Самый известный клоун в России и СССР. Синопсис

Персоны и события

Леонид Енгибаров (1935–1972)

Леонид Енгибаров. 1971 год. Фотография: Г. Багдасарян / ТАСС

Клоун-мим, создавший уникальный образ грустного шута, философа и поэта. Его репризы не столько заставляли смеяться, сколько размышлять.

Енгибаров окончил Государственное училище циркового искусства и еще студентом выбрал для себя образ коверного мастера пантомимы. Он был первым клоуном, создавшим на арене цирка поэтическую клоунаду. Его выступления поначалу не нравились публике, и коллеги даже советовали сменить амплуа. Но спустя три года Енгибаров стал звездой. Его поэтические репризы не только смешили, но несли глубокий философский смысл. Не произнося ни единого слова, этот клоун говорил со зрителями о любви и ненависти, одиночестве и уважении к человеку. В 1964 году к артисту пришла мировая слава. На Международном конкурсе клоунов в Праге 29-летний Енгибаров получил первую премию. Клоун-мим с успехом гастролировал по стране и за ее пределами, выступал с пантомимой на эстраде и снимался в кино. В 1971 году Енгибаров ушел из цирка, создал свой театр пантомимы и выпустил спектакль «Звездный дождь» — последнее что он успел сделать при жизни.

Джозеф Гримальди (1778-1837)

Великие клоуны. Джозеф Гримальди

Джозеф Гримальди английский актер считается отцом современной клоунады. Это один из самых известных клоунов Англии. Именно выступления Гримальди сделали  персонаж Клоуна, центральной фигурой британских арлекинад. Славу ему принесла постановка  «Сказоки матушки гусыни» в Королевском театре. Персонаж Гримальди — клоун по имени Джой (от англ. joy — радость) был, для того времени, современным клоуном. Он являлся центральным персонажем в номерах, выполнял визуальные трюки, неизменно вызывая смех зрителей.

Игра на сцене подорвала здоровье клоуна, фактически сделав его калекой. В 50 лет артист разорился и жил на пенсию и помощь от благотворительных спектаклей в его честь.

Вячеслав Полунин (1950)

Вячеслав Полунин. 2007 год. Фотография: М. Фомичев / ТАСС

Вячеслав Полунин — актер-мим, клоун, режиссер. Начал сочинять юмористические номера еще в детстве и, окончив школу в маленьком городе Новосиль, отправился в Ленинград, чтобы стать артистом. Высшее образование получил в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа.

В 1980-е годы Полунин создал театр «Лицедеи», номера и герои которого хорошо знакомы каждому из нас: легендарный «Асисяй!» (смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках с большим надувным телефоном), «Низя» и «Грустная канарейка». Вячеслав Полунин — один из основателей «Академии дураков», организатор «Мим-парада».

Зарубежная пресса назвала его лучшим клоуном мира. А его «Снежное шоу» признано театральной классикой ХХ века.

Слава Полунин

Великие клоуны. Слава Полунин

Вячеслав Полунин советский и российский клоун, создатель знаменитого театра «Лицедеи». Его номерам «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка» принесли ему огромный успех и любовь поблики. Сегодня «сНежное шоу» Полунина считается театральной классикой. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почётный житель Лондона». Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира». С 1988 года Полунин работает в основном за границей жил в Лондоне, сейчас живёт недалеко от Парижа.

https://youtube.com/watch?v=mksOt0S9HoU%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dtransparent%26enablejsapi%3D1

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР – «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

Михаил Румянцев (сценический псевдоним — Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).

Михаил Николаевич Румянцев родился 10 декабря 1901 года в Петербурге. В возрасте 20 лет начал работать в тверском цирке оформителем плакатов. Затем переехал в Москву, где в 1926 году поступил в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. В 1930 году с успехом окончил цирковую школу и начал работать в качестве циркового артиста. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа.

В 1935 году он пришел работать в ленинградский цирк, откуда его перевели в московский цирк. Именно в это время Михаил Сергеевич придумал себе псевдоним Карандаш и начал работу над своим образом. Обыкновенный черный костюм, – но мешковатый; обычные ботинки, – но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, – но с остроконечной тульей. Никакого накладного носа или алого рта до ушей. От Чаплина остались только небольшие усики, подчеркивающие мимические возможности лица. Карандаш – обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации.

Карандаш работал как клоун во многих цирковых жанрах: акробатика и гимнастика, дрессировка и т. Постоянным спутником и «опознавательным знаком» Карандаша стал шотландский терьер Клякса.

Одной из основных красок творческой палитры Карандаша стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.

Михаил Сергеевич Румянцев проработал в цирке 55 лет, в его помощниках начинали свою карьеру такие артисты как Юрий  Никулин и Михаил Шуйдин.

Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.

Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области. Окончил Государственное училище циркового искусства в 1950 году. В 1951 году дебютировал на цирковой арене в качестве клоуна, до этого работал эквилибристом.

Известен широкой публике по образу «Солнечного клоуна».

Его выступлениям было свойственно смешение жанров: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада – все это включалось в номера Олега Константиновича.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка («Сон на проволоке», «Луч» и др.

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970).

Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания 10-го класса школы в 1939 году Юрия Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939 – 1940) и Великой Отечественной (1941 – 1945). В 1946 году Никулин демобилизовался.

После безуспешных попыток поступить во ВГИК (Всесоюзный Государственный институт кинематографии) и ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) Никулин поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша в Московском Государственном Цирке. Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша Михаилом Шуйдиным. Дуэт Никулин‑Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом.

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно».

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли.

После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Впервые в Москве», «Невский простор», «Бульвар нашего детства», «Сладкая. ! Любовь. «, «Ярмарка чудес» и другие.

Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа 1997 года.

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. В 1959 году окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады. Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые развлекали зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

С первых выступлений Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа «думающего клоуна».

Юрий Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».

В 1964 году к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию – кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста.

Конец 1960-х годов считается самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, выступал с «Вечерами пантомимы» на эстраде, снимался в кино.

В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк и создал эстрадный театр пантомимы, с которым выпустил в свет спектакль «Звездный дождь».

25 июля 1972 года Леонид Енгибаров скоропостижно скончался.

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в Москве. С детства мечтал стать клоуном. Семь лет подряд пытался поступить в цирковое училище, но ему настойчиво говорили, что таланта у него нет.

В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище № 3, а по вечерам начал заниматься в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь».

Первое выступление Юрия Куклачева состоялось в 1967 году в рамках Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, где он был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты, пригласили учиться в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

В 1971 году Юрий Куклачев окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Позднее – Государственный институт театрального искусства по специальности «театральный критик».

С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом «Союзгосцирка». В феврале 1976 года он впервые появился на арене цирка с номером, в котором выступала домашняя кошка. Слух об этом событии мгновенно распространился по Москве, ведь кошка считалась животным, не поддающимся дрессировке, и ее появление на арене цирка было сенсацией.

Созданные артистом программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» покорили зрителей и в России и за рубежом. Куклачев побывал с гастролями во многих странах мира.

В 1990 году Куклачев открыл первый в мире частный Театр кошек («Кэт Хауз»). В 1991 – 1993 годы при театре на общественных началах существовала школа клоунов.

В 2001 году за создание этого театра его руководителю Юрию Куклачеву присвоен орден «Надежды наций» и звание «Академика естественных наук».

В 2005 году «Театр кошек Куклачева» получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы.

Гастроли театра Юрия Куклачева проходят в самых разных уголках мира. Огромным успехом театр пользуется в Японии, США, Канаде, Финляндии и Китае. Театр удостоен множества международных наград, в том числе получил золотой кубок и звание «самого оригинального театра в мире» во время гастролей в Париже.

В 1977 году Юрий Дмитриевич Куклачев был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1979 году за постановку спектакля «Цирк в моем багаже» и исполнение в нем главной роли – звания «Народный артист РСФСР».

Куклачев – кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: «Золотая корона» в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, «Золотой Оскар» в Японии (1981), приз «Серебряный клоун» в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников – «Уроки доброты». А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) – клоун, дрессировщик. Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские – были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе «Беспокойные сердца». В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием «Ой-ой-ой!». Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле «Бумбараш» (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле «Самый радостный день» по мотивам рассказа Антона Чехова «Каштанка» он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский – основатель семейного цирка «Май», в котором сегодня выступает вся его семья – жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис – сценический псевдоним Бобо, дочь Елена – Лулу, внучка Наташа – Нюся.

Во всех программах цирка «Май» всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Солнечный клоун — Олег Попов (1930–2016)

Солнечный клоун (Олег Попов). 1977 год. Фотография: В. Ун Да-син / ТАСС

Выпускник училища циркового искусства дебютировал на арене в 1951 году. Олег Попов владел несколькими жанрами, которые использовал в своих выступлениях: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада. Солнечный клоун находил смешное и трогательное в окружающей жизни. В конце 1980-х Олег Попов уехал из России. Жил в Германии под Нюрнбергом.

Филатовы

Татьяна и Леонид Филатовы. 1982 год. Фотография: В. Яцина / ТАСС

Династия ведет свой отсчет с 1836 года, когда губернатором Нижнего Новгорода было выдано разрешение для работы на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии — Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) — дрессировщик хищных животных и основатель системы зооцирков в СССР.

В семье Ивана Филатова и его жены Таисии (гротеск-наездницы) было 13 детей, но только двое из них — Мария (1904–1975) и Валентин (1920–1979) работали в цирке. Мировую известность Валентину принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный в 1949 году. По стопам своего отца и деда пошли дочери Валентина Ивановича — Людмила и Татьяна.

Вместе с мужьями они сделали ряд таких программ, как «Цирк зверей», «Леопарды и лошади», «Индийский слон», «Акробатический этюд с шимпанзе». А «Иллюзия с дрессированными животными» — это уже программа Юлии Филатовой, внучки Валентина Ивановича. В 2001 году Юлия вместе с мужем Андреем Клыковым образовали собственный «Цирк зверей» имени В. Филатова.

Самые знаменитые клоуны

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов.

Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе.

Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров — он и канатоходец, и жонглер и силам. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал.

Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар.

Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм.

Настоящее имя этого швейцарца — Шарль Адриен Веттах. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию.

К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок.

Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке.

Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.

Карандаш был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты.

Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен.

Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ.

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г. Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад.

Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм.

Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа — грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители.

В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы.

Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли.

В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года.

Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека.

Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ.

Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и с потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны.

За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона.

Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы — акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику.

Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе.

Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло.

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы.

В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски.

С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне.

Полунин является почетным жителем Лондона.

Работая в Канзас-Сити на киностудии, Эммет впервые создал серию как бы «оживающих рисунков», где появился силуэт будущего клоунского персонажа. Это был меланхоличный, одинокий бродяжка.

Он никогда не был счастлив, но и никогда не терял присутствия духа, готовый начать все с нуля.

Именно над этим персонажем Эммет Келли работал многие годы, уточняя детали костюма, грима и оттачивая его пластику, сценки.

Футтит блистательно разыгрывал смешные сценки, сыпал остротами, танцевал, стоя на лопате, акробатничал, развлекая публику. Изредка, по ходу клоунады, он призывал к поддержке Августа.

Парижанам нравилась эта особая, нездешняя повадка смешить. Исследователи циркового комизма называют эту манеру английской. И это не лишено смысла. Ведь клоунские маски пришли на арены всего мира из Англии. К слову вымолвить, и ныне в больших и маленьких европейских цирках клоуны по большей части англичане.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Юрий Куклачев (1949)

Юрий Куклачев. 2014 год. Фотография: Е. Пальм / ТАСС

Руководитель и основатель Театра кошек.

Главный кошатник страны с детства мечтал стать клоуном. В течение семи лет пытался поступить в цирковое училище, но его не брали из-за отсутствия таланта. Куклачев поступил в ПТУ, а по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь». Его цирковой дебют состоялся в 1967 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Здесь на него наконец обратили внимание цирковые педагоги и пригласили учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

С кошкой на арене Куклачев впервые появился в 1976 году. Выступление произвело сенсацию, поскольку считалось, что кошки не поддаются дрессуре. Дальше — больше, его программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» шли на ура и в России, и за рубежом. В 1990 году Куклачев открыл первый в мире Театр кошек. Гастроли театра проходят по всему миру, он удостоен самых разных наград и званий. Больше всего театр Куклачева любят во Франции: именно в Париже ему вручили золотой кубок и назвали «самым оригинальным театром в мире».

Сегодня в Театре кошек работает и сын Юрия Куклачева — Дмитрий (1975). Выпускник циркового училища, он в 1991 году получил приз «Золотая кошка» в Англии. А теперь ставит большие сольные спектакли с участием 70 пушистых артистов. Так род Куклачевых тоже стал цирковой династией.

Клоун-мим Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун», писатель. Несмотря на короткую жизнь (актер скончался в 37 лет) Енгибаров успел оставить яркий след в искусстве. В 1964 году на Международном фестивале в Праге он был признан лучшим клоуном мира. Актер объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Номера Енгибарова были смесью пантомимы и поэтической клоунады.

https://youtube.com/watch?v=xC3EIpadXao%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dtransparent%26enablejsapi%3D1

Марсель Марсо

Великие клоуны. Марсель Марсо

Французский актёр-мим, создатель парижской школы мимов. В 1947 году Марсо создал сценический образ клоуна Бипа — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе. Этот образ принес ему всемирную известность. Марсо награждён орденом Почётного легиона — высшей государственной наградой Франции. В 2002 году стал послом доброй воли ООН. Умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни.

Именно под влиянием репризы актера «Идущий против ветра» Майкл Джексон придумал свою знаменитую «лунную походку».

https://youtube.com/watch?v=e6On10BXpYQ%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dtransparent%26enablejsapi%3D1

Георг Шпильнер

Немецкий актер Георг Шпильнер известен миру под псевдонимом Нук. Интересно, что Шпильнер начал свою трудовую карьеру зубным врачом. Но со временем бросил эту профессию и стал музыкальным клоуном. «Фишкой» артиста стал его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. В 60-х годах о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Долгие годы на сцену вместе с Георгом выходила и его супруга, игравшая на пианино. Георг Шпильнер признан одним из наиболее известных клоунов XX столетия.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий