Исследование Джулиана Ханта
Исследование, проведенное в 2019 году под руководством ученого из Международного института прикладного системного анализа Джулиана Ханта, показало что можно развивать отрасль, основанную на дирижаблях, используя реактивный поток как энергетическую среду для перевозки грузов по всему миру.
Реактивное течение — это сильные ветра, которые дуют с запада на восток на высоте от 8 до 12 км над поверхностью Земли со средней скоростью 165 км/ч. Дирижабли, летающие в струйном потоке, могут снизить выбросы CO2 и потребление топлива, так как ветер будет вносить большую часть энергии, необходимой для перемещения дирижабля между пунктами назначения.
По мнению Ханта, если попытаться оценить стоимость использования дирижаблей для перевозки грузов сейчас, то пока это будет в 10–50 раз дороже, чем дальнее мореплавание, развивающееся сотни лет. Чтобы дирижабли были конкурентоспособными по сравнению с традиционными морскими перевозками, грузовая отрасль должна инвестировать не менее $50–100 млрд в следующие 10-20 лет в разработку технологий, необходимых для создания безопасных и эффективных дирижаблей.
Историческая справка
1852 совершил первый полёт Д. конструкции А. Жиффара объёмом 2,5 тыс. м3 с возд. винтом, приводимым во вращение паровой машиной мощностью 2,2 кВт, не позволявшей Д. летать даже при слабом ветре. В 1872 испытан в полёте Д. объёмом 3,8 тыс. м3, с мускульным приводом винта, франц. инженера-судостроителя С. Дюпюи де Лома. В том же году в Австрии Хейленом был построен и испытан Д. с корпусом, наполненным светильным газом (объём 2,4 тыс. м3, длина 50,4 м, мощность 4 кВт, скорость до 5 м/с). В 1883 по проекту бр. и А. Тиссандье испытан Д. объёмом 1,06 тыс. м3, оснащённый электродвигателем с гальванич. элементами, а в 1884 – Д. «Франция» Ш. Ренара и А. Кребса объёмом ок. 2 тыс. По существу, это были первые управляемые полёты.
В 1893–94 в России по проекту австр. изобретателя Д. Шварца построен первый в мире цельнометаллический Д. объёмом 3,85 тыс. м3, длиной 47,6 м, который был достроен в Германии, где в 1897 совершил полёт.
Первые Д. , способные летать против ветра со скоростью до 15 м/с, созданы во Франции и Германии. Большой Д. жёсткой конструкции, внешняя обшивка которого сохраняет свою форму неизменной независимо от давления наполняющего его газа благодаря балочному каркасу соответствующей формы, впервые построен в Германии графом Ф. Цеппелином в 1900. Потребность более равномерно распределить вес гондолы, силовой установки, топлива и полезного груза по всей длине Д. побудило создать килевую конструкцию, которая воплотилась в Д. полужёсткой конструкции. Во Франции в 1902 бр. Полем и Пьером Лебоди построен первый полужёсткий Д. объёмом 2,3 тыс. м3, длиной 53 м. В России в 1908–15 создано 9 Д. , лучшие из которых «Альбатрос II» (объём 9,6 тыс. м3, длина 77 м) и «Гигант» (объём ок. 21 тыс. м3, длина 114 м).
В годы 1-й мировой войны Д. использовались для проведения бомбардировочных операций, дальних разведок, эскортирования судов, поиска и уничтожения подводных лодок. Применявшиеся в Великобритании, Франции, Италии, Германии и США мягкие и полужёсткие Д. объёмом 2–31 тыс. м3 летали со скоростью 60–100 км/ч. Наиболее известным был нем. полужёсткий Д. PN-27 (объём 31,3 тыс. м3, длина 158 м). Однако создатели Д. пренебрегали мерами безопасности, наполняя их дешё-вым водородом вместо, напр. , инертного, но дорогого гелия. Череда катастроф подорвала веру в надёжность и целесообразность использования Д. : потерпел катастрофу (6. 1937) нем. «Гинденбург», амер. «Акрон» и «Мэкон», англ. «Р-101», франц. «Диксмюде».
Во время 2-й мировой войны Д. применялись в США и СССР. Строились Д. : учебные (объём 3,5 тыс. м3), разведчики (объём 5 тыс. м3), для крейсерских полётов, типа «К» (объём 12 тыс. м3 ) и дальних крейсерований (объём 18 тыс. м3); в осн. полужёсткие (типа «К»), которые имели макс. скорость до 120 км/ч, крейсерскую – 92,5 км/ч, могли летать 50 ч, пролетая 3500–4000 км.
Многоцелевой дирижабль Au-12М (Россия).
В 21 в. в России и США существуют неск. проектов возрождения Д. : для транспортировки грузов, в т. нестандартных, необычной формы в районы, куда проблематично осуществлять доставку грузов сухопутным путём или с использованием ЛА; разрабатываются (2005) дешёвые небольшие Д. тактического и стратосферного назначения (гражданские и военные), которые будут действовать в верхних слоях атмосферы на высотах 20–25 тыс. м, а также сверхтяжёлые транспортные Д. грузоподъёмностью 500–1000 т и дальностью полёта ок. 22 тыс.
Семь преимуществ современного дирижабля
- Конструкция гибридных дирижаблей сочетает лучшие характеристики самолетов, вертолетов, а в ряде случаев и судов на воздушной подушке. Подъемная сила такого аппарата создается за счет плавучего гелия, а также за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой формой корпуса, и векторной тяги вращающихся двигателей.
- Им не нужны наземные команды и инфраструктура, в том числе причальная мачта. Они могут сесть на любую ровную поверхность, включая воду.
- Из-за больших размеров гибридные дирижабли меньше подвержены турбулентности по сравнению с традиционными пассажирскими самолетами.
- Дирижабли оснащены современной авионикой, средствами управления полетом и навигационными системами, которые позволяют совершать грузоперевозки в беспилотном режиме.
- Такие воздушные суда — экологически чистая альтернатива использованию вертолетов большой грузоподъемности и реактивных самолетов на малые расстояния.
- Развитие внеаэродромных летательных аппаратов сокращает необходимость строительства дорожной сети в отдаленных и труднодоступных районах.
- Гибридные дирижабли бесшумны по сравнению с вертолетами и обычными самолетами.