Лучшие балерины мира, чья драматическая судьба не помешала им доминировать в ней

Персоны и события

Галина Уланова

Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.

Галина Уланова достигла небывалых высот в мастерстве исполнения. Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Наталья Осипова

Наталья Осипова на предпремьерном показе одноактного балета «Русские сезоны». Государственный академический Большой театр России, Москва, 2008 год. Фотография: Александр Куров / ИТАР-ТАСС

Ей покорялись не только лучшие сцены мира, но и крупные модные бренды. Так, балерина стала лицом ювелирной компании. Артистка не раз появлялась в глянце; фотографы признаются, что перед камерой она ведет себя легко и непринужденно, поэтому работать с ней приятно.

Балет — это изящное искусство в обрамлении воздушных балетных пачек, пуантов и атласных лент. А искусство моды пропагандирует красоту. Не удивительно, что ведущие модные дома хотят заполучить в качестве «лица бренда» известную на весь мир танцовщицу. Однако успех наших грациозных героинь, радующих публику своим талантом, связан с упорством и трудолюбием, что бесспорно достойно уважения и восхищения.

Диана Вишнёва

Диана Вишнева в сцене из балета «Золушка» в рамках трехактного вечера «Двадцать» на сцене Большого театра. Москва, 2015 год. Фотография: Сергей Фадеичев / ТАСС

Еще одна признанная красавица из мира балета, не только прима Мариинского театра, но и лицо косметической компании, выпускающей средства по уходу за волосами. Кроме того, специально для Дианы один элитный модный бренд создал дорожный сундук, куда помещаются шесть балетных пачек, 18 пар пуантов и аксессуары. Создатели модного шедевра решили обыграть фамилию балерины и покрасили внутреннюю сторону сундука в вишневый цвет, а также нанесли инициалы D. А известный модный фотограф Патрик Демаршелье создал целую серию черно-белых фотографий Дианы.

«Я была задумана мальчишкой»

Ольга Лепешинская родилась в сентябре 1916 года. Ее отец Василий Лепешинский был инженером и одним из самых известных в России специалистом по строительству мостов, мать Мария — домохозяйкой. Родители хотели сына, и сама Ольга потом рассказывала, что «была задумана мальчишкой». У девочки не было никаких куколок — только зайцы и мишки, Ольга была такой непоседливой, что друзья прозвали ее Лешкой.

Ольга любила танцевать, но становиться балериной не собиралась. Она хотела, как папа, строить мосты и первой проезжать по ним на поезде, чтобы доказать: все расчеты верны, конструкция надежна. Танцовщицей дочку видела только мать, а вот ее муж относился к идее жены скептически. «Все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина», — бурчал он.

Судьбу девочки, как ни странно, решил Ленин. С ним не только дружил, но и жил в одном доме дядя Ольги — Пантелеймон Лепешинский. Как-то Мария, зайдя к Владимиру Ильичу в гости, начала говорить об увлечении дочери и об отношении супруга к балету. Ленин ответил: каждая профессия, если заниматься ей трудолюбиво и дисциплинированно, хороша, и не имеет значения, будет Ольга проектировать мосты или выступать на сцене. После этого Мария отвела девочку в балетную школу.

Ольгу туда не взяли: приемная комиссия сочла других претенденток более одаренными. Тем не менее девочка стала первой кандидаткой на поступление, и когда одна из учениц заболела, ее место заняла Лепешинская.

Ольга легко схватывала все движения, и единственное, что ей не удавалось, — это фуэте. Но девочка не отступала, а мама во всем ее поддерживала. Вдвоем они дожидались, пока школу закроют, после этого Мария давала ключнику Кузьме мелкую взятку — пачку папирос «Казбек», и сторож открывал для них зал. Ольга переобувалась, рисовала на полу круг и начинала упражняться. Сначала вылетала за меловую черту через шесть фуэте, потом — через восемь, а вскоре уже могла повторить элемент, оставаясь в круге, 64 раза подряд!

Темперамент, упорство и трудолюбие девочки сделали свое дело. В балетное училище, куда поступила Ольга, она считалась самой слабой ученицей, но вскоре стала лучшей. Еще до его окончания она выступала в Большом театре: в 10 лет в прологе оперы «Снегурочка» Ольга танцевала одну из пичужек, приветствующих весну, а в 16 уже исполняла партию Феи Драже в балете «Щелкунчик».

Окончив Московское хореографическое училище в 1933 году, Лепешинская стала солисткой Большого театра, минуя кордебалет. Это было неслыханно — обычно выпускницам предстояли годы исполнения второстепенных ролей. Однако уже в 1933-м Ольга Лепешинская танцевала главную партию в «Тщетной предосторожности». В 1935-м ей доверили дублировать прославленную Суламифь Мессерер в «Трех толстяках», и роль Суок сделала Лепешинскую знаменитой.

Следующий год закрепил триумф: в 1936-м Ольга танцевала принцессу Аврору в новой постановке «Спящей красавицы» — и это несмотря на то, что внешность Лепешинской не подходила для роли. Однако индивидуальность балерины и ее живой характер сделали свое дело. «В искусстве Лепешинской всегда подкупают неизбывная молодость и бойкое, деятельное жизнелюбие», — писали в газетах.

В 1938 году Ольга исполнила роль Полины в балете «Кавказский пленник» по поэме Пушкина, затем последовала партия Маши в «Щелкунчике». А дальше Лепешинскую ждала мечта каждой балерины — партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», да еще и с блестящим танцором Асафом Мессерером.

В 1941 году, когда Ольге исполнилось 25 лет, она получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. Балерина принимала участие в кремлевских концертах, и сам вождь народа любил посещать Большой театр, когда в спектакле была задействована Лепешинская. За веселый нрав и виртуозные прыжки Сталин называл Ольгу стрекозой.

Майя Плисецкая (1925 — 2015)

Самая знаменитая русская балерина с рекордно долгой карьерой. Любовь к балету Майя впитала ещё в детстве, ведь её дядя и тётя также являлись известными танцорами.

В 9 лет поступила в Московское хореографическое училище, а в 1943 году попала в Большой театр. Там её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за несколько лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки.

Знаковой для неё оказалась постановка «Золушки» и партия феи Осени в 1945 году. Дальше были классические постановки «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Жизель», «Конек-Горбунок». Плисецкая блистала в «Бахчисарайском фонтане», где смогла продемонстрировать свой редкий дар — буквально зависать в прыжке на какие-то мгновения. Балерина участвовала сразу в трёх постановках «Спартака» композитора Арама Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии.

Ролей балерине хватало, но творческая неудовлетворённость накапливалась. Выходом стала «Кармен-сюита», одна из главных вех в биографии танцовщицы.

В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса — она сыграла в «Анне Каренине». По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году. Там Майя попробовала себя в новой роли — хореографа, что стало её новой профессией. С 1983 года Плисецкая работала в Римской опере, а с 1987 года в Испании.

Джованна Басси

Джованна активно трудилась в одной из опер Швеции, публика любила ее, но сказать о Басси, как о балерине всех времен нельзя. В истории она тоже оказалась не столько за счет своих талантов, сколько из-за страстного романа с приближенным и любимчиком Густава третьего — Адольфом Мунком.

Джованна Басси — любовница Адольфа Мунка.

Их знакомство пришлось на самый пик карьеры царедворца. На рост карьеры Мунка повлияло то, что ему удалось примирить короля и его жену. Выступив в роли, как бы это сейчас назвали, сексолога, он смог наладить дальнейшее «производство» наследников. Но ходили слухи, что Густав IV появился на свет исключительно благодаря Адольфу, что король в зачатии и вовсе не участвовал, настолько сильно наследник походил на Мунка. Джованна же своему любовнику подарила дочку.

Вскоре Мунк пошел под суд. Ему приписывали то, что занимаясь по приказу короля фальсификацией русских денег, он чуток «нарисовал» и шведские. Его могла бы поджидать другая участь, но бунтовщики лишили жизни Густава третьего, его главного покровителя. Мунка отправили Италию и Джованна направилась за ним, она хотела, чтобы тот женился на ней и признал их совместную дочь, но от Мунка последовал отказ. По одной из версии, раздраженная отказом Басси возвратилась на родину, но согласно другой — балерина осталась в Италии и исполняла различные задания Тайного совета из Швеции.

Полина Семионова

Единожды рискнув, начинающая звезда мирового масштаба отказалась от карьеры в Большом театре, перебравшись в Берлин и став примой-балериной. Популярность и мастерство артистки сослужили свою службу: ее пригласили танцевать ключевые партии в США. Полина не забывает и родину — на ее счету несколько ролей в Михайловском театре.

Девочке, родившейся в семье мастеров хореографии, было суждено стать балериной. Даже если бы маленькая Галя и попыталась избежать предначертанной судьбы, ей просто не дала бы этого сделать мама — балетный педагог. Но годы тяжелых тренировок за балетным станком принесли свой результат.

Хореографический техникум Уланова закончила в 1928 году и сразу попала в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Внимание зрителей и критиков к ней было приковано практически с первых шагов на этой сцене.

Ведущие партии ей стали доверять уже через год. И делала она это виртуозно, с невероятным артистизмом. Едва ли кому удавалось до и после нее исполнять сцену сумасшествия Жизель так проникновенно, как делала это Уланова. И эта роль считается одной из самых триумфальных в репертуаре великой балерины.

Галина Уланова в сцене безумия Жизель. Кадр из фильма-балета «Жизель» 1956 года

Любимую свою Мариинку балерина оставила, уехав в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. В те годы она выступала перед ранеными бойцами, танцевала на сценах Перми, Свердловска и Алма-Аты. В самом конце войны балерина переходит в труппу Большого театра.

По общему мнению ценителей балета и критиков, самой лучшей ролью в карьере Улановой стала Джульетта в балете Сергея Прокофьева.

Виктория Терешкина

Виктория Терешкина — прима-балерина Мариинского театра, в котором она стала первой исполнительницей партий Королевы моря в «Ундине». Викторию называют балериной, близкой к идеалу классической школы русского балета. Ее главное достоинство — безупречное владение техникой, что стало возможным благодаря ее наставнице Любови Кунаковой.

Михаил Барышников

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на «Оскар» и участие в популярном сериале «Секс в большом городе»).

Людмила Семеняка

Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.

В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Михаил Барышников — еще один гениальный артист балета. Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Диана Вишнева в роли Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1996–1998 годы. Фотография: Нина Аловерт / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый — урбанистический — образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри — главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра. А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Ивет Шовире (1917 — 2016)

Родилась в Париже. Танцами начала заниматься уже с 10 лет. Её талант и работоспособность быстро отметили режиссёры и в 1941 году она стала примой Оперы Гарнье — дебютные выступления принесли ей поистине мировую славу.

Ивет на сцене демонстрировала истинный драматизм, не теряя при этой всей девичьей нежности. Балерина буквально проживала жизнь каждой своей героини, выражая все эмоции на сцене.

Фанни Эльслер

Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер (1810-1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.

Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово «Москва». Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.

Ульяна Лопаткина — вторая Майя Плисецкая

Слева направо: Ульяна Лопаткина в 24 и 43 года

Ульяну Лопаткину называют второй Майей Плисецкой. Будущая прима Мариинки родилась 23 октября 1973 года в Керчи, в семье учителей Вячеслава Ивановича и Елены Георгиевны Лопаткиных. Но всего в 4 года девушка оказалась в мире большого балета. Однако восхождение артистки и ее мечты стать профессионалом давались очень не просто. Типичная фигура балерин – узкие кости и маленький рост для легких верхних поддержек. Ульяна не подходила ни по одному критерию: параметры Лопаткиной отнюдь не идеальны, но даже это не остановило девушку в стремлении к совершенству.

Высокий рост (175 см), крупные стопы и кисти Лопаткина сделала своим инструментом, показав, что даже неформатные балерины могут добиться успеха. Ульяна всегда шла наперекор всем стандартам и даже нетипично короткая и дерзкая для ее профессии стрижка выгодно выделяла ее среди коллег. Упорство видно во внешности Лопаткиной до сих пор.

Нет одной цифры, которая будет ответом на вопрос, в каком возрасте уходят на пенсию балерины. Лопаткин завершила свою карьеру в 2017 году, но нельзя сказать, что она ушла из театра. Ульяна прекрасно выглядит и пребывает в прекрасной форме, и увеличение веса балерин с возрастом ее не коснулось. Сейчас она занята как балетмейстер.

СсылкиПравить

  • Фотогалерея Майи Плисецкой на сайте «Мастера музыкального театра»
  • Вспышка Терпсихоры, легкие мысли Майи Плисецкой // запись беседы Марии Леви с балериной.
  • Обзор литературы, посвящённой Майе Плисецкой. Составлен в РГБ.
  • Майя Плисецкая — тайны знаменитой балерины Женский ресурс Colady.ru
  • Мудрац Александра. Плисецкая Майя Михайловна. tass.ru. ТАСС. Дата обращения: 14 октября 2021.
  • «Стихия по имени Майя» (документальный фильм, 2005)
  • «Я, Майя Плисецкая» (документальный фильм, телеканал «Культура»)
  • «Майя Плисецкая. „Чёрно-белый лебедь“». Документальный фильм. www.tvc.ru. ТВ Центр (2010). Дата обращения: 14 октября 2021.
  • «Майя Плисецкая. „Мауа“». Документальный фильм. mirtv.ru. Мир (5 мая 2015). Дата обращения: 18 октября 2021.
  • «Майя Плисецкая. „Характер — это и есть судьба“». Документальный фильм. mirtv.ru. Мир (22 ноября 2020). Дата обращения: 18 октября 2021.

Тереза Эльслер

Кто-то может посчитать, что любовный романы прим и аристократов неизбежно заканчиваются либо трагедией, либо оргией, но это не так. В истории немало случаев любовных связей с очень счастливым концом, когда пара доходит до венца. Один из таких примеров — Тереза Эльслер, которая стала суженной принца Адальберта Прусского — младшего брата короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.

В качестве балерины была куда больше известна младшая сестра Терезы — Франциска, которую причисляли к ряду самых популярных балерин 19 века. Штраус-младший даже написал о ней оперетту. А вот Терезу считали чересчур высокой и недостаточно эффектной, но именно ей удалось очаровать Адальберта, который к тому времени был серьезным и опытным мужчиной 38 лет, Тереза, кстати, была на пару лет старше него.

Юная сестренка Эльслер тоже не была обделена вниманием высокопоставленных персон. Например, в самом начале, карьере девушек способствовал принц Леопольд, который помог балерине оказаться в опере Неаполя. К слову сказать, он не стремился скрывать свои чувства к младшей из сестер. Поговаривают, что у них даже родился общий сын.

«Любимая балерина Сталина»

Так называли великую советскую танцовщицу, приму-балерину Большого театра, чей талант ценили руководители нашего государства от Сталина до Путина (причем, оба лидера страны были знакомы с   лично: она умерла в 2008 г. В воздыхатели Лепешинской в свое время записывали не только генералиссимуса, но и маршала Жукова, и других именитых советских руководителей, включая членов Политбюро. В ответ на подобные слухи балерина только смеялась.

Продолжение истории после рекламы

Очевидно одно: платоническая страсть у Иосифа Виссарионовича к приме-балерине Большого все же была. Иначе трудно объяснить, что побудило его 17 раз ходить на «Пламя Парижа», где Лепешинская танцевала партию актрисы придворного театра Людовика XVI Амур.

В балете танцуют люди самого разного возраста

Подобно тому, как балет стереотипно считается женским искусством, также он считается занятием молодых. Несмотря на то, что большинство профессионалов уходят на пенсию в возрасте от 30 до 40 лет, некоторые из них остаются в крупных театрах в качестве художественных персонажей. Обычно это танцоры, которые в течение своей основной карьеры были солистами или ведущими артистами балета. Теперь они выполняют роли, которые легче физически, но являются более сложными в художественном отношении.

Наталья Макарова

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым. В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко «Онегин». Сейчас живет в США.

Ульяна Лопаткина на сцене Большого театра. Москва, 1998 год. Фотография: Александр Косинец / ИТАР-ТАСС

Поражает не только ее красота, но и стиль. Балерина отдает предпочтение длинным струящимся платьям и шарфам. Она неоднократно позировала на самых разных фотосессиях и даже стала лицом одной известной ювелирной марки. Снимки Ульяны в бриллиантовом колье из белого золота и платины облетели весь мир. Модные фотографы обожают ее миловидное лицо.

Несравненная Анна Павлова

Слева направо: Анна Павлова в 22 и 50 лет

Теперь вернемся в прошлое и вспомним, как выглядели знаменитые балерины XX века. Не все танцоры от природы имеют отменное здоровье и выносливость. Например, великая Анна Павлова, в честь легкости и воздушности которой даже был создан одноименный десерт, в детстве была хрупкой девочкой с малокровием и сгорбленной спиной. Но именно своей легкостью и «прозрачностью» она завоевала признание ведущих педагогов. «Пушинка, легкость, ветер», – отметил на первом просмотре знаменитый танцор Мариус Петипа.

Кстати, худоба, прочно связанная с современным классическим балетом, во времена Павловой считалась врагом красоты. Сначала девушка послушно пила рыбий жир, пыталась повторить «земные» движения мускулистых прим, однако именно ее хрупкость вернула в балет романтизм. И даже в 48 лет балерина сохраняла грациозность, хрупкость и балетный подъем.

Анна Павлова не была привязана ни к стране, ни ко времени — только искусство было для нее значимо. Балерина уже в начале первой мировой войны переехала из России в Англию, как оказалось навсегда. Довольно большой период жизни артистка жила за границей и хотела вернуться на родину, но не смогла. Только балет и постоянная работа придавали смысл жизни балерины.

Выход на пенсию балерины, возраст которой уже стал солидным, так и не произошел. Павлова танцевала до последнего дня. Павлова Скончалась в Гааге от гнойного плеврита во время гастролей 23 января 1931 года. Женщина простудилась, репетируя в холодном неотапливаемом зале, но даже болезнь не сломила ее любви к танцу. Согласно биографам, последними словами Павловой стала фраза: «Приготовьте мой костюм лебедя!».

Профессионалы балета придерживаются здорового питания

Идеальное телосложение танцора балета включает в себя: длинные и стройные ноги, узкие бедра и тонкую шею. Из-за этого многие молодые танцоры зацикливаются на стремлении к небольшой массе тела. Однако, вопреки распространенному мнению, совсем не многие танцоры страдают анорексией. В последние годы в балет стараются приглашать танцоров со здоровыми и гармоничными телами.

Многие профессиональные труппы нанимают диетологов вместе с физиотерапевтами, чтобы поддерживать своих танцоров в хорошей форме.

Светлана Лунькина

Бывшая прима-балерина Большого театра перестала выступать в России, покинув страну и перебравшись в 2013 году за океан, в Национальный балет Канады. Танцовщица совмещает успешную карьеру с супружеством и воспитанием двоих детей.

Светлана Захарова — звезда «Ла Скалы», Большого театра и Мариинки

Слева направо: Светлана Захарова в 20, 31 и 38 лет

Возраст балерины Светланы Захаровой всегда волновал подписчиков, ведь по внешности женщины он совершенно не ясен. Российская артистка балета родилась 10 июня 1979 в Луцке, но это не помешало ей стать великой.

Талантливую Светлану Захарову заметили в 16 лет на конкурсе, где девушка заняла второе место, пропустив вперед только выпускницу Академии русского балета им. Вагановой. Потом балерину экстерном зачислили на последний курс Академии, чего не случалось до этого не когда — случай стал единственным в истории учебного заведения. В 18 лет Светлана Захарова стала прима-балериной Мариинского театра и начала гастролировать по всему миру.

Еще модельер Ив-Сен Лоран говорил о Захаровой: «Она гениальна! Такой балерины никогда не было, больше нет и никогда не будет!» Даже сегодня, спустя годы звезду можно узнать по неизменно прямому пробору, как во время выступлений, так и в повседневной жизни. Артистка (несмотря на то, что ей за 40) до сих пор выступает — она с 2003 прима-балерина Большого театра и с 2008 года прима миланского театра «Ла Скала». Светлана Захарова — балерина, возраст которой не имеет значения, настолько она талантлива.

Чтобы танцевать в пуантах необходима долгая подготовка

Самая большая мечта для начинающей балерины – проход в пуантах. Изящный акт подъема на пальцах ног в атласных туфлях вдохновляет многих молодых девушек на занятия балетом.

Но ходьба в пуантах не так легка и проста как кажется. Если студент пойдет в пуантах слишком рано, он рискует получить серьезную травму. Обычно кости слишком мягки в молодом возрасте, многие опытные учителя предпочитают подождать некоторое время. Кроме того, техника девушки должна быть достаточно сильной, чтобы безопасно использовать балетную обувь. Большинство профессиональных учителей балета подтверждают, что требуется минимум 2 года обучения, чтобы танцор впервые встал на пуанты.

Новые пуанты нужно немного состарить или повредить

Новые пуанты очень тяжелые и опасные для танцев. В течение многих лет тренировок каждый танцор определяет, как ему удобнее танцевать в пуантах и адаптирует свою обувь, чтобы она лучше подходила к ногам. Некоторые из этих мер довольно необычны. Например, некоторые танцоры царапают нижнюю часть обуви, чтобы она меньше скользила, стучат ими по земле, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть хвостовика — внутреннюю часть подошвы — чтобы сделать пуанты более пластичными, или применяют лак, чтобы укрепить обувь.

Иногда танцоры используют горячий фен, чтобы расплавить внутреннюю часть подошвы, затем прислоняют ее к ноге, чтобы она приобрела необходимые очертания.

Черная жемчужина балетной сцены Тамара Туманова

Слева направо: Тамара Туманова в 15, 33 и 47 лет

Эту балерину называли черной жемчужиной русского балета. Уже в 9 лет Тамара Туманова выступала на сцене парижской «Гранд-опера». Главным качеством балерины девушка считала искренний артистизм: «Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой». Однако вскоре на сцену вышла Галина Уланова, и зрительские овации перешли к новой приме. После шумной славы девушка окунулась в мир кино и снялась в картине «Дни славы» с Грегори Пеком (вспомни «Римские каникулы»!).

Значительную часть жизни (после того, как внимания на родине ей стало не достаточно), балерина провела во Франции, а затем в Америке. Женщина выступала с собственной концертной программой и в спектаклях мюзик-холла, в качестве хореографа поставила два балета. Артистка была так хороша, что ей, в принципе, было совершенно безразлично, до какого возраста танцуют балерины — Туманова выступала на академической сцене до 1969 года, то есть на момент завершения балетной карьеры и «выхода на пенсию» ей было 50.

Современники постоянно отмечали загадочную, «темную» красоту актрисы — поэтому ее и звали черной жемчужиной. Директор Перуанского театра балета вспоминала Туманову, когда та была уже в возрасте: «Тамара была и тогда несравненной. Она оставалась красавицей до конца жизни».

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская. Фотография: Яков Штейнберг / Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург

Матильда Кшесинская впервые вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Едва окончив театральное училище, она стала известной танцовщицей. Балетмейстер Мариус Петипа называл Кшесинскую первой звездой русского балета и создавал партии специально для нее. С 1911 года балерина танцевала в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1902 году Матильда Кшесинская родила сына от двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича. После революции вместе с великим князем Кшесинская эмигрировала во Францию. Там они поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий