Богиня смерти в греческой мифологии Геката

Мифы

Великобритания

В Великобритании большое количество скульптур и других произведений античности хранится в Британском музее Лондона. В его коллекцию входит фрагмент скульптуры Гекаты, а именно столб с расположенными на нём головами. Это также ещё один гекатейон – статуя, располагающаяся на дорогах, перекрёстках и у входов в здания (храмы и обычные жилища).

Гекатейон представлял собой столб, вокруг которого располагались три тела богини. Описание подобных сооружений и цели каждой скульптуры Гекаты, установленной на перекрёстке, описывал в своих текстах Овидий. Он так и писал, что богиня стоит на страже перекрёстка. Лики всех трёх фигур направлены в трёх направлениях, т. гекатейоны ставили на перекрёстках, где сходились в один три пути.

Остатки скульптуры Гекаты из Британского музея почти не показывают облик самой богини. По сути, остались только части голов, зато хорошо сохранился столб. Все три головы, как и положено, смотрят в разные стороны.

Фрагмент скульптуры тройной Гекаты, мрамор. Британский музей, Лондон, Великобритания.

СЛОВАРЬ

Никта Никс (Νύξ, «ночь»), в греческой мифологии божество, персонификация ночи, противопоставляемая Гемере (Дню). родилась от Хаоса, вместе с Эребом (Мраком), Эфиром и Гемерой (Hes. Theog. 123- 125) является одной из первичных мирообразующих потенций. породила Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), мойр, Гесперид, Эриду, Немесиду и Мома (211-225) — силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, не мыслим ни мир, ни его конечная гармония. Жилище Н. расположено в бездне тартара; там встречаются Н. и День, сменяя друг друга и попеременно обходя землю. Рядом дома сыновей Н. Сна и Смерти, на которые никогда не смотрит Гелиос. Здесь же обитают Аид и Персефона (744-768). Лит. : Лосев А. , Античная Ночь и социально-историческое сознание древних, в сб. :Acta conventus XI «Eirene», Warsz. , 1971, p. 356-66.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Культ Гекаты

Геката была популярным божеством, и ее культ практиковался во многих местных вариациях по всей Греции и Западной Анатолии. Согласно Павсанию, установление таинств Гекаты приписывается Орфею. Древнейшее известное свидетельство поклонения Гекате происходит из Селинунте (недалеко от современного Трапани на Сицилии), где в VI — V веках до нашей эры был построен ее храм. В Афинах культ Гекаты утвердился около 430 г. до н. В это время скульптор Алкамен изготовил самую раннюю из известных статуй Гекаты триединой формы для использования в ее новом храме. (Об этом сообщает Павсаний в своем «Описании Эллады»: «Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй», II:30). Святилища Гекаты часто ставили у дверей домов, храмов и городов с верой в то, что она защитит их обитателей от беспокойных мертвецов и других духов. Так же были святилища Гекаты ставились на перекрестках трех дорог, где в новолуние оставляли подношения еды, чтобы защитить тех, кто это сделал, от духов и другого зла.

Самое известное святилище, посвященное Гекате, находилось в Лагине, на юго-западе Турции.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

НЮКТА – БОГИНЯ НОЧИ

«Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,

И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба

Все залегают один за другим и концы и начала,

Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.

Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,

Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:

Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,

Стали 6 швырять и туда и сюда. Даже боги боятся

Там расположены, густо одетые черным туманом.

Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо

На голове и на дланях, не зная усталости, держит

Медный порог, меж собою они перебросятся словом —

и разойдутся; один поспешает наружу, другой же

Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит

Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома

Землю обходит один, а другой остается в жилище

И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.

К людям на землю приходит один с многовидящим светом,

С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая —

Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.

Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи,

Всходит ли на небо он иль обратно спускается с неба».

«О, державный Зевс! О, помощница Ночь,

Дароносица слав лучезарных,

Что набросила сеть на Троянский кремль,

Неразрывные мрежи неволи на град!»

«Солнца пламень пышущий

Скорежит кожу струпьями. И будешь ждать,

Чтоб день закрыла ночь пестроодетая».

«Где закат ал, там отцу в дар

Дал Гефест-бог золотой челн

С черноконной ее колесницы».

Своей четверки гонит, а за ним

В одеждах черных и на колеснице,

Без пристяжных. За нею звезды вслед.

С ней меченосный Орион. Над ними

Медведица, что повернула хвост

К златой звезде полярной».

Медленно едет твоя колесница,

Путь среди звезд совершая

В недрах священных небес

Над величавым Олимпом».

«Солнце вдали между тем погружалось в мрачную землю

Мимо самых крайних вершин эфиопов вечерних.

Ночь уже наложила ярмо на коней».

«Вскоре ночь на землю сошла».

И, устремляясь вверх, то несется к брегам Океана,

«Ночь подошла в утешенье мужам, что собрались на сходку.

Стихло все на земле».

участи скорбной людей соболезнуя. Стал он им

знаком в ненастьях морских. Корабли,

что разметаны бурей,

душу печалят ее, потому и другие знаменья

в жалости к людям являет она, среди волн

Если на море ты будешь, молись, чтоб безоблачно

это созвездие в небе и ясно виднелось

ибо само по себе оно ярко, покуда не скрыло

грудой его облаков, омрачающих небо, как часто

осенью то происходит, вздымающей ветры

Южного ветра приход знаменуя созвездием этим,

Ночь так сама помогает терпящим невзгоды

все удивительно зримо являет ночь людям на небе,

«»Знаешь ты сам и не внове, ведь вторят давно,

путь девятнадцатилетний, свершаемый

как эти звезды вкруг неба от пояса у Ориона

Сумрак всю землю окутал; а быстрые ветры, послушны

«Гелиос светлый, меж тем, в океанских глубинах укрылся.

та, что, томимых заботами, в сон повергает живущих».

«Златопрестольная в небо Заря из пучин океанских

Нюкта, Гемера-Эос и Гелиос, 5 век до н. , Музей Метрополитен

Ночь — начало всего, назовем ее также Кипридой.

Внемли, блаженная, в звездных лучах, в сиянии синем!

Внемли! Отрадны тебе тишина и сон безмятежный,

Ты, о веселая, добрая, праздники любишь ночные,

Мать сновидений, ты гонишь заботы и отдых приносишь.

Все тебя любят, дарящую сон, колесницы хозяйку,

Свет твой таинствен, и ты по природе, богиня, двусуща —

То под землей пребываешь, то снова восходишь на небо.

Кругом бредя, ты играешь, гонясь за живущими в небе,

Либо, коней подгоняя, к подземным богам устремляешь

Бег их и светишь в Аиде опять, ведь тобой управляет

Ныне, блаженная, всем вожделенная Ночь, — умоляю,

Внемли с охотой словам к тебе обращенной молитвы,

Мне благосклонно явись, разогнав мои страхи ночные!»

«Близ Киммерийской земли, в отдаленье немалом, пещера

Есть, углубленье в горе, – неподвижного Сна там покои.

Не достигает туда, ни всходя, ни взойдя, ни спускаясь,

Солнце от века лучом: облака и туманы в смешенье

Там испаряет земля, там смутные сумерки вечно.

Песней своей никогда там птица дозорная с гребнем

Не вызывает Зарю; тишину голоса не смущают

Там ни собак, ни гусей, умом собак превзошедших.

Там ни скотина, ни зверь, ни под ветреным веяньем ветви

Звука не могут издать, людских там не слышится споров.

Полный покой там царит. Лишь внизу из скалы вытекает

Влаги летейской родник; спадает он с рокотом тихим,

И приглашают ко сну журчащие в камешках струи.

Возле дверей у пещеры цветут в изобилии маки;

Травы растут без числа, в молоке у которых сбирает

Дрему росистая ночь и кропит потемневшие земли».

«Между тем, осенив чело свое тихое маком,

Так как он теплого дня бодро вещает приход».

«Потускнел в небесах мерцающий свет

Прячет огни с рожденьем дня;

«Влажною паллой своей начинала укутывать Феба

Ночь и в поля проливать прозрачные синие тени».

звезды скрывались, когда великая Тефия стала

угомонила, плащом небеса укутала черным

«Ночь, – промолвил, – земли и неба труды обнимая,

звездные ты высылаешь огни путем многостранным,

сил душе набраться даешь, покамест ближайший

слабым Титан существам не пошлет восход торопливый, –

Дом этот вечно тебя, годовые круги отмеряя,

станет чтить, принося, богиня, лишь черные в жертву

стати отборной стада, а кроме того — пятилеток

пламя Вулкана пожрет, парным молоком политое».

«Возок с небесной выси округлой

Свод украсив эфира».

Пылким желаньем томимый взойти на ложе Семелы,

О, возжигай же светоч, горящий для страсти Зевеса,

«Ночь безмолвная черным покрывалом одела

Небо, являя на ткани знаки горних созвездий».

Нюкта, Геспер и Селена, 4 в. до н. , Государственный Эрмитаж

Облик Гекаты и подношения

Гекату можно увидеть в единой и триединой формах, в зависимости от природы контакта с ней. В самой древней форме Геката — прекрасная нимфа. Позже ее стали изображать как старую уродливую ведьму. Геката чаще всего является в сопровождении псов, а иногда львов. В триединой форме у нее бывают звериные головы, а в руках она держит священные предметы. Небольшой список сакральных символов и предметов Гекаты, с которыми она часто изображается: атамы / кинжалы, свечи, котел, кладбища, перекрестки, врата, колесо Гекаты, ключи, маски, гробницы, черепа/кости, змеи, меч, факелы.

В Гомеровом гимне упоминается, что Гекатаона одета в шафранный пеплос (плащ), а лицо ее срыто капюшоном.

Подношения для Гекаты: абсент, яблоки, рисунки, ячмень, кровь, земля с перекрестка, рыба, чеснок, земля с кладбища, мед, благовония, медовуха, молоко, грибы, оливковое масло, лук, стихи, гранат, молитвы, священные травы, священные объекты, ароматические масла, кунжут, песни, вода, вино, красное или белое.

Богиня Геката

Геката – это Богиня, окутанная тайной, поскольку продолжаются дискуссии об Её имени, происхождении и характере. О Ней есть несколько легенд, и нет фиксированной родословной. Некоторые говорят, что Геката – дочь Эреба и Никты, извечной Богини ночи, тогда как другие считают, что Она – одна из Фурий или последнего выжившего Титана, за исключением Зевса. Гесиод утверждает, что Она родилась от Титана Перса и звездной богини Астерии. Мусей утверждает, что Она родилась от Астерии и Зевса, Еврипид же говорит, что Она – дочь Лето, тогда как Фессалийская легенда гласит, что Геката – это дочь Адмета и Pheraean женщины.

Вполне вероятно, что приписываемое Гекате рождение изменялось, по мере того как различные социальные группы принимали Её культ, но ни один Греческий Клан или Племя никогда не утверждали что-либо благопристойное о Гекате. Оба факта подтверждают теорию, что Она возникла за пределами Греции.

Вероятно, Геката возникла в мифологии Кариан на юго-западе Малой Азии, и была проинтегрирована в Греческую религию около шестого века нашей эры. Тем не менее, есть свидетельства того, что Геката эволюционировала от Египетской богини акушерки Хекит (также — «Хекет» или «Хекат»). Богиня с головой лягушки, Хекит, содействовала ежедневному рождению Солнца и связывалась, по-видимому, магическим прорастанием на вид безжизненного кукурузного семени. В додинастическом Египте матриарх и мудрая женщина племени именовалась «heq». Интересно заметить, что Геката связывалась с рождением ребёнка.

Имя «Геката» (Hecate) имеет несколько возможных значений. «Она, кто исполняет Её Волю» наиболее общепринято, но также предлагаются варианты «далекая» или «далеко-стремительная». Такие имена позволяют предположить, что у Её силы — далеко идущие последствия.

Альтернативное словообразование, «самая сияющая», подтверждается в представлениях о Гекате из четверного века нашей эры, которые показывают юную богиню красоты и силы, несущую факел с головным убором из звёзд. «Hecate» — это женский эквивалент «Hekatos», тёмного эпитета Аполлона, с которым Она иногда ассоциируется.

Олимпийцы «приняли» Её после того, как победили Титанов, но Она не была того же самого рода, и никогда не жила среди них. В это время сила Гекаты все же признаётся: Зевс дал ей властвовать над Небесами, Землей и Морем, и они разделяли право допускать или отказывать дарам от человечества. Гекату почитали как Богиню изобилия и красноречия. Она по-прежнему великодушна к тем, кто признает Её.

Согласно Энциклопедии Древних Божеств, Гекату «почитали только ночью при свете факелов».

На Гекату иногда ссылаются как на тройную богиню. Классически, она разделяла одну группу с Персефоной и Деметрой. В отличие от современных языческих предположений, Деметра олицетворяла старую женщину, Персефона женщину-жену, а Геката — Деву. Все ранние греческие представления Гекаты показывают Её как юную женщину. Лишь гораздо позже Она изображалась как Старуха.

В Митилене на Восточном побережье Эгейского моря, недалеко от того, что было Троей, есть Храмы Деметры, где женщины ходят на ежегодный фестиваль Элевсин для празднования ритуалов плодородия. Существует достаточно свидетельств, что Геката почиталась там же, возможно, в качестве проводника посвященных в Мистерии.

Но сила Гекаты исчезла. В поздних мифах Она представлена как дочь Зевса, которая управляет Подземным Миром и убывающей Луной. Греки начали подчеркивать Её темные аспекты; Геката как Богиня Мертвых и Королева Ведьм. Она все больше изображалась как скитающаяся по земле в безлунные ночи в компании лающих собак и голодных духов тех умерших, которые не были готовы к смерти, которые были убиты или которым не были даны соответствующие погребальные ритуалы.

Ни одно другое Греческое божество не привлекало такой атмосферы «зла и испорченного предрассудка». Как же так получилось, что Геката трансформировалась из популярной, яркой юной Богини в темную и ужасающую ведьму? Возможно, мы никогда не будем знать наверняка, но есть некоторые интересные подсказки.

Геката уже давно ассоциируется с перекрестками, где встречаются три дороги. Обычно предполагается, что перекрестки символизируют тройную природу Гекаты и способность все-видения, но есть и более глубокие мистерии. После пересечения Стикса, недавно умершая древнегреческая душа оказывалась на месте суда, где встречались три дороги. Одна дорога вела к Елисейским Полям, обители блаженных, сохранившими за собой великое и героическое. Вторая ведет к полям Асфоделя – для всех тех, кто вел непорочную, но обычную жизнь. Преступники или прогневившие богов следовали по третьей дороге к Тартару, бессолнечной земле наказания.

Но перекрестки рассматривались также как зловещие и опасные места. Во многих традициях именно здесь хоронили самоубийц и преступников. Были ли эти два аспекта связаны или каким-либо образом спутаны? Примечательно, что конкретно перекресток, где встречаются три дороги, священен для Гекаты, в то время как просто какой-любой перекресток считается зловещим.

Римляне приняли Гекату и её роль снова изменилась. Геката стала одним из аспектов Тройной Лунной Богини — Диана (Полная луна, связанная с Землей), Прозерпина (лунные фазы, связанные с Небесами) и Геката (Новолуние, связанное с Подземным миром).

По мере того, как возрастала сила Солнечных Богов, Геката становилась все более демонизированной, до тех пор, пока в Средние Века Она не была сведена к пародии злой старухи.

Самая известная роль Гекаты в Греческом мифе касается Гомеровского Гимна Деметре. Любимая дочь Деметры, Персефона, Богиня весны, играла на лугах, когда Аид вышел из Подземного царства и захватил Её. Геката знала, что это случилось:

Геката раскрывает истину Деметре, и вместе они идут пытаться освободить Персефону. В конце концов, решается, что Персефона должна провести часть года в Подземном мире с Аидом, а остальное – на Земле с Деметрой. С этих пор Геката выступает для Персефоны в качестве проводника в её путешествиях между мирами.

Аконит (также известный как «Капюшон Монаха», «Волчья отрава») – это очень ядовитое растение, священное для Гекаты. Согласно мифу, растение появилось там, где капли слюны Цербера упали на землю, когда Геркулес тащил собаку-зверя из Подземного мира.

В более поздних мифах Геката появляется как дочь Зевса и Геры. Геката была отправлена в Подземный мир после того, как навлекла на себя гнев Геры за воровство банки румян для Европы, которая была любовницей Зевса. Геката бежала на Землю и пряталась в доме женщины, которая только что родила. В поздней Классической Греции контакт с родами был нечистым, поэтому Кабиры погрузили Гекату в Подземную Реку Ахерон, чтобы очистить Её. С тех пор Геката осталась в Подземном мире.

Эта история говорит нам о многом по поводу мироощущения в поздней Греции, как в случае с Гекатой. В то время как в прежние времена Геката, кажется, почиталась как богиня родов, теперь же рождение стало «нечистым».

Все дикие животные священны для Гекаты, и иногда Она появляется трехглавой, с головами собаки, лошади и медведя, или же собаки, змеи и льва. Но порождения тьмы и земли наиболее священны для Неё; вороны, совы, змеи и драконы. Лягушка, значимое существо, которое может переплывать между двумя элементами, также священна для Гекаты и Египетской богини Хекит.

Тис, кипарис, орешник, черный тополь и ява – священны для Гекаты. Листья черного тополя темны с одной стороны и светлы с другой, что символизирует границу между мирами.

Тис уже давно ассоциируется с Подземным миром. Это самое длинное растение в Европе, и, согласно своей природе, «воскрешает само себя»: по мере того как умирает центральный ствол, внутри гниющей сердцевины прорастает новое дерево. Может быть, в связи с этой особенностью он столь часто встречается на кладбищах как символ вечной жизни. В Бретани считается, что тис посылает свой корень в уста каждого трупа, позволяя духу выйти и переродиться. Тис сильно связан со смертью и возрождением. Яд из его семян использовался для стрел, а его древесину обычно использовали для изготовления лука и рукоятки кинжала. Зелье в котле Гекаты содержит «листья тиса».

С Гекатой связываются другие растения и травы, включая чеснок, миндаль, лаванду, мирру, полынь, кардамон, мяту, одуванчик, морозник и малый чистотел. С Ней также связаны несколько ядов и галлюциногенов, включая белладонну, болиголов, мандрагору, аконит (классически известный как «hecateis») и опиумный мак.

Одуванчиковый чай использовался для вызова духов и, как говорят, повышения психической способности.

В древней Греции змеи были существами, которые чаще всего связывались с мертвыми, и было принято считать, что мертвые могут появляться в виде змей. Несколько образов Гекаты показывают Её, держащую змею. Змеи уже давно связываются с хтоническими силами и незаурядной мудростью Иного мира.

Собака – это животное, которое чаще всего связывается с Гекатой, и к Ней иногда обращаются как к «черной женщине собаке». Черных собак когда-то приносили Ей в жертву в очистительных ритуалах, и Геката могла появляться в виде собаки. Звук лая собак – это первый признак Её появление в Греческой и Римской литературе:

Псов завыванье из тьмы донеслось,

приближенье богини Им возвещая»

Энеида, Книга VI, Вергилий.

Овидий пишет, что Геката может всплывать в воображении из темноты «с длинным завыванием». Есть свидетельство старых верований, что души непогребенных умерших будут появляться в виде собак. Геката иногда отождествляется с трехголовым псом Цербером, охраняющим вход в Аид, и здесь может прослеживаться связь с Египетским богом с головой собаки Анубисом, провожающим души в Подземный мир.

Собака также хорошо известна как страж дома, стоящий у двери на вахте, и это, кажется, связано с ролью Гекаты как хранительницы.

Древняя роща вблизи Озера Аверно в Италии уже давно священна для Гекаты.

Самайн особо важен для Гекаты, но несколько праздничных дней отмечаются в Её честь: 13е августа – это время, чтобы попросить Её благословения на предстоящий урожай, поскольку, как Богиня Штормов, у Гекаты есть способность уничтожить урожай, прежде чем его срежут.

Закат на 16 ноября знаменует собой начало Ночи Гекаты. Если вы почитаете Её только раз в год, это то самое время, чтобы сделать это! В Древней Греции имели место жертвоприношения животных, но оставить Ужин Гекаты на перекрестке – это более подходящее подношение в настоящее время. Традиционно Ужин Гекаты съедался на открытом воздухе под Тёмной Луной, на перекрестке, с одной тарелкой, заготовленной для Гекаты. После употребления пищи, тарелку Гекаты ставили на перекрестке. После дарения подношения, нужно уйти не оглядываясь. Помните, что дарованное Гекате не может быть утилизировано, так что не используйте свой лучший фарфор. Это право выбора Гекаты – решить кто (или что) употребит подношение, будь то дикие животные или люди, это вопрос того, как Она принимает подношение.

Традиционное блюдо для Ужина Гекаты обычно включает яйца, рыбью икру, козий и овечий сыр, кильку, красную кефаль (барабулька), чеснок, грибы и медовое пирожное, окруженное освещающими факелами или пирожные, украшенные миниатюрной имитацией факелов (свечи). Другие идеи включают чеснок, лосось, мёд и съедобные цветы.

В прошлом и настоящем, те, кто следуют за Гекатой, зачастую посвящаются в Её тайны этой ночью.

30 Ноября – это День Гекаты На Перекрестке.

В некоторых традициях, 31 января – это день, когда Геката передаёт свой факел Бригитте, чей приход празднуется на Имболк. Здесь, кажется, есть параллель с Королем Падубом и Королем Дубом, каждый из которых правит по половине года: Геката проносит факел через тёмную половину года, тогда как Бригитта принимает его для светлой половины. Некоторые предполагают, что Геката и Бригитта – сестры, которые разделяют факел.

Все это может показаться очень странным, ведь Геката – Греческая Богиня, а Бригитта – Кельтская. Но традиционные верования, развивающиеся с течением времени, могут иметь мало общего с историческим происхождением. Обе Богини очень древние, и их веками почитали в Британии, так что, кто должен был сказать, что между ними могут развиваться отношения?

Гекате традиционно поклонялись накануне Новолуния или 30-го числа месяца, когда готовился Ужин Гекаты. Также это время для очистки своего дома.

Подношение пищи, традиционно известное как «Ужин Гекаты» включает в себя красную кефаль, (очищенная рыба, которая представляла собой табу в других культах), кильку, хлеб, сырые яйца, сыр, чеснок, пирожное и мёд. В идеале подношение следует оставить на перекрестке, и вам следует уйти не оглядываясь.

Маленькие круглые пирожные, украшенные миниатюрными факелами, также предлагались накануне Новолуния или Полнолуния. Эта практика может происходить из близких взаимоотношений Гекаты и Артемиды.

У этой практики очень долгая история. Христианская церковь все еще пытается остановить людей, оставляющих подношение на перекрестках, как в конце 11 века, и это определенно продолжается сегодня, так что вполне возможно, что имеет место нерушимая традиция.

Наставление Темной Богини

Услышьте слова Темной Богини Трансформации; Она, которая стара, также называлась среди мужчин Кали, Геката, Керидвен, Лилит, Персефона, Фата, Моргана, Эрешкигаль, Арианрод, Дурга, Инанна, Тиамат и бесчисленным множеством другим названий:

«Услышь меня, дитя, и познай меня, ибо я существую. Я была с тобой с тех пор, как ты родился, и я останусь с тобой до тех пор, пока ты не вернешься ко мне в последние сумерки. Я – страстный и соблазнительный любовник, вдохновляющий поэта мечтать. Я – Та, кто призывает тебя в конце твоего путешествия. По окончанию дня, мои дети находят благословенный отдых в моих объятиях. Я – чрево, из которого порождаются все вещи. Я – темная, неподвижная гробница; все вещи должны прийти ко мне и обнажить свою грудь, чтобы умереть и возродиться к Целому».

«Я Колдунья, которой не будут править, Ткачиха Времени, Учитель Мистерий. Я надрезаю нити, которые приносят моих детей домой, ко мне. Я перерезаю горло жестоких и пью кровь бессердечных. Поглоти свой страх и приди ко мне, и ты откроешь истину красоты, силы и мужества. Я – неистовство, отрывающее плоть от несправедливости. Я – пылающая кузница, преобразующая твоих внутренних демонов в инструменты силы. Открой себя для моего объятия и превозмоги».

«Я – блистающий меч, защищающий тебя от вреда. Я – тигель, в котором все твои аспекты возникают вместе в радуге единения. Я – бархатные глубины ночного неба, кружащийся туман полуночи, закутанный в тайну. Я – куколка, в которой ты столкнешься с тем, что ужасает тебя и из который ты затем расцветешь, живым и обновленным. Ищи меня на перекрестке, и ты будешь трансформирован, ибо как только однажды ты увидишь моё лицо, не будет возврата»

«Я – огонь, сжигающий оковы прочь. Я – котёл, в котором все противоположности прорастают для познания друг друга в Истине. Я – сеть, связывающая все вещи. Я – Целитель всех ран, Воин, исправляющий несправедливости в нужное Время. Я делаю слабое сильным. Я делаю высокомерие скромным. Я поднимаю угнетенных и даю возможности бесправным. Я – Правосудие, умеренное Милосердием»

Я нахожусь во мраке

Темной лунной ночи

С моими гончими псами

Где сходятся три дороги

Все пути ведут к перекрестку

И все они соблазнительны

Но только один из них можешь выбрать ты

Выбор создаёт окончание

И все начинания исходят из окончаний

Какой из них выберешь ты?

Каким путем пойдешь?

Хотя выбор за тобой

Я поделюсь с тобой тайной

Путь выбора – это вход в пустоту

Путь выбора – это позволение умереть

Путь выбора – это свободный полет

Оракул Богини, Эми София Марачински (Amy Sophia Marashinsky)

Автор статьи: Rowan Morgana

Образ Гекаты в эзотерике

Геката на картине Максмилиана Пирнера (1854 — 1924)

Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» относит к Гекате число 3, а также пишет, что Геката является одним из имен Луны. В Герметическом ордене Золотой Зари в посвятительном ритуале в степень Практика, 3°=8° упоминается «Животворное лоно Гекаты» в контексте «Халдейских оракулов».

На каббалистическом Древе Жизни, Гекату можно отнести к следующим сефирот: Бине как Великой Матери, к Йесод как Луне и Малкут как дочери. В древности Гекате был посвящен кроваво-красный цвет. Поэт Пиндар называет Гекату «обутою в красное» (Пиндар. Пеан 2, фр. 52b).

Алистер Кроули в «Книге 777» соотносит Гекату с 13-м путем Древа Жизни, буквой Гимел иврита и арканом Жрица. «Геката — злая Луна», отмечает он. В «Видении и Голосе» Кроули связывает «Видение
Посвящения Гекаты» с 27 эфиром ZAA и арканом «Искусство», символизирующим алхимический процесс соединения противоположностей и соответствующий пути Самех, связывающему сефиру Йесод (Луну) с Тиферет (Солнцем). Как поясняет Кроули:

Ода Гекате содержится в поэме Алистера Кроули «Орфей»:

О, тьма троякая! О, мрачное величье!
О ты, луна, сокрытая от смертных!
О, грозная охотница! О, демон,
Царящий над утратившими царство!
О, лоск и горечь выхоленной груди!
Сосцы твои кровью полны!
Укрывшись от кроткой весны,
Несу тебе жертвенный дар
Туда, где мерцает кладбищенским светом алтарь. Вот подношенья: черная собака;
Цветок ночной,
Взращенный в сумерках и сорванный во мраке,
Под тающей луной,
В полночный час, не чающий рассвета;
И черный агнец этот,
Из лона черной матери закланной. Прими дары, богиня, и внемли,
Как пробуждает песнь из-под земли
Твой жрец избрáнный.

На этом берегу, над Океаном,
Где полоса прилива рассекает
Дорогу тьмы, стекающую в бездну,
Прильну неизреченным поцелуем
К верховной тайне твоего желанья
И пламя во мгле разожгу,
Когда соберутся в кругу
Послушные лире моей
Свирепые стриги и стаи твоих упырей. Когда меня обступят привиденья
И вкруг пойдет
Под звуки гробового песнопенья
Бесплотный хоровод,
И призраки, робея, лица скроют
Передо мною,
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Свою дочь, родившуюся в июле 1904 года от Розы Келли Кроули назвал «Нуит Ма Ахатхор Геката Сапфо Иезавель Лилит Кроули».

В Викке Геката отождествлятся с аспектом «старухи» «Тройной Богини».

«Будет Лемурий ночных свершаться обряд стародавний:

Манам безмолвным тогда жертвы начнут приносить».

ты, благодатная, мне, одолев заблуждений плетенья,

редкую веру даришь и рока истоки вскрываешь

древнего, – будь же ты мне утверждением данных обетов!

ГЕНЕАЛОГИЯ

Богини Диана и Геката на гравюре XVII века

С древних времен Гекате поклонялись как богине дома. Деревенская ведьма, или ведунья, живущая на границе этого и Другого миров. Когда она пересекает границу, то часто встречает Духов, добрых и злых. Она психопомп (посредница между живыми и мертвыми, Духами и людьми), проводник душ. Геката — Anassa Enveri, Королева мертвых, Бледная Мать, Госпожа Костей, Королева призраков и теней. Как Phileremos, Возлюбленная Одиночества, она посещает кладбища и безлюдные перекрестки в поисках потерянных душ, и ведет их домой, в Иной Мир. Ведьмы всего мира, в прошлом и настоящем, призывали Гекату во время некромантической работы. В VII веке епископ Нуайона Элегий писал своей новообращенной пастве во Фландрии о том, что «ни один христианин не должен воздавать или хранить какую-либо преданность богам тривии».

Поэт Гесиод упоминает присущие Гекате благодетельные функции: охота, пастушество, военное дело, разведение коней, помощь людям в их общественной деятельности в суде и народном собрании.

Роль Гекаты как хранительницы входов, в середине пятого века до н. привела ее к фессалийской богиней Энодией, чье имя означает «Путешествующая». Эта функция, по-видимому, имеет некоторое отношение к иконографической ассоциации Гекаты с ключами, а также может быть связана с ее изображениями с двумя факелами, которые, будучи расположенными по обе стороны от ворот или двери, освещали непосредственное пространство и позволяли идентифицировать посетителей.

Геката может быть грозной Богиней. Она «Бримо», Злобная, посылающая раздор тем, кто с ней сталкивается. Она Deinos, Страшная Богиня, приносящая смерть и разрушения. Ее Адские Псы крадутся в ночи, охотясь на злых Духов и людей.

Благодаря ассоциации Гекаты с границами и пограничными пространствами между мирами она считается хтонической богиней преисподней. Как обладательница ключей, которые могут открыть врата между мирами, считается, что она может открыть врата смерти. В I веке нашей эры римский поэт Вергилий описал вход в ад как вход в «рощу Гекаты». Греческие магические папирусы описывают Гекату как хранительницу ключей от Тартара и отождествляют ее с богиней Селеной. Подобно Гермесу, Геката осуществляет роль хранительницы не только дорог, но и всех путешествий, включая путешествие в загробную жизнь. В искусстве и мифах она изображена вместе с Гермесом, ведущей Персефону из подземного мира, освещающей ее путь своими факелами.

Геката считается богиней колдовства. В Гекате, как о богине колдовства, писали греческие трагики Софокл и Еврипид. В своей поэме «Фарсалии» римский поэт Лукан рассказывает как ведьма Эрихто призывает Гекату для совершения некромантического ритуала.

Отожествление Гекаты с Луной имеет достаточно позднее происхождение. Никаких произведений искусства до римского периода, связывающих Гекату с Луной не существует. Однако впоследствии Геката рассматривалась как тройственное божество, отождествляемое с богинями Луной (луной) в небе и Дианой (охотой) на земле, в то время как она сама представляет подземный мир.

Румыния

В Национальном музее Брукенталя, который расположен в румынском городе Сибиу, хранится статуя Гекаты с многочисленными рисунками на её поверхности. В руке она, возможно, раньше держала факел.

Богиня Геката, скульптура. Национальный музей Брукенталя. Сибиу в Румынии.

Болгария

В Археологическом музее г. Несебр в Болгарии хранится ещё одна тройная статуя богини Гекаты, которая хорошо иллюстрирует суть этой богини и её культа. Этот музей посвящён истории города, который до 1934 г. Месемврия. Сначала на этом месте было фракийское поселение, позже его колонизировали греки и создали свой полис.

Статуи богине тьмы Гекате не всегда изображались тройными. Подобные изображения, судя по найденным при археологических раскопках работам и сохранившимся текстам, начали появляться в V в. до н.

Очень часто все три богини, которые и составляли в совокупности Гекату, окружали колонну или столб. При этом они иногда держали в руках различные предметы, такие как кинжал, ключи или даже змеи. В скульптуре Несебра в руках богинь тоже заметны некие предметы, но разобрать, что это такое, по очертаниям достаточно сложно.

Подобные скульптуры Гекаты назывались гекатейон. Гекатойоны представляли собой статуи, которые устанавливались на перекрёстках или у входа в здание. Их ставили не храмов. Рядом с жилищами обычных людей они тоже могли встречаться. Такие сооружения подчёркивали функцию Гекаты как богини перекрёстков, входов, переходов, т. всего, что было связано с границами.

Подобные места в сознании древних людей ассоциировались не только с физическим переходом, но и с границами между миров, например, миром мёртвых и живых. Сама Геката порой представляла собой проводницу между этими двумя мирами. По облику этой скульптуры Гекаты как раз можно изучить гекатейон. Девушки окружают колонну и смотрят каждая в свою сторону.

Несебр

Геката, богиня перекрёстка. III в. до н. Археологический музей в г. Несебр, Болгария.

НИКТА ПРИБЕГАЕТ К КОЛДОВСТВУ

Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора.

Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки,

Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке

И омочила власы и трижды уста разрешила

Воем; потом, опершись коленом о твердую землю,

Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь

Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов!

Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы,

Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь!

Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам

На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю

Бурного моря волну и волную безбурное море;

Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я;

Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья;

Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы,

Двигаю я и леса; велю – содрогаются горы,

И завывает земля, и выходят могильные тени.

Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница

Ночь и полночных богов из Эреба, из Хаоса кличет,

Молитвословье творит завыванием долгим Гекате.

С мест повскакали своих – сказать удивительно! – рощи,

И застонала земля, побледнело вдруг дерево рядом,

Крапом меж тем на лугу заалели кровавые капли,

Камни и те издают как будто глухое мычанье;

Лают как будто бы псы; земля в отвратительных змеях

Лоснится, а над землей – прозрачные души порхают».

Россия

Шестирукая Геката со своими атрибутами (факел, кинжал, плеть). Слепок с инталии (ювелирное украшение с рельефом). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Небольшой алтарь с надписью, посвящённой Гекате. III в. до н. Петербургский Эрмитаж, Россия.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий