Кто-нибудь знает, что такое боевое искусство кали, а также название филиппинского стиля бокса (панантукан)?

Мир вокруг нас
Содержание
  1. Пекити тирсия кали
  2. Мастер-класс по ножевому бою для отряда спецназа «Витязь». Ведущий — Сергей Соловьев
  3. Арнис — работа палками
  4. В Кали рукопашный бой. стоит на последнем месте
  5. Тренировки по филиппинскому боксу в Москве
  6. Есть ли филиппинский бокс. на Филиппинах?
  7. Федерации (ассоциации и организации)
  8. Кали — смертоносная система боя с холодным оружием
  9. История кали
  10. Филиппинское боевое искусство рукопашного и ножевого боя
  11. Обзор филиппинских боевых искусств
  12. Арнис и его характеристика
  13. Думог и его характеристика
  14. Кали и его характеристика
  15. Панантукан и его характеристика
  16. Кино мутай и его характеристика
  17. Сикаран и его характеристика
  18. Книги для обучения
  19. Соревнования
  20. Для чего был создан стиль панантукан?
  21. Происхождение стиля панантукан
  22. Восстание Моро
  23. Техника ведения боя
  24. Классификация стилей
  25. Филиппинский ножевой бой. 4-я конвенция пекити тирсия кали стран Азии и Тихоокеанского региона, март 2014
  26. Эксклюзивное интервью Сергея Соловьева для канала Правда

Пекити тирсия кали

Школа пекити тирсия кали происходит из провинции Панай и Негрос Филиппин и является одной из немногих аутентичных боевых искусств, существующих на сегодняшний день. Это семейная школа, созданная и улучшенная семьей Торталь, история которой прослеживается с тех времен, когда носить и использовать холодное оружие было обычным и обязательным навыком для каждого мужчины.

Пекити тирсия кали – это система ближнего боя против нескольких противников, базирующаяся на использовании клинкового оружия. Некоторые считают, что гинунтинг – любимое оружие в пекити тирсия, также происходит из провинции Негрос.

Название «пекити тирсия» дословно переводится как «подойти близко и порезать на кусочки». В пекити работают со всеми видами традиционного филиппинского оружия. Движения основаны на принципе треугольника – перемещения, удары и приемы рукопашного боя.

Тем временем, возвращаемся в Беркли, где гуру Вейд терпеливо показывает правильные движения недалекому студенту, который недопонял чего-то в работе ног. Вместе с остальными калисто они долго и монотонно повторяют движения до тех пор, пока студент не поймет и не станет двигаться правильно. Тогда Вейд кричит «Вот оно!» и срывается с места в направлении другой группы.

«Диагональная атака превосходна!» – декламирует Тим Вейд, пока следит взглядом за спаррингом другой группы. Диагональная атака, как говорит гуру Вейд, способна разрушить любой горизонтальный или вертикальный удар или такой же диагональный удар.

Упражнения, которые дает Тим Вейд на своих семинарах, вооружают студентов чистыми и простыми навыками, пониманием сути боя и базовыми техниками работы по правилами боевого искусства пекити тирсия. Он дает понять что ты должен тренировать и как.

Даже тем, кто работает безошибочно, гуру Вейд не дает забыть, что техники нуждаются не только в простом повторении, но отработке в динамике и условиях, близких к реальному бою.

Семинары гуру Вейда обычно опираются на установку, что противник вооружен, сильнее физически и лучше подготовлен. Это нормально. Для пекити тирсия лучшая защита – это нападение – простые и эффективные тактики созданы для немедленного прекращения схватки.

Помните, вы не хотите, чтобы вас ударили никаким оружием и защита себя должна быть вашей первоочередной задачей. Двигайся влево. Выбирай дистанцию и время! Работай ногами быстро! Входи! Бей! Атакуй!

Это боевое искусство вооруженного против вооруженного. Удар по кисти руки или предплечью, удар в болевую точку, перерезать сухожилия, сломать кости – это то, что позволяет контролировать оружие противника. «Ты должен быть способен контролировать свое оружие! Не дай им отнять его у тебя!» – кричит гуру Вейд. От своих учеников он требует, чтобы они были способны бить очень точно и быстро.

Семинар начинается с повторения базовых движений и проверки правильности механики и углов. Изюминкой пекити является то, что техники взаимозаменяемы – техника рукопашного боя и работы с ножом одинаковая. Техника работы ножом легко адаптируется для рукопашного боя.

Позже гуру Вейд показал, как в пекити тирсия работают против противника с пистолетом в ближнем бою, когда дистанция настолько коротка, что не позволяет противнику выстрелить с самого начала. Ничего не меняется. Перехватил. Блокировал, ударил! Доминируйте в бою.

Он демонстрирует приемы с одной палкой, но потом, когда он переходит к двойным палкам, не оставляется никаких сомнений, что гуру Вейд может бить очень жестко, очень быстро и очень точно. Ни один новичок боевых искусств не будет больше смотреть на ротанговые палки столь снисходительно. В равной степени производит впечатление его работа настоящим гинутингом, парой ножей Спайдерко и эспада и дага. Тренировка с реальным оружием – лучший способ проверить правильность своей техники.

Квинтэссенцией семинара можно назвать слова Тима Вейда, которые он повторил тысячу раз за эти два дня как своеобразную гарантию от пекити тирсия. Никто не сможет выбить нож из вашей руки. Единственный способ, когда вы можете остаться без ножа — если решите оставить его вонзенным в тело врага. В конце концов, пекити тирсия  — это совершенная система боя с оружием.

Мастер-класс по ножевому бою для отряда спецназа «Витязь». Ведущий — Сергей Соловьев

Филиппинская техника ножевого боя как нельзя кстати пришлась российскому военному подразделению специального назначения. «Витязи» оценили практичность и эффективность приемов. Особенно отметили экономичные движения, простоту освоения при широком спектре техник.

Арнис — работа палками

Вообще филиппинцы просто влюблены в Арнис и в работу палками из ротанговой пальмы (бастонами). Самое большое число людей на Филиппинах занимается именно Арнис и для них это национальный вид спорта — их гордость! Там «машут» палками и дети детсадовского возраста, и женщины, и старики. На уроках физкультуры во всех учебных заведениях, тоже занимаются Арнис. Все школы Арнис и Эскримы на Филиппинах, уделяют работе с палками до 80% всех отрабатываемых техник. А если это чисто спортивный Арнис, то и все 100%.

В более традиционных школах Арнис, ножевому бою уделяют около 10-15% от времени занятий и рукопашке процентов 5, все остальное время — работа с бастонами (например, внутри такой крупной организации, как Модерн Арнис, есть школы как спортивные так и традиционные).

В Кали рукопашный бой. стоит на последнем месте

Во всех школах Арнис — Эскрима, рукопашный бой называется «Мано Мано»(«рука к руке») и как отдельная дисциплина он не изучается. В школах Кали на Филиппинах (например, таких как Бахад Зубу Кали, Пекити-Тирсиа Кали,Илюстрисимо Кали), на первом месте стоит работа холодным оружием, на втором – палками и опять же, на последнем – рукопашный бой (Пангамут — Думог, «удары — захваты»). Армейские инструктора по Кали (до недавнего времени, в армии изучали Пекити-Тирсиа Кали), дабы подтянуть свой уровень рукопашки ездят учиться: Пенчак-Силат в Индонезию, тайскому боксу в Таиланд и панантукан в США (в Академию Джит Кун До Дэна Иносанто).

Тренировки по филиппинскому боксу в Москве

Дата последнего обновления: 16-03-2016

Есть ли филиппинский бокс. на Филиппинах?

Теперь я хочу из США, «переместиться» на самый большой архипелаг. Многим будет интересно знать — а есть ли «филиппинский бокс» на самих Филиппинах? Я спрашивал о нем на трёх островах Филиппин: Негросе, Палаване, Лусоне. Спрашивал, как и у разных Гуро Филиппинских боевых искусств (Кали, Арнис, Эскрима), так и у простых филиппинцев. Ответы были почти одинаковы у всех — » бокс это здорово, а Пакмэн (так на Филиппинах зовут знаменитого боксера Мэнни Пакьяо) самый лучший и они им очень гордятся.

Дело в том, что термин «панантукан» в переводе с некоторых диалектов Тагалока, звучит как «кулачный бой»! Дэн Иносанто и Лукай Лукай, называя так своё детище, выразили дань филиппинской боевой традиции. Интересно, что первоначально их новый стиль был назван «Сантукан» (так на некоторых островах Центральных Филиппин, называют рукопашный бой). Но потом решили, что слово «Сантукан», слишком ассоциируется с Японской школой карате — Сётокан и в результате поисков подходящего термина выбрали — Панантукан).

Что касается безоружных техник на самих Филиппинах, смею вас заверить — в «чистом виде» их там просто нет! Хотя есть и исключение — всё тот же остров Минданао с Моро Моро и индонезийской боевой традицией (кто не знает — там более сорока лет идет война за отделение от Филиппин и присоединения к Индонезии). Все боевики Абу Сайяф (Исламской армии освобождения Минданао — «Аль-Харакат аль-Ислами») изучают Силат, а их военные инструктора — все индонезийцы ).

Федерации (ассоциации и организации)

В 1996 году Лео Гайе-младший, верховный гроссмейстер и хранитель системы Пекити-тирсия Кали, основал организацию «Pekiti Tirsia Europe» в качестве своего официального европейского представительства и европейского штаба Pekiti Tirsia. Организация предоставляет собой объединение европейских тренировочных групп и клубов. Она контролирует качество подготовки инструкторов, следит за соблюдением базовых ценностей оригинальной системы.

В конце весны 1993 г. на территории Америки произошло создание Всемирного совета гранд-мастеров боевых искусств. В рамках этой организации филиппинские мастера обмениваются опытом с представителями других единоборств со всего мира.

2005-м годом датируется создание Альянса филиппинских единоборств.

Год основания организации «Арнис Эскрима Кали» – 2004-й. Эта федерация занимается развитием сразу множества филиппинских стилей: традиционных, современные спортивных и прикладных, палочного и ножевого видов боя. Она действует на территории РФ в нескольких городах, среди которых Москва, Тверь, Пермь и др.

Кали — смертоносная система боя с холодным оружием

На протяжении своей жизни я изучал разные стили ножевого боя в разных странах. Могу сказать, что кали – самая смертоносная система боя с холодным оружием в мире! Ее изучают и применяют во всех «горячих точках» планеты. Настоящие инструктора и мастера Кали, ценятся на вес золота.

Мне посчастливилось изучать эту систему у профессионалов, которые проверяли её эффективность в джунглях Южных Филиппин — острова Минданао, колыбели Кали. Там идёт партизанская война, а главное оружие сепаратистов – это боло (местный аналог мачете ). Нет, у них достаточно и огнестрельного оружия, но для «Моро» (филиппинское название мусульман, живущих на южных островах — ближе к Индонезии ) важно убить неверного, именно холодным оружием. Причиной тому, пережитки местных языческих верований — «если убить врага ножом в поединке, а его кровь коснется земли — за это потом, попадешь в рай». Вот благодаря этому, там так часто идут в ход ножи и мачете. Даже дети там ходят с боло!

Будучи на другом южном острове Негрос, я со своими учениками, был свидетелем — как филигранно работает острым как бритва боло, парнишка лет 15-и!

История кали

Кали – древнее боевое искусство родом из Филиппин. Оно использует как режущее, так и ударное оружие. Режущее оружие включает в себя копье, меч-боло, нож, тогда как ударное оружие включает закаленные при помощи огня ротанговые палки и палки из твердых пород деревьев. В кали так же есть система рукопашного боя, которая включает нанесение всевозможных ударов руками, ногами, локтями и прочими частями тела.

В довершение всего пекити тирсия использует множество вариантов и комбинаций оружия, а также все, что в бою может сойти за оружие. Кусок арматуры, стальная труба, бита или просто палка может покалечить или даже убить так же легко, как меч-боло или мачете. Нужно всего лишь приложить чуть большее усилие.

Первое упоминание о смертельном искусстве кали отсылает нас к Фердинанду Магелану  и эпохе завоевания Филиппин Испанией (1521 год). Вооруженные исключительно примитивными мечами, копьями и палками вождь Дату Лапу-Лапу и его свирепые воины одержали победу над испанцами, экипированными копьями из лучшей испанской стали, убили Магеллана  и, в конце концов,  выгнали из страны защищенных железными панцирями воинов.

В 1570 Филиппины окончательно пали под тактикой испанцев «разделяй и властвуй» —  настраивании племен одних островов против других и провоцировании и поддерживании гражданской войны на островах. Однако  в течение всей оккупации испанцы с опаской и осторожностью относились к филиппинскому оружию, т. смертельное искусство кали помогало одерживать множество локальных побед в бесконечных восстаниях против завоевателей. В итоге испанцы запретили филиппинцам практиковать кали и вообще носить какое-либо оружие.

Однако филиппинцы смогли сохранить свои боевые искусства, практикуя их в секрете только в семейных кланах и сплоченных, связанных тесными узами коммунах и деревнях (Barangay). Народные танцы также сохранили быстрые движения по треугольнику из классической работы ног кали. Забавно, что филиппинцы танцевали свои ритуальные танцы или театрализованные битвы моро-моро, состоящие из боевых движений запрещенного боевого искусства, на праздниках для удовольствия и развлечения своих испанских повелителей.

В разных частях Филиппин традиционное филиппинское боевое искусство менялось под влиянием испанской культуры. Так появились боевые искусства эскрима (Escrima) и арнис де мано (Arnis de Mano). Термин эскрима происходит от испанского слова escrime или escrima, что означает фехтование мечом. Также есть мнение, что оно образовано от skirmish – стычка, схватка.

По одной из версий арнис происходит от слова arnes – декоративных доспехов, использующейся актерами в танцах и представлениях моро-моро, в моменты, когда они изображали испанских солдат в обмундировании средневекового рыцаря. «De mano» просто обозначает «для рук». Так что арнис де мано дословно можно перевести как доспехи для рук. Со времен испанской оккупации арнис, эскрима и кали – три термина, которые обычно используют, когда говорят о филиппинских боевых искусствах.

Филиппинское боевое искусство рукопашного и ножевого боя

Пекити-тирсия кали – это филиппинское боевое искусство, система боя с оружием. Это одна из самых старых филиппинских единоборств – в 1997 году она отметила своё 100-летие. Возглавляет пекити-тирсия Грандтухон Leo Tortal Gaje, младший.

Занимающиеся боевым искусством кали изучают ножевой бой, работу палкой, двойным оружием (палка — палка или палка — нож), рукопашный бой и приемы борьбы. Благодаря такому широкому спектру обучения пекити тирсия наиболее эффективно готовит человека к самообороне. Большим плюсом является то, что вся эта многообразная работа строится на единой двигательной базе — это экономит время обучения и позволяет глубже понимать законы боя.

Работа оружием, особенно ножевой бой, предъявляет особые требования как к технике работы, так и к отношению занимающихся к тренировкам, к уровню внимания и ответственности. Ведь если в схватке невооруженных противников (или вооруженных, например, палками) можно пропустить удар и продолжить бой, то в случае с клинковым оружием такого шанса практически нет – большинство пропущенных ударов обернется достаточно тяжелыми ранами. Поэтому, если человек овладел навыками работы против клинкового оружия, то с более «простыми» ситуациями, например, бой пустыми руками, он справится наверняка.

Филиппинские единоборства широко распространены по всему миру. Их преимущество называют быстроту освоение, многофункциональность, прикладную направленность. Они как хороший инструмент — простой, надежный и полезный. Боевое искусство пекити-тирсия кали неоднократно доказывало свою эффективность в реальной обстановке, поэтому официально принята на вооружение подразделениями морской пехоты, силами специального назначения армии и полиции Филиппин, а также используется в некоторых спецподразделениях США и Европы.

Обзор филиппинских боевых искусств

Филиппинское общество гордится многовековой историей воинских искусств, считая их центральным элементом своей культуры. Практикуя и сохраняя боевые искусства, жителям Филиппинского архипелага удалось удержать его от полного завоевания иностранными державами. Стили единоборств, созданных и развивающихся на филиппинских землях, исчисляются сотнями. У них много имен, но основа лежит в двух стилях: арнисе (эскриме) и кале.

Арнис и его характеристика

Испанцы, которые активно развивают это направление, дали арнису другое название, более узнаваемое во всем мире – эскрима. Суть стиля – ведение боя с использованием палки.

Древняя легенда гласит о священности тростника, который использовали для тренировок и поединков. Из-за этого бойцы могли атаковать только руки противников: кисти, предплечья, плечи – не дотрагиваясь до тростниковой палки. Получив удар по руке, противник бросал оружие. Это, по мнению людей, был слишком болезненный и травмоопасный метод. Из-за него арнис потерял множество сторонников, которые предпочли заниматься японскими направлениями: дзюдо и карате. Но современный арнис до сих пор сохраняет принцип нанесения ударов по руке противника, как эффективный в настоящем бою. Программа обучения арнису включает следующие разделы:

  • самозащиту без оружия (удар и блок наносятся пустой рукой);
  • технику эспада-дага (проведение поединка с использованием кинжала и меча);
  • синавали;
  • тапи-тапи (блок наносится палкой о палку);
  • формы, выполняемые одним человеком без оружия;
  • формы, выполняемые одним человеком с оружием.

На тренировках ученики работают разными способами: применяя одиночную палку или две палки сразу (соло или дабл бастон); учась защищаться от противника с ножом (бара); овладевая техникой палки/меча (эспада) или кинжала (дага); проводя ножевые бои (дага са дага) и невооруженные (мано-мано).

Думог и его характеристика

Техника «Думог» состоит из ударов, захватов и бросков. На нее повлияли два иностранных вида единоборств: джиу-джитсу и дзюдо. Основа думог – воздействие на контрольные точки, расположенные в разных местах человеческого тела. Через них практикующий выводит врага из равновесного состояния.

Стиль предлагает последователям пользоваться при самозащите подручными предметами: стульями, столами и т. Он учит понимать, как выгодно использовать окружающую обстановку (например, неровные или, наоборот, скользкие поверхности). Цель их применения – либо обездвижить врага, либо сделать ему больно от столкновения с предметами среды.

Кали и его характеристика

Кали – это самая опасная филиппинская боевая система. Стиль базируется на владении холодным оружием разных видов. Кали возник еще до того, как испанцы начали завоевание Филиппин.

1610-й стал годом пришествия испанского народа на Филиппинские острова. В тот же год завоеватели встретились с искусством кали – древней формой, прародителем современного арниса. Кали появился гораздо раньше всех остальных филиппинских стилей. Между кали и арнисом есть значимое отличие: кали учит насильственным действиям, а арнис предполагает выполнение только защитных действий, не нанося ущерб и не прибегая к насилию. Главной целью арниса выступает разоружение врага, в то время как кали наносит максимальный вред противнику или даже убивает его.

Панантукан и его характеристика

Второй вариант названия панантукана – сунтукан. Оба наименования обозначают боксерское направление в филиппинских единоборствах. Ударные части тела – рука, локоть, голова, колено, стопа. Вся работа ногами ведется на нижнем (максимум – среднем) уровне, то есть цели ударов ограничиваются ногами и пахом соперника.

Спорт – неподходящее название для этого боевого искусства. Ему лучше подходит описание «уличный бой». Метод ведения боя в панантукан не обеспечивает безопасность бойца на ринге, его трудно подвести под правила поединков.

Предпочтение в ударной технике отдается таким целям: глазам, вискам, крупным мышцам, ребрам, носу, затылку, челюсти, паху, позвоночнику – то есть все тем частям тела, прямые сильные удары по которым запрещены на любых соревнованиях.

Кино мутай и его характеристика

Этот стиль известен своими жестокими нетрадиционными тактиками: укусами, выдавливанием глазных яблок и т.

Некоторые склонны считать его обычной грязной уличной борьбой. Однако эта школа дает знания, способные помочь эффективно справиться с более крупными и сильными противниками.

Школы, практикующие кали и арнис, иногда включают техники данного стиля в качестве одного из компонентов обучения.

Сикаран и его характеристика

Сикаран сосредоточивается только на технике ног. Удар ногой наносится в основном по верхней части туловища и голове. Руками бойцы блокируют удары и делают захваты.

Символ стиля – биакида – удар, называемый «хлыстом дракона». При его выполнении нога движется как хлыст и зацепляет цель. Он довольно сложен в выполнении, но практикующиеся долгое время без труда могут нанести удар такой техникой прямо в затылок соперника.

Каждый год филиппинские крестьяне праздновали сбор урожая и в честь праздника устраивали состязание, часть которого был бой ногами – сикран. Со временем боевые приемы привели в систему и усовершенствовали.

Каждый удар относится к одной из двух категорий:

  • смертельной (по шее, паху, сердцу или позвоночнику);
  • парализующей (по остальным частям тела и небольшой силы).

Адепты сикрана пользуются традиционным оружием: палкой, крисом, балисонгом.

Название стиля – это производное от термина «сикад», означающего «удар».

Книги для обучения

Книга «Филиппинская боевая система «Жирон арнис эскрима» Е. Антонио, изданная в России, стала настоящим откровением, ведь ранее подобных материалов о филиппинской культуре в свободном распространении не было.

Читатель с удивлением узнает об интересном отличии Эскримы от других направлений восточных единоборств: ее адепты начинают тренироваться с овладения оружием, а не техниками без него.

Книга отечественного автора Михаила Иванова «Комбат арнис. Основы техники соло бастон» наиболее понятное для русскоязычной аудитории пособие. Программа обучения, описанная Ивановым, сочетает в себе традиционную и современную технику двух стилей: эскрима и арнис. Задача книги – обучить читателя искусству поединка.

Автор «Филиппинских боевых искусств (арнис, эскрима, кали)» Алексей Минигалин (Региональная Федерация Арнис) не только делает обзор и описывает историю ФБИ, но и уделяет значительное внимание технике работы с оружием и подготовке бойцов.

Боевые искусства Филиппин имеют богатую историю, и за все время существования они разделились на множество стилей. Некоторые из них сохранились как традиционные направления, другие дошли до нас в измененном виде, приспособленном к современным соревновательным формам. В любом случае изучение филиппинских боевых техник – отличный способ подготовиться к самозащите в условиях улицы.

Соревнования

Страны не проводят регулярные соревнования по пекити-тирсия. Время от времени они проводятся группой «Дог Бразерс», которая разрешает наносить удары в полную силу и использует минимальный набор защитного снаряжения. Филиппинское сообщество не приемлет состязания этой группы, так как считает манеру, в которой она проводит спарринги, чересчур агрессивной.

1998 год ознаменовался проведением первых официальных соревнований, названных «Битвой мастеров». Они были организованы профессиональной филиппинской командой, которую полностью поддержала национальная полиция.

Городом проведения стал Баколод, а возможность принять участие в соревнованиях имели представители разных единоборств. Правил как таковых не было. Защитное снаряжение для поединков не требовалось. В качестве оружия использовались палки. Каждый боец соревновался в одной из трех групп: как мастер, грандмастер или ученик с высоким уровнем владения боевым искусством.

Для чего был создан стиль панантукан?

Дэн Иносанто после смерти Брюса Ли, продолжил развивать концепцию Джит Кун До и пришел к следующему выводу: как для скоротечных уличных схваток, так и для рукопашного боя (во время боевых действий), совершенно не подходят две дистанции из концепции ДКД, а именно — длинная дистанция и дистанция «борьбы сцепившись».

Напомню, в Джит Кун До четыре дистанции:

  • длинная,
  • средняя,
  • клинча,
  • борьбы.

Длинная дистанция редко позволяет быстро закончить бой (тем более речь идет не о спортивных поединках), а борьба хороша только когда поединок честный — один на один (чего ни на улице, ни во время боевых действий ожидать не приходится). Поэтому при создании Панантукан, не использовались методы ведения боя на выше упомянутых двух дистанциях. Упор был сделан на ближний рукопашный бой, где очень важна работа локтями, коленями и головой (при общей боксерской базе работы руками). Впоследствии это и стало «визитной карточкой» панантукан: его цель, как можно быстрее закончить бой, идя на резкое сближение с противником.

Многие предполагают, что Панантукан создавался Иносанто по заданию военных ведомств США и тому есть много подтверждений. Главное из них — ему обучают всех специальных агентов спецслужб (в том числе и ЦРУ), а инструктора спецназа Армии США по рукопашному бою, все проходят подготовку в Академии Дэна Иносанто, или их обучают её выпускники.

Происхождение стиля панантукан

Панантукан (или как его еще называют «филиппинский бокс») был создан в конце 70-х годов XX века мастером филлиппинских единоборств Лукай Лукай (Leodoro «Lucky» Lucaylucay) и Дэном Иносанто (Dan Inosanto), учеником Брюса Ли в Соединённых Штатах Америки.

За основу были взяты техники ближнего рукопашного боя из европейского бокса, муай тай, индонезийского Пенчак-Силат (стили: Серак, Пукулан, Манде Муда и др. ), филиппинского Пангамут-Думог (рукопашного раздела Кали), филиппинского варианта Пенчак-Силат — Кунтао Минданао (с острова «Моро Моро» — то есть Мусульман).

Как видите, Панантукан хотя и называют «филиппинским боксом», однако состоит он больше из индонезийских рукопашных техник, положенных на боксерскую основу. Думаю секрет тут, в этническом происхождении его создателей. К тому же филиппинцы любят всё «миксовать», чего не скажешь об индонезийцах — гораздо более консервативных по своей природе.

Восстание Моро

В начале 20-го века, филиппинский мусульманин по имени Моро поднял восстание. Молодые исламские экстремисты резко противились иностранной власти и не желали подчиняться ни американцам, ни испанцам, ни кому бы то ни было вообще. Это было в период, когда испанцы ушли, а территорию Филиппин заняли американцы.

Американцы столкнули с пугающим феноменом «Los Moros Juramendados». Это была группа фанатиков, которые секли себя плеткой до состояния помешательства и бежали по улицам, избивая и рассекая мечом всё и всех, кто попадался на их пути. Эти жаждущие крови люди врывались в расположение американцев полные веры, что каждый уничтоженных американец обеспечивает им место в мусульманском раю, ведь моро будут убиты в войне с неверными. В своей религиозной горячности моро часто бежали прямо на пули, не останавливались, несмотря на многочисленные ранения, и были в буквальном смысле порваны на куски, когда атака заканчивалась.

Их упорное неистовство было настолько сильным, что американские пистолеты 38-го калибра оказались слишком маломощными и  не могли противостоять моро. В конце концов, это привело к тому, что в 1911 году американцы изменили кольт, увеличив калибр пули до 45-го. Это оружие, имеющее ужасающую мощь, было сделано специально, чтобы останавливать фанатиков моро. Это был знаменитый кольт М1911, самый долгоживущий армейский пистолет (в США он продержался на военной службе до середины 1980-х годов, а в некоторых странах находится на вооружении и поныне).

Смертоносное искусство кали, которое моро также использовали, было решающим элементом, который вместе с религиозной фанатичностью, позволил с успехом идти по выбранному ими пути разрушения.

Во время второй мировой войны Филиппины были оккупированы Японией, и снова филиппинцы отказались повиноваться новым захватчикам более, чем предыдущим. Приветствуя американцев, филиппинцы охотно поступали на военную службу в американскую армию. Первый и второй филиппинские пехотные полки, вооруженные своим любимым оружием — мечем боло, сражались в кампании за освобождение своей родины. Филиппинцы также организовывали партизанские отряды, известные как батальоны боло. Партизаны предпочитали ближний ножевой и рукопашный бой. Для атаки они обычно организовывали строй в форме обратного треугольника. В дальней вершине треугольника шел человек, который добивал врагов, оставленных  другими партизанами из передних рядов.

После войны многие предприимчивые филиппинцы, практикующие кали и эскрима (калисто и эскримадо), покинули Филиппины и отправились на Гавайи и в Калифорнию, которые стали новым домой для большой филиппинской диаспоры в США. И конечно, они привезли с собой разные стили филиппинских боевых искусств.

Техника ведения боя

Пекити-тирсия располагает всеми основными техниками ведения поединка, однако на первом месте стоит ближний бой. Он базируется на закрытом положении, позволяющем бойцу делать уклоны и мощно атаковать, находясь довольно близко к сопернику.

В ходе практики бойцы в основном «разрушают» атаки соперника и проводят быстрые контратаки. Атаку и контратаку проводят в любом направлении, под любым углом и на любом уровне. Чистая защита исключена – она считается неэффективной, если речь идет о необходимости выжить.

С течением времени система пополняется новыми наборами техник – подсистемами, также изменяющихся и дополняющихся. Каждая подсистема известна набором приемов, которые сгруппированы в зависимости от их назначения.

Классификация стилей

В филиппинских единоборствах не выделяют традиционных и нетрадиционных направлений. Классификация стилей основывается на времени их создания. Различаются они по следующим параметрам:

  • изменение под влиянием других боевых искусств;
  • виды оружия и правила его использования;
  • присутствие в технике приемов для боя без оружия.

По периоду, в который боевое искусство появляется, все филиппинские единоборства делятся на 3 группы:

  • древнюю (до XVI века);
  • классическую (с XVI по XX века);
  • современную (с XX по XXI век).

На развитие стилей древней группы оказали значительное влияние малазийские, индийские, китайские и индонезийские единоборства. Практикующиеся использовали на тренировках и в боях копья, щиты, мечи, духовые трубки, мачете, луки и т. Бой без оружия практиковался и применялся, но редко, так как был вспомогательным (в случае утери оружия, что не допускалось). Группа характеризуется сложными перемещениями. Состязания здесь отсутствуют.

На развитие классической группы повлияли южно-китайские боевые искусства и европейские фехтовальные техники. Стили базируются на применении 4-х видов оружия: ножа, меча, палки и мачете. Кроме того, эти стили уделяют внимание противодействию вооруженному противнику в ситуации, когда оружие сломано, утеряно или его не было изначально. Этап характеризуется появлением первых соревнований. На развитие современной группы повлияли корейские, европейские и японские единоборства. Бойцы стилей данной группы пользуются ножами, палками, мачете, подручными средствами. Безоружный бой – отдельный раздел. Отдельные виды устраивают соревнования. Разные страны мира изучают, в основном, стили современной группы. Распространено их преподавание и в России.

Филиппинский ножевой бой. 4-я конвенция пекити тирсия кали стран Азии и Тихоокеанского региона, март 2014

Объективно говоря, мы изучали филиппинские техники не только ножевого боя. Это была поездка, в которой мы на несколько дней погрузились во все многообразие филиппинского оружия — нож, два ножа, палка, две палки, эпада и дага (палка и нож), сибат (копье), керамбит, думог (борьба в партере), пангамут (рукопашный бой). И каждый мастер показывал свое видение каждой техники. В общем, материалов набрались на несколько лет впередю

Подробнее о поездке.

Эксклюзивное интервью Сергея Соловьева для канала Правда

В интервью Сергей рассказал о том, как техники филиппинского ножевого боя используются в подготовке силовых структур России, о методиках использования ножа в ближнем бою, о тонкой грани между самообороной и преступлением, о поведении жертвы перед лицом нападающего.

Филиппинцы называют свое боевое искусство «Пекити-тирсия кали», что буквально означает «подойти ближе и разрезать на мелкие кусочки». Кали – это древняя филиппинская техника владения клинком, напрямую повлиявшая на особенности передвижений, атакующие и защитные действия современной филиппинской борьбы. Кали характеризуется:

  • круговыми движениями меча;
  • перемещениями по треугольным траекториям.

Движение оружия по кругу символизирует перемещение планет по небесному склону, а треугольники являются олицетворениями созвездий. В древности законы кали распространялись на весь быт филиппинцев, однако самым частым его применением были защитные действия, когда на поселения нападали дикие животные или другие враги. Путь изучения кали лежал через ритуальные обряды.

По первой версии слово «Кали» – производное от названия одного из филиппинских городов – Калибо (провинция Аклан). Вторая версия говорит о ножах, называемых «kalis». Они использовались практикующими в самом начале создания стиля.

Самого известного представителя данного стиля звали Лео Гайе. Его ошибочно считают членом семьи Тарталь, а технику Пекити-тирсия Кали – выросшей из системы их клана. На самом деле это выдумка: никакого основания так полагать нет. Год рождения Гайе – 1938-й. Обучение боевому искусству он начал в шестилетнем возрасте. 1972 год становится решающим в его дальнейшей судьбе: Лео переезжает в США и остается жить и тренироваться в Нью-Йорке.

Пекити-тирсия повлияла на развитие других стилей единоборств Филиппин. Например, стиля Дэна Иносанто.

Основание Международной организации Пекити-тирсия произошло в 1995 г. С 1997 года, по решению ее руководителей, организация действует независимо. В 1996 году восточные и западные мастера образовали европейскую организацию. Ее возглавил управляющий директор Ули Вейдел.

2003 год стал важным в плане объединения организаций по всему миру. Лео Гайе создал единую международную организацию, получившую название «Pekiti-tirsia Global». Она существовала в каждой стране и части света, имеющей соответствующий филиал, управляемый национальным директором. В их числе находятся Филиппины, Канада, США и Европа. К концу 2000-х годов филиппинское единоборство преподавалось в каждой развитой стране.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий