Как называется спорт шпажистов и как его понять Рапира, шпага и сабля

Мир вокруг нас

Фехтование

Еще несколько столетий назад фехтованием занимались дети с раннего возраста. В основном это были мальчики, которые готовились вырасти в рыцарей с чувством собственного достоинства, чтобы защищать представительниц прекрасного пола и всех, кто нуждается в помощи. Времена рыцарских турниров остались в прошлом, и сегодня этот вид спорта является одним из самых изящных и благородных. Плюс в том, что им занимаются наравне с мальчиками и девочки, и это смотрится не менее привлекательно. Даже первое занятие не оставит ребенка равнодушным, поскольку опытный тренер найдет пару историй о рыцарях и их доблестях, которые произведут на него особое впечатление.

Возраст

Если вы хотите вырастить чемпиона, можете отвести малыша еще в трех- или четырехлетнем возрасте. Вам покажется, что такая кроха не сможет удержать длинную шпагу. Не переживайте, ему предложат уменьшенную версию (клинок), орудовать которой будет вполне удобно. Если хотите, чтобы ребенок занимался фехтованием для общего развития, можете повести его на секцию в 11 или 12 лет. В среднем занятия можно начинать с 6-8 лет (как видите, выбор за вами). Помните о том, что это взрослый вид спорта, поэтому серьезных результатов спортсмен может достичь не раньше наступления совершеннолетия.

Шпага

— ведущая свою родословную от средневекового дуэльного оружия, похожа по конструкции на рапиру и равна ей по длине. Шпага тоже относится к колющему оружию, но имеет более жесткий трехгранный клинок, более крупную по размерам гарду (13,5 см в диаметре – так как в бою шпажистов уколы в руку засчитываются) и больший вес – до 770 гр.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска – еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Фехтование женщины

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Рапира

— колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка). «Потомок» тренировочного фехтовального оружия прошлых времен. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см (длина четырехгранного в сечении гибкого клинка – не более 90 см), вес ее составляет до 500 гр. Рапира оснащена круглой гардой диаметром 12 см.

Площадка.

Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг – для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

фехтование мужчины

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Программа международных соревнований

неоднократно менялась. В настоящее время на Олимпийских играх фехтовальщики-мужчины разыгрывают 6 комплектов наград, женщины – 4: три в индивидуальных видах и один – в командном (шпага). На чемпионатах мира и Европы и мужчины, и женщины соревнуются во всех 6 видах программы. Соревнования на Кубок мира проходят в несколько этапов (по отдельным видам программы) в разных странах, результаты которых затем суммируются.

Поскольку мировые чемпионаты в «олимпийский год» не проводятся (победитель Олимпийских игр в том или ином виде фехтовального единоборства автоматически становится и чемпионом мира), на одном из этапов Кубка мира не только разыгрываются зачетные «кубковые очки», но и определяются мировые чемпионы в недостающих в олимпийской программе видах: к примеру, в 2004 это были женские командные турниры по рапире и сабле.

ФЕХТОВАЛЬЩИК

ФЕХТОВАЛЬЩИК, -а, м. Спортсмен, занимающийся фехтованием; тот, ктофехтует. II ж. фехтовальщица, -ы.

фехтовальщик м. 1) Спортсмен, занимающийся фехтованием (1). 2) Тот, кто занимается фехтованием (2).

фехтовальщик
саблист, шпажист, рапирист, эспадронист, мушкетер, мастер клинка
Словарь русских синонимов.
фехтовальщик
сущ., кол-во синонимов: 8
• мастер клинка (2)
• мушкетер (6)
• мушкетер xx века (2)
• рапирист (2)
• саблист (2)
• спортсмен (139)
• шпажист (2)
• эспадронист (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

Лье Лох Лот Локва Локатив Лок Лов Лихо Лихва Лифт Лифо Лиф Литье Лить Литфак Литовка Литка Литва Лита Ликь Лик Лещик Лещ Лех Лето Летка Лекиф Лек Левка Левит Левак Лев Лафит Лафет Лак Кха Кох Кофта Кофе Котлище Котище Котел Кот Кольт Колье Колит Колет Кола Кол Ковель Коваль Кова Коат Клифт Клиф Клио Клещ Клефт Клеть Клеить Клевать Клев Кихот Кито Китель Кит Киот Киль Килт Кило Кил Киев Кивот Кивать Кефаль Кета Кельт Кеа Квт Квота Квит Квело Ква Кафель Кафе Каф Катио Кат Калот Калиф Калит Кали Кале Кал Итл Итак Иох Иол Иов Ильф Илька Илот Икт Икота Ехать Ель Елка Елико Ева Вотще Вольф Вольта Волк Вол Вокал Воитель Влить Влет Витька Витье Вить Виток Вита Вит Виола Вилт Вилка Вика Вие Вещь Веха Вето Ветла Ветка Велита Велик Веко Век Вафельщик Вальщик Валко Валище Валить Валик Валет Вале Вал Овал Овить Вак Ока Окат Ахи Афт Альф Окать Альт Альков Алик Октав Алиев Окь Алех Олеат Актив Олива Акт Оливка Акие Олифа Ольха Аки Акво Отвал Отвальщик Отек Аил Автол Отел Отель Авто Авок Отливка Авель Авил Авт Отлив

1) Орфографическая запись слова: фехтовальщик
2) Ударение в слове: фехтов`альщик
3) Деление слова на слоги (перенос слова): фехтовальщик
4) Фонетическая транскрипция слова фехтовальщик : [ф’ихтав`ал’к]
5) Характеристика всех звуков:
ф [ф’] — согласный, мягкий, глухой, парный
е [и] — гласный, безударный
х [х] — согласный, твердый, глухой, непарный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный
о [а] — гласный, безударный
в [в] — согласный, твердый, звонкий, парный
а [`а] — гласный, ударный
л [л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
ь []щ щ — согласный, твердый, глухой, непарный
и и — гласный, безударный
к [к] — согласный, твердый, глухой, парный


12 букв, 8 звук

корень — ФЕХТ; суффикс — ОВ; суффикс — АЛЬ; суффикс — ЩИК; нулевое окончание;Основа слова: ФЕХТОВАЛЬЩИКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ — ФЕХТ; ∧ — ОВ; ∧ — АЛЬ; ∧ — ЩИК; ⏰

Слово Фехтовальщик содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): ФЕХТ;
  • ∧ суффикс (3): ЩИК; АЛЬ; ОВ;
  • ⏰ окончание (0): —

м.

escrimeur m, tireur m (d’épée)

фехтовальщик шпагой — épéiste m

фехтовальщик рапирой — fleurettiste m

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

м.

esgrimidor m; esgrimista m (Ю. Ам.)

фехтовальщик рапирой — floretista f

фехтовальщик шпагой — tirador de espada

Тот, кто фехтует, занимается фехтованием.

Господин С. легко и красиво стал — в первую позицию фехтовальщика. Куприн, Пунцовая кровь.

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтова́льщик,
фехтова́льщики,
фехтова́льщика,
фехтова́льщиков,
фехтова́льщику,
фехтова́льщикам,
фехтова́льщика,
фехтова́льщиков,
фехтова́льщиком,
фехтова́льщиками,
фехтова́льщике,
фехтова́льщиках
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтовальщик

סַייָף ז’ [נ’ סַייֶפֶת / סַייָפִית]

* * *

סייף

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

м.

escrimeur m, tireur m (d’épée)

фехтовальщик шпагой — épéiste m

фехтовальщик рапирой — fleurettiste m

(2 м); мн. фехтова/льщики, Р. фехтова/льщиков

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

м

esgrimista m, esgrimidor m

— фехтовальщик на рапирах

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

Ударение в слове: фехтов`альщикУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: фехтов`альщик

Rzeczownik

фехтовальщик m

szermierz m

м.
schermidore, schermitore
искусный фехтовальщик — buona spada; spadaccino газет.
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

сущ. муж. рода; одуш.спорт.фехтувальник

фехтова́льщик
Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтов’альщик, -а

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

м

eskrimci

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

击剑运动员 jījiàn yùndòngyuán, 剑术家 jiànshùjiā

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

м

Fechter m

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтова’льщик, фехтова’льщики, фехтова’льщика, фехтова’льщиков, фехтова’льщику, фехтова’льщикам, фехтова’льщика, фехтова’льщиков, фехтова’льщиком, фехтова’льщиками, фехтова’льщике, фехтова’льщиках

m; ks фехтовальщица

miekkailija

ks фехтование, фехтовать

fekter

Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтовальщик м Fechter m 1dСинонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтовальщикFechter
Синонимы:

мастер клинка, мушкетер, мушкетер xx века, рапирист, саблист, спортсмен, шпажист, эспадронист

фехтовальщик, фехтов′альщик, -а, м. Спортсмен, занимающийся фехтованием; тот, кто фехтует.ж. фехтовальщица, -ы.

ФЕХТОВАЛЬЩИК, -а, м. Спортсмен, занимающийся фехтованием; тот, кто фехтует. || ж. фехтовальщица, -ы.

Начальная форма — Фехтовальщик, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

фехтовальщик саблист, шпажист, рапирист, эспадронист, мушкетер, мастер клинка

ФЕХТОВАЛЬЩИК фехтовальщика, м. Человек, занимающийся фехтованием.

м
фехтовальщица
ж фехтовальщик; искусный ф. оста фехтовальщик

Фехтовальщик- gladiatoriae artis lusor;

м. спорт.
фехтовальщик (фехтование кылуучу киши).

М idm. qılıncbaz, qılıncbazlıq tə’limi keçən.

фехтовальщик фехтов`альщик, -а

спорт. фехтавальшчык, муж.

фехтовальщик м о ξιφομάχος

Насколько интересно смотреть соревнования

Здесь просто нужно знать основные правила:

  • В индивидуальных соревнованиях в поединке три периода по три минуты. Поединок идет до конца времени боя или до нанесения сопернику 15 уколов.
  • В командных – три минуты. В каждой команде – три участника, каждый из них должен провести поединок с каждым из команды-соперника.
  • Все турниры на Олимпиаде проходят по системе плей-офф – с выбыванием.

И особенности для понятного просмотра:

  • Поединок проходит на дорожке, за заднюю границу нельзя отступать – за это назначается штрафной укол.
  • При уколе раздается звук и зажигается световой сигнал – так зрителю можно понять, что укол стал результативным. У одного спортсмена – красный сигнал, у другого – зеленый.
  • Есть еще и белый сигнал – это значит, что укол признан недействительным.
  • В фехтовании существуют три вида штрафов. Задержка боя, бег или телесный контакт с соперником – желтая карточка, повторение таких действий – красная карточка. Есть еще и черная карточка за неспортивное поведение – она влечет за собой дисквалификацию.

Как все это выглядит – на примере финального поединка на Олимпиаде-2016 между российскими спортсменками. На саблях сражались Яна Егорян и Софья Великая.

На Олимпиаде-2020 соревнования по фехтованию пройдут ежедневно с 24 июля по 1 августа, квалификации будут начинаться еще ночью. Вот когда состоятся все финалы:

  • 24 июля, 15:00 – женщины, шпага / 15:45 – мужчины, сабля.
  • 25 июля, 15:00 – женщины, рапира / 15:45 – мужчины, шпага.
  • 26 июля, 15:00 – женщины, шпага / 15:45 – мужчины, рапира.
  • 27 июля, 13:30 – женщины, командная шпага.
  • 28 июля, 13:30 – мужчины, командная сабля.
  • 29 июля, 13:30 – женщины, командная рапира.
  • 30 июля, 13:30 – мужчины, командная шпага.
  • 31 июля, 13:30 – женщины, командная сабля.
  • 1 августа, 13:30 – мужчины, командная рапира.

Читайте «Гол.ру» в «Яндекс.Дзене»

Чем отличаются рапира, шпага и сабля

По телетрансляции они все выглядят примерно одинаково, но различия существуют. Сначала – просто определения:

  • Рапира – колющее оружие с гибким клинком, которое весит полкилограмма. Наносит колющие удары.
  • Шпага – колющее оружие с жестким клинком, весит около 770 г. Тоже наносит колющие удары.
  • Сабля – рубящее-колющее оружие. Вес – полкилограмма. Можно наносить и колющие, и рубящие удары.

Есть разница в том, как держать все три оружия:

  • Рапиру держат большим и указательным пальцем – за ними контроль, остальные пальцы поддерживают.
  • Шпага держится всеми пальцами, большой палец слегка согнут.
  • При удерживании сабли большой палец слегка согнут, но есть отличие – гарда направлена вверх.

Чем они отличаются в бою:

  • Укол рапирой наносится только в электрокуртку, которая облегает туловище спортсмена. Уколы в область мимо куртки не засчитываются.
  • Укол шпагой можно наносить в любую часть тела кроме затылка (из-за безопасности спортсмена).
  • Укол/удар саблей наносится только в часть тела выше талии. Саблисты в основном наносят именно удары, а не уколы – тем эффективнее атака.

Что такое приоритет действия или право атаки:

Приоритет используется в двух видах боев из трех.

  • В боях на рапирах фехтовальщик сначала должен отразить атаку соперника и только после этого нанести свой удар. Атаковать навстречу нет смысла – такой удар не будет засчитан.
  • В боях на шпагах такого правила нет – можно колоть друг друга одновременно, тогда каждой стороне засчитается по одному очку. Но если второй укол произошел на 0,25 секунды позже первого – то засчитан не будет.
  • В боях на саблях – как на рапирах: сначала отразить атаку, потом нанести свой удар.

И еще такой момент. Есть понятие скрестного шага. Это перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног. Он разрешен в боях на рапирах и шпагах. И запрещен в боях на саблях, если это скрестный шаг вперед (назад – разрешен).

Кажется, с этим все понятно. Тогда дальше.

Фехтование в инвалидных колясках.

Входит в программу Паралимпийских игр (см. ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), начиная с самой первой Паралимпиады 1960-го в Риме. (Сама идея подобной спортивной дисциплины была предложена несколькими годами раньше сэром Людвигом Гатманном.) Тогда фехтовальщики соревновались в трех видах: мужчины вели единоборство на саблях (в индивидуальном и командном зачете), а женщины – на рапирах (в личном зачете). Во всех трех видах первенствовали итальянцы, которые по сей день остаются в числе лидеров мирового фехтования на колясках. В 1960-е к ним присоединились Франция и Великобритания. Традиционно сильны спортсмены Германии, Израиля, Венгрии и Польши. Первоначально получившее признание в Европе, в начале 1990-х фехтование в колясках нашло немало приверженцев в Азии и Северной Америке, что подтверждает успешное выступление на Играх 1996–2004 спортсменов из Гонконга (в Афинах в числе победителей были также представители Китая и Таиланда).

С развитием соответствующей техники менялись правила и программа соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 м: коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов – все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

На предварительном этапе бой идет до 5 уколов не дольше 4 мин, по истечении которых победителем объявляется спортсмен, нанесший к этому моменту больше уколов сопернику. Далее соревнования проходят по системе с выбыванием: поединки идут до 15 уколов и делятся на три 3-минутных раунда с минутными перерывами между ними. По истечении времени боя победителем считается фехтовальщик, набравший больше очков, при ничейном исходе назначается дополнительная минута – до первого укола. В соревнованиях команд (состоящих из трех человек) матч идет до 45 уколов.

И мужчины, и женщины разыгрывают индивидуальное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. В общей сложности фехтовальщики разыгрывают на Паралимпийских играх 15 комплектов наград – в категориях A и B (принадлежность к той или иной категории определяется степенью подвижности спортсмена; участники категории C в Играх не участвуют).

Живой легендой фехтования на колясках стал венгерский рапирист Пал Секереш – единственный в мире спортсмен, сумевший стать призером и Олимпийских, и Паралимпйиских игр. Завоевав «бронзу» на Олимпийских играх-1988, он в результате автокатастрофы получил тяжелую травму, но вернулся в спорт, и на Паралимпийских играх 1992 в Барселоне выиграл золотую медаль. На Играх в Атланте в 1996 он победил в рапире и в сабле, добавив затем в свою коллекцию наград «бронзу» на соревнованиях в Сиднее и Афинах.

Фехтование на Олимпийских играх.

Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Участники Олимпийских игр-1896 соревновались в борьбе на рапирах и саблях (только мужчины). Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.-А.Гравелотт, среди саблистов – грек И.Георгиадис.

Еще одна особенность фехтования как олимпийской дисциплины заключается в том, что уже на самых первых Олимпийских игр к участию были допущены профессионалы (инструкторы фехтования) – так называемые мастера. Эта своеобразная привилегия отмечалась в правилах, разработанных основоположником современного олимпизма бароном П. де Кубертеном. Мастера-рапиристы принимали участие в Играх 1896 и 1900. В 1900 к ним присоединились шпажисты и саблисты, соревновавшиеся и на промежуточных Олимпийских играх 1906.

С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы – команда Кубы), с 1906 – на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 – личные (Р.Фонст, Куба), с 1906 – командные (Франция).

Женщины впервые приняли участие в олимпийских соревнованиях по фехтованию (рапира) в 1924 (победительницей стала датчанка Э.Осиер). Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы – спортсменки из СССР, в настоящее время женская командная рапира исключена из олимпийской программы). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете – Л.Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М.Загунис, США).

Есть среди олимпийских чемпионов по фехтованию свои рекордсмены. Итальянец Н.Нади – единственный фехтовальщик, завоевавший 5 золотых медалей на одном олимпийском турнире (в 1920): в личных – рапира и сабля – и всех трех командных видах программы (еще одну золотую медаль он получил на Играх в 1912 за победу в турнире рапиристов). Его соотечественник Э.Манджаротти собрал самую большую среди всех фехтовальщиков коллекцию олимпийских наград – 13 (6+5+2), спортсмен завоевал их на пяти Олимпийских играх (1936–1960) в поединках (индивидуальных и командных) на шпаге и рапире. Венгерский саблист А.Геревич – единственный в истории спортсмен, побеждавший на шести Олимпиадах подряд (с 1932 по 1960), при этом в 1948 он завоевал «золото» и в личном, и в командном зачете, а последнюю из своих высших наград получил в 50 лет. В четырех Играх участвовал другой известный венгерский саблист Р.Карпати, завоевавший при этом 6 золотых медалей.

Надо заметить, что до середины 1950-х фехтовальщики Венгрии (сабля), а также Италии и Франции (рапира и шпага) были безусловными фаворитами олимпийских соревнований – и мирового фехтования в целом. (К примеру, венгерские саблисты в период с 1908 по 1960 девять раз выигрывали «золото» в командных соревнованиях на Олимпийских играх – еще один титул они завоевали в 1988). Но в кон. 1950–1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, а также фехтовальщиков из Германии, Польши и некоторых др. стран. Команда наших рапиристок установила коллективный рекорд, четырежды (в 1960, 1968, 1972 и 1976) выиграв олимпийский турнир.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Фехтование: правила

Фиксация уколов (ударов).

Долгое время осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. Позднее эти правила не раз уточнялись и дополнялись. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях.

При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность. Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола. Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол – в случае, если он был нанесен с нарушением правил.

Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие. Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар – в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются. В правилах специально оговаривается порядок и характер действий фехтовальщиков оружием и их передвижений в той или иной ситуации. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому, арбитр отслеживает это. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания. Но в любом случае, вынося то или иное решение, он анализирует предшествующий эпизод (фехтовальную фразу).

Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли). Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04–0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора. При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

Сценическое (театральное) фехтование.

Обязательная учебная дисциплина во всех театральных вузах. Артистам часто приходится разыгрывать на сцене и на киноэкране единоборства с использованием холодного оружия – соответственно сюжету и изображаемой исторической эпохе. Это может быть и средневековый бой на шпагах с применением плаща, и античная битва с мечами и щитами, и поединок на «случайно» попавшихся под руку бытовых предметах. Чтобы достоверно и убедительно изобразить подобные схватки, надо овладеть основами фехтовальной техники, что объединяет сценическое фехтование со спортивным. (Иногда фехтовальщики-профессионалы не только помогают ставить бои, но и сами участвуют в них в качестве дублеров.)

В то же время есть между ними и серьезные различия – прежде всего в сути единоборства. Цель спортивного поединка – победа над соперником. В постановочном бою главное – зрелищность и драматический эффект. Различаются они и по технике исполнения: спортивный бой проходит на исключительно высоких скоростях и нередко с использованием приемов, которые способны «заметить» и по достоинству оценить лишь специалисты. Постановочный бой должен быть максимально понятен и интересен и непосвященному в тонкости фехтования зрителю, он должен сочетать в себе правдоподобие и яркие внешние эффекты. Это, по сути, хорошо отрепетированная гимнастическая композиция с использованием оружия.

В спортивном поединке импровизация, неожиданные для соперника действия – одно из слагаемых успеха. В сценическом фехтовании малейшая «отсебятина» может испортить общую картину и привести к травме актера и его партнеров. С другой стороны, бой на фехтовальной дорожке всегда проходит по единым правилам, а постановочные поединки заметно отличаются один от другого по количеству участников, порядку их появления (и ухода), расположению противников относительно друг друга и типу используемого оружия. Здесь могут возникать невозможные в спортивном фехтовании ситуации (например, обезоруживание кого-то из участников), а некоторые из используемых приемов абсолютно недопустимы в соревнованиях: толчок противника, удар рукояткой оружия (рукой, головой) и т.д.

Понятие о сложности приемов сценического фехтования во многом связано с безопасностью участников боя. К примеру, «ранить» или «убить» противника уколом проще, чем ударом: при большом по амплитуде ударе остановить оружие в минимальной близости от туловища или провести его мимо – но так, чтобы этого не заметили зрители, – довольно сложно. К тому же актерам часто приходится фехтовать с незащищенным лицом, – а иногда и телом.

Зародилось сценическое фехтование одновременно со спортивным. В целях пропаганды своей школы мастера фехтования (например, знаменитый итальянский фехтмейстер А.Мароццо) устраивали показательные бои с демонстрацией «фирменных» приемов – и целые «гастроли». Батальные сцены стали также неотъемлемой частью театральных постановок, а позже и кинофильмов.

В наше время сценическое фехтование – это еще и своеобразная спортивная дисциплина. Правила соревнований были разработаны во Франции, где действует немало клубов сценического фехтования и регулярно проводятся национальные чемпионаты. Весной 2004 там прошел и очередной чемпионат мира (следующий состоится в Германии в 2008.)

Участники соревнуются в трех видах программы (сольные, парные и групповые – 8 человек – выступления), представляя 3-минутные композиции с музыкальным сопровождением или без него. (Выступление может также сопровождаться репликами участников.) Судьи оценивают замысел и качество постановки в целом, технику и артистизм исполнения, а также (обязательное условие) соответствие костюмов и оружия избранной эпохе. По правилам, в турнирах могут участвовать лица не моложе 18 лет.

В России эта спортивная дисциплина делает первые шаги. Осенью 2004 в клубе «En Garde» (Москва) открылась Студия сценического фехтования, возглавляет ее известный специалист, профессор А.Д.Мовшович.

Константин Петров

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия – центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Фехтование рапира

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно шпагой, рапирой и саблей. Главная цель спарринга – нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Затраты

Занятия в ДЮСШ или любых других государственных учреждениях спорта и досуга проводятся бесплатно. Если речь идет о частных фехтовальных клубах, то за месяц придется заплатить от трех до четырех тысяч рублей. Поначалу для занятий нужно купить перчатку (она стоит порядка тысячи рублей), всем остальным вас обеспечит тренер. Затем нужно будет покупать костюм самостоятельно. Он обойдется в две с половиной тысячи рублей и больше, все зависит от производителя. Самой дорогой является маска, она стоит от пяти тысяч рублей (если речь идет о качественном изделии, которое гарантирует безопасность ребенка во время тренировок и соревнований).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий