Имена, связанные с природой
АВИВА – «весна». Походит от мужского имени Авив.
АДАССА – «дерево мирта». Прежде его носила царица Эстер.
АЙЕЛЕТ (Аяла) – «газель». Связано с именем Нафтали.
АТАРА – «корона».
ВЕРЕД (Вардит) – «цветок розы».
ГОЛДА – «золото» (перевод с идиша).
ДАЛИЯ (Длайа) – «длинная ветка», «цветок».
ДАФНА – «лавр».
ДВОРА (Дебра) – «пчела». Имя великой пророчицы в Торе.
ЗААВА (Зеавит, Зеава) – «заав» – «золото» (перевод с иврита).
ИЛАНА (Иланит) – на иврите «илан» – «дерево», но может расшифровываться по-иному: «трон Всевышнего».
ИРИТ – «цветок».
КАРМЕЛЬ (Кармелита, Кармела) – наименование вершины Кармель.
КАРМИТ (Кармия) – «виноградник», «сад».
КЕЙЛА – на иврите «кли» – «сосуд». Женщина с этим именем, как идеальный сосуд, одарена способностью вмещать глубокие знания.
КЕРЕН (Карен) – «лучик».
КИНЕРЕТ – походит от названия природного озера Кинерет.
ЛАЙЛА – «ночь».
ЛЕВОНА – «благоухающая смола». Благовоние, воскуряемое в религиозных заведениях, включая Иерусалимский храм.
МААЙАН – «родник».
МАЗАЛЬ – «созвездие» и вместе с тем «счастье».
МАЙЯ – «маим» – «вода» (перевод с иврита)
НУРИТ – «цветок лютика».
ОРА (Орит) – «ор» – «свет» (перевод с иврита)
ОРЛИ – «мне свет».
ПНИНА – «перл» – «жемчужинка» (перевод с идиша).
РАХЕЛЬ – «овца». Так звали еврейскую праматерь.
РИВКА (Ребекка) – «упряжка». Имя еще одной еврейской прародительницы.
РЭЙЗЕЛ (Раиса, Роза) – «розочка» (перевод с идиша).
СИГАЛИТ (Сигалия) – «цветок фиалки».
ТАЛЬ – «роса». Объяснение по аналогии с Авиталь.
ТАМАР – «пальма». Это имя жены Йеуды.
ФЕЙГЕ (Фейгел, Фейга) – «птичка» ( перевод с идиша).
ЦИВЬЯ (Цвия) – «газель». Такое имя было у матери еврейского царя.
ЦИПОРА – «птица». Имя принадлежало супруге Моисея.
ШАРОН (Шаронит) – походит от названия области в Израиле.
ШОШАНА – «лилия». Имя связывается с царицей Эстер.
ЭСТЕР – «звезда». Знаменитая правительница, которая спасла еврейскую нацию от уничтожения.
ЯРДЕНА (Йордана) – вариация наименования речки Иордан (Ярден).
ЯЭЛЬ – «горная козочка». Спасшая иудеев героическая женщина, которая убила вражеского военачальника Систу.
Типичные имена
В религиозных семьях мальчиков нарекают в день обряда обрезания, согласно Торе. Ребенку дают имя, связанное с одним из библейских персонажей. Они делятся на две групп. Первая символизирует Божий помысел: Имануэль (с нами Бог), Натан (Бог дал) и т. Вторая группа имен указывает, какими качествами характера родители желают наделить ребенка: Итцик (смеющийся), Машел (счастливый).
Имена из Священных писаний
АВРААМ (Абрам) – «великий отец народов». Имя первого в истории еврея.
АВИ – «мой отец», походит от Авраам.
АВНЕР (Абнер, Авинер) – «отец – свеча». В Танахе –это двоюродный брат царя Саула.
АВИГДОР – «тот, кто установил границы для еврейского народа». Считается одним из имен Моисея.
АЗРИЭЛЬ – «моя помощь – Господь». Считается именем одного из ангелов.
АМРАМ – «могучий народ». Отец Моисея, занимавшего пост вождя еврейского народа до Исхода из египетских земель.
АРИЭЛЬ – «лев Бога». Ангел мира, одно из названий Иерусалима.
БЕЦАЛЕЛЬ – «в тени Бога». В Торе – строитель Скинии, представляющей собой святилище, которое евреи носили с собой в период странствий по пустыне.
ГАВРИЭЛЬ (Габриэль) – «Бог – моя сила». Имя ангела, возвестившего о рождении Ицхака. Считается, что он, когда человек спит, находится слева от него.
ГАМЛИЭЛЬ – «Бог – моя награда». В Торе- это имя одного из лидеров колена Менаше.
ГЕДАЛИЯ – «Бог велик». Согласно Танаху, так звали правителя, поставленного царем Навуходоносором руководить евреями, оставшимися на территории Эрец-Исраэля после разгрома Иудеи и разрушения Первого Храма.
ГИЛЛЕЛЬ – «славящий Господа». В Торе – это имя родителя судьи Авдона.
ДАНИЭЛЬ – «Бог – мой судья». Во время Вавилонского пленения еврей Даниэль был приговорен к ужасной смерти, однако дважды был спасен от неминуемой гибели.
ЗЕХАРЬЯ – «вспомнил Бог». Один из 12 малых пророков.
ИРМИЯУ – «Бог вознесет». Пророк, который предупредил о разрушении Иерусалима.
ИСРАЭЛЬ (Израиль) – «будет властвовать Бог». Это имя присвоили основоположнику 12 еврейских колен Яакову после его противостояния с ангелом.
ИССУР (Иссер) – уменьшительно-ласкательное имя Исраэля на идише.
ЙЕДИДИЯ – «любимый Господом». Одно из имен царя Соломона.
ЙЕОШУА – «Бог – спасение». Имя принадлежит следующему после Моисея вождю евреев.
ЙЕРАХМИЭЛЬ – «Бог помилует». В Торе – имя потомка еврейского царя.
ЙЕУДА (Иуда) – «будет восхвалять Господа». Основоположник одного из 12 колен Израилевых, откуда вышла первая династия еврейских царей. Предполагается, что из этого же колена был и Машиах.
ЙЕХЕЗКЕЛЬ – «Бог укрепит». Пророк времени Вавилонского изгнания, предсказавший возрождение Иерусалима.
ЙЕХИЭЛЬ – «даст жизнь Господь». В Торе руководил потомками Йоава во время Вавилонского изгнания.
ЙЕШАЯУ – «спасет Бог». Иерусалимский пророк периода Первого Храма.
ЙОНАТАН – «Господь дал». Сын царя Саула, друг царя Давида.
ЙОРАМ – « Господь возвысит». Согласно Торе является именем царского сына.
ЙОСЕФ (Иосиф) – «Господь добавит». Один из сыновей Яакова, проданный в Египет в качестве раба, но сумевший возвыситься до главного помощника фараона.
ЙОХАНАН – «Бог великодушный». Имя первосвященника времен Маккавеев, руководившего очищением Святого Храма.
ЙОЭЛЬ – «Всевышний – Бог». Один из 12 малых пророков.
МАТИТЬЯУ – «подарок Бога». Имя главы рода Маккавеев.
МИХАЭЛЬ (Михоэль) – «подобный Господу». Имя посланного Богом ангела, с миссией защиты еврейского народа. Считается, что он, когда человек спит, находится справа от него.
МОШЕ (Моисей, Мойша) – «извлеченный из воды». Еврейский пророк, который возглавил свой народ ради Исхода из Египта, получил Тору на вершине Синай.
НАТАН (Носон) – «Бог дал». Пророк времен царя Давида.
НЕТАНЕЛЬ (Натаниэль) – «дал Бог». Брат царя Давида.
НЕХЕМЬЯ – «утешенный Богом». Вождь еврейского народа в период возвращения из Вавилонского плена.
ОВАДЬЯ (Овадия, Обадия) – «слуга Бога». Один из 12 малых пророков.
ПАЛТИЭЛЬ – «спасенный Богом». Один из предводителей колена Иссахара.
ПЕСАХ – «пропустить». Имя соответствует наименованию праздника, установленного после Исхода евреев из египетской земли.
ПЕСАХЬЯ – «Бог пропустил». Имя указывает на драматический момент «пропускания» Богом еврейских домов в ходе лишения жизни первенцев.
РАФАЭЛЬ – «исцелил Господь». Ангел, навестивший Авраама после проведения тем процедуры обрезания. Считается, что он, когда человек спит, стоит позади него.
ТУВИЯ (Тевье, Тобия) – «благо мое – Господь». Считается одним из имен Моисея. По цифровому значению совпадает со словом «лев».
УЗИЭЛЬ – «Господь – моя сила». Согласно Торе это внук Леви.
УРИЭЛЬ – «Господь – мой свет». Ангел, который отвечает за воздушную стихию. Считается, что он, когда человек спит, стоит перед ним.
ХАНАН – «сжалился». Глава колена Биньямина.
ХАНАНЕЛЬ – «помиловал Бог». Первый раз упоминается в Танахе.
ХАНАНЬЯ – «Бог дает очарование», но может читаться и «помиловал Бог». В Танахе – имя одного из пророков.
ХИЗКИЯУ – «Бог – моя сила». Так называли царя Израиля, бывшего праведником.
ЦЕФАНИЯ – «защищенный Господом». Один из 12 малых пророков.
ЦУРИЭЛЬ – «Бог – моя скала». Упоминается как руководитель колена Леви.
ШАЛОМ – «мир». Шалом — одно из имен Бога, а в Торе упоминается как один из царей Израиля.
ШМАРЬЯУ – «охранил Господь». Согласно Торе является сторонником царя Давида.
ШМУЭЛЬ – «имя Божие». Является пророком, помазавшим на царство Саула и Давида, первых правителей Израиля.
ЭЛАЗАР – «Бог помог». Сын первосвященника Аарона.
ЭЛИМЕЛЕХ – «мой Господь – царь». Согласно Торе – супруг Наоми.
ЭЛИША – «Господь – спасение». Пророк, ученик пророка Элияу.
ЭЛИЭЗЕР (Лейзер, Лазарь) – «мой Бог помог». Слуга Авраама, сын Моисея.
ЭЛИЯУ – «Он – Бог мой». Пророк, живым отправившийся на небо и скрытно присутствующий на каждом из обрезаний и Пасхальном седере.
ЭЛЬДАД – «возлюбленный Господа». Еврей, пророчествовавший в период блуждания с Моисеем по пустыне.
ЭЛЬХАНАН – «Бог сжалился». Воин армии царя Давида, благодаря которому была выиграна главная битва с филистимлянами.
ЭЛЬЯКИМ – «Бог установит». Имя управляющего царским двором.
ЭММАНУЭЛЬ (Имануэль) – «с нами Бог». Избавитель еврейского народа. Предполагалось, что Машиах имел это имя.
ЯИР – «осветит». Внук Иосифа.
ЯКОВ (Яаков, Янкель, Якоб) – «тот, кто был удержан за пятку». Третий из праотцов, основатель 12 еврейских колен.
АКИВА – аналог имени Яков, состоящий из тех же букв, имеющий то же значение.
СсылкиПравить
- Имена — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Еврейские имена
- Еврейские имена и фамилии
- Мужские еврейские имена
- Краткий словарь еврейских имен Ок. 350 имен с переводом и пояснениями. Изд. Шамир
- Значимость еврейского имени
- Еврейское имя
- Традиции перевода русских имен в еврейские
КТО ВЫ, ДМИТРИЙ ФЕЛИКСОВИЧ РАБИНОВИЧ?
История нашего народа знает свои взлеты и падения. Наши имена превращали в презрительные клички, и мы познали чувство унижения и оскорбленного достоинства. Случалось так, что отказываясь сменить имя, шли на смерть.
Но были периоды, когда стремление сменить имя было столь массовым, что правители различных стран издавали специальные указы, запрещавшие евреям принимать христианские или мусульманские имена.
Иногда запрещали, а иногда и поощряли. Вот почему в именных реестрах нашего государства встречаются Чарльзы, Антуаны, Дмитрии, Джоаны, Катарины и Варвары.
В диаспоре последних столетий со сменой бытового языка и по причинам исторического характера список ивритских имен сокращается. Сохранению их мы обязаны во многом той части еврейства, которая продолжала вести религиозный образ жизни. Религиозным евреям обязаны мы и традиции давать новорожденному имя умершего родственника (традиции, по мнению многих ученых, заимствованной). Подробней о еврейской традиции и именах см. предисловие П. Гиля.
После революции в России отношение к имени резко изменилось у всех народов и народностей. И само русское население перенесло “болезнь” переименований и образования новых имен. Постепенно оформлялся некий средний, “серый”, без сильных и ярких национальных и традиционных примет список. Умирали имена слишком древние, слишком простонародные, “деревенские”, слишком претенциозные или вычурные по представлениям тех времен. Но и в СССР за последние 15–20 лет вырос спрос на имена, уже, казалось бы, канувшие в историю.
Лет восемь назад я надумал собирать имена евреев Европейской части СССР. В вопросниках просилось указывать не только личные имена всех членов семьи трех последних поколений, но и ответить по каждому имени на три дополнительных вопроса: как зовут на работе? в семье? друзья?
Анализ результатов не привел к неожиданным выводам, а всего лишь подтвердил то, о чем можно бы было догадаться и без “коллекций”. Почему? Ограничимся кратким описанием результатов. Одно только замечание: поколение “детей” в опросе – это поколение тех, кому сегодня 30-50 лет.
История кратких имен в двух следующих поколениях еще интересней. “Общеупотреблять” краткие имена будут и в быту. И наоборот – за “обрусевшим” полным именем будет стоять краткое еврейское (Михаил –Меня). Полное имя – для других, краткое – для дома.
Вавилонское столпотворение имен пришлось на поколение родителей:
1) Самым удивительным и самым ярким явлением, пожалуй, оказались “краткие” имена, записанные как “полные” (Женя, Катя, Маня, а не Евгения, Екатерина, Мария).
2) Самые распространенные имена – русские, но как-то созвучные еврейским: Борис, Лев, Михаил – вместо Барух, Лейб, Моше или Мендл. Интересно, что иногда возвращались таким образом к первоисточнику “утерянных” еврейских имен (Михаил – Михаэль, Яков – Яаков, Семен – Шимъон, Матвей – Матитъяѓу). Аналогична ситуация в этом пункте и у детей.
5) Традиционные имена со “строгим” отбором, с ориентировкой на “удобопроизносимость”.
6) И очень редко – “неудобные” традиционные имена.
МУЖСКИЕ ИМЕНА
В еврейских семьях девочек принято нарекать именами, которые смогут подчеркнуть индивидуальные особенности ее души: Саломея (мирная), Эйдель (деликатная).
У современных родителей вошли в моду красивые имена, пришедшие из глубины веков. Их создали предки иудейского народа — семиты. Например, Сигалит (фиалка), Кохава (звезда). Если ребенок родился болезненным, девочке дают второе имя — Хая. Считается, что оно изменяет судьбу и восстанавливает здоровье.