- Ретиарий
- Провокатор
- Убивали не всех побеждённых гладиаторов
- Исторические свидетельстваПравить
- АртефактыПравить
- Спартак – гладиатор, восставший против Рима
- Запрет гладиаторских игр
- Сирийский воин Фламма
- Димахер
- История гладиатора Коммода
- Бои гладиаторов в современной реконструкции
- Андабаты
- Бои с животными
- Гладиатор Крикс
- Галл Крикс
- Платные гладиаторские бои
- Кельт Прискус и германец Верус
- Секутор
Ретиарий
Довольно поздний вид гладиаторов. Являлись одним из самых легковооружённых типов гладиаторов. Одеты они были в набедренную повязку, поддерживаемую большим поясом. Вся защита ограничивалась наручем на одну руку и наплечником, защищавшим часть груди. Ноги были защищены лишь обмотками, и то не всегда. В некоторых случаях, бойцы одевались в туники.
Куда более интересным было их вооружение, которое состояло из круглой сети, трезубца и кинжала. Чтобы сеть не терялась, она привязывалась к руке, и если соперник её перехватывал, то ретиарий всегда мог избавиться от неё кинжалом. Их обычными противниками были секуторы, но иногда их ставили против мурмиллона (интересное, наверное, было противостояние: рыбак против рыбы).
Из-за того, что в их экипировке, практически не было ничего традиционно римского, данный тип гладиаторов считался одним из наименее престижных. Этим и обусловлено то, народ не спешил одаривать ретиариев особой любовью.
Провокатор
Изначально, провокаторы состояли из преступников, осуждённых на смерть. Они носили обычный шлем легионера, который в дальнейшем стал закрытым с забралом, и полями, которые защищали шею бойца. Правая рука была защищена маникой, а левая нога поножем. Отличительной чертой провокаторов от других гладиаторов была металлическая пластина, защищавшая грудь. Вооружались данные гладиаторы гладиусом, а позднее спатой, и средним щитом – скутумом.
Своим названием они обязаны своей тактике с ложными отступлениями и резкими контратаками. Сражались они исключительно между собой. Поединки с бойцами других типов были исключительным событием.
Убивали не всех побеждённых гладиаторов
Среди гладиаторов было довольно много звёзд.
Их лучше кормили, лечили и ухаживали за ними. Такие гладиаторы обходились своим хозяевам довольно дорого, поэтому смысла терять их не было.
Когда побеждённый боец падал на землю, он ждал сигнала о помиловании или казни. Чаще всего толпа щадила побеждённого, желая увидеть его вновь в других боях. Интересны и движения руки с направлением большого пальца.
Большинство современных авторов считают, что опущенный вниз большой палец означает смерть гладиатору.
Однако историки с ними с ними не согласны. Они настаивают на том, что движение вниз – это вложение меча в ножны, а значит – помилование. А смерть показывали совсем другим движением, проводя большим пальцем по горлу.
Даже в современном мире такой жест означает смерть.
Исторические свидетельстваПравить
Относительно женщин-гладиаторов в Древнем Риме было принято несколько законодательных актов.
В «Книге Зрелищ» Марциала содержится и такая эпиграмма (6b):
О поражении льва в обширной долине Немеи,
О Геркулесовом встарь подвиге пела молва. Пусть замолчит стародавняя быль: такое же чудо,
Женщины-гладиаторы высмеиваются в 6-й сатире Ювенала (250—259):
Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной
Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало. Вот тебе будет почёт, как затеет жена распродажу:
Перевязь там, султан, наручник, полупоножи
С левой ноги; что за счастье, когда молодая супруга
Свой наколенник продаст, затевая другие сраженья!
АртефактыПравить
Данные археологических раскопок и изучение древних надписей также свидетельствуют, что среди гладиаторов были женщины. В частности, на территории Римской Британии, входившей в состав Римской империи, было обнаружено два захоронения, которые, по мнению археологов, могли принадлежать женщинам-гладиаторам:
Спартак – гладиатор, восставший против Рима
На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.
Коронавирус: новая страховка покрывает до 2 000 000 руб.
Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.
Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.
Весной 72г. до н. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.
Запрет гладиаторских игр
Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. , начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.
Смерть Игнатия Антиохийского на арене Колизея в Риме
В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
- в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
- в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
- в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
- в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
- в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.
Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.
Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг. ), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.
Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2020 года; проверки требуют 45 правок.
Гладиа́тор (лат. gladiator — «мечник», от gladius — «меч», «гладиус») — боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе или дикими животными на забаву публике на специальных аренах за право быть освобожденным от рабства.
- Ф.Грегоровиус. История города Рима в Средние века. Кн. 2, гл. 2.2 (стр. 108 по рус. изд. 2008 г.).
- Игорь Буккер. Мог ли даровать жизнь гладиатору поднятый вверх большой палец?. Правда.Ру. Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 4 февраля 2016 года.
- Junkelmann, 2000, p. 52—53.
- ↑ 1 2 3 Junkelmann, 2000, p. 63.
- Junkelmann, 2000, p. 48—51.
- Junkelmann, 2000, p. 37, 57—59.
- «The Retiarius Tunicatus of Suetonius, Juvenal, and Petronius» (1989) by Steven M. Cerutti and L. Richardson, Jr. The American Journal of Philology, 110, pp. 589—594.
- Junkelmann, 2000, p. 59—61.
- Junkelmann, 2000, p. 37.
- Junkelmann, 2000, p. 61—63.
- Junkelmann, 2000, p. 37, 47—48.
- В романе Джованьоли «Спартак» ошибочно названы германцами, хотя по хроникам — галлы (полномасштабная война с германцами с притоком германских рабов развернулась спустя годы после смерти Спартака, уже при Августе).
- Ершова Г. Г. Древняя Америка: полёт во времени и пространстве. Мезоамерика.
Сирийский воин Фламма
Как и многие гладиаторы, Фламма до пленения был воином.
Его насильно сделали гладиатором. Фламма – это всего лишь псевдоним. По-настоящему его звали Маркус Кальпуниус. Новое имя гладиатора обозначало Пламя.
На арене он был секутором. Его доспехами были тяжёлый щит и меч гладиус.
Фламма получил славу сильнейшего гладиатора. Всё это произошло благодаря интенсивным тренировкам и большому опыту. Всего ему удалось стать победителем в 21 бою.
Поражение он получил в 4-х сражениях. Также на его счету было 9 ничьих.
Получив свободу, он продолжал сражаться в Пунических войнах и имел награды Руди.
Не оставил Фламма и карьеру гладиатора, хотя был уже свободным человеком. Он был убит в последнем бою, ему было всего 30 лет.
Димахер
Не частый представитель гладиаторского ремесла. Узнаваем тем, что сражался двумя мечами, по одной в каждой руке. Руки и ноги туго перебинтовывались, иногда в качестве защиты использовались поножи. Считается, что из-за особенностей своего стиля, эти бойцы были одними из самых опасных видов гладиаторов.
Есть мнение, что их голова и тело могли быть защищены кольчугой и шлемом с забралом. Но в этом случае, бойцы теряют свой козырь в ловкости, однако приобретают значительную защиту, что даёт им большое преимущество перед другими гладиаторами. В сериале «Спартак: Боги Арены», главный герой Ганник, как раз являлся димахером.
История гладиатора Коммода
Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.
Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг. э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг. ) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.
Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.
Бои гладиаторов в современной реконструкции
Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.
Реконструкция гладиаторского боя
Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.
- По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Найти Авиабилеты: Aviasales
- Искать отели: Booking и Hotellook
- Экскурсии: Tripster или Tezeks
- Билеты в музеи: Musement, GYG и Tiqets
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway
Андабаты
Про андабатов известно немногое, и большая часть является предположениями исследователей. Известно, что вооружены они, были кинжалами, и что сражались они в шлемах, не имевших прорези для глаз, либо имевших лишь одно отверстие. Скорее всего, защищены они были кольчугой. Можно сказать, что их бои могли быть похожи на бои средневековых рыцарей, но практически вслепую.
Другое предположение говорит о том, что они являлись не отдельным видом гладиаторов, а любыми бойцами, кому выпало сражаться в подобном шлеме.
Бои с животными
Очень часто бойцы с пиками в руках ждали выхода диких животных, которых римляне привозили из своих военных походов в разные земли. Они появлялись перед людьми из-под пола Колизея. Только слоны, так как были очень крупными животными, появлялись через ворота. Сражения с животными добавляли интереса и интриги. Иногда они проходили в виде спектакля по мотивам мифологии.
А иногда это были театрализованные казни преступников. Провинившихся сажали на пол Колизея и привязывали их. Затем выпускали каких-нибудь хищников, и они как Прометею выклёвывали или выедали у живых людей органы.
Бывало и так, что с животными сражались гладиаторы. Были и сцены охоты на хищников: львов, тигров, медведей и других животных. Но чаще были представления, похожие на цирковые номера. Такие игры обычно проходили во второй половине дня.
Гладиатор Крикс
Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.
Весной 72г. до н. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н. -17гг. ), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.
Галл Крикс
Крикса очень боялись гладиаторы. В бою гладиатор-галл был очень жестоким. Крикс обладал острым умом. Когда-то он был известным военачальником, участвовавшим в Третьей войне с арабами. В восстании рабов он находился бок о бок со Спартаком, являясь его правой рукой. Как и Спартак, он тоже обучался гладиаторскому искусству в Капуе. Его путь Со Спартаком разделился в 73 году. Он организовал собственную мятежную группу. Мечтой Крикса было стать членом аристократического римского общества. Он со своими товарищами громил римлян, однако осуществить все свои планы ему не удалось. Во время ожесточённого сражения знаменитый галл-гладиатор был убит. Из уважения к своему другу Криксу Спартак и его войско захватили четыре сотни римских воинов и поиздевались над ними вволю.
Платные гладиаторские бои
Многие считают, что на кровавые зрелища в Колизей продавали билеты. Однако это не совсем так. Несмотря на то, что Рим был очень богат и могуществен, многие римляне были бедными. Чтобы они не ощущали себя несчастными бедняками, римские правители устраивали для них бесплатные зрелища, такие как цирк, театральные постановки, скачки и, конечно же, бои гладиаторов.
Жители Рима приходили на площадь, где им вручали бесплатные «билеты», сделанные из кости или глины. На них были написаны номера трибун, где они должны были сидеть. Все места распределялись в соответствии с классом. Обычно финансированием таких зрелищ были императоры и сенаторы.
Это им нужно было, чтобы народ больше любил их. Часто редакторы проводили во время игр розыгрыши, призами в которых могли быть дом, кусок мяса, деньги и что-нибудь от гладиаторов, например, флакон с их потом.
Данный тип гладиаторов был популярен во времена Республики. Их экипировка состояла из копья, шлема и галльского щита. Такой внешний вид бойца имел цель напоминать внешне галльского воина, да и набирались на эту роль в основном представители этой нации. Предполагается, что позднее, галл трансформировался в мурмиллона.
Кельт Прискус и германец Верус
Гладиаторы Прискус и Верус прославились после сражения друг с другом. Оба они были очень сильными и опытными воинами. Они обладали очень большим влиянием на гладиаторов. В своей знаменитой битве оба гладиатора одновременно бросили мечи на землю, чтобы оказать уважение сопернику. Это самое известное гладиаторское сражение произошло в I веке на стадионе Флавиев в Древнем Риме. Оно не оставило равнодушным даже императора Тита, который был сильно впечатлён поступком Прискуса и Веруса. За это он даровал Гладиаторам свободу и наградил орденом Руди. Об этих гладиаторах написал своё стихотворение Марсьяль, в котором всячески восхвалял их.
Секутор
Данный вид гладиаторов был создан под конкретного соперника – ретиария. Являлись они разновидностью мурмиллонов, и потому их экипировка была довольно схожа. Для защиты они использовали прямоугольные щиты-скутумы, а атакующим оружием был гладиус. Выделял их шлем, закрывавший всё лицо, имевший округлую форму и два отверстия для глаз, чтобы сеть ретиария не могла за него зацепиться. В бою секутор старался приблизиться на дистанцию ближнего боя, чтобы использовать своё преимущество в весе доспехов и оружии.