Вы должны понять, кем был гладиатор в Древнем Риме, если вы хотите понять

Персоны и события

Гладиаторы Древнего Рима различались на типы в зависимости от вида вооружения, доспехов и даже тактики ведения боя. Новые разновидности воинов арены привносили, взятые в плен бойцы с захваченных могущественным Римом земель. Об основных типах гладиаторов Вы узнаете из этой статьи.

Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.

Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.

  • ИсторияПервые гладиаторские боиПочему гладиаторские бои стали популярнымиПик популярностиНавмахии – морские сраженияЗапрет боёв
  • Первые гладиаторские бои
  • Почему гладиаторские бои стали популярными
  • Пик популярности
  • Навмахии – морские сражения
  • Запрет боёв
  • Сооружения – где проходили бои?Амфитеатр
  • Амфитеатр
  • Зрители
  • КультураКартиныВ музыке
  • Картины
  • В музыке
  • 5 лучших фильмов про гладиаторов

Ave, Caesar, morituri te salutant!

(Идущие на смерть приветствуют цезаря!)

Гладиаторы – это потрясающая легенда Древнего Рима, которая по своему романтическому ореолу успешно соперничает с историей Великих Цезарей. Действительно, во времена, когда храбрость ценилась превыше всего, а Дух воина имел такую же осязаемую форму как боевой кинжал, гладиаторы становились эталоном доблести и мужества. Этих бескомпромиссных бойцов тайком и в открытую любили самые прекрасные римские матроны и гетеры, всерьёз уважали даже самые беспощадные императоры, а лучшим воинам без устали поклонялась толпа. Более того, популярность некоторых гладиаторов заставляла правителей Рима сразу же после решающего боя предоставлять свободу самым удачливым и умелым мастерам копья, трезубца и меча.

Самый смелый император Луцций Аврелий Коммод лично любил биться на гладиаторской арене с лучшими бойцами, после чего зачастую гладиатор-победитель получал не только статус свободного гражданина Рима, но и щедрое вознаграждение. Около 800 смертельных боёв провёл этот коронованный любитель ярких ощущений в смертельной рукопашной схватке! А восстание Спартака до сих пор является знаковым историческим примером бесконечного свободолюбия и сурового бесстрашия римских гладиаторов.

Презрение к смерти, физическая сила, красота и доблесть – коктейль из этих поистине уникальных качеств гладиаторов создали бессмертный образ мужественного человека, способного постоять за себя в любых обстоятельствах. Недаром доспехи самых знаменитых гладиаторов выставлялись на общее обозрение в Храме богини Минервы, известной в Древней Греции как воинственная и прекрасная Афина Паллада. Со временем эта гладиаторская амуниция стала признанным символом удачливости, смелости, физической силы и духовной красоты. Сам Юлий Цезарь, при переходе реки Рубикон, обращаясь к своим воинам с призывной речью, символически облачился в гладиаторские доспехи.

Эквит

Эквиты – конные легковооружённые гладиаторы, имеющие право на один бросок копья на скаку, после чего эти ловкие бойцы продолжали бой в пешем строю. Эквиты часто украшали свои шлемы выгнутыми рогами архара, что придавала этим воинам грозный впечатляющий вид. Лёгкий кавалерийский щит и стандартный меч-гладиус дополняли снаряжение этих неутомимых рыцарей арены, которые постоянно устраивали между собой кровавые отчаянные поединки. Безусловная склонность к лидерству в бою и великолепная точность единственно возможного броска копья отличали эквитов от других всадников. Кроме того, эти гладиаторы предпочитали миловать поверженных соперников и зачастую противились воле опушенного вниз императорского большого пальца. Подобное непослушание могло стоить жизни победителю, но, как правило, толпа была на стороне такого великодушного милосердия и безудержным рёвом склоняла тирана к изменению своего приговора.

Данную информацию мы собирали и систематизировали для одной из своих коллекций.

Надеемся, что данная публикация была вам интересна и станет вдохновением для вашего творчества!

Хорошего настроения, сил, мужества и терпения!

Фракиец

Фракиец – это классический римский гладиатор, ставший со временем легендой гладиаторских боёв древности, символизирующей беспредельной мужество и отвагу. Украшенный гребнем из перьев грифона или острыми рогами массивный шлем, тяжёлый бронзовый щит и обоюдоострый фракийский кривой меч превращали этого воина в самое грозное оружие гладиаторской арены, которое отличалось небывалым по силе натиском на пеших и конных бойцов. Идеально заточенные рога на шлеме в случае потери меча зачастую играли роль холодного оружия в ближней схватке – оказавшись безоружным, гладиатор быстро сдёргивал с себя шлем и, пользуясь удобной конструкцией забрала, орудовал им как смертоносным кинжалом. Самые заслуженные фракийцы имели право включать в свою амуницию живописный посох, служивший впечатляющим украшением гордого воина во время гладиаторских парадов, предшествующих сражению.

Галл

Из названия следует, что эти гладиаторы олицетворяли собой галльских воинов. Были достаточно легко вооружены, не имели дополнительной защиты. Галл сражался копьем, и небольшим галльским щитом. Голову гладиатора закрывал шлем.

Сооружения – где проходили бои?

Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.

Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 году н. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).

Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.

Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций.

Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.

В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.

Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен.

Гопломах

Гопломахи – это тяжеловооружённые гладиаторы высшей ступени, в вооружение которых входил массивный легионерский щит «гоплон», короткий меч-гладиус или тяжёлый двузубый топор, мощный шлем, украшенный орлиными перьями или устрашающими рогами буйвола. Такие бойцы сражались в самых сложных схватках зачастую в одиночку против нескольких врагов. Могучий и бесстрашный гопломах считался элитой гладиаторского мира, который был способен разрубить человека или животное пополам с одного удара. Эти грозные воины отличались непревзойдённой стойкостью и упорством – известны случаи, когда смертельно раненый гопломах-победитель, не покидая боле боя, продолжительное время принимал поздравления толпы и похвалы Императора.

Навмахиарий – это гладиаторская элита, которая допускалась к участию в морских баталиях, ставших со временем любимым развлечением плебса и императоров Древнего Рима. Эти корабельные гладиаторы, облачённые в сверкающие шлемы с гребнями, были вооружены короткими мечами, абордажными крючьями и тяжёлыми копьями для смертоносных дальних бросков. Грандиозные побоища на воде сопровождались искусственными пожарами на триремах и квинквиремах – основных кораблях Древнего Рима, которые вынуждали навмахиариев заранее запасаться объёмными кувшинами с водой. Причём эти массивные кувшины зачастую также становились грозным оружием ближнего боя на корабельных палубах.

Велит

Велиты – это легковооружённые гладиаторы в устрашающих шлемах, которые сражались на арене с помощью облегчённых копий. Демонстрируя недюжинное мужество, ловкость и доблесть, эти смелые бойцы успешно противостояли гладиаторам в тяжёлом вооружении. Взвешенные решения, уверенный напор, умелая оборона и внезапный натиск обеспечивали велитам самые яркие победы на гладиаторских аренах. Кроме того, велиты отличались верностью и дружелюбием, насколько это было возможно в суровой среде мужественных и отважных бойцов. Хладнокровие и спокойствие этих бойцов в безнадежных и отчаянных ситуациях снискали велитам славу самых невозмутимых гладиаторов Древнего Рима, способных на действительно эффективные решения в ходе кровавых сражений на арене.

Основной соперник Мирмилона в гладиаторских поединках. Фракиец был вооружен кривым кинжалом – сико и прямоугольным выгнутым щитом. Из доспехов на нем были высокие стеганые обмотки на обеих ногах и на правой руке. Шлем фракийца украшали перья, олицетворявшие грифона – символ богини Немезиды. Что бы одержать победу Фракийцу нужно было вступить в агрессивный ближний бой, это было всегда очень зрелищно и конечно же приводило в дикий восторг публику.

Сагиттарий

Конные гладиаторы, вооруженные гибким луком превращали арены амфитеатров в настоящие побоища, которые вызывали неизменный восторг толпы, сенаторов и цезарей. Стремительные как молния, в совершенстве владеющие луком и стрелами сагиттарии выпускались в финале массовых гладиаторских боёв, разметая остатки бойцов и при этом сражаясь насмерть друг с другом. Бывали случаи, когда эти отчаянные смельчаки выпускали стрелы в императорскую ложу в надежде поразить ненавистного правителя, лишившего их свободы. Конечно же, эти попытки сразить тирана из-за специального расположения трибуны цезаря под острым углом к арене всегда оканчивались неудачей. Однако память об этих одиночных подвигах долгие годы питала гладиаторские чаяния и надежды, которые впоследствии вылились в знаменитое восстание Спартака.

Бестиарий

О бесстрашии бестиариев – гладиаторов, которые сначала были государственными преступниками, приговорёнными к смертной казни, а потом превратились в славных рыцарей арены, до сих пор ходят легенды. Более того, это название храброго бойца, вооружённого лёгкими дротиками, стало нарицательным словом, передающим высшую степень храбрости и мужества. Ещё бы – для того, чтобы выйти на бой с голодным львом, носорогом или тигром, которого предварительно «раздраконивали» до высшей степени ярости, требуется недюжинная смелость, порой граничащая с отчаянием. Среди бестиариев находились смельчаки, которые сражались против дикого зверя с одной деревянной палицей, а самые талантливые любимцы публики умудрялись голыми руками разрывать пасть льву или носорогу. Наглядным символом высшей доблести бестиария были доспехи, украшенные шкурой льва, собственноручно убитого гладиатором без оружия.

Легниарий

Гладиаторы легниарии в Древнем Риме имели особый статус – эти талантливые бойцы сражались исключительно ради великолепного зрелища, то есть не насмерть. Поэтому основное вооружение легниария – это палка, кнут или посох. Наряд этих гладиаторов вызывал неизменное восхищение у толпы, так тоже являлся частью практически театрализованного действа проходившего под звуки труб, трещоток и цимбал. Особые умельцы из числа легниариев вооружались металлическим бичом и выставлялись на смертельные поединки с лучшими бойцами и дикими животными. Один мощный и точный удар такого бича без труда мог сломать позвоночник льву или тигру. Выверенный расчёт, впечатляющая красота движений и способность сосредоточить всю силу в одном решающем ударе – главные признаки таланта легниария, которые со временем оттачивались до совершенства.

Секутор

В переводе преследователь. Гладиатор являлся основным соперником для Ретиария. Тяжеловооруженный воин был полной противоположностью бойца с сетью и трезубцем. Секутор был облечен в тяжелый шлем, левую ногу и правое предплечье гладиатора защищали металлические накладки. Он сражался традиционным мечом – гладиусом и большим прямоугольным щитом. Секутор во время схватки теснил и преследовал своего легкого и быстрого соперника.

Существует еще много разновидностей гладиаторов, менее известных, но не менее грозных. О них мы расскажем в наших следующих статьях.

Что Вы знаете о гладиаторах?

Ловкие и гибкие димахеры являлись самыми удачливыми гладиаторами Древнего Рима, демонстрировавшими на арене чудеса физической гибкости и фехтования. Вооружённые двумя лёгкими и острыми мечами эти бойцы, имеющие в качестве доспехов всего лишь выразительную маску, подобно молнии возникали то сзади, то спереди обескураженного противника, нанося большое количество колотых и режущих ран. Подобная тактика неизменно приносила успех – димахеры были способны противостоять самым мощным гладиаторам в тяжёлом вооружении, выматывая соперника собственной недосягаемостью. Естественно для такого натиска требовалась прекрасная физическая форма и недюжинный ум. Освобождённые по приказу императора димахеры – победители гладиаторских игр нередко становились прекрасными финансистами, актёрами и торговцами.

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart. org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

Провокатор

Эти гладиаторы не выходили на бой с другими бойцами. Обычно схватки устраивали только между Провокаторами. Их отличал закрытый шлем с отверстиями для глаз, как правила не имевший ни каких украшений. Оружием провокатора служил короткий меч – гладиус или длинный – спата, щит был средних размеров – прямоугольный. Из защиты только короткие поножи на левой ноге и закрывавшие правое предплечье наручни. Стиль боя Провокаторов заключался в обманных отступлениях, провоцирующих противника и неожиданных контратаках.

В переводе вооруженный воин. Доспехом и оружием олицетворял греческих бойцов. Эти гладиаторы носили шлемы с широкими полями и забралом для защиты лица. Гопломах был вооружен копьем и кинжалом — пугио, а так же небольшим круглым щитом – пармой, иногда вместо пармы использовался большой щит, наподобие щитов римских легионеров. Ноги гладиатора защищали плотные обмотки или поножи, на правую руку одевалась маника. Этот тип гладиаторов был достаточно распространен. Универсальное оружие и для дальнего и для ближнего боя делали его грозным противником.

Зрители

Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.

Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.

Венатор

Венаторы – это одни из самых загадочных гладиаторов, которые не просто сражались с дикими животными, а показывали настоящие цирковые шоу, засовывая голову в пасть льву, балансируя на спине разъярённого верблюда или жонглируя смертоносными кобрами и гадюками. По понятным причинам эти гладиаторы пользовались особой любовью у жителей Рима, ценящих превыше всего мужество, ловкость и интересные трюки. Лёгкое вооружение этих бойцов состояло, в основном из дротиков, которыми венаторы владели в совершенстве. Во время особо опасных сражений в ход шли эксклюзивные психологические способности венаторов, которые специально развивались этими бойцами. Известны случаи, когда венатор мог одним взглядом усмирить разъярённого леопарда или усыпить бдительность бешеного носорога. Некоторые из этих гладиаторов почитались римлянами за ведунов и шаманов, которые знают язык животных.

История

Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.

Первые гладиаторские бои

Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.

По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.

Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.

Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.

Историк Тит Ливий утверждал, что впервые жители Рима увидели их в 264 г. до н. Поводом послужила смерть известного политика из знатного рода Децим Юния Брут Пера, сыновья которого устроили бои для того, чтобы почтить память отца. Шестеро гладиаторов сошлись в смертельной схватке на Бычьем форуме (Forum Boarium).

Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.

Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.

Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.

Почему гладиаторские бои стали популярными

Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.

До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.

Возбужденные зрители выпускали пар на трибунах, а в обычной жизни становились более спокойными, и ими было проще управлять.

Пик популярности

Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.

О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.

Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.

Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.

Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.

Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.

Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.

Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком.

Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.

Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.

Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.

Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.

Чтобы прилюдно доказать смерть бойца, распорядитель касался тела раскаленным железом. После этого служители, изображавшие Харона или Меркурия, выносили останки с арены. Для этого была специальная дверь, ведущая в комнату для трупов — spoliarum. Там с тела снимали доспехи и забирали оружие.

Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.

Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.

Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.

Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).

46 год до н. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.

Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине  — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н.

Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.

Еще один великий римский император — Траян — устроил своему народу праздник продолжительностью в 123 дня. 10 тысяч гладиаторов убивали друг друга все это время, доводя публику до неистовства.

Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.

Запрет боёв

Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.

Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.

В 365 году н. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.

Император Гонорий в конце IV — начале V века н. закрыл школы, где обучались гладиаторы.

В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.

Скиссор

Скиссор – самый опасный одиночный гладиатор Древнего Рима, вооружённый классическим гладиусом и специальным заточенным щитом-ножницами, который наносил противнику обильно кровоточащие режущие раны. Скиссоры безупречно владели любым колющим и режущим оружием, и при этом отличались великолепной физической формой, позволяющей этим бойцам поражать своих соперников из любых положений. Лёгкий шлем с фигурным забралом дополнял снаряжение этого вездесущего воина, который мог справиться с несколькими тяжеловооруженными бойцами. Сикссоры смело выходили и против всадников — поражая пах лошади своим смертоносным щитом-ножницами, они по приказу императора добивали гладиусом всадника, который обычно был фатально повержен наземь в результате падения собственного коня.

Ретиарий

Боец с сетью и трезубцем. Левую руку гладиатора, в которой он держал сеть, защищали металлические накладки, доходившие до самой шеи. Ноги могли быть обернуты плотной стеганой тканью. Не смотря на такой выделяющийся образ, Ретиарий не были популярны среди римского народа. Легкое и не вполне боевое вооружение, а так же отсутствие щита часто заставляло этих гладиаторов отступать, а то и просто бежать от напора противников с мечами и копьями.

Мурмиллон

Одними из самых загадочных гладиаторов Древнего Рима были мурмиллоны – бойцы, вооружённые мечами-гладиусами и овальными щитами, которые в большинстве случаев выступали в паре против более грозного соперника. Выразительные шлемы, увенчанные великолепными гребнями в виде полосатых рыб, помогали этим бойцам в азарте смертельного боя находить друг друга, чтобы вовремя поддержать и защитить своего напарника. Загадка мурмиллонов состоит в том, что в случае гибели одного из двух бойцов, второй часто кончал жизнь самоубийством прямо на арене. Подобная верность объяснялась многими как демонстративное доказательство суровой мужской дружбы, а некоторые считали, что такой экстравагантный финал просто входит в программу зрелищного представления. Как бы там ни было, мурмиллоны представляли собой одно из самых мощных звеньев гладиаторских игр древности.

Мирмиллон или Мурмиллон

Гладиатор Мирмиллон или Мурмиллон

Очень распространенные гладиаторы на арене. Дрались традиционными гладиусами,  позже получили более грозное оружие длинный меч – спата. В распоряжении мирмиллона был большой ростовой щит – скутум. Голову гладиатора защищал шлем с гребнем в виде рыбы – мормир, отсюда по основной версии и пошло их название. Защищено было правое предплечье и левая голень Мирмиллона.

Димахер

Опаснейший боец на арене. Димахер был вооружен двумя кривыми саблями, которые назывались махайры, или так же двумя длинными кинжалами (сиками). Тело бойца защищала кольчуга, на голове гладиатор носил шлем. Название Димахер означает двумечник.

Гладиаторы, которые сражались с дикими хищниками. Такие бои очень любила публика, но сами Бестиарии особой популярностью не пользовались, в основном потому, что не успевали ее заслужить. Само название этих гладиаторов произошло от слова зверь и до сих пор используется в нашем языке, как «бестия». Изначально Бестиарии выходили на арену без всякой защиты, а порой и без оружия, поэтому их первый бой становился и последним. Часто травля зверьми на арене использовалась в качестве смертной казни. Позже гладиаторов стали специально готовить для боев с животными. Теперь у бестиария был шанс уйти живым с арены. У них появилась защита — поножи для ног и маника для рук, а так же щит. Из оружия бойцы с хищниками могли использовать копье — гасту или гладиус – традиционный меч гладиаторов.

Трезубец, кинжал и сеть – вот комплект вооружения ретиария – самого древнего по происхождению римского гладиатора. Ретиарии, как тип бойцов на арене, возникли на заре гладиаторских игр, но, благодаря высокой боевой эффективности вышеупомянутого оснащения, эти опытные воины сумели успешно противостоять на арене вооружённым до зубов фракийцам и секуторам. Позже ретиариям разрешалось надевать эффектный шлем и щитки, защищающие шею, однако сеть и трезубец оставались неотъемлемым атрибутом этих отчаянных бойцов. К слову, именно сеть спасала этих гладиаторов от гибели на арене – брошенная умелой рукой прочная ячеистая ловушка надолго выводила из строя противника в тяжёлом вооружении, который, отчаянно выпутываясь, представлял собой лёгкую мишень для тяжёлого трезубца.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

  • «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.
  • «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  • «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  • «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?

Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий