Лучшие скульптуры и 15 самых известных личностей мира, о которых должен знать каждый

Персоны и события

Если вспомнить самые известные скульптуры России, то первым в голову придет Медный Всадник. Вообще это памятник Петру I. Но благодаря произведению Пушкина он известен под другим названием. Создавали его три французских скульптора, главой которых являлся Фальконс. По окончанию работы он выколол на изваянии на латинском языке слова о том, что памятник является его детищем.

В общей сложности скульптура создавалась на протяжении 15 лет. Согласно замыслу автора, она должна была отображать силу русского императора над природой и историей, его волю и талант реформатора. Надо сказать, что это удалось.

Уникальной чертой Медного Всадника является то, что он отливался полноценно, поэтому на его поверхности невозможно найти места стыков или сварки. А также скала, на которой он стоит, представляет собой самый большой монолит, когда-либо передвигавшийся человеком.

Сегодня все желающие могут посмотреть на Медного Всадника, который располагается рядом с Исаакиевским собором.

10 знаменитых скульпторов

Каждая эпоха подарила миру гениальных творцов, создавших шедевры в пластическом искусстве. Им удалось подчинить себе мрамор, глину, бронзу, чтобы воссоздать малейшие детали. Любуясь их красивыми скульптурами, каждый раз восхищаешься их талантом и мастерством.

Донателло

Выдающийся мастер раннего Возрождения, работал с различными материалами. До наших дней сохранились его творения из бронзы, камня, дерева. Донателло создавал скульптуры, вдохновившись работой античных мастеров. Но также, он лепил и реалистичные изваяния.

Микеланджело

Современники мастера сразу оценили его гений. Микеланджело был одним из первых европейских скульпторов, удостоенный чести написания биографии. Его работы на протяжении пяти столетий оставались эталонами изобразительного искусства. Кроме скульптуры, Микеланджело уделял много времени созданию фресок.

Лоренцо Бернини

Его называли мастером, подчинившем себе мрамор. Скульптуры Бернини поражают своей реалистичностью, выразительностью и вдохновляют других ваятелей. Лоренцо очень рано проявил свой талант, а его обучением занимался отец. Кроме скульптуры, Бернини интересовался графикой, и одним из первых начал писать шаржи.

Антонио Канова

Итальянский мастер, яркий представитель классицизма в скульптуре. На создание изваяний его вдохновляли работы античных мастеров. Канова пользовался авторитетом, несмотря на то, что критики обвиняли его в недостаточной выразительности.

Бартоломео Карло Растрелли

Памятник Петру I у Михайловского замкаБартоломео Карло Растрелли

Итальянский скульптор, получивший признание в России. На родине Растрелли получил хорошее образование, позволившее ему реализовать себя в различных направлениях творчества. Мастер известен тем, что его работы сформировали облик Санкт-Петербурга. Растрелли создал великолепные скульптурные группы, монументы, барельефы, ставшие достоянием не только России, но и всего мира.

Фредерик Бартольди

В мире искусства есть случаи, когда скульптура становится известнее своего автора. Так получилось и с Фредерико Бартольди. Ведь он создал один из самых известных объектов в мире — Статую Свободы, главный символ США.

Огюст Роден

Его называют «отцом» современной скульптуры. Даже люди далекие от мира искусства, слышали и видели знаменитого «Мыслителя» Родена. Изначально его замысел был проще, но в процессе создания мастер усложнил его. А на презентации Роден и вовсе объявил, что свою скульптуру посвящает французским рабочим.

Степан Эрьзя

Его называли «русским Роденом». Он стал известен не только благодаря своим скульптурам, но и потому, что работал с интересным материалом — кебрачо. Проведя долгое время в Аргентине, Эрьзя решил, что будет использовать древесину только этой породы. Также он знаменит своими творческими экспериментами по превращению гор в памятники. Но реализовать эту смелую задумку ему не удалось.

Эрнст Неизвестный

Значимой фигурой в советском искусстве был этот мастер. Никита Хрущев дал нелестную оценку творчеству скульптора, назвав его работы «дегенеративными». Это высказывание осложнило творческий путь Эрнста Неизвестного. Но после смерти политика, мастер согласился создать надгробный памятник Хрущеву по просьбе его семьи.

Вера Мухина

Ученица французского мастера Бурделя, стала известной во всем мире благодаря своему творению «Рабочий и колхозница». В эпоху бытовых и реалистичных сюжетов Вера Мухина боролась за символичность образов в скульптуре. Талантливая женщина занималась не только пластичным искусством, но и декоративно-прикладной работой.

Мыслитель Родена

Самая известная скульптура Родена, равно как и самая узнаваемая, располагается в одноименном парижском музее. Это популярный «Мыслитель». На создание автора вдохновила «Божественная комедия». Соответственно, если бы не талантливый Данте, то и «Мыслителя» не существовало бы.

В 1880 году Роден получает заказ на масштабную работу под названием «Врата ада». По его замыслу, в нее будут входить несколько отдельных скульптур. Сам проект должен был украшать вход в музей. Но работа не была закончена. Однако некоторые изваяния Роден решил увеличить и представить миру по отдельности.

Так появился «Мыслитель». На скульптуре изображен мужчина, который застыл в сидячей позе на камне. Его упорный мыслительный процесс буквально виден каждому, кто на него посмотрит – настолько достоверно автору удалось передать эмоциональную окраску.

  • Власов В. Г.. Пластика, пластичность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 488—493
  • Виппер Б. Р.. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобр-е искусство, 1985. — С. 16-34
  • Власов В. Г..Теория «двух установок зрения» и методика преподавания искусства // Пространство культуры. — М. : «Дом Бурганова» — 2009. — № 3. — С. 65— 76
  • ГРАМОТА.РУ. Проверка слова: скульптура. Дата обращения: 25 февраля 2018. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  • ИЗВАЯНИЕ Толковый словарь Ожегова онлайн. slovarozhegova.ru. Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 17 июля 2020 года.
  • «Венера из Тан-Тана», находки в пещере Бломбос (75 000 до н. э.) — являются источником спора, следует ли их считать образцами «абстрактного искусства»
  • Сомов А. И. Гефс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Скульптура. X-XV вв.. Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано 21 сентября 2020 года.
  • Бюро Гамаюн. Советская скульптура. Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано 5 августа 2018 года.
  • Татьяна Астраханцева. Современная русская скульптура. Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано 1 августа 2018 года.
  • ↑ 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Скульптура XX века. — Москва: Красная площадь, 1998. — ISBN 5-900743-39-X
  • В. А. Тиханова. Очерки о советских скульпторах-анималистах. — М.: Советский художник, 1990. — 240 с. — ISBN 5-269-00029-6
  • Вадим Сидур. «Памятник современному состоянию». Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано 5 августа 2018 года.
  • Эрнст Неизвестный. Один против всех. Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано 5 августа 2018 года.
  • «Родина-мать зовёт!». 10 фактов о монументе. Дата обращения: 5 августа 2018. Архивировано 29 января 2018 года.

Техника исполненияПравить

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок, фотографию или компьютерную модель работы, затем производит математический расчёт произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции), затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то для её подножия берётся доска и на нее ставится стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, а сам он служил для неё остовом. Кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокой деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются кручёной проволокой или пенькой, пропитанной маслом и свёрнутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкой, художник начинает обкладывать каркас лепной глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью. Затем художник, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляет в другом её недостаток и отделывает в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы он пользуется пальмовыми или стальными инструменты различной формы, называемые стеками. На всём протяжении лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, время от времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приёмы используются и при производстве рельефов значительного размера — с той разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в дощатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Формовщик снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме, изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остаётся только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. ), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целой сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирной рамой, в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы постепенно возникает общая форма изваяния; она всё тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придаёт ей финальной отделки, а полировка пемзой не передает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Чикаго и Пикассо

Если рассматривать масштабные и известные скульптуры мира, то нельзя обойти стороной ту, которая даже не получила названия. Она установлена в Чикаго и представляет собой своеобразный подарок этому городу от мастера Пикассо. Кстати, ее название именно так и звучит «безымянная скульптура».

В 1963 году американская компания заказала макеты статуи у Пикассо, которые были готовы через 2 года. После утверждения проекта приступили к строительству. Его финансировали две благотворительные компании, весь процесс обошелся в 352 тысячи долларов. Вес конструкции составляет 162 тонны, а высота – чуть более 15 метров.

Самому скульптору за планирование и обработку проекта предлагали 100 тысяч долларов. Однако Пикассо отказался, он очень настаивал на том, что хочет подарить эту конструкцию городу.

Использование материаловПравить

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза — для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживлённые таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налёт на своей поверхности, называемый патиной. Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур — это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè), то она состоит в следующем: берётся лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литьё во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

ДеревоПравить

Скульптура из дерева. Бурятия

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево, при их использовании линии получаются более плавными.

Драгоценные материалыПравить

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, из-за своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твёрдых камней надо заметить, что они с античных времён играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берётся оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоёв этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искусственный каменьПравить

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрёл искусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.

СтеклоПравить

Стекло в скульптуре может использоваться многими способами. Отливка стекла использовалась ещё в Египте. Выдувка стекла также является распространённой техникой. Из новейших техник работы со стеклом можно выделить вырубку стекла.

История развития скульптуры

Еще в древние времена человек занимался не только наскальной живописью, но и пластичным искусством. Для этого он использовал подручные материалы — камень, дерево. Позднее появляется гравюра: человек вырезает изображения на костях животных.

Глина тоже была распространенным материалом. Одни из ранних скульптур были найдены при раскопках в Египте, Китае, Индии и Ближнем Востоке. В этих государствах были созданы печи для обжига керамических изделий около 4 тыс. лет назад. Важным достижением в развитии пластического искусства стала возможность обработки металла.

Венера из Холе-Фельс

В Древней Греции скульптура получила широкое распространение. Античные ваятели искали лучшее выражение красоты человеческого тела. В эпоху эллинизма появилась тенденция утрирования движения и эмоциональности.

Период этрусской скульптуры длился с IX до н. по I до н. Основой послужили творения древнегреческих мастеров. Но этруски добавили свои отличительные черты. Наиболее распространенной темой их композиций был загробный мир. Римская скульптура сформировалась под влиянием древнегреческой и этрусской культур.

Одним из древнейших изваяний времен палеолита является Венера из Холе-Фельс. К этой же группе можно отнести фигуру Человекольва, 32 или 40 тыс. лет. до н. , и Венеру Виллендорфскую, 25 тыс. лет до н.

В романский период скульптура (XI-XIII) тесно переплетается с архитектурой. Самым популярным материалом была древесина. В готическую эпоху мастера черпают вдохновение в религии. Поэтому многие скульптуры делают по заказу священнослужителей для украшения соборов и храмов.

Расцветом пластического искусства считают эпоху Возрождения. Ваятели находили вдохновение в работах античных мастеров. Они прославляли идеалы красоты и романтизма. Характерной чертой этого периода является то, что скульптура была отделена от архитектуры. Мастера стали демонстрировать драматическую выразительность. Было создано много статуй на мифологическую и религиозную тему. Гениями скульптуры эпохи Возрождения считаются Донателло и Микеланджело.

В XIX веке средства массовой информации стали оказывать больше влияния на развитие пластического искусства. Появились новые направления — авангард, футуризм, кубизм. Мастера стали выражать в своих работах революционные идеи. А для их создания использовали новые материалы — бетон, железо, пластик.

С 1970-х годов на первый план выходят такие движения как минимализм, концептуализм, перфоманс, гиперреализм. Теперь мастера стараются привлечь внимание публики к социальным проблемам, и ставят на главное место выражение своей индивидуальности.

От него зависит внешний вид объекта и в какой технике будет работать мастер:

  • Камень. Мрамор идеально подходит для создания тонких линий и деталей, плавных переходов. К его недостаткам относят впитывание влаги, что приводит к смене цвета. Гранит — тверже и плотнее, он не разрушается под воздействием влаги. Эта порода подходит для создания четких геометрических форм и линий. Работая с камнем, мастер выбирает технику резьбы.
  • Металл. Бронза подходит для создания динамичной композиции, из стали делают монументальные скульптуры. Подобные объекты чаще всего размещают на открытых пространствах. Сначала мастер делает основу, а потом заливает в заготовку металл. Фигура может быть литой полностью или собранной по частям.
  • Дерево. Объекты размещают только внутри помещений, потому что они быстро разрушаются на открытом пространстве. Характеристики пород древесины различаются, что позволяет мастеру создавать ажурные орнаменты, четкие линии. Мастер использует технику резьбы и высекания.
  • Глина и гипс. Обладают высокой пластичностью, что позволяет сделать любой изгиб. Для создания скульптур из этих материалов мастер работает в техниках лепки и отливания.

Так же ваятели могут использовать золото, нефрит, кварц, но их редко применяют в современных работах. Из слоновой кости создавали изображения животных и других предметов окружающей среды.

Памятники и мемориалы мира

Поклонная гора — знаковое место российской столицы, памятник народному подвигу и символ Победы над фашизмом.

Памятник Минину и Пожарскому

Атомиум представляет собой модель кристаллической решетки железа огромных размеров.

Памятник Пушкину в Москве

Памятник Тысячелетие России

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Памятник жертвам Холокоста

Бык на Уолл Стрит

Мемориал мира в Хиросиме

Памятник Высоцкому в Москве

Памятник Есенину в МосквеПамятник Есенину в Москве — один из самых выразительных памятников поэту, расположенный в центре столицы, на Тверском бульваре.

Памятник котенку с улицы Лизюкова

Аллея звезд Гонконга

Знак Голливуда — знаменитый памятный знак на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе, Калифорния.

Классификация скульптур

Этот вид искусства настолько входит в обыденную жизнь, что человек перестает замечать его. Все это говорит о многообразии скульптуры. С помощью выразительных средств и материалов мастер может создать величественный монумент или маленькую композицию. Но скульптура различается по видам и жанрам.

Триумфальная арка. Париж

По признаку трехмерного объема выделяют:

  • круглую;
  • рельеф.

Надгробная стела Гегесо

Круглые изваяния располагают на свободном пространстве, чтобы их можно было рассмотреть из любой точки. Поэтому удается воспринимать скульптуру каждый раз по-другому, что увеличивает ее эстетическую ценность. Есть четыре разновидности круглой пластики:

  • монументальная;
  • монументально-декоративная;
  • станковая;
  • малые формы.

Триумфальная арка Константина

Монументальные памятники — масштабные объекты, поражающие размахом художественной идеи. Они могут стать украшением ландшафта, площади или частью архитектурного ансамбля. Для их создания обычно используют металл или гранит. Выделяют несколько подвидов подобной скульптуры:

  • Монументальная статуя — объект нужно рассматривать с дальнего расстояния. Поэтому его размещают на возвышении или на главной площади (е.в. вучетич и н.в. никитин «родина-мать», фредерик огюст бартольди «статуя свободы»).
  • Монумент — памятник, приуроченный к важной исторической дате или посвященный известной личности, размещенный на постаменте (этьен морис фальконе «медный всадник», иван мартос «памятники минину и пожарскому»).
  • Стела — вертикальная плита, на которой выбита надпись или выпуклый рисунок («стела гегесо из керамика»).
  • Триумфальная арка — ее возведение приурочено к военной победе и другим значимым событиям («триумфальная арка в париже», «триумфальная арка константина»);
  • Обелиск — столб с 4 гранями, с вершиной напоминающей пирамиду («долгоруковский обелиск в симферополе», «обелиск на месте дуэли м.ю. лермонтова»).
  • Ростральная колонна — архитектурный объект со скульптурными изображениями носовой части корабля.
  • Статуя — произведение искусства, представленное одно или многофигурной композицией (эдвард эриксен «русалочка», огюст роден «мыслитель»).

Монументально-декоративная скульптура может быть элементов архитектурного оформления. Объекты становятся украшением ландшафта и зданий. Есть несколько видов такой скульптуры:

  • атлант — колонна в виде мужской фигуры, поддерживающей балконы и карнизы (А.И. Теребенев, «Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге», Л. Маттиелли «Атлант вестибюля Верхнего Бельведера в Вене»);
  • канефора — скульптурное изображение женщины с корзиной на голове. Чаще всего выполняет функцию колонн («Портик храма Эрехтейон»);
  • консоль — художественный объект, подпирающий выступ здания (консоли с изображениями слонов в Мадриде);
  • протома — изображение человеческой головы или животного («Иберская протома барана»);
  • акротерий — фигура, украшающая углы фронтона (акротерии на Афинской академии);
  • бига — колесница, украшающая арку или здание;
  • десюдепорт — украшение входной группы, напоминающее панно, и являющееся частью общего архитектурного оформления (Ф.Б. Растрелли, «Десюдепорт в зале Большого Екатерининского дворца»);
  • капитель — украшение верха колонны или пилястра;
  • маскарон — рельефное изображение маски или головы;
  • парус — лепнина, расположенная на вершине свода;
  • пилястр — выступ стены, условное изображение колонны;
  • портал — декоративная входная арка;
  • розетка — скульптурный орнаментальный мотив, напоминающий распустившийся цветок;
  • фриз — декоративная полоса, украшающая часть архитектурного сооружения;
  • фронтон — скульптурная композиция на треугольном фасаде, портике.

Станковое направление рассчитано на восприятие вблизи. Чаще всего объект делают в натуральную величину. Станковая скульптура отличается психологизмом, символизмом и метафоричностью. Существуют следующие ее разновидности:

  • бюст — изображение человека по плечи, грудь или пояс (бюст Нефертити, Джан Лоренцо Бернини «Портрет Людовика XIV»);
  • скульптурная группа — несколько людей, объединенных общим сюжетом (Огюст Роден «Граждане Кале», греческие ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор «Лакоон и его сыновья»);
  • статуя — изваяние, изображающее человека, зверей или другие предметы. Объект размещают на постаменте («Венера Милосская», Микеланджело «Давид»);
  • торс — Может быть обломком античной статуи или отдельной композицией.

Скульптура малых форм — небольшие фигуры и группы, украшающие интерьер:

  • настольные портреты;
  • игрушки;
  • статуэтки в определенном жанре.

Другая большая группа — рельеф, который рассчитан на фронтальное восприятие. Может быть отдельным объектом или элемент архитектурного оформления. Мастера изображали мифологические сюжеты, пейзажи, людей. Рельеф дает скульптору больше возможностей для творчества. Есть несколько типов:

  • барельеф — композиция выступает над плоскостью менее чем наполовину. Им украшали стены, постаменты, монеты. В эпоху Возрождения появилась его разновидность — живописный барельеф. Особенность — очертания фигур почти плоские, а фон представлен едва заметным контуром (ассирийский барельеф «Крылатый джинн»);
  • горельеф — изображение выступает над плоскостью более чем наполовину объема. Часто фигуры относят к круглой скульптуре (Франсуа Рюд «Марсельеза» на Триумфальной парижской арке);
  • контррельеф — очертания уходят вглубь плоскости;
  • койланаглиф — разновидность рельефа с вогнутым контуром и выпуклой моделировкой.

Искусствоведы выделяют такие жанры скульптуры — анималистика и фигуратив, который включает следующие направления:

  • мифологическое;
  • портретное;
  • символическое;
  • религиозное.

Границы между ними условны, поэтому нередко одну группу относят к нескольким жанрам.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий