.
Из всех этих действий достоверно можно утвердить одну непреложную истину: масонские деятели явно хотели показать, что они по духу принадлежат ко всем вышеперечисленным обществам. Доказательством этого служило также и то, что деятели масонства активно заимствовали учение, принципы жизни тайных обществ всех народов и времен, при этом ожесточенно отвергая ортодоксальное христианское вероучение. И тогда, действительно, масонство представало в виде люциферианства, которое берет свое начало от древнего змия, искусившего прародителей в раю и продолжающего соблазнять все тем же соблазном, знанием и властью род человеческий на протяжении всей его истории. И действительно, в масонском учении, традициях, символике переплетено в клубок все наследие этих древних и новых обществ и орденов.
В каждой стране масонское предание имело свои особенности и обогащалось учеными трудами братьев-оккультистов.
В XVIII веке успешное «шествие» масонства обусловливалось общим духовным настроем общества. Ни народ, ни даже сами руководители тогда, может, и до конца не осознавали причины успеха. Общество искало тайного знания и власти. Масонство пыталось удовлетворить эти требования. Общество искало в масонстве откровения, чуда, оно готово было принять от него все, ибо видело в масонстве свой идеал.
Вскоре это замечено было наблюдательными и «мудрыми» руководителями, и они, кто искренне, кто лицемерно, объявили себя обладателями и хранителями тайн и власти. Масонство наполнилось «великими» духовидцами и пророками, магами и медиумами. Характер деятельности масонских обществ и их лидеров этого периода свидетельствует о ненормальной, демонической сущности этого движения, проявившейся в виде шарлатанства.