Ван Гог кажется глупым Ученые из Нидерландов провели собственное исследование

Персоны и события

Ван Гог, его ухо и другие сумасшедшие

«Гений и безумство». За последнюю пару веков эти два понятия стали почти синонимами. В очередной раз об этом заставляет вспомнить юбилей Винсента Ван Гога, со дня рождения которого сегодня исполняется 160 лет. Но за «романтическим флером» трагедий гениев мы постепенно забываем о том, что свои великие произведения создавали они отнюдь не в периоды болезней и кризисов, а наоборот. А также о том, что все они были просто людьми, и толкали их в «пучину безумия» часто вовсе не собственные творения, а нетерпимость общества, которое и к началу ХХI века все еще учится толерантности. РИА Новости предлагает вспомнить пять историй тех, чье творчество мы уже давно не воспринимаем без «безумного» подтекста.

«Гений и безумство». За последнюю пару веков эти два понятия стали почти синонимами. Здоровой психикой обыватель прикрывает собственную бесталанность, а псевдо-гений напротив выдает свою эксцентричность за талант. В очередной раз об этом заставляет вспомнить юбилей Винсента Ван Гога, со дня рождения которого сегодня исполняется 160 лет. В массовом сознании почти каждый «великий» оказывается не от мира сего, а его болезнь воспринимается как нечто совершенно необходимое – не будь безумия, не было бы и столь ярких произведений. Эта теория имеет право на существование. Для ученых, наследие гениев ушедших эпох – источник для научных изысканий, позволяющих проследить связь между творчеством и психическими заболеваниями (биполярным аффективным расстройством и депрессией).

Винсент Ван Гог и его ухо

Винсент Ван Гог — один из самых знаменитых пациентов лечебниц для душевнобольных. Согласно общепринятой версии биографии художника, он начал учиться живописи в 27 лет,  за десять лет прошел огромный путь в поисках собственного стиля и умер в 37 после попытки самоубийства. Феномен его посмертной славы активно подогревают истории об эксцентричных выходках художника, а также суммы, в которые сейчас оцениваются его работы — в 1990-м его «Портрет доктора Гаше» был продан на «Кристис» за 82,5 миллиона долларов, а один из автопортретов, датированный 1889 годом, в 1998-м ушел за 71,5 миллион долларов.

Благодаря множеству книг, например, «Жизнь Ван Гога» Анри Перрюшо или «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, некоторые факты его биографии, как история с отрезанным ухом, превратились в исторические анекдоты. Кстати, версий случившегося несколько. Перрюшо описывал инцидент как последствия нервного срыва: Ван Гог после ссоры с Гогеном, на которого он якобы бросился с бритвой, обратил ярость против себя и сам отсек себе часть левого уха (мочку), которую запечатал в конверт и отдал знакомой проститутке «на память». Несколько лет назад немецкие искусствоведы  усомнились в подлинности этой истории, так как преподносилась она со слов «неисправимого лгуна» Гогена, и представили альтернативную версию произошедшего. Во время ссоры именно Гоген, отличный фехтовальщик, поднаторевший в драках, отсек приятелю ухо, а потом, дабы отвести от себя подозрения, рассказал известную нам всем историю.

Подлил масла в огонь славы и галерист Юлиус Мейер-Грефе. После смерти художника он, чтобы повыгоднее продавать картины, развернул настоящую PR-кампанию, в которой Ван Гог представал «мистиком» и «безумным гением-одиночкой». Сложившийся в общественном сознании образ художника Ван Гога во многом сформирован под влиянием Мейер-Грефе.

Число диагнозов, поставленных художнику до и после смерти, тоже уже перевалило за пару десятков, диагностика психических заболеваний все же неточная наука. После инцидента с ухом Ван Гог попал в клинику в Арле, где врач-практикант Рей поставил ему диагноз «эпилепсия височных долей», чуть позже диагноз стал более расплывчатым — «буйное помешательство с общим бредом». Современные же психиатры все чаще квалифицируют болезнь художника как «биполярное аффективное расстройство» (ранее это заболевание называли маниакально-депрессивным психозом) — эмоциональное расстройство, при котором настроение человека регулярно и резко меняется от душевного подъема, сопровождающегося состоянием мании, до депрессии и апатии.

Письма Винсента Ван Гога, которые он писал брату многие годы, раскрывают его характер как очень чувствительного и мнительного человека, переживавшего и за родных, и за чужих ему людей гораздо больше, чем за самого себя. А фраза из одного из них — «Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей» — стала уже афоризмом и своего рода девизом художника.

27 июля 1890 года Ван Гог  предпринял попытку самоубийства, выстрелив себе в грудь из пистолета. Спустя почти сутки после ранения художник скончался от потери крови. В последние пару лет своей жизни Ван Гог пережил несколько сильных кризисов, сопровождавшихся бредом и галлюцинациями, и самоубийство на первый взгляд логично укладывается в историю течения его болезни – «рано или поздно он бы это сделал». Но не меньшую роль в трагедии сыграло и отношение окружающих. Люди всегда были нетерпимы к душевнобольным. Жители Арля, в окрестностях которого Ван Гог жил в последние годы жизни, буквально травили его за «странный» и «нелепый» внешний вид (меховая шапка летом, испачканная краской одежда): оскорбления и камни в спину, а позже даже петиция мэру с требованием поместить Ван Гога в лечебницу. И это учитывая тот факт, что увлеченный творчеством художник (живопись и правда была его манией) вряд ли мешал кому-либо из добропорядочных жителей города.

Михаил Врубель и «Демон»

О творчестве Михаила  Врубеля тоже часто говорят в контексте его болезни. Его одержимость образом Демона считается одним из ранних симптомов расстройства и дает повод для совсем уж надуманных инсинуаций на тему «проклятой картины, сгубившей своего создателя». На самом деле все, как всегда, намного сложнее. Болезнь и смерть долгожданного ребенка – сын Врубеля и Надежды Забелы родился с «заячьей» губой и прожил меньше двух лет – стала сильным потрясением для художника.

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904-1905 годы

В первые месяцы 1902 года супруга Врубеля, а вскоре и окружающие стали замечать за ним странности поведения. Сестра Надежды Забелы, Екатерина Ивановна Ге, писала об этом:

Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный»

Врубеля лечили сначала в Риге, затем перевели в клинику Сербского в Москве. Кризис прошел в частной лечебнице доктора Усольцева. Это здание на улице 8 Марта сохранилось до наших дней, и сейчас там располагается Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница. Под наблюдением доктора Усольцева Врубель снова начал есть, спать и рисовать. Летом 1904 года Врубель выписался и с супругой переехал в Петербург. Екатерина Ге писала:

Но менее года спустя случился рецидив болезни. Скончался Врубель в 1910 году от воспаления легких, в возрасте 54 лет. О диагнозе художника долго писали просто «неизлечимая болезнь» или «душевное расстройство» (и после его смерти, и в советский период), стараясь не называть диагноз, поставленный ему Бехтеревым: прогрессивный паралич.

Камилла Клодель и «мошенник» Роден

В 49 лет Камилла Клодель попала в клинику для душевнобольных и провела там 30 лет, в течение которых практически перестала творить, учитывая, что раньше ни дня не могла прожить без работы, все это время умоляла родных, точнее брата, забрать ее, но этого так и не произошло. За эти годы брат навестил ее лишь несколько раз, мать и сестра — ни разу.

В 1913 году Камилле Клодель был поставлен диагноз шизофрения. И хотя симптомы этой болезни описывались еще в трудах медиков древности  как самостоятельное заболевание, шизофрения была выделена лишь в 1908 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейером, о причинах же, ее вызывающих, споры идут до сих пор. Если раньше большинство придерживалось теории, что это наследственное заболевание, то современные исследования все чаще опровергают этот факт.

Трагическая судьба художницы стала основой нескольких фильмов, последний из которых – драма Бруно Дюмона, посвященная первым годам вынужденного заключения Камиллы. Их роман с Роденом лег в основу пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», а случай ее болезни описан во множестве книг, художественных и научных. Но сказать однозначно, что же стало если не причиной болезни, то ее катализатором, сложно.

В разное время виновниками объявлялись то Роден, неверный любовник, обманывавший двух своих женщин и разбивший Камилле сердце, жестокие родственники, фактически бросившие ее на произвол судьбы, и даже в какой-то степени брат. Поль Клодель (дипломат и поэт) был самым близким человеком в жизни Камиллы, но и его обвиняли в намерении спрятать сестру подальше от мира, чтобы не оставаться вечно в ее тени.

Но, конечно же, причин была масса и главная из них – конфликт личности Камиллы, ее восприятие собственного места в мире и этого самого мира, не готового ее принять. С самого детства Камилла, старшая из детей, старалась выделяться из толпы, как мы бы сейчас сказали. Родители всеми силами пытались воспитать ее в традициях того времени, вырастить будущую добропорядочную жену и мать семейства и ее стремление к творчеству, проявившееся весьма рано, никак не соответствовало этим планам. В 15 лет она самостоятельно и весьма успешно занималась скульптурой, заставляя всю семью часами позировать ей. Но если отец, в общем поощрявший увлечение дочери, относился к ее затеям благосклонно, то отношения с матерью оставляли желать лучшего. Ссоры и скандалы между ними происходили регулярно, и усугубляло конфликт то, что мать открыто предпочитала Камилле младшую дочь Луизу, послушную и воплощавшую в жизнь ее мечты об идеальной дочери. Камилла весьма болезненно переживала это отношение, учитывая особенности ее характера: резкий темперамент и болезненную гордость. Она с детства считала себя  особенной. Поль Клодель писал о том, что даже в детстве она часто вела себя по отношению к окружающим «ужасно высокомерно».

Сейчас большинство сохранившихся работ Камиллы (многие она разбила в момент психологического кризиса) описываются искусствоведами как самобытные работы удивительно талантливого скульптора, но при жизни Камилла, хотя и слышала похвалы, но за ними всегда стоял намек на вторичность – для современников она была лишь ученица и любовница Родена.

«Всякий раз как я пускаю в обращение новую модель, на ней накручивают миллионы — литейщики, форматоры, художники и торговцы, а мне. нуль плюс нуль равняется нулю. В прошлом году мой сосед господин Пикар (приятель Родена), брат инспектора Сюрте, проник ко мне, подделав ключ, у стены стояла моя женщина в желтом. После чего он сделал несколько женщин в желтом в человеческий рост, в точности похожих на мою, и выставил их. с тех пор они все делают женщин в желтом, а когда я захочу выставить свою, они объединятся и добьются запрета. » — писала она друзьям.

Скульптура Камиллы Клодель «Эпоха зрелости» в музее Родена в Париже

Повлияли на развитие болезни и личные переживания. Роден несколько лет обманывал ее, обещая оставить Розу Бёре, и их последовавший разрыв был весьма болезненным для обоих. Некоторые упоминают еще и потерю ребенка, хотя документальных свидетельств того, что у Клодель и Родена были дети, нет. Камилла эпатировала публику, например, появляясь на вернисажах с диким макияжем, что в начале века было абсолютно немыслимо. Копившаяся в течение нескольких лет обида на Родена (и личная, и профессиональная) переросла буквально в одержимость. Главная навязчивая идея Камиллы в период кризиса: Роден — мошенник, ворующий ее идеи, ее вещи и, в конце концов, желающий ее смерти. Еще одним источником зла для Камиллы стали ее сестра и мать.

«Бедный папа, он никогда не видел меня той, кем я была на самом деле. Его всегда заставляли верить, что я обыкновенное, неблагодарное и коварное создание, это делалось специально, чтобы другие могли всем завладеть» — писала она, под «другими» понимая мать и сестру.

В глазах общества в начале ХХ века женщина просто не могла быть на равных с мужчиной. Творческие амбиции Камиллы и несправедливость общественного мнения к ней привели к личностному конфликту и стали в итоге катализатором болезни. Роковое стечение обстоятельств — именно к этому объяснению в конечном итоге приходят исследователи.

Эдвард Мунк и любовь

Еще один «самый дорогой» художник в нашем списке — Эдвард Мунк. В мае прошлого года его «Крик», датированный 1895 годом, (одна из версий картины) ушел с молотка за 119 миллионов 992,5 тысячи долларов. На данный момент это абсолютный мировой рекорд.

По мнению современных специалистов, Мунк — обладатель диагноза «деперсонализационное расстройство».

Основные симптомы этого заболевания — ощущение психического автоматизма, некоей неестественности жизни, панические атаки и т. Чаще всего деперсонализационное расстройство вызывается сильными стрессами, серьёзными психотравмирующими воздействиями, имевшими место в течение жизни (например, гибель близких людей).

Всего этого в биографии художника было предостаточно. Его мать умерла, когда ему было около пяти лет, а когда исполнилось девять, он стал свидетелем смерти младшей сестры от туберкулеза. Отец Мунка был врачом и иногда брал сына с собой во время обходов, так что наблюдать человеческие страдания Эдварду приходилось не только дома. К тому же после смерти жены Кристиан Мунк стал религиозен до фанатизма, и якобы когда его дочь умирала, велел ей петь лютеранские гимны вместо лечения. Смерть сестры сильно повлияла на Эдварда и впоследствии нашла отражение в его картине «Больная девочка». Художник не раз признавал, что душевные переживания и депрессия стали своеобразной движущей силой его искусства.

«Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».

Его «Крик» — идеальная иллюстрация и к его заболеванию. В своих дневниках он так описывал историю создания картины:  «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет – и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы». По мнению психиатров – это описание типичного приступа панической атаки.

Эдвард Мунк. «Крик». 1895 год

Первый серьезный приступ болезни Мунк пережил в 1904-м после разрыва со своей возлюбленной Туллой Ларсен. Их роман вообще сказался на жизни художника самым драматичным образом.

Эдвард Мунк ни разу не был женат,  всю жизнь считал, что «пригоден лишь к живописи» и должен сделать выбор между работой и любовью. Его первой любовью стала Милли Таулов, замужняя женщина, которую он в своих дневниках называет миссис Хэйберг (Mrs Heiberg). И хотя эта связь продлилась несколько лет, все это время строгое пуританское воспитание не давало художнику избавиться от мучительного чувства вины.

Их роман был весьма стремительным, и Тулла поставила своей целью женить Мунка на себе, чего художник старался избежать. Развязка этой драмы произошла в 1902-м, когда Тулла решила «сыграть» на своеобразном отношении художника к смерти, подговорив общих знакомых сообщить Эдварду о ее самоубийстве. Когда же Мунк обнаружил ее живой и здоровой, последовал скандал. Что произошло во время этой ссоры доподлинно неизвестно, но каким-то образом Мунк ранит сам себя выстрелом из пистолета. Ранение не смертельное, он повредил средний палец левой руки, но впоследствии из-за этого ранения ему становится тяжело держать палитру – боли постоянно напоминали об этом инциденте.

Осенью 1908 года после очередного нервного срыва Мунк попал в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона в Копенгагене, откуда выписался несколько месяцев спустя.

Лечение и замкнутый образ жизни в последующие годы (до своей смерти в 1944 году Мунк жил в своем загородном доме в местечке Экели недалеко от Осло, старательно избегая контактов с окружающими) позволили ему избежать рецидивов, но перестали ли его мучить собственные демоны, неизвестно.

Загадки Эдгара По

Еще одним «типичным» примером связи между психическим расстройством и талантом является Эдгар Аллан По. Его случай (вместе с Ван Гогом и Хемингуэем) в психологической литературе периодически приводится в качестве иллюстрации биполярного расстройства. «Мрачная» проза и поэзия Эдгара Аллана По и более всего — его поведение, свидетельства которого сохранились в больших количествах, в той или иной мере подтверждают его диагнозы.

И при жизни и после смерти о По ходило множество историй, и скандальных, и таинственных, многие из которых он придумывал сам. Хулио Кортасар, переводивший произведения По на испанский и посвятивший ему несколько эссе в том числе и биографическое, приводит множество примеров «эксцентричных» поступков, один из которых касался его бывшей возлюбленной Мэри Деверо. Родные девушки всячески старались оградить ее от общений с недостойным по их мнению человеком (По был беден, да и предыдущие выходки не шли на пользу его репутации). В результате дело закончилось абсолютно диким скандалом: Эдгар По купил хлыст и избил им дядю Мэри, а затем, как пишет Кортасар, «вломился в дом и наконец бросил хлыст к ногам девушки с криком: «На, получай, вот тебе подарок!».

Эта история имела и продолжение:

Хулио Кортасар «Жизнь Эдгара По»: Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное состояние, он совершил путешествие из Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг повлекли воспоминания о Мэри Деверо, о той самой девушке, дядю которой Эдгар когда-то отстегал хлыстом. Мэри была замужем, и Эдгаром овладело абсурдное желание дознаться, любит ли она своего мужа. Ему пришлось несколько раз туда–сюда переправиться через реку на пароме, спрашивая у всех встречных адрес Мэри. Но он все же добрался до ее дома и устроил там безобразную сцену. Потом остался пить чай (легко вообразить себе лица Мэри и ее сестры, которым против воли пришлось терпеть его, так как он проник в дом в их отсутствие). Наконец гость удалился, но прежде искрошил ножом несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Только несколько дней спустя сбившейся с ног миссис Клемм удалось с помощью отзывчивых соседей отыскать Эдгара, который в полном помрачении рассудка бродил по окрестным лесам.

Усугубляли психическое состояние писателя алкоголь и опиум, а личные проблемы (разрыв с приемными родителями, смерть матери и конфликт с отцом, смерть жены) создавали «благодатную почву» для болезни.

Гордый нрав и вспыльчивость всегда были свойственны его характеру, как отмечали некоторые исследователи творчества писателя, с каждым новым произведением рос эгоцентризм и жажда превосходства. Профессор психологии Джон Кауфхолд из университета Гарднер-Уэбб в своей книге «Неврозы Эдгара Аллана По» пишет: «Его одежда, манеры, амбиции, романы и болезни, все имело одну единственную цель – сделать его центром вселенной». Мешало этим целям практически все: после разрыва с приемной семьей он почти всегда живет в состоянии нищеты, из-за вспыльчивого характера в жизни По гораздо больше врагов и завистников, чем друзей.

Хотя автор утверждает, что у По не было ни клинической депрессии, ни биполярного расстройства, он уверен, что По страдал от депрессивных состояний: » У него были частые смены настроения (маниакальные эпизоды сменялись подавленным состоянием). Он чувствовал, будто был не в состоянии контролировать свои эмоции (время от времени, это становилось причиной приступов паники), и сам верил, что он сходит с ума».

Смерть Эдгара По оставила еще больше загадок, чем жизнь. Как известно, 3 октября 1849 года он был найден лежащим на улице Балтимора в невменяемом состоянии, и четыре дня спустя скончался, так и не придя в полное сознание. Среди причин гибели называли и алкоголизм, и диабет, и заболевания мозга, и даже убийство. Впрочем, все это тоже лишь предположения – все медицинские записи и документы, включая свидетельство о смерти, были утеряны.

Образ Эдгара По из всех упомянутых гениев, пожалуй, наиболее привлекателен для современной поп-культуры. По мотивам его произведений и фактов биографии снято множество фильмов, последний из которых — сериал «Последователи» о целом культе серийных убийц, вдохновленных творчеством По, – рассказывает уже о некоей «моде на безумие».

Подготовила Наталья Попова

Стала известна причина белой горячки у Винсента Ван Гога

МОСКВА, 6 ноя – РИА Новости. Исследователи из Университетского медицинского центра Гронингена (Нидерланды) изучили психическое состояние Винсента Ван Гога по его письмам и пришли к выводу, что в последние годы жизни он страдал от белой горячки из-за отказа от алкоголя, сообщает The Guardian.

Ученые предположили также, что шизофрении у художника не было.

Команда исследователей под руководством Уиллема Нолена изучала 902 письма Ван Гога, 820 из которых адресованы брату Тео и другим родственникам, и опросила трех историков, специализирующихся на биографии художника.

Ученые выяснили, что в течение четырех последних лет (перед самоубийством) у художника была сильная зависимость от вина и абсента. Вместе с тем последние три года жизни художника были наиболее плодотворными: он написал более 30 автопортретов и семь работ, посвященных подсолнухам.

Авторы исследования уверены, что биполярное и пограничное расстройства психики в сочетании с чрезмерным употреблением алкоголя и плохим питанием привели к кризису, в результате которого художник отрезал себе ухо.

После этого эпизода он дважды лежал в больнице, где был вынужден отказаться от алкоголя, что привело к появлению «невыносимых галлюцинаций», ночных кошмаров и повышенной тревожности, которые сам он описывал как «душевную и нервную лихорадку или безумие».

Ученые предположили, что такие состояния, симптомы которых похожи на белую горячку, были связаны с вынужденным отказом от спиртного после госпитализации. В результате у художника усугубилась депрессия, которая в итоге и привела к самоубийству в 1890 году в возрасте 37 лет.

Ван Гог был старшим ребенком в семье и уже в детстве проявлялся его противоречивый характер — дома будущий художник был своенравным и трудным ребенком, а вне семьи — тихим, серьезным и скромным.

В нем и в последующие годы жизни проявлялась двойственность — он мечтал о семейном очаге и детях, считая это «настоящей жизнью», но полностью посвятил себя искусству. Явные приступы психической болезни начались в последние годы жизни, когда у Ван Гога то случались сильнейшие приступы помешательства, то он рассуждал очень трезво.

Согласно официальной версии, к гибели его привели напряжённая работа, как физическая, так и душевная, и разгульный образ жизни — Ван Гог злоупотреблял абсентом.

Умер художник 29 июля 1890 года. За два дня до этого в Овер-сюр-Уаз он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нем был пистолет, который Ван Гог купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Именно из этого пистолета художник выстрелил в себя в область сердца, после чего он самостоятельно добрался до лечебницы. Спустя 29 часов после ранения он скончался от потери крови.

Стоит отметить, что Ван Гог выстрелил в себя, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого смерти его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».

Версии

В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

Винсент Ван Гог. Посвящено Гогену. 1888 год.

В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Но мнения врачей о том, что же происходит с художником, расходились. Доктор Феликс Рей считал, что Ван Гог страдает эпилепсией, а руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми доктор Пейрон полагал, что художник страдал острой энцефалопатией (поражением головного мозга). В курс лечения он включил гидротерапию — двухчасовое пребывание в ванне дважды в неделю. Но гидротерапия не облегчила болезни Ван Гога.

При этом доктор Гаше, наблюдавший художника в Овере, утверждал, что на Ван Гога подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы. Но скипидар Ван Гог пил, когда приступ уже начинался, чтобы снять его симптомы.

На сегодняшний день самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.

Среди родственников Ван Гога со стороны матери были эпилептики. Падучей болезнью страдала одна из его тёток. Наследственная предрасположенность могла и не проявиться, если бы не постоянное перенапряжение умственных и душевных сил, переутомление, плохое питание, алкоголь и тяжелые потрясения.

Среди записей врачей есть такие строки: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Основываясь на этих словах, многие диагностировали болезнь художника как маниакально-депрессивный психоз.

Винсент Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 год.

К симптомам маниакально-депрессивного психоза относят мысли о самоубийстве, немотивированно хорошее настроение, усиленную двигательную и речевую активность, периоды мании и депрессивных состояний.

Причиной развития психоза у Ван Гога мог стать абсент, который по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон. Это вещество, попадая в организм человека, проникает в нервную ткань и головной мозг, что приводит к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий