Джон Локк и естественное право, 62. Взгляды Дж. Локка на гражданские права и свободы. политические и правовые доктрины сквозь время. чит. лист

Содержание
  1. Либерализм Джона Локка
  2. Глава 2. В обществе развитого социализма
  3. Глава I. Жизнь Локка и его сочинения
  4. Глава III. Особенности материализма Локка
  5. Происхождение знаний из ощущений и рефлексии
  6. Глава IX. Исторические судьбы философского наследия Локка
  7. Глава V. Философия духа, или Учение об обществе
  8. А) Учение о праве, экономике и государстве
  9. Глава VIII. Учение о государстве
  10. Глава 19 Второе лицо в государстве
  11. Глава VIII. Учение Корана о предопределении и свободе. – Вера и добрые дела
  12. Глава шестнадцатая Мечта о всемирном государстве
  13. Глава 6 В римском государстве Прибытие в Рим
  14. Глава 12. Тренды в обществе
  15. Аркадий Белинков Печальная и трогательная поэма о взаимоотношениях Скорпиона и Жабы, или Роман о государстве и обществе, несущихся к коммунизму
  16. Вопрос 226. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе.
  17. Воззрения Дж. Локка на государство
  18. Воззрения Дж. Локка на разделение властей
  19. Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права
  20. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права
  21. Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права
  22. Гражданские (личные) права человека и гражданина
  23. А) Права гражданские общие.
  24. Б) Права гражданские особенные.
  25. СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи
  26. 105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации
  27. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
  28. § 29. Гражданские права
  29. § 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних
  30. Учение Дж. Локка о праве и государстве

Либерализм Джона Локка

Джон Локк в своем произведении «Два трактата о правительстве», опубликованном в 1689 г. , развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Локк — один из основателей доктрины либерализма.

Подобно Гоббсу Дж. Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. К основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».

Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку, сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим подданным. Променять естественное состояние на абсолютную монархию — это то же, говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей, отдать себя в когти льва.

Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установления в Англии конституционной парламентской монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в политических теориях Французской и Американской буржуазных революций XVIII в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями.

Локк в своем трактате также ставит вопрос о возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своей прерогативой. Тогда его поданные имеют право отказаться от договора. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

Социально-политические концепции Т. Гоббса и в особенности Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие прежде всего в трудах Ш. Монтескьё и Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Особенности и основные черты философии эпохи Просвещения

Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.

Наука переходит с латыни на национальные языки.

Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.

Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.

Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.

Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.

§ 2. Социально-философские учения французских просветителей

Теория «Просвещенный человеческий разум».

Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т. е «все, что полезно обществу».

Теория «Равенства». Равенство есть естественное состояние общества — строгая умеренность во всем, устранение всяких излишеств, ограничение размера имуществ богатых и знатных.

Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять (прогрессивный налог, ограничение перехода имущества по наследству и др.

Жан Антуан Кондорсе(1743-1974)

Работа «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Теория «Общественного прогресса» –

общество поступательно развивается (в истории было 10 эпох). Развитие обеспечивается успехами человеческого разума, достижением все более полной свободы человека.

англ. философ, основоположник теории либеральной демократии. Работа «Два трактата о правительстве» — развил учение Т. Гоббса об общественном договоре.

Естественное состояние общества – царство свободы и равенства.

Естественные права человека — принадлежащие человеку от рождения и поэтому неотчуждаемые:

— на жизнь,

— собственность, приобретенную своим трудом.

Их дал Бог и никто, в том числе и государство, не может их отнимать или ограничивать.

Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу и права граждан только насколько это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).

Источник власти – народ, а государство, правительство есть лишь средство для осуществления воли народа. Народ не отдает государству своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.

Власть не должна концентрироваться в одном месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:

Законодательная власть (парламент) – издает законы. Она – главная!

Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.

Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.

Каждая из властей контролирует работу других.

Народ имеет право на вооруженное сопротивление для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.

Идеи Д. Локка:

1) о естественных правах человека;

2) о разделении властей

— стали основой для модели политико-правового устройства современного либерального общества (первоначально — в Англии и Америке).

Тема 7. Немецкая классическая философия (2-я половина XVIII — 1-я половина XIX веков)

(Кант, Гегель, Фейербах)

Глава 2. В обществе развитого социализма

Глава 2. В обществе развитого социализма

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. Забота каждого о сохранении и умножении общественного

Глава I. Жизнь Локка и его сочинения

Глава I. Жизнь Локка и его сочинения
В августе 1632 г. в Европе произошло два примечательных события. В солнечную Флоренцию прибыл приказ из Рима о конфискации только что увидевшей свет книги Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и

Глава III. Особенности материализма Локка

Глава III. Особенности материализма Локка
Многие буржуазные философы рассматривали Локка как дуалиста. Так что положительный ответ на вопрос: «Был ли Локк дуалистом?» — для новейших комментаторов настолько очевиден, что, не утруждая себя его серьезным обсуждением, они

Происхождение знаний из ощущений и рефлексии

Глава IV. Сенсуализм Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексии
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, там нет и знаний. «Если спросят, — пишет он, — когда же человек начинает иметь идеи, то

Глава IX. Исторические судьбы философского наследия Локка

Глава IX. Исторические судьбы философского наследия Локка
Во второй половине XVII в. Джон Локк наиболее ярко выразил эмпирико-материалистический подход к решению коренных философских проблем. Эмпирические посылки той формы материализма, которая была представлена

Глава V. Философия духа, или Учение об обществе

Глава V. Философия духа, или Учение об обществе
Философия духа — завершающая часть гегелевской системы. Ее содержанием является учение не только о человеческом сознании, но и о различных видах человеческой духовной деятельности и различных формах связей и отношений

А) Учение о праве, экономике и государстве

а) Учение о праве, экономике и государстве
Различные области общественной жизни Гегель рассматривает в качестве проявлений объективного духа. Объективный дух — это некая закономерность, возвышающаяся над жизнью индивидов и проявляющаяся через их различные связи и

Глава VIII. Учение о государстве

Глава VIII. Учение о государстве
«Человек по природе — существо государственное». Это положение «Политики» Аристотеля было отвергнуто Гоббсом в первом же опубликованном сочинении. В своей книге «О гражданине», где впервые в систематической форме трактовались вопросы о

Глава 19 Второе лицо в государстве

Глава 19
Второе лицо в государстве
Через несколько недель после фиаско нашего сообщества, примерно в начале мая 1943 г. , Геббельс не замедлил обнаружить в Бормане именно те достоинства, которые еще так недавно приписывал Герингу. Он дал Борману заверения впредь все

Глава VIII. Учение Корана о предопределении и свободе. – Вера и добрые дела

Глава VIII. Учение Корана о предопределении и свободе. – Вера и добрые дела
Неодолимое упорство противников Мухаммеда в отвержении истины, возвещаемой им по повелению Божию, – упорство, плохо прикрываемое явно недобросовестными аргументами, естественно навело Мухаммеда

Глава шестнадцатая Мечта о всемирном государстве

Глава шестнадцатая
Мечта о всемирном государстве
В латинском трактате «Монархия» нет и следов прежней неуверенности в себе автора «Пира». Данте более не сидит «у ног мудрецов», не подбирает «крохи с трапезы знания». Он смело выражает свои мысли, как творец нового, не

Глава 6 В римском государстве Прибытие в Рим

Глава 6
В римском государстве
Прибытие в Рим
Гибель Росси показала римскому правительству, что нельзя попирать безнаказанно права и желания народа. В министерство были призваны более популярные люди, и нам было разрешено длительное пребывание в Папском государстве. Тем

Глава 12. Тренды в обществе

Глава 12. Тренды в обществе

Сейчас общество насквозь пропитано «нисходящими» трендами — не мобилизационными, но напротив, нацеленными на деградацию. Смешение мужских и женских ролей, насквозь «женственное» воспитание, отказ от больших целей и на словах — вроде бы

Аркадий Белинков Печальная и трогательная поэма о взаимоотношениях Скорпиона и Жабы, или Роман о государстве и обществе, несущихся к коммунизму

Глава IV. Бокль в обществе
В 1860 году умерла мать Бокля – dear Janny, как он ее звал всегда, умерла после долгой мучительной болезни, длившейся многие годы. Ее последний взгляд был обращен на сына и его книгу, которая постоянно лежала рядом с ней на ночном столике, заставленном

История политических и правовых учений. Шпаргалки
Князева Светлана Александровна

Воззрения Дж. Локка на гражданские права и свободы

Поскольку при создании государства люди частично отказались от природных прав и свободы, передав их обществу в целом, гарантом естественных прав и свобод выступает государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Локк считал, что государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Он писал, что свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека.

Локк обосновал необходимость естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), и это принесло ему славу основателя либерализма; а исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей поставило философа в первые ряды теоретиков парламентаризма; но еще важнее, что стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства, которые мировое сообщество стало реализовывать только с XX века, то есть Локк значительно опередил свое время.

Конечно, Локк назвал недостаточное количество прав и свобод человека, не поставил вопрос об их материальных гарантиях, но ведь и сама концепция естественных прав человека была для XVII в. нова, еще предстояло добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Локк озвучил новый взгляд на свободу, равенство и собственность как неотъемлемые права человека, не зависящие от государства, и эта идея развивалась и дополнялась в последующие века, наращивая перечень «формальных» прав и свобод правами и свободами социальными, пока концепция не приняла современную форму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 226. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе.

Вопрос 226. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее – иностранные

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы. Ограничение свободы(ст. 53 УК). Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих

Воззрения Дж. Локка на государство

Воззрения Дж. Локка на государство
Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704). Основным трудом Локка являются «Два трактата о государственном правлении» (1689–1690). В этом

Воззрения Дж. Локка на разделение властей

Воззрения Дж. Локка на разделение властей
Дж. Локк разработал учение о разделении властей. Доктрина гласит, что следует различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней подведомственны вопросы внешней политики. Судебную

Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права

Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права
Школа возрожденного естественного права, которая в виде отдельного направления существовала только в России, базировалась на идеях юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции

Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права

Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права
Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права

Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права
Гражданское общество представляет собой открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность, которому

Гражданские (личные) права человека и гражданина

Гражданские (личные) права человека и гражданина
Гражданские (личные) права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Они необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству РФ:? право на

А) Права гражданские общие.

а) Права гражданские общие. 1) Никто без суда наказан быть не может. 2) Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям. 3) Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по

Б) Права гражданские особенные.

б) Права гражданские особенные. 1) Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть однакоже свободным от особенной службы, которая на известные состояния особенно положена законом. 2) Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную, но управлять ею не иначе,

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи
(в ред. Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)Лица,

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от

ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Основные права и свободы – это закрепленные Конституцией Российской Федерации неотчуждаемые и наиболее важные права и свободы человека и гражданина. Личные (гражданские) права

§ 29. Гражданские права

§ 29. Гражданские права
Содержание норм о правах и свободах человека целесообразно анализировать на основе Всеобщей декларации прав человека, которой, как уже было сказано, полностью соответствует Конституция РФ. Статья 1 Декларации объявляет всех людей свободными и

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних
Бабушка подарила одиннадцатилетнему внуку Феде дом в своем родном поселке. Нашлись нечестные люди, которые тайком от родителей Феди предложили ему продать дом, с точки зрения

Учение Дж. Локка о праве и государстве

После реставрации в Англии монархии в 1660 г. реакционная политика династии Стюартов вызвала широкое недовольство. В результате в 1688 г. Стюарты были свергнуты. Переворот 1688 г. вошел в историю под названием «Славная революция». Он оформил установление в Англии конституционной монархии. В 1689 г. принимается Билль о правах, в котором закрепляются государственно-правовые гарантии законности и правопорядка.

Политические и правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа и политического мыслителя Джона Локка (1632–1704). Локк внес значительный вклад в теоретическое обоснование идей Нового времени, отражая логику бурных событий английской истории.

Локк родился 29 августа 1632 г. в маленьком городе Рингтон, расположенном на западе Англии, недалеко от Бристоля, в семье провинциального адвоката.

Локк воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции как к господствующей в стране англиканской церкви, так и к произволу абсолютной монархии Карла I. Отец философа во время гражданской воины сражался на стороне парламентской армии Кромвеля, отстаивая идеалы суверенитета народа, осуществляемого через парламент, что несомненно оказало воздействие на формирование политических взглядов Локка. Однако они были неоднозначны и противоречивы. Студент, а затем преподаватель Оксфордского университета, Локк в годы Реставрации проделал путь от сторонника режима Реставрации (идеи монархии и абсолютизма) до ярого его противника. Этому способствовали преследование инакомыслящих властями и сближение с лидером складывавшейся партии вигов, противостоящей партии тори, поддержавшей короля.

В 1672 и 1679 гг. Локк получает должности в высших правительственных учреждениях Англии, но его карьера была непрочной. С конца 1675 до середины 1679 г. Локк находился во Франции, в 1683 г. эмигрировал в Голландию, где некоторое время вынужден был скрываться под чужим именем, поскольку Яков II требовал его выдачи как заговорщика против Англии.

В 1688 г. свершилась «Славная революция» – Вильгельм Оранский был провозглашен королем Англии на условиях резкого ограничения его власти парламентом, чем были заложены основы той формы правления (конституционной монархии) и политического режима, которые существуют в Англии и поныне. В 1689 г. Локк, принимавший активное участие в подготовке переворота, возвратился в Англию, где умер в октябре 1704 г.

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Однако естественные законы, обеспечивающие естественное состояние, не являются писаными законами и их нигде нельзя найти, кроме как в умах людей. Из-за этого могут иметь место споры, возникающие вследствие различного понимания и толкования конкретного содержания естественных законов. Поэтому для создания гарантий естественных прав и законов люди в результате общественного соглашения создали государство. Закон природы, являющийся проявлением Божьей воли, сохраняет свое значение и в политическом сообществе, поэтому пределами власти государства при всех формах правления являются естественные права подданных.

Государство, по Локку, есть совокупность людей, соединившихся в одно целое под верховенством ими же установленного общего закона. Целью государства является благо людей, его создавших. Даже при обозначении государства мыслитель использует термин «commonwealth» («общее благо»), а не «state» («государство»).

Вне зависимости от того, кому принадлежит высшая власть в государстве, важно, чтобы каждый, в том числе и представители высшей власти, в равной мере подчинялись действующим законам. Локк был противником абсолютной монархии, так как это всегда тирания, где нет никаких гарантий естественных прав. Считая правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти. Симпатии мыслителя на стороне конституционной парламентарной монархии, которая обеспечивает гармонию политических сил, как необходимое условие стабильности государства.

Организация власти, по мнению Локка, должна надежно гарантировать от произвола и беззакония триаду естественных и неотчуждаемых прав – жизнь, свободу, собственность. Для обеспечения естественных прав человека в государстве необходимо разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную (последняя осуществляется теми же органами, что и исполнительная, но реализует свои полномочия не внутри страны, а в международных делах), а также разработка механизма их взаимодействия и взаимодополнения.

Высшей властью в государстве является законодательная власть, ибо она основана на согласии и доверии подданных. Законодательная власть сосредоточена в руках представительного органа – парламента. Парод может отстранять или изменять состав законодательного органа. Орган, осуществляющий законодательную власть, должен действовать непродолжительное время. По мысли Локка, в противном случае слишком велик будет соблазн для депутатов создать для себя привилегии или узурпировать власть целиком.

Исполнительная и федеративная власти сосредоточены в руках монарха и министров, действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Главой исполнительной власти является монарх. Он распускает и созывает парламент; имеет право законодательной инициативы; право вето; право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему. При этом деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.

Вместе с тем, по мнению Локка, исполнительная власть обладает весьма важным полномочием – правом прерогативы, т. в исключительных случаях она может действовать но своему усмотрению, не опираясь на предписание закона, или даже нарушая его. Право прерогативы должно пользоваться только во имя общего блага, «ибо прерогатива является не чем иным, как правом творить общественное благо без закона».

Потребность прерогативы, по Локку, определяется рядом причин:

  • 1) пробелами в законодательстве;
  • 2) необходимостью в исключительных случаях нарушить букву закона, ради соблюдения его духа;
  • 3) исполнительная власть должна иметь право умерять строгость закона и прощать некоторых преступников.

Локк, неоднократно касался вопросов о суде, но все- таки не выделил судебную власть в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти.

Он остановился лишь на характере взаимоотношений законодательной власти с судами, полагая, что законодатель не может брать на себя право повелевать посредством деспотических указов; наоборот, он обязан определить права подданных посредством провозглашаемых постоянных законов, на страже которых должны стоять уполномоченные на то судьи.

Политическое учение Дж. Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии: обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии (равенство, свобода, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единой государственной власти легли в основу зарождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма; стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий