История великого артиста Вацлава Нижинского, который сделал балет таким, каким мы его знаем
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
16-летний Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену Мариинки в 1905 году. Это был невысокий (всего 160 см) и грациозный юноша, обладающий собственным стилем и собственными идеями. Вскоре все поняли, что в театре появился новый премьер, да и сам он, чувствуя неподдельный интерес к своей персоне, начал проявлять смелость и позволять себе некоторые вольности.
31 марта 1872 г. в деревне Селищи Новгородской губернии родился русский театральный и художественный деятель, известный антрепренер Сергей Дягилев.
Он вел роскошную жизнь, зная, что является объектом наблюдения для многих людей. Но после своей смерти не оставил ни копейки. Похороны легендарного антрепренёра оплатили его давние покровительницы Миccия Серт и Коко Шанель. Они же были далеко не последними людьми в длинном списке тех, кто на протяжении долгого времени помогал ему реализовывать самые смелые проекты и покорять неприступный Париж. Франция пала к ногам провинциального мальчика благодаря его организаторским способностям и деньгам щедрых спонсоров.
Нежинский и Дягилев
Вторая большая любовь Дягилева- Вацлав Нижинский. Слов не хватит для того, чтобы описать это явление. К моменту их первой встречи Нижинский был молодым танцовщиком Императорского балета. И славился необыкновенно длинным затяжным прыжком. Как он этого добивался, непонятно. Но повисал в воздухе и как бы недвижимо висел какое-то время. Теперь опять экстрим. О, времена, о нравы! Нижинского содержал богатый аристократ князь Львов. Львов оплачивал все его счета, покупал одежду. И одалживал друзьям на ночь. Преданный Нижинский делал это для князя, сцепив зубы. Пишут, из чувства любви и из благодарности. А князь не чаял, как избавиться от поднадоевшего любовника. От дорогой игрушки. Так как таких у него был целый размерный ряд. И тут счастливо подворачивается Дягилев. Пять лет их отношений, пишут, не знаю. Это неожиданная трактовка для меня- прекрасный древнегреческий пример любви между учеником и учителем. Пять лет Дягилев землю рыл, и сделал из Нижинского не только всемирно известного талантливейшего танцовщика. Но и постановщика балетов. Дягилев поместил Нижинского в самый центр самых необыкновенных постановочных проектов. И дал ему возможность танцевать со знаменитейшими балеринами своего времени. Пять лет они жили вместе. Это было время артистического триумфа их обоих. Век дягилевских балетов с великими исполнителями и шикарной музыкой возник только благодаря любви Дягилева к Нежинскому. Какие были поражающие воображение декорации и дорогущие роскошные костюмы в спектаклях, где танцевал Нежинский! Благодаря Дягилеву, у которого был изысканный художественный вкус. Дягилев сделал абсолютно всё, возможное и невозможное, для любимого Нижинского. Бисексуальность Нижинского дала себя знать, когда во время нью-иорского путешествия он делает предложение молодой венгерке. Которую не знал, и перебросился парой фраз. Второй раз в судьбе Дягилева женщина разрушила его чувство к любовнику. Он по-прежнему любил Нижинского. Через два года, когда Нижинский приехал в Нью-Йорк с женой и дочерью, он встретил его цветами. С характером половой тряпки Нежинский попал под абсолютное влияние своей жены. Она потребовала с Дягилева поделиться половиной всех доходов, которые он получал за годы совместной деятельности с её мужем. Это сделало невозможным дальнейшие выступления Нежинского под опекой Дягилева. Для комплекта ещё два толстовских религиозных фанатика, которые хвостом ходили за Нежинским и постоянно зудели о том, какой это был грех. Его связь с Дягилевым. Потом тяжкий период отсутствия ролей. Проявилось психическое заболевание Нижинского. Он впадал в ступор и ни на что не реагировал. Тридцать лет провёл в сумасшедшем доме. Такая история с грустным трагическим концом.
Дягилев – Философов – Зинаида Гиппиус
Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала женщина. У Зинаиды Гиппиус было прозвище Белая дьяволица. Сильная и дерзкая женщина, Гиппиус смело шла наперекор устоям общества – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь — несмотря на замужество, у нее было несколько романов с мужчинами и женщинами. Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.
Борьба за его внимание между Гиппиус и Дягилевым продолжалась несколько лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал своего друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками. После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Их странный тройственный союз продлился 15 лет. Дягилев же вскоре навсегда уехал из Петербурга.
Дягилев – Нижинский — Ромола Пульски
До встречи с Сергеем Дягилевым Вацлав Нижинский был подающим надежды артистом балета на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа молодой танцовщик был игрушкой – он оплачивал его счета, покупал ему гардероб. И одалживал на ночь своим друзьям. Нижинский испытывал искреннюю привязанность к своему высокопоставленному другу, а тот тяготился его чувствами и искал предлог избавиться от надоевшего любовника. И тут подвернулся Дягилев.
Разрыв произошел внезапно. Нижинский отправился в долгое морское путешествие в Южную Америку без Дягилева, с которым обычно не расставался. Однажды цыганка нагадала Дягилеву смерть от воды, и он панически боялся плыть через океан. Во время этого длительного круиза Нижинский неожиданно для себя и для всех сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него, и поступила в труппу Дягилева, чтобы быть ближе к предмету свей страсти. Пара обвенчалась прямо во время гастролей в Буэнос-Айресе. Узнав об этом, Дягилев почувствовал себя глубоко оскорбленным предательством своего любовника– немедленно уволил Нижинского из труппы и долгое время отказывался от любых встреч с ним.
Ромоле Пульски брак с Нижинским счастья не принес. Ей пришлось всю жизнь ухаживать за мужем — вскоре после свадьбы у Вацлава участились приступы шизофрении, и постепенно он стал беспомощным, как ребенок.
Дягилев – Мясин – Вера Кларк
После семи лет близкой дружбы с Дягилевым, в 1920 году Мясин неожиданно женился на американской балерине Вере Кларк (которая танцевала под псевдонимом Савина), и потерял расположение мецената. Оставшись без поддержки учителя и любовника, Леонид Мясин тем не мене смог создать свою балетную школу в Англии.
Творческое сотрудничество Мясина и Дягилева возобновилось в 1925 году, за три года до кончины Дягилева. Это были отношения ученика и учителя — после смерти Сергея Дягилева Мясин возглавил «Русский балет Монте-Карло», труппу, в которой собрались бывшие танцоры-дягилевцы.
Брак с Верой Кларк был недолгим. Мясин расстался с ней в 1928 году, женившись на другой балерине, Евгении Деляровой.
Сергей Дягилев умер в Венеции на рассвете 19 августа 1929 года от сахарного диабета. В этот город он приехал, путешествуя уже глубоко больным, со своим новым молодым протеже музыкантом Игорем Марковичем. Прах Дягилева покоится на православном кладбище на острове Сан-Микеле. На его могильной плите вместо цветов лежат пуанты, набитые песком, чтобы ветер не унес легкие балетные туфли.
Фаворит Сергея Дягилева
В те годы Вацлав Нижинский уже был любовником первого в истории российского продюсера — знаменитого Сергея Дягилева. Сергей увез талантливого парня в Париж, где летом того же 1911 года он стал частью легендарных «Русских сезонов». Они позволили ему искупаться в овациях французской публики и тут же стать звездой мировой величины. Все только и обсуждали «Видения розы» с легендарным «прыжком Нижинского», «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Петрушку» и «Весну священную» Стравинского, а также «Дафниса и Хлою» Равеля.
Вацлава с его откровенными па и неприкрытым эротизмом вожделел весь мир. Его выступления были настолько новы и непривычны, что вызывали один скандал за другим, и Дягилеву приходилось пускать в ход все свое влияние, чтобы выгораживать танцовщика.
Новая любовь
Оставшись без хореографа и ведущего солиста, Дягилев отправился искать замену Нижинскому. Подходящий вариант он обнаружил в балетной школе Большого театра. Красавец Леонид Мясин как нельзя лучше подходил на роль нового премьера и. любовника. Сергей действовал по уже хорошо отработанной схеме обольщения: дорогие подарки, путешествия за границу, решение всех материальных проблем протеже, а главное — обещание невероятного карьерного взлета. 18-летний Леонид хоть и раздумывал над предложением известного антрепренера и даже хотел отказаться, но не смог. Впоследствии танцовщик так же, как и его предшественник, стал хореографом «Русских сезонов». А потом, словно повторяя судьбу Вацлава, женился на американской балерине Вере Кларк, разбив сердце своему «создателю».
Однако и талантливому Мясину тоже нашлась замена в лице Сержа Лифаря. С подачи Дягилева и при полной его финансовой поддержке молодой человек некоторое время жил в Италии, где брал уроки у педагога Нижинского и Павловой — легендарного Чеккети. В самом начале их встречи Сергей пообещал сделать из своего фаворита второго Нижинского, и ему это удалось. Но успехами своего гениального любовника он наслаждался недолго. Еще в 1921 году у 57-летнего Дягилева диагностировали сахарный диабет, который прогрессировал, поскольку тот наотрез отказывался соблюдать предписанные врачом диету и режим. В 1929 году стало ясно, что конец близок, хотя сам Сергей старался не впадать в депрессию и продолжал строить планы на будущее. Состояние его резко ухудшилось, когда он находился в Венеции. Гадалка оказалась права, легендарный антрепренер умер «на воде». 19 августа друзья Дягилева проводили его в последний путь. Все траты, связанные с похоронами, как и раньше, взяли на себя давние покровительницы — Миссия Серт и Коко Шанель. Еще при жизни антрепренера две эти женщины конкурировали между собой за внимание Сергея, оставаясь при этом подругами. Но на этот раз им больше нечего было делить. Любимый Серж покинул их обеих.
Неудавшийся юрист
Когда 18-летний Сергей Дягилев приехал из Перми в Петербург, сложно было представить, что этот юный провинциал сможет выбиться в люди и стать настоящей легендой своего времени. По настоянию отца молодой человек собирался изучать право, однако северная столица с ее невероятными возможностями изменила его планы. Сергей спешил просвещаться: посещал театры и выставки, занимался вокалом. Именно в городе на Неве он решил осуществить свою детскую мечту — стать композитором. Однажды Дягилев пригласил избранную публику послушать отрывки из сочиненной им оперы «Борис Годунов», в которой сам исполнил роль самозванца. Увы, старания будущего антрепренера собравшиеся не оценили. Позднее сам Сергей признает, что этот провал пришелся как нельзя кстати, поскольку голос у него был «очень сильным и очень противным».
Следующим этапом в жизни молодого человека стало увлечение изобразительным искусством. В поисках знаний и шедевров он разъезжал по различным европейским городам, посещал картинные галереи и мастерские художников. В 1897 году Дягилев с успехом провел свою первую выставку немецких и английских акварелистов. Затем вместе с Александром Бенуа создал творческое содружество художников «Мир искусства» и журнал с одноименным названием.
В 28 лет Сергей получил должность чиновника особых поручений при директоре Императорских театров. Однако спустя несколько лет оставил пост из-за конфликта с начальством. И все же именно это место помогло молодому человеку обрести новые полезные знакомства. Одним из которых стала тесная дружба с фавориткой цесаревича Николая Матильдой Кшесинской. Дягилев часто провожал известную балерину домой после спектакля. Именно Кшесинская свела его со своим покровителем князем Владимиром и великим князем Андреем (двоюродным братом Николая). Уже тогда начинающий антрепренер понимал, что деньги и талант работают куда эффективнее, чем просто талант.
Семья и болезнь
У Вацлава и Ромолы родились две дочки. В семье артист был счастлив, но жизнь без сцены просто сводила его с ума. Он пытался создать свой балет, подключив старых знакомых. Но Дягилев вставлял ему палки в колеса и люди просто боялись работать с Нижинским, дабы не навлечь на себя гнев продюсера.
В 1916 году у бедняги начали проявляться симптомы шизофрении и вскоре он превратился в молчаливого меланхолика, вынужденного кочевать по швейцарским санаториям.
А Сергей, тем временем, не мог его забыть и ждал случая, чтобы поиздеваться над предателем. Однажды он приказал забрать Вацлава из клиники и доставить в театр, где давали спектакль. Главную роль там играл Серж Лифарь — новая звезда, взошедшая на небосклон после исчезновения Нижинского. Дягилев бахвалился, что заставит Вацлава заговорить и сказать, что думает по поводу Лифаря. Но он просчитался: тот молчал.
Зато сам Серж Лифарь был рад знакомству с легендой балета. После того вечера он неоднократно навещал больного в клинике в пригороде Парижа, разговаривал с ним и даже танцевал для него. В 1950 году, когда из Лондона пришла новость о смерти Нижинского, артист и балетмейстер Гранд-Опера очень горевал. Он купил на кладбище Монмартр в Париже место рядом с выдающимися деятелями французской культуры и останки Вацлава перевезли туда. Через полвека на могиле появилась скульптура грустного Петрушки из одноименного балета Игоря Стравинского.
*Организация запрещена на территории РФ
Корабельная влюбленность
Отношения Нижинского и Дягилева продлились пять лет и закончились весьма неожиданно в 1913 году, когда Вацлаву пришлось отправиться на гастроли в Южную Америку без своего покровителя — из-за давнего предсказания гадалки Сергей панически боялся воды и плыть через океан никак не мог.
Там на корабле Нижинский вдруг сблизился с венгерской балериной Ромолой Пульски, которая давно была от него без ума и даже в труппу Дягилева пришла только ради того, чтобы быть ближе к своему кумиру. Прямо во время гастролей в Буэнос-Айресе пара обвенчалась, а дягилевский слуга Василий, который должен был присматривать за главной звездой балета, тут же отправил весточку шефу. Дягилев был вне себя от злости. Он посчитал своего любовника предателем, уволил Нижинского из труппы и больше не желал его видеть.
«Взятие» Парижа
В 1906 году благодаря стараниям Дягилева Париж увидел выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Уже через год искушенных французов покорили «Исторические русские концерты», в которых принимали участие Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин. Последний имел особый успех у европейцев. В 1908 году он блистал на сцене парижской Гранд Опера в постановке «Борис Годунов». Время «Русских сезонов» пришло лишь в 1909 году.
Кстати, Дягилев далеко не сразу стал поклонником хореографии: говорят, что любовь к этому виду искусства открылась у него после просмотра «Спящей красавицы» Петипа в 1893 году. Эта невероятная постановка тогда буквально потрясла весь Петербург. Некоторое время местные жители вместо обычного приветствия при встрече задавали один единственный вопрос: «А вы уже видели “Спящую красавицу”?».
Подготовка к «сезонам» была непростой. Небольшая размолвка антрепренёра с Кшесинской, которая была возмущена тем, что получила одну роль в столь масштабном проекте, и внезапная смерть друга — великого князя Владимира оставили его без обещанной некогда поддержки царского двора. Пришлось срочно выезжать в Париж, искать новых спонсоров. К счастью, решить вопрос финансирования удалось. Одной из тех, кто вложил свои деньги в это, по сути, рисковое мероприятие стала владелица музыкального салона и очень состоятельная дама Миссия Серт. Впоследствии Серт и Дягилев станут друг для друга не просто партнерами, но и верными друзьями.
«Русские сезоны» должны были идти на сцене Шатле, но, когда Сергей увидел зал театра, мгновенно понял — это обветшалое здание требует немедленного обновления. За несколько недель его полностью преобразили, добавив в интерьер больше роскоши. В день премьеры зрители располагались на роскошных сиденьях, обитых темно-красным бархатом, все вокруг как будто говорило им, что они — избранные.
В тот вечер на сцене блистала непревзойденная Анна Павлова и ряд других сильных балерин. Но вся зрительская любовь досталась Вацлаву Нижинскому. Стоит отметить, что до этого мужчина-танцовщик всегда находился в тени партнерши. Нижинскому удалось затмить женскую часть труппы. Публика окрестила молодого человека «богом танца». Конечно, подобный триумф нравился далеко не всем коллегам артиста, и первой из-за профессиональной ревности с дистанции сошла Павлова. Хотя сама она утверждала, что разорвала отношения с Дягилевым, поскольку хотела создать собственную труппу.
Несмотря на успех, вложения антрепренёра были несравнимы с доходами. Однако казалось, что огромные долги ничуть не смущают Дягилева. Со свойственным ему энтузиазмом он снова начал искать меценатов и планировать второй приезд «Русских сезонов».
Коллега, любовник, предатель
Постановки «Русских сезонов» одна за другой вызывали одобрение публики: «Жар-птица», «Шахерезада», «Петрушка». Но Дягилев хотел еще больших экспериментов и признания, благо, Серт снабжала его не только деньгами, но и полезными знакомствами. Одним из них стала встреча с Клодом Дебюсси. Тандем композитора и антрепренёра подарил зрителям настоящую сенсацию — эротичный мужской танец «Послеполуденный отдых фавна», который создал и исполнил Нижинский. Это был первый скандал на сезонах, который в некотором роде взбодрил зрителей и оказался значительно лучше уже привычного успеха.
Задумки Дягилева и его команды часто опережали время, а потому публике порой требовались месяцы и даже годы, чтобы понять и по достоинству оценить то, что артисты «сезонов» показывали на сцене. Так было с «Весной священной» Стравинского, премьера которой состоялась 29 мая 1913 года. Хореографией вновь занимался Нижинский. Постановка давалась ему с трудом, однако зрители не оценили потраченных сил. Уже через пять минут после начала представления зал стал возмущаться, свистеть и даже топать ногами. Спектакль пришлось остановить и начать заново. Этот провал задел и без того хрупкую психику Нижинского, который впоследствии закончил свои дни в клинике для душевнобольных.
С самого появления Вацлава в труппе он стал не просто коллегой и возлюбленным Дягилева, но и его личным открытием. Антрепренер считал, и не без основания, что именно благодаря ему взошла звезда «Бога танца». Сергей содержал своего фаворита, делал ему дорогие подарки, чего только стоит сапфировый перстень от Картье, которым была скреплена «помолвка» любовников, старался всячески образовывать своего протеже и прививать ему чувство прекрасного. Однако наряду с «пряником» Вацлав прекрасно знал, что такое «кнут». Сергей ни на секунду не давал ему забыть, что своим успехом танцовщик обязан именно его деньгам и связям. Увы, вместо благодарности Нижинский отплатил Сергею предательством. Во время гастролей по Южной Америке, которые Дягилев пропустил из-за суеверия (гадалка предсказала ему смерть на воде), Вацлав неожиданно обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульски. Узнав об этом, брошенный любовник начал громить все подряд, а успокоившись, нашел повод, чтобы уволить предателя из труппы.
Нижинский — новатор
Мало кто знает, но появлением в балете мужчин, одетых в обтягивающие трико, мир обязан именно Нижинскому. В 1911 году в театре ставили «Жизель» и он вместо привычных для того времени широких штанов надел костюм, созданный по эскизу Александра Бенуа. Костюм состоял из трико и колета, что для строгих нравов начала 20-го века было нонсенсом.
Императрица, сидящая в ложе вместе с супругом, рассмеялась, увидев артиста в странной одежде, подчеркивающей его формы везде, где только было возможно. За кулисы в антракте ворвался великий князь Андрей Владимирович — будущий муж Матильды Кшесинской. Он заявил, что императрица сочла наряд неприличным, и потребовал, чтобы в следующем акте поверх трико Вацлав надел пышные штанишки, и в итоге добился его увольнения.