- ОсобенностиПравить
- «Бриолин» (1978)
- История развития мюзиклаПравить
- Дальнейшее развитиеПравить
- Мюзикл в РоссииПравить
- «Иисус Христос – суперзвезда»
- «Танцующая в темноте» (2000)
- «Красавица и чудовище»
- «Томми» (1975)
- «Юнона и Авось»
- Описание
- «Смешная девчонка» (1968)
- «День сурка»
- «Поющие под дождем» (1952)
- «Чикаго» (2002)
- «Чикаго».
- 5Кошки / Cats (1981)
- «Иисус Христос — суперзвезда»
- Сюжет
- «Эвита»
- 1Моя прекрасная леди / My Fair Lady (1956)
- Мюзикл Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris)
- «Ла-Ла Ленд» (2016)
- «Шербурские зонтики» (1964)
- Вечер трудного дня» (1964)
- «Звуки музыки» (1965)
ОсобенностиПравить
Мюзикл является следствием развития американской и европейской оперетты, нарушения сложившихся традиций и канонов, расширения различных границ, выразительных средств и эффектности. Помимо оперетты, на мюзикл также оказали большое влияние такие жанры как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX века и начала XXI века.
Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики.
Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров.
По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.
«Бриолин» (1978)
История любви двух совсем непохожих школьников из выпускного класса, неформала Дэнни Зуко и пай-девочки Сэнди Олссен — один из самых популярных сюжетов для школьных и любительских постановок в Америке. И дело не только в ностальгии (пусть фильм Рэндала Клайзера и эксплуатировал моду конца 1970-х на 1950-е). Вечная история любви противоположностей и взросления снята Клайзером по мотивам не реального жизненного опыта подростков, но популярных фильмов и мелодий. Танцующий Траволта прибыл сюда прямиком из «Лихорадки субботнего вечера» (хотя вообще-то прошел кастинг на роль еще до продакшена «Лихорадки»); открывающая сцена на пляже утащена из «Отныне и во веки веков»; сам пляж и его обитатели — натуральные «Пляжные тусовщики»; тема молодежных банд искусно списана с «Вестсайдской истории» (ну, или из «Бунтаря без причины»). Очевидная условность происходящего на экране подчеркивалась возрастом актеров — всем школьникам было под 30. Благодаря использованию новой тогда технологии Dolby Stereo фильм стал суперхитом и главным конкурентом сиквела «Челюстей» в прокате, а также способствовал радикальному демографическому сдвигу в американских кинозалах: именно благодаря «Бриолину» и «Звездным войнам» в кино массово двинули подростки.
История развития мюзиклаПравить
При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели огромный успех у публики.
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.
Дальнейшее развитиеПравить
В конце 1960-х годов под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока».
С 1970-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос — суперзвезда» («Jesus Christ Superstar», 1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития.
Другое творение Уэббера, «Кошки» («Cats», 1981, по мотивам стихотворного цикла Т. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом»), представляет яркие запоминающиеся образы, пластичные и гибкие танцы, узнаваемые кошачьи интонации в музыке. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), совмещающий в себе черты детектива и триллера.
Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Мюзикл в РоссииПравить
Вновь возвращаемся на Бродвей. «Звуки музыки» — экранизация одноименного нон-фикшен-мюзикла 1959 года (его либретто основано на мемуарах австрийской певицы, баронессы Марии Августы фон Трапп). Paramount давно присматривалась к этой истории: еще в 1956-м приобрела права на сюжет и даже выбрала на главную роль безголосую Одри Хепберн, но что-то не срослось, и проект лег на полку. Действие происходит в 30-е годы прошлого века в австрийском Зальцбурге (снималась картина там же). Мария (Джули Эндрюс), юная сирота, попадает в приют при монастыре и решает стать монахиней. Однако обстоятельства складываются иначе, и девушке предлагают стать гувернанткой в семье отставного морского офицера фон Траппа, у которого умерла жена и осталось семеро детей.
Поначалу подопечные Марии относятся к ней враждебно, но, после того как она решает заниматься с ними пением, меняют гнев на милость. А девушка предсказуемо влюбляется в их отца (Кристофер Пламмер). Необходимую нотку трагедии во всю эту альпийскую буколику вносит время действия: 1930-е, вот-вот этому лирическому счастью настанет аншлюс, и героям придется бежать прямо с концерта в Швейцарию. Практически ко всем песням киномюзикла музыку и слова сочинил знаменитый тандем Rodgers & Hammerstein (композитор Ричард Роджерс и поэт-песенник Оскар Хаммерстайн II). Существуют версии «Звуков», полностью, с песнями, дублированные на немецкий, французский, итальянский и испанский.
«Иисус Христос – суперзвезда»
— рок-опера, которая вознесла жанр на совершенно новый уровень. Музыку к ней написал легендарный Эндрю Ллойд Уэббер, тексты принадлежат Тиму Райсу. Впервые произведение появилось в 1970 году в качестве музыкального альбома, где заглавную партию исполнил вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. В 1971 мюзикл поставили на Бродвее, а спустя полтора года и в Лондоне. Шоу обласкано оглушительным успехом, и до сих пор, на протяжении 30 лет его ставят на театральных сценах по всему миру. Рок-музыка соединилась в нем со всем знакомой классической историей. Многие другие знаменитые мюзиклы в итоге переняли эту замечательную концепцию.
«Танцующая в темноте» (2000)
Заключительная часть провокационной триеровской «трилогии золотых сердец», с фигой в кармане рассказывающей о женщинах, чистых душой и сердцем, и их неуместности в этом мире. Слезоточивая история слепнущей чешской иммигрантки Сельмы (Бьорк), которая терпит всевозможные невзгоды от потери зрения до потери накоплений, снята Триером как форменное издевательство (хотя публика нулевых этого и не заметила). Прибедняющаяся по инерции (не так давно Триер подписал манифест «Догмы») блеклая цифровая картинка (использовались дешевые любительские видеокамеры, только появившиеся тогда в продаже) на самом деле технически очень сложна. Так, музыкальные сцены снимались одновременно со ста точек, и хореография тут скорее монтажная, чем сценическая. Сюжет давит на все чувствительные точки разом, не стесняясь: мертвый коп встает и поет арию, сама Сельма исполняет свой финальный номер с петлей на шее.
«Красавица и чудовище»
Основанный на одноимённом мультфильме студии Walt Disney Pictures мюзикл прошёл на Бродвее 5461 раз и стал восьмым по продолжительности существования бродвейским музыкальным спектаклем.
«Красавица и чудовище» — история о любви, способной изменить человека к лучшему, о красоте, скрытой в глубине сердца. В центре сюжета эгоистичный принц, который был проклят за свою бессердечность. Теперь он вынужден жить в облике отвратительного чудовища, пока кто-либо не полюбит его и не разрушит чары.
Уникальность мюзикла заключается в том, что большинство героев — это вещи: шкафы, стулья, часы, комоды, кровати, подсвечники. На сцене поют даже ложки и тарелки. Декорации, костюмы актёров и неожиданные режиссёрские трюки (к примеру, загорающийся огонь у подсвечника Люмьера) уже оценили более чем в 14 странах, в том числе и в России.
«Томми» (1975)
История слепоглухонемого мальчика по имени Томми, которому суждено стать мессией, была впервые спета группой The Who на двойной пластинке в 1969-м. Спустя шесть лет режиссер Кен Рассел, большой проказник (он, к примеру, снял эксцентрично-завиральный байопик Чайковского, рядом с которым даже «Сибирский цирюльник» кажется унылым черно-белым кино), проиллюстрировал эту рок-оперу сценами небывалого угара: Элтон Джон в дичайших очках бегает на ходулях, люди молятся в церкви статуе Мэрилин Монро и причащаются таблетками и алкоголем. В картине сыграли сами участники The Who, в частности роль Томми исполнил солист Роджер Долтри.
«Юнона и Авось»
Мюзикл «Юнона и авось» — без преувеличения самая известная российская постановка данного жанра. Его премьера состоялась 9 июля 1981 года. Режиссером выступил Марк Захаров, а главные роли сыграли Николай Караченцов и Елена Шанина. В основу была положена поэма «Авось» Андрея Вознесенского.
Описание
По сюжету граф Резанов, похоронив жену, решил отдать все силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели отправиться туда. Там он знакомится с юной Кончитой, и они влюбляются друг в друга. Обстоятельства заставляют их расстаться, но они успевают тайно обвенчаться. И хотя им не суждено будет увидеться вновь, любовь их будет жить вечно.
«Смешная девчонка» (1968)
Киноверсия мюзикла-байопика, посвященного бродвейской карьере комедийной актрисы Фанни Брайс. Фанни (экранный дебют Барбры Стрейзанд, тогда поп-певицы, выступающей дуэтом с пианистом Либераче), с детства мечтающая о славе, знакомится с игроком Никки Арнштайном (Омар Шариф), который очаровывает простушку, а потом надолго исчезает. Тем временем карьера Брайс движется вперед, ей предлагают работу в бродвейском шоу. По ходу повествования происходит череда случайных встреч с Арнштайном. Параллельно Фанни проходит нелегкий путь от гадкого утенка до прекрасного лебедя, порхающего на сцене. Впрочем, Полина Кейл, великая и ужасная критикесса The New Yorker, в своей рецензии на фильм страстно спорила с концепцией утенка, настаивая на том, что это кино не о том, как талант искупает недостаток красоты: «Талант — это и есть красота, а Стрейзанд красивее всех этих милашек». Мы согласны.
«День сурка»
Комедия Харольда Рэмиса «День сурка» с Биллом Мюрреем в главной роли в 1993 году не добилась больших успехов в прокате, зато спустя несколько лет перешла в разряд культовых: ленту внесли в Национальный реестр фильмов США, а её название стало нарицательным для повторяющихся событий. Картина рассказывает о ведущем Филе Коннорсе, который приезжает в маленький пенсильванский городок на День сурка и застревает во времени — Коннорс не может выбраться из 2 февраля.
На театральной сцене «День сурка» наступил лишь в 2016 году. С тех пор мюзикл уже «переехал» из лондонского театра на Бродвей, заработал множество престижных наград и пятизвёздных рецензий. В популярной британской газете The Telegraph даже заметили, что «шоу производит такое же или, наверное, даже лучшее впечатление, чем фильм».
«Поющие под дождем» (1952)
В 1950-е ретро тоже существовало: модной эпохой были 1930-е, золотой век Голивуда. В начале десятилетия в американский прокат вышла целая серия фильмов о бурной эпохе или ее персонажах: «Всё о Еве» (1950), «Сансет бульвар» (1950), «Злые и красивые» (1952), «Босоногая графиня» (1954). MGM, главная американская фабрика мюзиклов, тоже не осталась в стороне. «Поющие под дождем», сборник всех величайших хитов студии, был специально придуман так, чтобы изящно впихнуть в него золотую коллекцию песен первого десятилетия звука в кино. Сюжет строится вокруг прихода новой технологии и ее драматического влияния на карьеры «немых» актеров («Артист» уже не кажется таким оригинальным?).
Съемки фильма были адскими: у Дебби Рейнолдс после танцев лопались кровяные сосуды на ногах, ее постоянно унижал Джин Келли, исполнитель главной мужской роли и хореограф ленты. Впрочем, Келли тоже было нелегко: заглавный номер он исполнял с температурой под 40, а после знаменитого танца под дождем схватил воспаление легких. Сегодня эта бодрая песенка о вечном счастье имеет, скорее, зловещие коннотации и запомнилась в несколько ином исполнении. Именно ее напевает Малькольм МакДауэлл во время сцены изнасилования в «Заводном апельсине» Кубрика.
«Чикаго» (2002)
«Чикаго» должны были снять еще в 1970-е. Продюсер Мартин Ричардс планировал экранизировать сценический мюзикл силами Боба Фосси, а на главные роли взять Голди Хоун, Лайзу Миннелли и Фрэнка Синатру. Из-за смерти Фосси проект завис до 1990-х, а в 1994-м экранизацией занялась Miramax. Сценарий перерабатывали семь раз, но от проекта отказывались и Милош Форман, и Херберт Росс, и Баз Лурман. Впрочем, все производственные сложности оправдались результатами: в Штатах мюзикл Роба Маршалла собрал около 170 миллионов, став самым прибыльным проектом Miramax. «Чикаго» взял три «Оскара» в главных номинациях (в том числе и как лучший фильм) и еще три — во второстепенных.
И это притом что «Чикаго» — сплошное надувательство. Во-первых, сюжет мюзикла строится на манипуляции общественным мнением: ловкий адвокат Флинн (Ричард Гир) спасает от электрического стула двух безусловно виновных женщин — Рокси, вдову механика (Рене Зеллвегер) и поп-диву Вэлму Келли (Кэтрин Зета-Джонс). Большая часть действия происходит в тюрьме и в суде. Во-вторых, режиссерская концепция изящно списана Маршаллом у Триера — тот тоже использовал музыкальные номера как внутренние монологи героев, вдруг начинающиеся с каких-то совершенно бытовых звуков. А зрелищностью фильм обязан не столько мастерству актеров, сколько цифровым иллюзиям (уличные сцены сняты с использованием CGI) и энергичному монтажу, избавившему актеров от необходимости исполнять сложные хореографические партии целиком.
«Чикаго».
Морин Даллас Уоткинс вела колонку скандальных новостей, которая вызывала невероятный ажиотаж. В 1926 журналистка написала по мотивам нескольких заметок пьесу «Чикаго», её то и положили в основу одноименного мюзикла. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года в театре «46 улица». Его авторы Джон Кандер, Фрэд Эбб и Боб Фосс сумели создать непревзойденную атмосферу, которая захватывает зрителей во многих странах. Постановка ставилась тысячи раз на лучших площадках, завоевав немало престижных наград. Знаменитые мюзиклы часто экранизируют, не стал исключением и «Чикаго»: фильм 2002 года получил «Золотой глобус» и 6 премий «Оскар».
5Кошки / Cats (1981)
Этот популярный мюзикл считался самым продолжительным на Бродвее, пока его рекорд не побил «Призрак оперы». Он основан на сборнике стихов для детей автора Т. Элиота. Сюжет рассказывает о том, что ежегодно на бал собираются сотни кошек. Каждая из них имеет свою историю, которую поведает зрителю со сцены театра.
«Иисус Христос — суперзвезда»
Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи.
Музыку для этого мюзикла написал Эндрю Ллойд Вебер. В отличие от традиционных постановок, в этой вся история рассказывается только с помощью песен. Также он стал оригинальным благодаря рок-музыке и современной лексике в текстах. Это и сделало постановку настоящим хитом.
Впервые рок-опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, главную роль в ней исполнил солист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. Через год оно было поставлено на Бродвее.
Сюжет
Повествование в ней идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованного учением Христа.
«Эвита»
Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, а через 20 лет решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль сыграла Мадонна.
Идея создания мюзикла появилась случайно — в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон — жене аргентинского диктатора Хуана Перона. История ее жизни заинтересовала поэта. Сюжет шоу повествует о том, как она приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Эта женщина помогала бедным, но при этом способствовала воцарению диктатуры в Аргентине.
1Моя прекрасная леди / My Fair Lady (1956)
Этот культовый мюзикл был впервые поставлен в 1956 году и с тех пор стал культовым. Неудивительно, ведь в его основе лежит знаменитая и резонансная пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», которая прославилась на весь мир. В центре сюжета два друга, которые заключили между собой пари. Одному из них нужно всего за полгода воспитать из цветочницы Элизы, выросшей в трущобах, настоящую леди.
Мюзикл Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris)
выделяется среди флагманов жанра тем, что имеет французское происхождение. Его создали Риккардо Коччанте и Люк Пламмонтон по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Дебют состоялся в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы. Он оказался весьма востребованным на сценах множества разных государств, как на гастролях, так и в постановках. Не стала исключением и наша страна, такую популярность в России не переживали даже самые знаменитые мюзиклы.
«Ла-Ла Ленд» (2016)
Мюзикл, побивший рекорд «Золотого глобуса» за всю историю премии (семь наград!), рассказывает историю любви талантливого джазового пианиста Себастьяна (Райан Гослинг) и юной актрисы Мии (Эмма Стоун). Девушка, мечтая стать большой актрисой, носится по прослушиваниям и делает кофе уже состоявшимся звездам; талантливый музыкант грезит о своем джаз-клубе и перебивается случайными заработками в барах. Постепенно к Мии и Себастьяну приходит успех, но вместе с ним возникает необходимость делать выбор между чувствами и карьерой. Побеждает в соответствии с духом времени забота о себе.
Идея оригинального мюзикла появилась у Шазелла в 2010-м, еще до «Одержимости», однако студии не хотели браться за рисковый проект (как вы, наверное, поняли из этого текста, все хиты музыкального жанра обычно сняты по мотивам уже имеющихся бродвейских шоу). Впрочем, все музыкальные номера «Ла Ла Ленда» так или иначе поставлены по мотивам старых хитов: Шазелл показывал актерам и съемочной группе «Поющих под дождем», «Шербурские зонтики» и «Цилиндр». Отказ от традиционного для классического мюзикла кордебалета и старательный непрофессионализм дуэта придает интимность и свежесть старым трюкам, хотя Гослинг и Стоун вообще-то сделали все что могли, дабы приблизиться к эталонам старой школы. Он брал уроки игры на фортепиано, чтобы играть наизусть все музыкальные партии без дублера, она — уроки танцев и степа. Но самый ударный номер этого фильма вовсе не музыкальный. В человеческую историю «Ла-Ла Ленд» превращает лицо Эммы Стоун: Шазелл дает ей главный монолог и постоянно снимает ее крупным планом — поющую, молчащую, грустящую.
«Шербурские зонтики» (1964)
Продавщица галантереи Женевьева (Катрин Денев) влюблена в автомеханика Ги. Но парня призывают на войну в Алжире, а девушка остается одна, да еще и в положении. Музыка Мишеля Леграна погружает зрителя в смутное томление, тому же способствует работа постановщика и оператора. «Зонтики» начинаются в сентиментальных галантерейных тонах (то есть буквально весь мир тут окрашен в нежное розово-голубое); по мере того как суровая реальность торжествует над романсом, кадр холодеет, до финала остывших чувств и белого безжизненного снега. В этом мюзикле вовсе нет диалогов. Все персонажи непрерывно поют. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» и сделал звездой молодую Денев. Кстати, «Зонтики» — один из любимых фильмов Дэмьена Шазелла. Именно им он вдохновлялся, придумывая «Ла-Ла Ленд».
Вечер трудного дня» (1964)
История из рубрики «Назад в будущее»: песня «A Hard Day’s Night» появилась уже после того, как был снят этот фильм с The Beatles, сыгравшими самих себя. Комедийная зарисовка Ричарда Лестера демонстрирует как будто обычный день из жизни группы, которая путешествует из родного Ливерпуля в столицу, чтобы выступить на ТВ. Далее мы наблюдаем типовую комедию положений: участники квартета пытаются не стать жертвами экзальтированных фанатов и попадают в разные нелепые ситуации. Автор сценария Алан Оуэн специально ездил в гастрольный тур вместе с The Beatles и был поражен, до какой степени группа стала заложником собственной популярности. Музыканты всегда были будто под арестом — то в лимузине, то в гостиничных номерах, то на студии.
Премьера картины состоялась 6 июля, а третий студийный альбом квартета вышел спустя четыре дня. Большинство песен были написаны специально для фильма, а обложка пластинки напрямую отсылала к ленте (портреты музыкантов были стилизованы под кадры кинопленки). Фильм не только стал оригинальным промо, но и сам по себе имел колоссальный коммерческий успех: снятый примерно за 540 тыс. долларов, он принес создателям около 13 миллионов, заняв второе место по кассовым сборам в Великобритании в 1964 году.
«Звуки музыки» (1965)
Этот культовый мюзикл был основан на одноименном романе французского писателя Виктора Гюго. Его премьера состоялась на парижской сцене в 1980 году. По мотивам мюзикла был также снят одноименный фильм. Всего мюзикл о судьбе Жана Вальжана представлен в 221 городе и 38 странах, а в англоязычном варианте признан самой долгоиграющей постановкой.