В чем сущность философии И. Канта

Персоны и события

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов

Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика

Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как «Метафизика нравов», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума» и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку

Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия — необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В «Критике чистого разума» конкретизируется такой вопрос: «Возможна ли метафизика как наука?». Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: «Как метафизика может стать подлинной наукой?» Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Человек — это высшая ценность

В «Критика практического разума» Кант говорит о нравственном законе, которым должен руководствоваться человек перед тем, как что-либо совершить. Кант считает, что для человека должны быть ценностью и окружающие его люди, и он сам. В этом Кант близок к классическим проповедям Христа, знакомым нам по Евангелию.

Продолжение истории после рекламы

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

Иммануил Кант

(1724-1804) — это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. — профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной «туманности». Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем «трансцендентального» («критического») идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта: • «Критика чистого разума» — 1781 год; • «Критика практического разума» — 1788 год; • «Критика способности суждения» — 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие «веры» (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином — он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Главные черты учения Канта, особенности «докритического» и «критического» периодов его философии. Ключевые положения теории познания в «Критике чистого разума». Важнейшие вопросы кантовской этики. Понятие нравственного долга и категорический императив.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теория познания И. Канта

Этическая концепция И. Канта

В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объяснить каково различие между ними

Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть основоположником немецкой классической философии. Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него — человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества — в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

— рассмотреть теорию познания И. Канта;

— охарактеризовать этическую концепцию И. Канта;

— рассмотреть два периода в философии И. Канта: «докритический» и «критический».

В своей теории познания И. Кант разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Осознав стиль научного мышления, в «Критике чистого разума» Кант сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать? » и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания. Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов».

Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.

Система Канта глубоко противоречива. Кант пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и иррациональное. «Я должен был, — писал Кант в Критике чистого разума», — ограничить область знания, чтобы дать место вере».

Одно из центральных понятий, без которого «Критику чистого разума» просто нельзя постигнуть, — понятие априорного. Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания.

Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека учение о рассудке. Рассудок — это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях.

Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону.

Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.

Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям. Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к политике.

Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти»

2 Этическая концепция И. Канта

Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать?

Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики. кант философия этика разум

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта. Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека.

Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к «внутренней механике» душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. В этом прежде всего и состоит объективно — долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию.

Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. признаются неоценимым вкладом в философию.

3 «Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта

«Докритический» период философии И. Канта — это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную немеханическую картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц — атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в основу его космогонической теории.

В первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом».

На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта «Дайте мне материю и движение, и я построю мир! », Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.

Стремление Канта создать философию, противостоящую «разрушительному скептицизму и неверию», которые процветали во Франции и робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури и натиска», привело Канта к наиболее характерному для него «критическому» периоду.

Специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования им трех «Критик» — «Критики чистого разума»(1781г. ), «Критики практического разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему).

Второй период творчества «Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй — этику, в третьей — эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей — это мир «вещей в себе», т. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

Философию ХIХ века, в частности немецкую философию, называют классической. В это время философия получила мощный импульс развития от немецкого идеализма Канта, Гегеля и Фихте. Кант выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества. В эстетике вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. она возвышается до изображения идеал.

Социально-политические воззрения Канта, как и вся его философия, пронизаны духом аристократической прусской реакции. Время от времени в них слышится трусливый голос немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не «благополучие» людей, а суровое и непреклонное «долженствование», осуществление абстрактной и формальной «справедливости». Кант — решительный враг революции и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость соблюдения в них крайней умеренности. Важнее всего для Канта дух беспрекословного подчинения властям предержащим, требование «повиноваться той власти, у которой имеется теперь сила». Власть, по Канту, имеет «только права и никаких обязанностей». В международных отношениях, по Канту, «вообще господствует не право, а только сила». Кант ратовал за «всемирное объединение народов», «всемирное гражданство», за ликвидацию национального суверенитета. В эволюции общественной жизни Кант считал основным содержанием этой эволюции моральное совершенствование людей.

Кант создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. До наших дней философы изучают работы Канта и открывают в них что-то новое и интересное для себя.

Алексеев П. , Панин А. Философия: Учебник. — 3-е изд. , перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009

Филсофия: Учебник/Под ред. Губина, Т. Сидориной. — 3-е изд. , перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2006

Размещено на Allbest

Он родился 22 апреля (знак зодиака — Телец) 1724 г. в Кенигсберге (Калининград), куда его дедушка эмигрировал из Шотландии. В то время это был очень космополитичный город. Родители Канта были набожными лютеранцами со скромным достатком.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.

В 1737 г. умерла его мать. Мальчик выделялся среди сверстников, особенно в изучении греческого и латинского языков. Уже в 13-летнем возрасте юноша проявлял признаки своей легендарной настойчивости; он был целеустремленным в своем обучении.

В 1740 г. , в 16 лет он поступает в Кенигсбергский университет. Здесь он познакомился с талантливыми профессорами, которые открыли перед молодым ученым, мир философской и научной мысли.

О скромной жизни великого ученого

В последующие 7 лет Иммануил не только углубил изучение математики, он также продолжил свое увлечение методологией различных наук. В 1746 г. умер его отец, и Кант понял, что не может закончить обучение, так как у него нет средств.

Он покидает родной город (в 1747 г. ) и начинает учить детей из богатых семей Юдшена (ныне поселок Веселовка). Молодой ученый также посвятил большую часть своего времени работе над своей диссертацией. В 1755 г. — получает степень приват-доцента.

Должность внештатного доцента, которую он занимал в течение следующих пятнадцати лет, не приносила прибыли. Ученый был вынужден жить на небольшие деньги, которые платили ему студенты. В конце концов он вынужден был подрабатывать помощником библиотекаря по несколько часов в неделю в библиотеке королевского замка.

Кант мог позволить себе лишь небольшую комнату со скромными условиями жизни. После чтения лекций по географии, минералогии, физике, педагогике, антропологии и философии он наслаждался чтением газет за чашкой кофе.

Иногда он отдыхал, играя в бильярд или в карты, изредка выпивал одну-две кружки пива с друзьями. Вечером Кант возвращался в свою комнату к своему столу, стулу, кровати и нескольким избранным книгам. Единственное, что украшало его стены, был портрет французского теоретика Ж. Руссо.

Метафизика — теоретическая наука

Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к «критике» разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  • Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  • Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Философские взгляды Канта

Начало философской деятельности Канта называют – докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения.

После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

Человек не способен познать мир

В «Критике чистого разума» Кант говорит, что «мыслить» и «познавать» — это не одно и то же. Человек обладает способностью мыслить и может вообразить все что угодно. Но познать он может только то, что доступно его опыту. Поэтому возможности познания человека ограничены.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий