- Окружение Аида
- Подробности
- Загробный мир в древнегреческой мифологии
- Царство Аида
- Тартар
- Загробный мир в славянской мифологии
- Происхождение Аида
- Бог подземного мира — сканворд
- Суд Аида
- Загробный мир египетской мифологии
- Становление Аида
- Легенды об Аиде
- Аид и Персефона
- Аид и Геракл
- Аид и Сизиф
- Аид и Пирифой
- Аид и Орфей
- Аид и Асклепий
- Внешность и атрибуты Аида
- Аид в своем царстве
- Загробный мир скандинавской мифологии
- Хельхейм
- Вальхалла
- Бильскирнир
- Фолькванг
Окружение Аида
Принято считать, что царством мертвых правили Аид и Персефона, да и только. Но это совсем не так. У Аида было множество помощников и слуг, которые ему в этом помогали. Так, например, Аиду подчинялись ужасные существа и боги, для которых не нашлось места на Олимпе или в мире живых. Самыми известными сподручными Аида были:
- Геката – внучка титанов, богиня лунного света, колдовства и всего таинственного и магического в мире. Считалась трехголовой и трехликой.
- Гелло – ведьма, о которой ходили слухи, что она пожирает детей и младенцев.
- Танатос и Гипнос – братья-близнецы. Танатос считался олицетворением самой смерти, а Гипнос – был богом сна и сновидений. Считалось, что именно Танатос перерубает жизненную нить человека, а затем Гипнос накладывает на него вечный сон.
- Харон – перевозчик по реке Стикс. Именно он, за плату в 1 монету (которую покойнику клали под язык), перевозил мертвые души через реку, дабы она попала на другую сторону, в царство мертвых. Никогда Харон не перевозил никого обратно (за редкими исключениями, как, например, в случае с Орфеем или Гераклом).
Харон перевозил только те души, чьи тела были похоронены. Остальные же навечно вынуждены были оставаться еще на берегу Ахеронта, так и не обретя покой.
Асклаф (сын Ахеронта) – считался садовником Аида, ибо даже в царстве мертвых существовали растения.
Помимо этого, Аиду прислуживали и ужасные существа.
- Так, например, известно о 50-головой Гидре, которая сторожила вход в Тартар, в Аиде.
- Кампа – существо, которое обитало непосредственно в Тартаре и охраняло циклопов, пока Зевс его не убил.
- Цербер – охранял вход в Аид, не позволяя душам покинуть его пределы.
- Эмпус – демонша, из разряда современных вампиров. Но в те времена она просто считалась родственницей Эриний и испивала кровь спящих.
Как видите, Аид изначально не был таким уж пустым. Да и древние греки явно знали способы, которыми туда можно попасть, о чем свидетельствует множество легенд о героях.
Царство мертвых греческая мифология описывает как очень мрачное место. Каким образом бог подземного мира Аид стал верховным правителем царства мертвых и смог превратить его в темное царство. В древнегреческой мифологии были Боги смерти и подземного мира:
- Аид — бог подземного царства мёртвых;
- Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры;
- Минос — судья царства умерших;
- Радамант — судья царства умерших;
- Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений;
- Мелиноя — богиня духов, одна из служанок Аида. Присматривает за не упокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных;
- Керы — духи войны, насилия, болезней и немощей. Питаются кровью погибших;
- Танатос — бог смерти;
- Гипнос — бог забвения, сна, брат-близнец Танатоса;
- Эринии — богини мести.
Подробности
Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней — Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания — Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни. А царство самого Аида описывали, как мрачные поля с бледными полями. Там обитают бесплотные невесомые души, которым жалуются на унылую жизнь без света и желаний. И в этом царстве раздаются тихие стоны, как шелест увядших листьев. Вернуться же из царства печали Аида нет никакой возможности. Неудивительно, что греки боялись попадать сюда. Мрачный Аид считался олимпийским богом, поднимаясь наверх по делам. Его женой была Персефона, дочь Зевса и Деметры. Отец разрешил ей две трети жизни проводить на земле. С царством мертвых и Аидом связано немало легенд. Тут и Сизиф, который за свой обман смерти был приговорен вечно поднимать один и тот же камень. А Орфею в знак признания его талантов Аид даже разрешил забрать свою Эвридику. Были у Аида и свои бессмертные помощники — чудовища и божества. Самым известным из них является Харон, который перевозил умерших через реку Стикс.
- Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.
- Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон — безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых — попадались и такие — Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.
- Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.
Во многих культурах Бог смерти включён в их мифологию и религию. Смерть, как и рождение, является одной из основных частей человеческой жизни, поэтому эти божества зачастую могут быть одними из самых важных божеств религии. В небольшом количестве религий с единственным сильным божеством, как источник вероисповедания, бог смерти — антагонистическое божество, против которого борется первичное божество.
Соответствующий термин культа смерти чаще всего используется как унижающее слово, чтобы обвинить определённые группы в нравственно-отвратительных методах, которые не устанавливают ценности на человеческой жизни, или которые, кажется, прославляют смерть как нечто положительное само по себе. В отношении культов, содержащих элементы поклонения божествам смерти (преимущественно оккультного толка) иногда также применяется термин «танатолатрия».
Орден розенкрейцеров Д
Розенкрейцеры — древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.
Развитие магических способностей
Развитие своих «экстрасенсорных мышц» — это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.
Мантры очищения души и тела
Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.
Скандинавские богини красавицы
Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.
Цыганский гипноз наизнанку
Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.
Мантра богатства и процветания
До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.
Загробный мир в древнегреческой мифологии
В древнегреческой мифологии загробный мир описан достаточно подробно. Именно эти рассказы легли в основу описания Ада во многих современных творениях. Собственно говоря, греки представляли собой загробный мир, состоящим из огромной территории. Глобально мир мертвых делился на 2 части, на Аид и Тартар, поэтому давайте немного подробностей о каждом из этих миров.
Царство Аида
Все мы знаем, что Аид получил свой престол в результате жребия. Это случилось после победы над Кроносом. Зевсу досталось небо, а Посейдону – моря и океаны. Неизвестно, каким было царство умерших до появления в нем официального правителя, ибо в те времена упоминался исключительно Тартар, как бесконечная черная бездна, наполненная Хаосом и обладающая собственным разумом.
Что касается описания царства Аида, то оно упоминается во многих древнегреческих легендах, связанных с различными героями. В отличие от других мифологий мира, древние греки знали, где находится вход в царство мертвых и некоторые из них даже путешествовали туда.
Когда было создано царство Аида?
Мифология не дает подробного ответа на этот вопрос. Изначально упоминается один лишь только Тартар, однако, когда Зевс, Посейдон и Аид делили правление, то этот мир уже был. Вполне вероятно, что Аид появился тогда же, когда появился и Тартар, а правил им кто-то из титанов, чье имя до нас не дошло.
Таковым является Геракл, который отправился в Аид за Цербером, или Тесей и Пирифой, которые пытались похитить Персефону, Орфей, который пытался высвободить жену и многие другие. Каждая из этих легенд раскрывает перед нами подробности, каждая из них по-новому описывает нам царство Гадеса, но по большей степени истории схожи друг на друга и дают достаточно подробное описание загробного мира.
Что касается описания Аида, то мы наверняка знаем, что он располагался либо глубоко под землей, либо в трещинах скал, которыми в изобилии обладала древняя Эллада. Именно поэтому туда не проникал ни один луч солнца, а от того все в царстве были печальны. Также мы знаем, что в царстве Аида протекали 5 рек:
- Стикс.
- Ахерон.
- Лета.
- Коцит.
- Флегетон.
Каждая из них предназначалась для особой категории погибших. Гермес собирал души мертвых на земле и переносил их на берег Стикса, где передавал души Харону, который переправлял их на другой берег Стикса.
Но не всех перевозил Харон, а только тех, кому родственники или близкие люди на погребальном костре закрыли глаза монетами, которыми человек и расплачивался с Хароном в загробном мире, за перевозку. Если погребение было совершено не по правилам, то души умерших вынуждены были вечно скитаться по берегу Стикса, без надежды попасть с царство мертвых и без надежды вернуться в царство живых.
При этом вход в Аид охранял Цербер, и никакая душа не могла покинуть Аид без дозволения его владыки. В Аиде были и другие страшные существа, которыми управляла Геката. Но все они также подчинялись и Аиду.
Вместе с Аидом царством правила и его супруга Персефона. В слугах у них был боги Гипнос и Танатос, а также судьи – Минос, Эак и Радамант. Были тут и грозные Эринии – богини мщения, а также другие божества, отвечающие за сновидения. Ну и конечно же, царство Аида было испещрено множеством различных духов, причем как духов воинов, так и простых людей.
Кроме того, реки Аида переносили людей в разные его уголки. Так, например, была в Аиде земля, куда попадали души людей, не определившихся по жизни, кто они – грешники или праведники. Такие души отправлялись на реку Лету, где они лишались памяти, а впоследствии получали шанс возродиться и, наконец-таки, определиться с выбором.
Ну и последняя достопримечательность Аида – это Елисейские поля. Сюда попадали души праведником и они, чаще всего, перерождались на земле.
Тартар
А вот куда более страшное место – это Тартар. Судя по всему, он существовал изначально, а возможно он даже древнее нашего мира. Это глубочайшая и бесконечная бездна, расположенная глубоко под царством Аида. Именно в Тартар были свергнуты титаны, во главе с Кроносом. Это место – последняя инстанция. Сюда попадали те, кто был неугоден богам и приносил им слишком много хлопот. Это не только титаны, но и ужасные чудовища, побежденные героями, а также души отъявленных грешников.
Так, например, в Тартар попали все дочери Даная, которые убили своих мужей. По легенде они до скончания веков вынуждены были наполнять водой бездонную бочку. Тут же находился и Сизиф, который, за свои преступления, вынужден бесконечно закатывать валун на гору, но тот, едва достигнув вершины, скатывается вновь и вновь.
Что касается описания Тартара, то он считался подземным небом. Легенды гласят, что он окружен 3 слоями мрака, которые создал бог Эреб. А поверх этого, Тартар был окружен медными стенами, созданными Посейдоном. В этих стенах были ворота, которые стерегли сторукие гекатонхейры, дабы все пленники Тартара не могли сбежать. Ну а что касается его размеров, то легенды гласят, что брошенные в Тартар достигали дна только спустя год, как их туда бросили, да и то, если повезет с «попутным» ветром.
Загробный мир в славянской мифологии
А вот наши предки, славяне, относились к смерти самым интересным образом. Дело в том, что тут прослеживаются частички других мифологий. Это дает нам возможность предположить, что славяне были более тесно связаны с представителями других стран, а значит и мифологий. Например, много общего у нас со скандинавами, с египтянами и греками, и даже с индусами и китайцами. Но не будем забегать наперед и расскажем вам о загробном мире славян по порядку.
Итак, если вы читали наши предыдущие статьи по славянской мифологии, то наверняка знаете, что наши предки делили мир на 3 равные части, на Явь, Навь и Правь – мир живых, мир мертвых и мир богов, настоящее, прошлое и будущее, соответственно.
Вот как раз в царство Нави и попадали все умершие. Считалось, что для этого они должны пройти по Калиновому мосту, который стоял над огненной рекой Смородиной. Река эта также разделяла миры между собой, чтобы живые и мертвые не шастали между мирами. Так велели боги.
Однако, при необходимости живые могли попасть в мир Нави. Так, например, в наших сказках есть упоминания, когда после долгой дороги главные герои попадают в междумирье, и если они доказывают, что их цель действительно важна, то местные жители (баба-Яга или другие персонажи) даже помогают им.
На самом деле, в отличие от других мифологий, мир Нави не был таким ужасным. Это прекрасный мир, который по красоте своей уступал лишь Прави. В Нави не было боли и страдания. Там находились наши предки, здесь души могли переродиться, а могли остаться жить вечно, со своими родными и близкими.
Изначально мир Нави начинался с преддверия. Здесь собирались души, которые еще не прошли этап забвения, т. души эти помнили себя в прошлой жизни. Впоследствии они переходили реку забвения, но это только лишь часть пути по миру Нави. После этого души попадали в темный мир, где не было ни времени, ни пространства, ни расстояния. Были только души, которые следовали по своему пути.
Также в Нави было место, где скапливались души, умершие не своей смертью. Чтобы пройти дальше, эти души должны очиститься, а иначе они превращались в злых духов, которые изредка вырывались в мир Яви. Ну а души, которые хотели бы вернуться в Явь, должны были пройти через Пекло – огненные кольца. Только те души могли его пройти, кто прощал себя и близких, кто искренне раскаивался в своих злодеяниях.
Души же, прошедшие через все испытания, могли остаться жить в Нави, а могли стать духами, помогающими своим потомкам в мире Яви.
Во многом и целом все загробные миры похожи друг на друга, за небольшими различиями. Во многих мифологиях упоминаются реки, через которые лежат мосты, по которым и должны были пройти души умерших. Но во всех мифологиях это имеет одно и тоже значение – жизнь после смерти не прекращается, и в загробном мире человеку предстоит еще проделать длинный путь. На этом мы хотим закончить нашу историю. Надеемся, что она оказалась интересной и познавательной для вас. Мы же с вами прощаемся, всем удачи и до новых встреч.
Происхождение Аида
Как мы уже сказали выше, Аид был родным братом Зевса, а значит родителями его были Кронос и Рея. Ну а если вы читали уже нашу статью о Зевсе, то наверняка знаете, что детство будущих олимпийцев было далеко не блаженным, ибо отец их, Кронос (в свое время свергший с божественного престола Урана) получил от собственного отца предсказание, согласно которому его также свергнет его собственный сын.
Кронос ужаснулся предсказанию, и чтобы оно не сбылось, начал поедать собственных детей. Как мы уже знаем, все это продолжалось до тех пор, пока Рея вместо Зевса не подложила Кроносу камень, а впоследствии именно повзрослевший Зевс сумел остановить преступления отца и свергнуть его. Что касается Аида, то он, как старший брат Зевса, был сначала съеден отцом.
Почему Рея не остановила Кроноса раньше и не подсунула ему камень еще вместо Аида?
Легенда гласит, что она очень любила мужа. Она считала, что тот образумится, рано или поздно. Но видя, что этого не происходит, терпение ее лопнуло. Правда, на тот момент Крон уже съел нескольких своих детей, первым из которых и стал Аид.
Однако бессмертный, он, вместе с братьями и сестрами, продолжал существовать в чреве Кроноса до тех пор, пока Зевс, с помощью Метиды, не подсунул Кроносу блевотное зелье на пиру, от которого последний изрыгнул всех, ранее съеденных им, детей.
Стоит отметить, что Аид был первым ребенком, которого поглотил Кронос. Вслед за ним были рождены: Посейдон, Деметра, Гестия, Гера и Зевс. Это важно, т. по тогдашним традициям именно Аид, как первый отпрыск Крона, должен был занять место верховного бога, но стал им Зевс, который всех их спас.
Бог подземного мира — сканворд
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
Суд Аида
Прежде, чем обсуждать дальнейшую судьбу царства мертвых, вы должны знать еще одну особенность. Дело в том, что оно также делилось на несколько частей. Дело в том, что люди жили по-разному, соответственно жизнь после смерти их также должна была ждать разная, в зависимости от того, кто какие поступки совершал при жизни.
При этом важно, что абсолютно каждая душа была обязана пройти через суд. А самое интересное, что вершил суд далеко не сам Аид, а лишь его помощники. Это Эак, Минос и Радамант. Уж они всегда знали, куда и какую душу определить после смерти.
Как правило, судьбу душ решали Эак и Радамант. Первый был хранителем ключей от всех дверей в Аиде, а также отвечал за простых белых людей. Второй же следил за порядком в Элизиуме, а также был ответственен за азиатов. Что касается Миноса, то к его услугам прибегали лишь только в том случае, когда Эак и Радамант не знали, что делать с той или иной душой, ибо Минос считался мудрейшим из них.
Дальнейшая участь душ была такова:
- Люди, которые жили праведной жизнью – попадали в Элизиум (что-то вроде нашего рая). Как правило, тут находились или воины, погибшие за правое дело, или просто люди, которые не нарушали указов богов. Именно они пили из Леты, чтобы полностью забыться и продолжать существовать в радости и счастье.Что касается грешников, то, изначально Аид и его слуги придумывали персональные наказания для таких душ. Например, Сизиф был обречен заталкивать на гору камень, который всегда скатывался вниз, едва тот был близок к финишу. Тантал – был вынужден стоять в воде, под яблоней, но испить воды он не мог, ибо она сразу уходила в землю, а также не мог он и поесть, ибо яблоня вздымала свои ветви вверх. Иксион – был навечно привязан к вращающемуся колесу, а Данаиды были вынуждены бесконечно наполнять бездонную бочку.
- Люди, которые жили праведной жизнью – попадали в Элизиум (что-то вроде нашего рая). Как правило, тут находились или воины, погибшие за правое дело, или просто люди, которые не нарушали указов богов. Именно они пили из Леты, чтобы полностью забыться и продолжать существовать в радости и счастье.
- Что касается грешников, то, изначально Аид и его слуги придумывали персональные наказания для таких душ. Например, Сизиф был обречен заталкивать на гору камень, который всегда скатывался вниз, едва тот был близок к финишу. Тантал – был вынужден стоять в воде, под яблоней, но испить воды он не мог, ибо она сразу уходила в землю, а также не мог он и поесть, ибо яблоня вздымала свои ветви вверх. Иксион – был навечно привязан к вращающемуся колесу, а Данаиды были вынуждены бесконечно наполнять бездонную бочку.
Впоследствии, под влиянием других религий и культур, грешные души стали попадать в Тартар, где их также ждало серьезное наказание.
Загробный мир египетской мифологии
У египтян также есть несколько легенд, которые в красках описывают их загробный мир, который именовался Дуатом. Однако египетская мифология также является одной из самых древних и запутанных, из-за чего возникают определенные неувязки. Так, например, во времена Древнего царства владыкой Дуата значится Анубис, а уже в более поздней мифологии, владыкой Дуата называют Осириса (об это вы можете прочитать в наших статьях, посвященных этим богам). Но, вернемся к Дуату.
В плане отношения к умершим, египтяне значительно отличались от других народов. Дело в том, что смерти у них, как таковой, не существовало, а переход в мир иной являлся очередным жизненным этапом. Считалось, что мертвые существуют также, как и живые, что они также нуждаются в различных вещах и внимании близких.
Египтяне верили, что человек состоит не только из тела, но и еще из нескольких частей:
- Сах – тело.
- Ба – душа.
- Ка – жизненная сила.
- Ах – дух.
- Шуит – тень.
- Рен – имя.
Об этом есть даже легенда, когда человек захотел умереть, но дух его попросту отказывался спускаться в Дуат.
Египтяне считали, что в загробном мире они достигнут благополучия только в том случае, если они сохранят тело погибшего. Именно поэтому у них было широко развито бальзамирование. Кроме того, считалось, что каждый умерший должен достигнуть места, именуемого как Сехет Иару – что-то вроде христианского Рая. Однако человека могли заставить там возделывать поля. Именно поэтому в могилы людей клали статуэтки и другие приспособления, которыми можно было откупиться от работ.
Однако, любое загробное путешествие начиналось с того, что Анубис проносился над телом умершего и забирал его в царство Осириса. Там погибшему предстояло пройти суд, где его судили Осирис и еще 42 божества, восседающих в Чертоге Истины. Они способны были читать все поступки человека, которые тот совершал при жизни.
В конце суда человек, а точнее его душа, должен был поклясться, что не совершал поступков, неугодных богам, что не вредил другим людям и животным и т. , в общем что вел более-менее праведный образ жизни. Обязательно нужно было говорить правду и не давать клятвы, если ты вел грешный образ жизни.
После этого Анубис доставал сердце человека и клал его на одну чашу весов. На другую чашу весов клалось перо с головного убора богини Маат богом Тотом. Как итог, если сердце перевешивало перо, то человек умирал навсегда, а сердце его съедало чудовище. Если перевешивало перо – то человек обретал вечную жизнь и возможность попасть в Сехет Иару.
Становление Аида
Аид был одним из тех богов, который выступил на стороне Зевса в Титаномахии — войны между богами, представляющих стороны Зевса и Кроноса и продлившаяся 10 лет. Немало пользы принес Аид на поле битвы, благодаря своим способностям.
Однако, даже такие сильные боги, как Зевс, Посейдон и Аид, объединившись с другими богами, не могли противостоять всесильному титану Кроносу и его подопечным. Так продолжалось до тех пор, пока Рея не подсказала Зевса выпустить из Тартара Гекатонхейров, которые и поставили точку в войне.
Существует легенда, согласно которой, Зевса и его сторонников титаны загнали на Олимп, в результате чего они и стали именоваться олимпийцами.
По окончании Титаномахии, между тремя братьями разгорелся спор, кто же будет теперь править миром, кто станет верховным богом? И действительно, вопрос был серьезный, и, как водилось в то время, на правящую должность выдвигались наследники Кроноса мужского пола. Ими стали Зевс, Посейдон и Аид.
Долго спорили братья над тем, кто же из них более достойный. С одной стороны — Аид и Посейдон обладали правом перворожденных, с другой стороны — младший Зевс, без которого они бы продолжали находиться в чреве Крона.
По итогу они решили разделить власть в мире волею случая, бросив жребий. Так, например, Зевс стал владыкой небес (это уже позже его начали величать верховным богом). Посейдон стал владыкой морей, рек и океанов. Аиду же досталась самая незавидная участь — он стал владыкой подземного царства.
Легенды об Аиде
В отличие от других богов, об Аиде греки сложили очень немного сказаний, ибо уж очень сильно они боялись прогневать владыку царства мертвых, поэтому даже упоминать они старались его только прозвищами. Однако до нас дошло несколько историй, связанных с Аидом, и сейчас мы их вам поведаем.
Аид и Персефона
Пожалуй, самой известной легендой об Аиде является способ его женитьбы. Легенды гласят, что никто из смертных и бессмертных не хотел выходить замуж за владыку царства мертвых. И дело даже не в том, что Аид был ужасен собой, дело в том, что девушки просто не хотели себя «хоронить заживо».
Существует легенда о нимфе, в которую Аид влюбился и похитил. Однако от горя она умерла и была превращена в дерево. Тогда Гадес обратил внимание на юную Персефону, дочь Зевса и Деметры. Легенда гласит, что он выждал, пока красавица останется одна на лугу, вблизи озера, после чего земля разошлась, из-под нее вылетел Аид, на своей колеснице и похитил юную Персефону (по одной из легенд – при помощи Зевса и по его наущению).
Деметра же, видя, что ее любимая дочь пропала, стала искать ее, а когда узнала правду, то настолько отчаялась, что полностью перестала выполнять свои обязанности (была богиней плодородия). В результате этого наступили голодные времена. Люди и боги стали молить Зевса о том, чтобы он вызволил Персефону. Громовержец сжалился над ними и приказал брату отпустить девушку.
Однако Аид был еще тот хитрец. Он заставил Персефону проглотить несколько гранатовых зерен, тем самым привязав ее к себе и царству мертвых. Выход был только один и Зевс им воспользовался. Он велел Аиду отпускать красавицу к матери на время.
Легенда гласит, что Персефона была вынуждена проводить пол года в Аиде, пол года с матерью на Олимпе. Другие источники говорят, что в Аиде Персефона должна была проводить треть времени. Как бы там не было, когда она возвращалась к Деметре – все живое расцветает, когда уходила в Аид – все увядает. И так по сей день.
Можно сказать, что брак Аида и Персефоны был образцовым, ибо владыка подземного мира чуть ли не единственный, кто оставался верен жене. Правда, Персефона была той еще штучкой. Однажды Аид слегка увлекся нимфой Минту. Но и этого хватило, чтобы пробудить ревность красавицы. Именно она превратила нимфу в мяту, даже при том, что та, по сути, была не виновата.
Аид и Геракл
Дважды сыну Зевса суждено было столкнуться с Аидом. В первый раз Геракл вынужден был спуститься в Аид, дабы забрать оттуда Цербера, которого потребовал коварный Эврисфей. Аид разрешил герою сделать это с тем условием, что Геракл должен был сам заставить пса пойти с собой, но при этом не использовать оружие. Как мы все знаем, Геракл сумел выполнить свой 12, самый опасный подвиг.
Второй раз Аид столкнулся с Гераклом во время войны последнего с царем Нелеем, правителем Пилоса. Они поклонялись Аиду, поэтому тот выступил в войне на их стороне. Однако Геракл не просто так считался полубогом. В этой войне он так сильно ранил Аида в плечо, что тот вынужден был покинуть свое царство и отправиться на Олимп, чтобы излечиться.
Аид и Сизиф
Мы уже упоминали о том, что Сизиф был жестоко наказан в Аиде, но не сказали за что. О своей смерти он знал заранее, поэтому предупредил жену, чтобы та его не хоронила. Когда он умер, то попросил Аида и Персефону, чтобы они отпустили его в мир живых, дабы он наказал жену за то, что она его не хоронит.
Аид разрешил ему это, однако хитрый Сизиф воскрес и лишь только хвастался, что сумел обмануть саму смерть. Тогда за ним прислали Гермеса, который силой доставил его в Аид, а Сизиф и по сей день вздымает камень на гору.
Аид и Пирифой
Легенда гласит, что Пирифой влюбился в Персефону и возжелал отобрать ее у Аида. Легенда гласит, что знаменитый Тесей был обязан ему клятвой, поэтому на дело Пирифой взял его с собой. Им удалось добраться до входа в Аид, где их встретил сам владыка мертвых. Наглецы востребовали, чтобы он немедленно им отдал свою жену.
Не стал напрасно гневаться Аид, а лишь только попросил путников присесть на камень, пока он пойдет за Персефоной. Как присели путники, так больше и не смогли никогда встать. Впоследствии Тесея освободит Геракл, когда придет за Цербером. Его Аид и Персефона отпустили, но жадный Пирифой и по сей день сидит на том камне.
Почему Аид отпустил Тесея, но не отпустил Пирифоя?
Тесей и Перифой были чуть ли не названными братьями. Однажды, они поклялись жениться на дочерях Зевса. Сначала они похитили Елену (дочь Зевса и царицы Леды). Бросив жребий, она досталась Тесею. Пирифой же не нашел для себя на земле достойных кандидатур и воспылал страстью к Персефоне. Тесей пытался отговорить друга, но тщетно, а т. его связывала клятва, то он отправился помогать другу. По итогу Тесея Аид пощадил, а Пирифоя – нет.
Аид и Орфей
Однажды случилось великое несчастье. Орфей – великолепный певец и музыкант того времени, потерял свою жену, которую сильно любил. В отчаянии, он отправился в Аид, сумел усыпить Цербера, и даже старик Харон потерял бдительность и перевез живого на другой берег Стикса.
Что и говорить, даже Аид и Персефона растрогались жалобным звукам арфы Орфея, которая полностью показывала его отчаяние. Песня и музыка настолько растрогали правителей подземного мира, что они разрешили Эвридике покинуть Аид, но с тем только условием, что Орфей не будет на нее смотреть, пока они не выйдут на свет.
Как все мы знаем, практически у самого выхода Орфей не выдержал и обернулся посмотреть на Эвридику, после чего та умерла окончательно и бесповоротно.
Аид и Асклепий
Как вы уже, наверное, поняли, Аид обладал способностью воскрешать мертвых. Но случилось так, что великий врачеватель Асклепий также познал эту тайну, из-за чего приток душ в Аид немного остановился.
Разгневанный Аид увидел, что творит простой смертный, не выдержал и попросил Зевса убить наглеца. Впоследствии Зевс поразил Асклепия молнией, за что потом на него сильно разозлился Аполлон, который по итогу чуть не загремел в Тартар.
Вот такой он Аид, дорогие читатели. Грозный, властный, ревнивый – он один из трех владык мира, правитель подземного царства, владыка теней и судеб. Да, его боялись и уважали, ибо смерть – неотъемлемая часть жизни. А раз так, то за нее кто-то должен отвечать, и лучшего кандидата на это, чем Аид – просто не найти.
Внешность и атрибуты Аида
Что касается внешности Аида, то по сравнению с другими богами он намного реже появлялся на картинах, вазах и храмах. Также было создано и очень не много статуй, и еще меньшее их количество дожило до наших дней. Именно поэтому о внешности Аида ученые спорят до сих пор.
Одним из основных источников, описывающих Аида, является Гомер, который в Иллиаде и Одиссее достаточно подробно описывает бога, а главное — он говорит, что Аид является практически полной копией Зевса с тем только отличием, что на него сильно повлиял подземный мир.
Так, например, Аид описывается, как статный мужчина, возрастом около 40-45 лет, обладающий вьющейся бородой и волосами до плеч. В отличие от Зевса, волосы которого больше отливали в рыжий цвет, волосы Аида были черными, иногда — с проседью.
Но самой явной отличительной чертой Аида стали его глаза. Бледные, усталые, покрытые белесой пеленой — их называли мертвыми. Существуют картины, на которых Аид изображается с запрокинутой головой. Считалось, что это его постоянная поза, ибо он опасался смотреть на кого-либо и тем более, встречаться с кем-либо взглядом, ибо эти глаза моментально наполняли душу собеседников Аида ужасом, и лишь только сильнейшие боги могли ему противостоять.
Что касается тела Аида, то он подавался как высокий и мускулистый мужчина средних лет. Правда, от постоянного нахождения под землей, кожа Аида стала очень бледной, и даже прозрачной, если можно так выразиться.
Что касается атрибутов Аида, то в мифологии встречаются несколько упоминаний о различных предметах-артефактов, которые помогали не только богам, но и греческим героям. Давайте вкратце расскажем о каждом из них:
- Местом Аида в подземном мире, является большой золотой трон, стоящий строго по центру главного зала царства Аида. Существует легенда, которая говорит о том, что данный трон был выкован самим Гефестом.
- Как мы уже сказали выше, иногда Аиду было необходимо подняться на Олимп, либо же просто попасть в мир смертных, по каким-то своим делам. В этом случае он путешествовал на огромной колеснице, в которую запрягали 4 черных коней. Однако чаще всего Аид на ней просто объезжал свои владения, ибо считалось, что он самолично сторожит все души и тени покойников.
- Волшебный шлем Аида — это, пожалуй, самый известный артефакт в мире, который множество раз упоминается не только в греческой мифологии, но и в других мифологиях мира. Легенда гласит, что этот шлем (по другим версиям — шапка или шляпа) делали своего носителя невидимым. Этот дар Аид получил от циклопов, которых Зевс, с его помощью и помощью Посейдона, освободил из Тартара во время Титаномахии. Считалось, что тогда же Посейдон получил свой трезубец, а Зевс — молнии.
- Двузубые вилы — также подарок циклопов. Видимо, Аид все же сыграл в их освобождении ключевую роль. Считалось, что на вилах этих изображен символ Цербера.
- Рог изобилия. По сути — это рог огромных размеров, который наполнен различными богатствами и снедью. Греки считали, что именно из этого рога Аид выбирает богатство, чтобы отблагодарить особо верных людей.
Несмотря на это, считалось, что главных артефактов у Аида 2 — это шлем и двузубец, в которых и была заключена основная часть его силы.
Аид в своем царстве
Что и говорить, греки хоть и почтительно относились к смерти, но у них она не имела такого важного значения, как, например, у тех же египтян. Возможно, это одна из многих причин, по которой Аид считался у греков самым нелюбимых богов, опережая в этом даже Ареса.
О нелюбви к Аиду явно говорят все факты. Например, у него было прозвище — Гадес. Произносить же его имя — считалось делом не только опасным, но еще и глупым, ибо это лишний раз привлекало к себе взор владыки подземного мира, а раньше времени туда никто не стремился. Римляне, кстати говоря, полностью переняли у греков отношение к своему Плутону.
Впоследствии образ его слегка смягчился, о чем говорят истории, когда греческие герои сумели попасть в царство мертвых, а после — вернуться оттуда невредимыми. Аид стал не только богом смерти, но и богом плодородия, а также владыкой богатств, которые хранит в себе матушка-земля. Впоследствии он еще и женился на Персефоне, которая была призвана отвечать за плодородие и, так сказать, хлеб насущный.
Несмотря на то, что Аид по договору вынужден был постоянно обитать в своем подземном царстве, он все же считался олимпийцем. Более того, он нередко показывался и на Олимпе, особенно, когда дела богов шли не лучшим образом.
В мифологии Аида называют самым гостеприимным богом. И не удивительно, ведь не одному человеку не удалось избежать его суда, ни один смертный не смог обмануть свою судьбу и избежать потустороннего мира. Не удивительно, что хозяин этого мира вызывал у древних греков ужас и страх настолько, что те боялись даже его имени.
Но, как мы уже сказали ранее, впоследствии образ его немного смягчился. Греки стали считать Аида дарителем земных благ и богатств. В результате, Аид получал жертвы ничуть не реже, а то и чаще других богов. Единственное отличие — ему всегда преподносили жертвы скота черного цвета.
Загробный мир скандинавской мифологии
А вот древние викинги к вопросу смерти подходили с куда большим потенциалом и энтузиазмом. У них тоже был свой загробный мир, который назывался Хельхеймом. Однако не все души попадали туда. Например, души воинов забирали Валькирии и призывали их на службу к Одину, чтобы они еще раз сразились в день Рагнарека. Кроме того, у Тора также был дворец Бильскирнир, самый большой в Асгарде. Туда также попадали воины после смерти, но только те, которые еще при жизни присягнули Тору в верности. А также был Фолькванг, богини Фрейи. Можно сказать, что у викингов было целых 4 загробных царства, так что давайте рассмотрим их все.
Хельхейм
Дословно название этого мира означает «владения Хель». Поэтому иногда данная земля называется либо Хельгард (земля Хель), либо просто Хель. Интересный факт, именно название этой земли дало название последующему Hell – Ада у европейцев.
Хель – это дочь Локи и великанши Ангрбоды. Считалось, что кожа ее либо красно-синяя, либо черно-сине-бледная. Однако внешность богини была далека от идеала. Она была огромных размеров и превосходила даже многих великанов ростом и силой. Кроме того, считалось, что ниже пояса у нее не ноги, а какие-то пятна со следами разложения.
Рождение Хель, Йормунганда и Фенрира не предвещало ничего хорошего, поэтому мудрый Один сразу при рождении приказал доставить детей Локи к нему. И каждого из них он отправил в свои миры. Однако Хель, в этом плане, повезло больше, чем братьям. Ее отправили в нижние миры, а именно в Нифльхейм, где она и основала царство Хельхельйм.
Скандинавские легенды гласят, что Хельхейм был покрыт вечными туманами, что это темное, страшное и холодное место, куда попадали все умершие, кроме великих воинов. Сложно сказать, было ли это наказанием, либо неизбежностью, но до нас не дошла информация о том, как чувствовали себя души умерших в Хельхейме.
Вальхалла
А вот тут прослеживается и воинственная натура викингов. Именно в бою можно было заслужить вечную жизнь в пирах и сражениях. Разве может быть что-то лучше, для обычного воина? Однако попадали туда только самые искусные и самые мастеровитые воины, т. место в Вальхалле нужно было заслужить.
Легенды гласят, что Один лично следил за всеми сражениями и лично отбирал себе «гвардию», которую ему доставляли Валькирии. В Вальхалле воины постоянно сражались друг с другом, оттачивая свое мастерство до совершенства. Любые травмы сразу же залечивались, а отрубленные конечности – восстанавливались. А в перерывах между сражениями, воины постоянно пировали и прислуживали им никто иные, как валькирии.
Бильскирнир
Не будем сильно многословными. Это дворец Тора, где он обитал вместе со своей семьей, а также с воинами, которые присягнули ему при жизни. Можно сказать, что Бильскирнир – это, своего рода, Вальхалла Тора, куда попадали только верные ему воины.
Фолькванг
А это уже покои богини Фрейи. Удивительно, но половина воинов, погибших в бою с оружием в руках, отправлялась на услужение к Фрейе. Таким образом, войско Фрейи было ничуть не меньше и ничуть не хуже, чем у самого Одина. Однако, в отличие от Вальхаллы, в Фолькванге воины наслаждались миром и покоем, а также обольстительным обществом прекрасной богини. Вполне возможно, что им даже что-то перепадало от нее.
Чьи воины были лучше – Одина, Фрейи или Тора?
Если рассматривать изначально, то все они были равны. Однако только в Вальхалле воины постоянно совершенствовали свои навыки, а значит и самые сильные, ловкие и умелые воины были среди подопечных Одина.
В разных религиях мира есть божества, которые непосредственно связаны со смертью. В одном случае — это проводники душ в другой мир, в другом — подземные божества и правители загробного мира, а в третьем — тот, кто забирал душу человека в момент смерти. Интересно, что все эти существа управляли мертвыми, но никак не определяли, сколько же человеку жить.
Для человека смерть, как и рождение, является важнейшей составляющей жизни. Именно поэтому боги смерти являются важной составляющей религии и мифологии, могущественными и властными. В некоторых культах верующие даже поклоняются им. О самых известных богах смерти и пойдет речь.
Аид и Танатос. Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней — Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания — Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни. А царство самого Аида описывали, как мрачные поля с бледными полями. Там обитают бесплотные невесомые души, которым жалуются на унылую жизнь без света и желаний. И в этом царстве раздаются тихие стоны, как шелест увядших листьев. Вернуться же из царства печали Аида нет никакой возможности. Неудивительно, что греки боялись попадать сюда. Мрачный Аид считался олимпийским богом, поднимаясь наверх по делам. Его женой была Персефона, дочь Зевса и Деметры. Отец разрешил ей две трети жизни проводить на земле. С царством мертвых и Аидом связано немало легенд. Тут и Сизиф, который за свой обман смерти был приговорен вечно поднимать один и тот же камень. А Орфею в знак признания его талантов Аид даже разрешил забрать свою Эвридику. Были у Аида и свои бессмертные помощники — чудовища и божества. Самым известным из них является Харон, который перевозил умерших через реку Стикс.
Анубис и Осирис. Анубис для древних египтян считался проводником в мир умерших. Его изображали в виде человека с головой шакала. И нельзя сказать, что это животное для символа бога было выбрано наугад. Дело в том, что шакал внешне является мелким хищником, от которого угрозы первоначально не ждешь. Но животное действительно может символизировать смерть. Шакалы питаются мертвечиной, их вой напоминает вопли отчаявшихся, также это очень хитрое существо. До появления культа Осириса именно Анубис являлся главным божеством Западного Египта. Осирис же являлся отцом этого проводника и царем загробного мира. Вместе со своим сыном он судил умерших. Анубис держал в своих руках весы Истины, на одну из чаш которых клали сердце человека, а на другую — перо богини Маат, символизирующее справедливость. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший попадал на прекрасные и плодоносный райские поля. В противном случае его пожирал чудовищный монстр Амат — лев с головой крокодила. И это уже означало окончательную смерть. По одной из легенд Осирис был фараоном Египта, научив людей земледелию, виноделию и садоводству. Убитый своим братом, Сетом, Осирис был собран по частям и воскрешен Ра. Но божество решило не возвращаться на землю, оставив ее своему сыну Гору. Осирис же выбрал для себя царство мертвых.
Хель. В мифологии древних скандинавов царством мертвых правила Хель. Она была дочерью хитрого бога Локи и огромной великанши Ангробды. В мифах рассказывается, что Хель унаследовала от своей матери высокий рост. Это была богиня наполовину темно-синей, а на половину — мертвенно бледной. Неслучайно ее еще называли Сине-белой Хель. Говорили, что бедра и ноги богини были покрыты трупными пятнами и оттого разлагались. Это было связано с тем, что смерть представлялась в виде скелета, на образ Хель переносились черты трупа. Ее царство является унылым местом, где холодно и темно. Считалось, что Хель получила власть над царством мертвых от Одина. Туда попадают все умершие, за исключением героев, забранных валькириями в Вальхаллу. Там воины сражаются, убивают друг друга и воскрешают снова и снова. Так они показывают победу над смертью. Самое известное упоминание о богине встречается в мифе о Бальдре. После смерти он оказался пленником Хель. Он почти смог вырваться из царства мертвых, но хитрый Локи помешал этому. Древние скандинавы считали, что когда состоится Последняя битва — Рагнарек, Хель поведет армию мертвецов штурмовать небеса.
Идзанами. В синтоизме этой богине приписывают власть над творением и смертью. Вместе со своим мужем Идзанаги она создала землю и всех ее обитателей. После этого Идзанами родила нескольких других богов, которые смогли управлять миром. Вот только Кагуцути, бог огня, опалил свою мать, и та после тяжелой болезни отправилась в страну вечного мрака, Еми. Не помогли даже мольбы и слезы любимого. Но Идзанаги не смог жить без нее и отправился за любимой. Но во мраке он услышал голос жены, которая сказала ему, что уже поздно изменить что-либо. Тогда Идзанаги зажег факел, чтобы в последний раз посмотреть на любимую. Вместо нее он увидел чудовище, истекающее гнем и окруженное монстрами. Порождения тьма набросились на Идзанаги, тот еле успел бежать, закрыв проход в царство мертвых скалой. Интересно, что этот миф чем-то схож на сказание об Орфее и Эвридике. Поиски своей любимой в царстве мертвых — это вообще популярный в мифологии сюжет. В реальности люди часто расстаются из-за смерти одного из супругов. Вот и появляются мифы о том, как почти удалось вернуть любимых из царства мертвых.
Миктлантекутли. В Южной Америке царство мертвых и ее властелин изображались похожим в других культурах образом. У ацтеков богом загробного мира был Миктлантекутли, который выглядел, как окровавленный скелет или же просто человек с черепом на месте головы. Жуткий образ сопровождался стильными совиными перьями на голове и ожерельем из глаз людей на шее. Сопровождают бога летучая мышь, сова, паук и жена Миктлансиуатль. Ее изображали похожим образом, к тому же у нее была еще и юбка из гремучих змей. А живет пара в доме без окон, расположенном на дне Преисподней. Чтобы попасть к ним в гости, умершему приходилось проделывать четырехдневное путешествие. И путь был нелегким — между рушащимися горами, по пустыням, преодолевая ледяной ветер и спасаясь от змей и крокодилов. А на берегу подземной реки умерший встречал проводника в виде небольшой собачки с рубиновыми глазами. На своей спине она и перевозила души во владения Миктлантекутли. Покойник отдавал богу те дары, которые ему положили в могилу родные. По степени богатства подарков Миктлантекутли и определял, на какой уровень преисподней отправить новичка. Надо сказать, что ничего хорошего там не было. Только погибшие в сражении воины и принесенные в жертву пленники попадали в особый мир, наподобие Вахаллы. Отдельный загробный мир был у утопленников, которых считали гостями бога воды. Да и у женщин, скончавшихся во время родов, было свое обиталище.
Сатана. В иудаизме, христианстве и исламе это главный противник небесных сил. У этого бога есть немало имен, самые известные — Люцифер, Дьявол, Мефистофель, Веельзевул, Шайтан. Библия рассказывает, что Сатана был изначально ангелом, совершенным и мудрым. Но обитатель Эдема возгордился и пожелал быть равным самому Богу. Тогда его низвергли на Землю вместе с друзьями, которые стали демонами. Именно Сатана и виновен в изгнании людей из рая, соблазнив Еву вкусить запретный плод познания. А в иудаизме Сатана всего лишь ангел-обвинитель, который позволяет человеку сделать выбор. Это божество отождествляется с дурными наклонностями и ангелом-смерти. Пасть Сатаны часто считалась входом в ад, попасть туда означало быть сожранным Дьяволом. Общепринято считать, что именно Сатана и руководит адом, куда попадают все грешники. А забиралась жизнь у людей с помощью посланных Богом ангелов смерти. Самими известными из них считались Абаддон и Азраил.
Эрешкигаль. Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем — Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль — осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью. Одна из самых известных песен об Эрешкигаль говорит о ее коварстве, о том, как она заставила Иштар пожертвовать своим супругом. Есть и известный миф о том, как она вступила в брак с Нергалом. Эрешкигаль отказалась присутствовать на пире небожителей. Чтобы наказать ее, в царство мертвых был послан воинственный Нергал. Но он не только не покарал ее, но и взял богиню в жены, оставшись с ней в Иркалле.
Оркус и Плутон. У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.
Санта Муэрте. Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства. Бедных людей эта религия привлекает тем, что перед Санта Муэрте все равны, в том числе и преступники. Власти Мексики объявили культ сатанистским, проводя репрессии против его поклонников. Да и представители католической церкви объявили, что у этой религии нет ничего общего с христианством. Но число последователей Санта Муэрте все равно растет.
Барон Самди. Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.
Яма. В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» — это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах. В Китае Яньло-вана рассматривают больше, как чиновника, нежели как божество. У тибетцев роль Яма играет Шиндже, владыка смерти. Он занимает центральное положение в описании жизни после смерти. Легенды гласят, что Шиндже сидит в самом центре ада и определяет дальнейшие судьбы душ.