Сам не думал, а вдохновил на открытие
Во время очередных гастролей по ярмаркам Джон Тейлор посетил французский город Марсель, а на его шоу пришёл поглазеть местный хирург Жак Девиаль, человек не без нотки авантюризма. Его настолько впечатлила операция и сопутствующая лекция Тейлора о строении глаза, что, когда заезжий шоумен уехал, оставив очередного пациента в повязках, Девиаль решил узнать о хирургии глаза всё, что только можно.
Он прочёл всё, что только нашёл в ближайшей крупной библиотеке о катаракте, и сам принялся разъезжать по городам и весям. Параллельно о каждой успешной операции он писал заметку в газету, а затем объявлял, куда ещё намерен приехать. Но ему не нравилось, что через некоторое время эффект операции, из-за вставшего обратно на место хрусталика, сходит на нет, и он решил извлекать хрусталик совсем.
Жак Давиель и его самый известный пациент, Людовик XV.
Первая пробная операция, на глазу престарелого монаха, закончилась неудачей. Во-первых, Девиаль слишком долго мучил старика, пытаясь вытянуть хрусталик через обычный прокол. Во-вторых, он занёс в глаз инфекцию – именно потом монах и ослеп окончательно. Но из операции Девиаль сделал свои выводы и разработал методику, которая в ходу до сих пор: стал делать не прокол, а разрез, чтобы быстро извлекать хрусталик. Тонкий разрез заживал не дольше прокола, а риск измучить или заразить больного намного понижался.
Конечно, отрабатывал свою методику Девиаль гуманно, в морге. Но потом успешно применил её на множестве живых пациентов и даже стал окулистом самого короля. И никто не думал называть его шарлатаном. А всё потому, что начинал Девиаль не на ярмарочных шоу, а в обычном госпитале. Но, если подумать, разве не шоу сделало его революционером от медицины и лучшим офтальмологом страны?
В истории хирургии полно авантюристов. Два самых скандально знаменитых хирурга: Мясник с дипломом и гений-самозванец
Текст: Лилит Мазикина
Андреа Бочелли
Тем не менее жизнь Андреа Бочелли сложилась удачно! У музыканта трое детей и два брака за плечами.
Слепые музыканты, которые уверенно взошли на музыкальный Олимп
Младшего сына Иоганна Себастьяна обычно называют «миланским» или «лондонским» Бахом. После смерти отца 15-летний Иоганн Кристиан продолжил свое обучение в Берлине, у сводного брата Филиппа Эмануэля, и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию – классическую страну оперы, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор. Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств, а также дирижируя с большим успехом циклами концертов.
Слава Кристиана, временами превосходившая известность его брата Филиппа Эмануэля, оказалась не столь долговечной. Трагедией для Кристиана стала слабость характера: он не выдержал испытания успехом и довольно рано остановился в своем художественном развитии. Он продолжал работать в старом стиле, не обращая внимания на новые течения в искусстве; так и получилось, что баловня лондонского высшего общества постепенно затмили на музыкальном небосклоне новые светила. Кристиан умер в возрасте 47 лет разочарованным человеком. И все же его влияние на музыку 18 в. было значительным. Кристиан давал уроки девятилетнему Моцарту. В сущности, Кристиан Бах дал Моцарту не меньше, чем Филипп Эмануэль – Гайдну. Таким образом, двое из баховских сыновей активно способствовали рождению стиля венской классики.
В музыке Кристиана немало красоты, живости, выдумки, и хотя его сочинения принадлежат к «легкому», развлекательному стилю, они до сих пор привлекают теплом, нежностью, выделяющими Кристиана из массы модных авторов той эпохи. Он работал во всех жанрах, с равным успехом – в вокальных и инструментальных. Его наследие включает около 90 симфоний и других сочинений для оркестра, 35 концертов, 120 камерных инструментальных произведений, более 35 клавирных сонат, 70 опусов церковной музыки, 90 песен, арий, кантат и 11 опер.
Шоумен, продающий зрение
В восемнадцатом веке одним из популярных шоу на ярмарках были всевозможные хирургические операции. Даже не на ярмарках порой из операции делали шоу – ведь её успех зависел во многом от госпожи удачи. Всё надо было сделать виртуозно – но так быстро, чтобы пациент не умер от боли. Некоторые хирурги соревновались, ставя новые рекорды скорости, и не особо обращали внимание на то, что больной под ножом (и другими инструментами) погибает в их случае не от боли, а как раз от торопливости.
Джон Тейлор был одним из хирургов, сделавших деньги на шоу с операциями. Только специализировался он на катаракте – потере зрения из-за помутнения хрусталика. В те времена катаракта считалась сезонной болезнью, вызванной чрезмерным приливом жидкости в глаз из-за весеннего избытка жидкости в почве и воздухе. По счастью, операция заключалась не в том, чтобы выпустить из глаза жидкость. Специальным видом иглы, которая из-за специфической формы кончика называлась «секирой», хирург заталкивал помутневший хрусталик за радужную оболочку. На некоторое время больной прозревал.
Операция на глазу.
Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784).
Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман, выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. В течение 13 лет Вильгельм Фридеман служил органистом в церкви св. Софии в Дрездене; в 1746 стал кантором в Галле и занимал эту должность 18 лет. Затем уехал из Галле и впоследствии часто менял место жительства, поддерживая свое существование уроками. От Фридемана осталось около двух дюжин церковных кантат и довольно много инструментальной музыки, в том числе 8 концертов, 9 симфоний, сочинения разных жанров для органа и клавира, камерные ансамбли. Заслуживают особого упоминания его изящные полонезы для клавира и сонаты для двух флейт. Как композитор Фридеман испытывал сильное влияние своего отца и учителя; он пытался также найти компромисс между стилем барокко и выразительным языком новой эпохи. Результатом явился весьма индивидуальный стиль, который в некоторых отношениях предвосхищает последующее развитие музыкального искусства. Однако многим современникам сочинения Фридемана казались чересчур сложными.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach). Родился 21 (31) марта 1685 года в Эйзенахе, Саксен-Эйзенах — умер 28 июля 1750 года в Лейпциге, Саксония (Священная Римская империя). Немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог.
Иоганн Себастьян Бах родился 21 (31 по новому стилю) марта 1685 года в Эйзенахе, герцогство Саксен-Эйзенах (территория нынешней Тюрингии).
Отец — Иоганн Амброзиус Бах, внук Фейта, музыкант, жил и работал в Эйзенахе (великое герцогство Саксен-Веймарское), занимался организацией светских концертов и исполнением церковной музыки.
Мать — Мария Элизабет Леммерхирт.
Род Бахов был немецкого происхождения, самый отдаленный родоначальник фамилии Фейт Бах был родом из Тюрингии, переселился в Венгрию, но под влиянием религиозных преследований протестантов, начатых там в XVI веке, вернулся на родину, с тех пор род Бахов не покидал родину. Род славился своей музыкальностью с начала XVI века, многие его представители были профессиональными артистами и музыкантами. В этот период церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии.
Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребенком в семье. Когда ему было 9 лет, умерла его мать, а через год скончался и отец. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе.
Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других.
В возрасте 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учебы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле, где в почете была французская музыка. Ездил в Любек, где имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени.
В те годы он начал сочинять свои первые произведения для органа и клавира.
Кроме пения в хоре, Бах играл на трехмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бемом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.
После окончания учебы, в январе 1703 года, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с композиторской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нем как об исполнителе. Бах был приглашен на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 35 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.
В августе 1703 года Бах занял пост органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.
Семейные связи и увлеченный музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Иоганн Себастьян прошел 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора.
Начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором. В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.
Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны его работой, они одобрили его план реставрации церковного органа, а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.
Иоганн Себастьян Бах в молодости
Проработав в Мюльхаузене около года, Бах получил в Веймаре место придворного органиста и устроителя концертов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта.
В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привез с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).
В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» — сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости».
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кетенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь — сам будучи музыкантом — ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утонченной музыки на богослужениях, поэтому большинство кетенских работ Баха были светскими.
Среди прочего, в Кетене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. Также в этот период были написаны «Хорошо темперированный клавир» (первый том цикла) и «Бранденбургские концерты».
В феврале 1723 года Бах принял участие в конкурсе на место кантора лейпцигской церкви Св. Фомы, исполнив кантату «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус взял к себе двенадцать»). Поскольку прочие соискатели по тем или иным причинам были отвергнуты, 1 июня Бах вступил в должность кантора хора Святого Фомы, одновременно взяв на себя обязанности учителя школы св. Фомы, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Св. Фомы и Св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год. Бах получил должность «музыкального руководителя» (нем. Musikdirektor) всех церквей города: в его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.
Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях — лютеранских хоралах.
Сочиняя кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки.
В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum) — светского ансамбля, существовавшего еще с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрел несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-1750-м годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и, возможно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина.
В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор (остальные части Мессы были написаны много позже). Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают ее одним из лучших хоровых произведений всех времен.
Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора.
В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на нее сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трехголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершен Бахом, несмотря на то, что написан он был задолго до его смерти.
Произведения Иоганна Себастьяна Баха
В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.
При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») — сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа, но после Веймара были написаны многие известные произведения, в том числе, 6 трио-сонат, третья часть сборника «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.
Бах также написал множество произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приемы и методы сочинения полифонических произведений. Наиболее известны: «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах (сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность); 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения ключевых знаков; английские сюиты и французские сюиты; Гольдберг-вариации (опубликованы в 1741 как четвертая часть «Clavier-Übung») — мелодия с 30 вариациями.
Писал оркестровую и камерную музыку. Его произведения для инструментов соло — 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и basso continuo) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три — для двух (BWV 1060-1062), два — для трех (BWV 1063 и 1064) и один — ля минорный BWV 1065 — для четырех клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их иногда называют «фортепианными» концертами Баха.
Писал вокальные произведения. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене.
Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых около 200 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора.
Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в который входили только Kyrie и Gloria), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, Бах написал 4 короткие двухчастные мессы (Kyrie и Gloria), а также отдельные части (Sanctus и Kyrie).
Другие вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
С годами зрение Баха становилось все хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя ее своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, который дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными. Бах остался слепым.
18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750 года. Возможной причиной смерти стали осложнения после операций.
Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
Композитора похоронили на городском кладбище при церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche) в Лейпциге — одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесен 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.
Уже в последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, например Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна Баха. Их воспитывали на произведениях Баха с самого детства.
В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.
В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов.
В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.
В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегченные» и «осовремененные» версии его произведений.
Памятники Иоганну Себастьяну Баху установлены во многих городах: в Лейпциге (воздвигнут 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Феликса Мендельсона по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера); бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе (спроектирована Адольфом фон Донндорфом, установлена 28 сентября 1884 года); бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом (1916) и др.
Иоганн Себастьян Бах — Ave Maria
Личная жизнь Иоганна Себастьяна Баха:
Дважды был женат.
Первая жена — Мария Барбара Бах (нем. Maria Barbara Bach; 20 (30) октября 1684 — 7 июля 1720), дочь Иоганна Михаэля Баха, троюродная сестра Иоганна Себастьяна Баха.
Они поженились 17 октября 1707 года.
Мария Барбара родила семерых детей, трое из которых умерли во младенчестве:
— Катарина Доротея (1708-1774);
— Вильгельм Фридеман (1710-1784);
— Иоганн Кристоф (1713);
— Мария София (1713);
— Карл Филипп Эммануил (1714-1788);
— Иоганн Готфрид Бернгард (1715-1739);
— Леопольд Августус (1718-1719).
Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.
По словам второго оставшегося в живых сына Баха, Карла Филиппа Эммануила, смерть Марии Барбары в 1720 году произошла быстро и неожиданно: Иоганн Себастьян сопровождал своего работодателя, герцога Кетена, поскольку герцог отправился на воды в Карлсбад (герцог взял музыкантов с собой, чтобы обеспечить себе развлечения). Когда он уехал, Мария Барбара чувствовала себя нормально; когда он вернулся через два месяца спустя, он узнал, что она умерла и была похоронена на 7 июля. Причина ее смерти неизвестна, но предположения включают инфекционные заболевания или осложнения беременности.
О ее похоронах Бах узнал по возвращении в Кетен. Свои чувства в связи со смертью жены он фактически выразил в музыкальной форме в чаконе из партиты ре минор для скрипки соло, ставшей в последующем одним из наиболее узнаваемых его произведений.
Мария Барбара Бах — первая жена Иоганна Себастьяна Баха
Вторая жена — Анна Магдалена Бах (нем. Anna Magdalena Bach; урожденная Вильке; 22 сентября 1701 — 27 февраля 1760), известная немецкая певица (сопрано) начала XVIII века.
Познакомились в 1721 году, Анна Магдалена тогда пела при герцогском дворе. Поженились 3 декабря 1721 года.
У них родилось 13 детей, из которых 7 умерли в детском возрасте:
— Христиана София Генриетта (1723–1726);
— Готфрид Генрих (1724–1763);
— Христиан Готтлиб (1725–1728);
— Елизавета Юлиана Фредерика (1726–1781);
— Эрнст Андреас (1727–1727);
— Регина Иоанна (1728–1733);
— Христиана Бенедикта (1729–1730);
— Христиана Доротеа (1731–1732);
— Иоганн Кристоф Фридрих (1732–1795);
— Иоганн Август Абрахам (1733–1733);
— Иоганн Христиан (1735–1782);
— Иоганна Каролина (1737–1781);
— Регина Сузанна (1742–1809).
Кроме собственных детей, Анна Магдалена сразу приняла на себя заботу о четырех детях от первого брака мужа. Анна Магдалена не оставила пение и после того, как вышла замуж. Известно, например, что она пела в 1729 году на похоронах князя Леопольда.
Брак считался счастливым, в том числе благодаря общему интересу супругов к музыке. Анна Магдалена регулярно ассистировала мужу, записывая нотами его игру. Бах, в свою очередь, написал несколько посвященных жене композиций, в первую очередь два «Альбома для Анны Магдалены Бах» 1722 и 1725 годов.
Во время проживания в Лейпциге Анна Магдалена организовывала регулярные музыкальные вечера, на которых вся семья пела и играла для гостей. Дом Бахов надолго стал музыкальным центром Лейпцига. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крестный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться — в 1719 и 1729 годах.
После смерти Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году в семье начались конфликты между сыновьями и вскоре они разъехались. С Анной Магдаленой остались две младшие дочери (Иоганна Каролина и Регина Сузанна) и падчерица Катарина Доротея. Сыновья и пасынки продолжали поддерживать с оставленной семьей формальные отношения, но не оказывали никакой материальной помощи. Это делало Анну Магдалену все более зависимой от вспомоществований властей города, которые с годами становились все более редкими.
Анна Магдалена Бах умерла 27 февраля 1760 года. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по похоронам, Анна была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих при церкви Св. Иоанна в Лейпциге. Церковь и окружающие ее здания, а также кладбище были разрушены при налете союзной авиации в 1945 году.
Анна Магдалена Бах — вторая жена Иоганна Себастьяна Баха
Образ Иоганна Себастьяна Баха в кино:
1941 — Friedemann Bach;
1941 — Антон Иванович сердится — в роли Иоганна Себастьяна Баха актер Владимир Гардин;
1968 — Хроника Анны Магдалены Бах;
1971 — Конкурс продолжается;
1980 — Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе;
1985 — Иоганн Себастьян Бах — в роли Иоганна Себастьяна Баха актер Ульрих Тайн;
Ульрих Тайн в роли Иоганна Себастьяна Баха
1992 — Возможная встреча;
1995 — Бах: Борьба за свободу;
1999 — Ужин в четыре руки — в роли Иоганна Себастьяна Баха актер Евгений Стеблов;
2003 — Меня зовут Бах;
2003 — Иоганн Бах и Анна Магдалена (Il etait une fois Jean-Sebastien Bach);
2007 — Молчание перед Бахом
последнее обновление информации: 30. 2021