- Константин Циолковский (1857 – 1935)
- Юрий Гагарин
- Роберт Годдард (1882 – 1945)
- Елена Серова — оставила длинную косу и мыла её в невесомости
- Валентина Терешкова
- Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)
- Элон Маск (1971 — )
- Харрисон Шмит и Юджин Сернан
- Алексей Богомолов (1913 – 2009)
- Терешкова Валентина Владимировна
- Елена Кондакова — дольше всех в космосе
- Валентин Петрович Глушко
- Сергей Королев (1906 – 1966)
- Константин Эдуардович Циолковский
- Алан Шепард
- Клавдий Птолемей (90 – 168)
- Самый далекий полет в космос
- Владимир Бармин
Константин Циолковский (1857 – 1935)
Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса. Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал космический лифт, поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».
Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.
Юрий Гагарин
«Просто самый первый» – так можно было бы коротко охарактеризовать рекорд, который поставил Юрий Гагарин. Всем известно, что он стал первым в мировой истории человечества исследователем, побывавшим в космосе.
Его полет на корабле «Восход-1» состоялся 12 апреля 1961 года и продлился 1 час 48 минут. Весть об этом мгновенно облетела всю планету, а сам Юрий Гагарин стал человеком-легендой.
После полета он посетил свыше 30 стран, где его встречали как героя, который первым шагнул в неизведанное. Но сам он говорил: «Жизнь показывает, что космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди».
Роберт Годдард (1882 – 1945)
Годдарда называют отцом современной ракетной техники. В этой области он был пионером. В ходе своих исследований он запустил 34 ракеты, которые достигли высоты до 2,6 километров и скорости до 885 км/ч. Он разработал и запатентовал первые жидкотопливные и первые многоступенчатые ракеты. Именно его исследования сделали возможными современные космические полеты. Тем не менее его работы, хоть и были революционными, не имели широкой поддержки на протяжении всей его жизни, поэтому и известен он не многим.
Елена Серова — оставила длинную косу и мыла её в невесомости
Чтобы отправиться в космос, Елене Серовой потребовалось 8 лет: именно столько она провела в отряде космонавтов. Перерыв между третьей и четвертой женщиной в космосе составил целых 17 лет! В 2014 году, наконец, ее мечта осуществилась: она полетела на борту пилотируемого космического корабля в качестве бортинженера. Провожая маму в полет, дочь вложила Елене в руку свою любимую мягкую игрушку. На орбите этот подарок-талисман очень помог Елене: один взгляд на него придавал сил и мужества.
А уже в следующем году Елена повторила полет — на этот раз в составе международного экипажа. Второй полет Серовой длился 169 суток. Интересно, что Елена, в отличие от своих предшественниц, не стала коротко стричься перед полетом, а сохранила длинные волосы, ниже пояса. Ей хотелось провести эксперимент: посмотреть, как у нее получится мыть и сушить волосы в условиях невесомости, как она будет заплетать привычную косу?
Это не было простым любопытством. Елена уверена: туго заплетенная коса в условиях невесомости безопаснее, чем короткие волосы, которые могут бесконтрольно летать внутри станции и попадать, например, в приборы.
Валентина Терешкова
«Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»
Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе, выйдя на орбиту Земли в июне 1963 года в нежном возрасте 26 лет. Ее взволнованный и живой голос транслировался для людей по всему миру: «Это я, Чайка!».
Образ высоко парящей чайки отлично подходил юной космонавтке, поэтому после полета она стала известна как «Чайка» для людей всего мира. Валентина Терешкова была обычной работницей хлопчатобумажной фабрики, которой удалось совершить нечто совершенно экстраординарное.
Как того требовала идея Советского Союза того времени, ее рейс показал миру, что в социалистическом государстве женщины могут добиться того же, что и мужчины, и даже достичь звезд. В реальности же, однако, три дня, проведенные Терешковой в космосе, были не более чем политическим трюком: в следующие 20 лет, до 1982 года, ни одной советской женщины в космосе больше не было.
Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)
Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» у многих любителей ракетной техники лежит на особой полке. Этот труд стал настолько значимым в классической ракетотехнике, что надолго определил научной методы этой сферы. Расчеты Кондратюка использовались NASA в лунной программе «Аполлон».
Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт. Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.
В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое. Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам — выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».
Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение — когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.
Элон Маск (1971 — )
Элон Маск — генеральный директор и предприниматель, стоящий за компанией SpaceX. Его инновационный бизнес успел приватизировать сектор космической индустрии. Компания планирует создать первый многоразовый летательный аппарат, что будет в некотором роде революционным. Космический аппарат Dragon от SpaceX стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к Международной космической станции. И вклад SpaceX в развитие космической индустрии продолжается. Возможно, именно Элон Маск приближает рассвет коммерческого освоения космоса и новых открытий в этой сфере.
В этом списке вы не встретите космонавтов — о вечных героях, как и о настоящих звездах мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.
Харрисон Шмит и Юджин Сернан
В кругах, увлекающихся космонавтикой, известны также астронавты США Харрисон Шмит и Юджин Сернан. В составе экипажа корабля «Аполлон-17», астронавты высадились на поверхность Луны, где пробыли 75 часов. За время нахождения на спутнике они выполнили три выхода на поверхность Луны, общая длительность которых составила 22 часа. Данная экспедиция была последней в рамках программы «Аполлон» и последнее посещение Луны человеком (Харрисон Шмит).
Алексей Богомолов (1913 – 2009)
Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.
Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.
Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)
Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.
О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.
Терешкова Валентина Владимировна
В русскоязычном обществе вторым известнейшим космонавтом является первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова. Несмотря на непростую жизнь, которая требовала от Валентины Владимировны немало усилий, начиная от работы на фабрике тканей и заканчивая изнурительной общекосмической подготовкой, Валентина воплотила в жизнь мечту каждого советского ребенка. 16-го июня 1963-го года первая женщина-космонавт и 10-й космонавт в мире, Валентина Терешкова, достигла космоса на борту корабля «Восток-6» и облетела нашу планету 48 раз.
Елена Кондакова — дольше всех в космосе
Елена Кондакова тоже летала два раза. Хотя поначалу муж, космонавт Валерий Рюмин, был против этого. Но разве удержишь женщину, если она что-то твердо решила!
Кондакова потом рассказывала: «Вместе со мной медкомиссию проходило много девочек, но выдержали единицы. Потом одна забеременела, другой муж условия поставил: «Или я — или космос», и осталась одна я. Если честно, муж всегда был против моих полётов, но говорил в итоге: «Ты же мне не простишь потом» — и давал согласие».
Первый полет стал ее рекордом по продолжительности полета среди девушек-космонавтов: Елена находилась на орбите 170 дней. Без сомнения, такая длительная работа в космосе требовала огромных душевных сил, выдержки и мужества. Вернувшись на Землю, Кондакова получила звание Героя Российской Федерации. А в 1997 году она отправилась в космос во второй раз, в составе американского экипажа. Елена, придя в отряд космонавтов, сразу подружилась с Валентиной Терешковой. Старшая подруга опекала «новенькую», с готовностью делилась опытом, рассказывала обо всех мелочах, которые в космосе становятся важными и могут облегчить жизнь.
Валентина Владимировна оба раза провожала Елену в полет и встречала по возвращении. Больше Кондакова в космос не летала — она стала заниматься политикой, несколько лет была депутатом Госдумы. Может быть, отправилась бы в полет и в третий раз, но тогда ее все-таки отговорил от этого шага муж. Ведь в их семье подрастала дочь, и Елена решила: не годится надолго оставлять девочку без маминого внимания.
Валентин Петрович Глушко
Валентин Петрович родился в Одессе в 1908-м году. Его отец Петр Глушко был военнослужащим, а мать — домохозяйкой. Когда Валентину было всего 13 лет, он прочитал свои первые романы Жюля Верна «С Земли до Луны» и «Вокруг Луны». После этого, будучи еще довольно юным, Валентин решил посвятить всю свою жизнь идее осуществления полетов в космос. Он не мечтал тогда быть космонавтом, как многие из нас в детстве тогда даже не было такого понятия, как «космонавт». Термин появился лишь в 1950-х годах, а одним из первых, кто ввел его в обиход, считается советский журналист и писатель Виктор Сапарин в своей повести «Новая планета».
Валентин понимал: для того чтобы разработать летательный аппарат, на котором можно было бы полететь в космос, важно очень хорошо знать физику и математику. Ради осуществления своей мечты он в школе стал стараться изучать технические предметы и, кстати, получалось это у него довольно успешно. Несмотря на свое «инженерное нутро» в детстве он проявлял талант и к сфере вовсе противоположной — к гуманитарной. В 5-7 лет он интересовался музыкой и игрой на музыкальных инструментах (прямо как и Эйнштейн, ведь тот часто любил прибегать к игре на скрипке, когда у него что-то не получалось). Кроме основной учебы в школе, Глушко начал заниматься чтением научно-популярной литературы по теме астрономии и инженерии. Одной из этих книг были труды Константина Эдуардовича Циолковского. Юноша так был воодушевлен ими, что не побоялся и решил написать письмо своему идейному наставнику. Спустя несколько недель ожидания Валентин Петрович получил ответ. Примерно в этот период его заинтересовала идея создания «ракетоплана» — летательного аппарата, предназначенного для пилотируемых полетов на околоземной орбите и последующего возвращения на стартовую площадку на Земле. Эдакий симбиоз ракеты и самолета.
Деловая переписка в рамках которой будущие коллеги по цеху обменивались опытом продолжалась с 1923-го по 1930-е годы. Так что особо сильное влияние на развитие Глушко оказали не только научные работы Циолковского, но также и он сам. В 1925-м Глушко переезжает в Ленинград для поступления в университет. Учеба продолжалась до 30-х годов, однако уже в 25 лет в 1933-м году Глушко становится руководителем одного из секторов РНИИ, а в 1936-м — главным конструктором ракетных двигателей. В январе специально для оформления этого материала я посетил «Музей космонавтики и ракетостроения имени В. Глушко г. Санкт-Петербург». В нем я узнал намного больше про двигатели и проекты к которым был причастен Валентин Петрович, а также увидел их опытные образцы лично.
Валентин Петрович начал свою деятельность в газодинамической лаборатории (ГДЛ). Им был разработан первый жидкостный ракетный двигатель ЖРД-ОРМ вместе с другим двигателем — «ОРМ-1». «ЖРД-ОРМ» был создан для испытаний готовых смесей горючего и окислителей.
В 1931-м году двигатель успешно прошел ряд из 46 испытаний. Кроме системы подачи горючего и окислителя в корпусе был предусмотрен прибор для измерения давления, предохранительные клапаны, набор сопел и электрозажигательная система.
За 1932-й год Валентином Петровичем был разработан ряд экспериментальных двигателей: «ОРМ-4», «ОРМ-5» и «ОРМ-8».
Также им был получен ряд авторских свидетельств и патентов: за разработку прибора для измерения расхода жидкости, топливного бака для реактивного двигателя, реактивного аппарата, самого реактивного двигателя, регистрирующего манометра, способа повышения теплотворной способности топлива и прочего.
1933-й был не менее успешным и продуктивным для Валентина Петровича. За это время им были созданы несколько экспериментальных ракетных двигателей серии «ОРМ». Часть из них была эксплуатационно-пригодной. Они имели уже тягу до трехсот килограмм, что позволяло использовать их в самых настоящих ракетах. «ОРМ-50» и «ОРМ-52» успешно прошли официальные испытания. На те времена эти двигатели были самыми мощными и передовыми среди всех.
Авторские свидетельства и патенты
Под руководством Глушко в механических мастерских ГДЛ, располагавшихся на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (здесь сейчас находится Музей космонавтики и ракетной техники им. Глушко), было произведено несколько реактивных ракет серии РЛА (реактивных летательных аппаратов).
«РЛА-1» и «РЛА-2» не имели возможности пилотирования, то бишь управления. Однако в «РЛА-3» была реализована система пневматических приводов и сервотяг. Подобное уже использовалось ранее в морских торпедах. Все три ракеты могли взлетать на высоту до 4 километров.
В проекте была также разработка ракеты «РЛА-100». По задумке благодаря её конструкции РЛА-100 могла подниматься на высоту до 100 километров. В конструкции головной части был предусмотрен отсек парашюта, а также зона с установленными метеорологическими приборами. Грузоподъемность составляла порядка 20 килограмм. Сама ракета весила 400 килограмм. «РЛА-100» послужила качественным прототипом для будущих разработок реактивных ракет в Советском Союзе. Однако когда РНИИ во главе с Валентином Петровичем Глушко в конце 1933-го года сконцентрировались на разработке жидкостных ракетных двигателей, все разработки ракет были переданы в обособленное подразделение разработки ракет. Но, к сожалению, разработки оказались не очень-то и востребованными. Государству было важнее военное оборудование.
Период жесточайших Сталинских Репрессий не смог не затронуть и Валентина Петровича Глушко — Советского инженера с великим потенциалом.
По тому же делу что и Королева, в ночь на 23-е марта 1938-го года Валентина Петровича арестовали сотрудники НКВД. 25-го марта под насильственным принуждением он написал ложное признание, в котором утверждал, что он участник антисоветской организации. Через несколько месяцев, попав в Бутырскую тюрьму он отказался от сделанного заявления и начал просить пересмотра его уголовного дела. За этой просьбой он писал многим советским партийным деятелям, судьям, и даже самому Сталину. Ответа никто не давал. Через письмо Лаврентию Берия Глушко смог добиться смены следователя. Получить оправдание было крайне сложно. В том же 1938-м комиссариат постановил: «Заключить Валентина Петровича Глушко в исправительной колонии на восемь лет». В 1940-м году Глушко, будучи влиятельным и признанным инженером был переведен на работу в Казанский авиа-технический завод. Там же, в 1942-м году к нему присоединился другой основоположник практической космонавтики в СССР — Сергей Павлович Королев.
В 1944-м году оба инженера были досрочно освобождены. В соответствии с личным указанием Иосифа Сталина, ранее обвиненные лица не подлежали полной реабилитации от знаменитой 58-й статьи, которой были загублены жизни сотен людей от мира науки и культуры. Совместно с Сергеем Павловичем была создана первая межконтинентальная ракета Р-1. Первоначальной задачей была цель изготовить аналог Германской баллистической ракеты Фау-2, но из советских материалов.
Позже было дано указание создать ракету, которая могла бы пролететь 3000 километров. Начав работы в 1948-м году, к 1950-му разработка Королева и Глушко была принята властями СССР на вооружение. В ракете применялся жидкостный ракетный двигатель разработанный Валентином Петровичем. Когда в 1957-м году был запущен первый в истории искусственный спутник земли, началось самое быстрое развитие ракетостроения и космонавтики за все время. Валентин Глушко стал одним из самых авторитетных лиц в Советской инженерии. Им также был инициирован проект по созданию обитаемой лунной станции. Но после неудачных запусков ракеты Н-1 правительство от проекта отказалось.
На заре своей жизни Валентином Петровичем еще был создан космический корабль «Буран», послуживший прототипом для американских шаттлов. Создание летательного аппарата сочетающего в себе свойства самолета и орбитальной космической станции, было не самой легкой задачей для инженеров. Перед ними встали проблемы заключающиеся в подборе теплоизоляционных материалов и охладительных систем. «Буран» успешно прошел несколько испытаний, в ходе одного из которых он успешно достиг первой космической скорости, совершил несколько витков вокруг земли, после чего приземлился на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур. Это был триумф для Советского Союза. К сожалению, 10 января 1989-го года в возрасте 80-ти лет Валентин Петрович Глушко ушел из жизни. После его смерти разработку проекта никто продолжать не хотел, а после дефолта в 1990-х команда летно-исследовательского института, которая ранее разрабатывала проект была распущена. Перед самым концом своей жизни Валентин Глушко все таки смог исполнить свою детскую мечту — создать «самолет», на котором можно было слетать в космос.
В одном из первых писем, которые Валентин Петрович писал Константину Эдуардовичу Циолковскому, еще будучи школьником, он пообещал:
Верность своему обещанию он сохранил до конца своей жизни.
Сергей Королев (1906 – 1966)
Имя Королева стало нарицательным для основоположника практической космонавтики. Советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР был одной из крупнейших фигур 20 века в сфере освоения космоса, в частности, ракетостроения и кораблестроения. Он принимал непосредственное участие в пионерской разработке баллистических ракет, создании первого искусственного спутника Земли, подготовке к отправке первого человека в космос, запуске аппаратов на Луну, разработке лунных проектов и орбитальной станции. Его вклад в развитие советской — и общемировой — космонавтики сложно переоценить, поскольку под его руководством, можно сказать, не только стала первой и передовой космической державой, но и надолго вышла вперед на фоне ракетостроения. Деятельность Сергея Королева, ко всему прочему, обеспечила стратегический паритет. От запуска первого искусственного спутника Земли до первого космонавта — нигде не обошлось без Королева.
Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович родился 18 сентября 1857-го года в Рязанской губернии. Учась в школе Циолковский показывал себя, как талантливы и перспективный физик. Для того чтобы Константин продолжил развиваться в этом направлении, его отец Эдуард Игнатьевич решает отправить сына в Москву для обучения в Высшем техническом училище (ныне МГТУ имени Баумана). По неизвестным причинам Циолковский не поступает в училище, однако решает начать заниматься самообучением: штудируя многотомные энциклопедии и научные статьи. Ежемесячно отец высылал ему по 10-15 рублей и снимал жилье. За три года самостоятельного обучения Циолковский смог изучить университетский курс физики и математики.
Все это время, до своего возвращения домой, Циолковский тратил на еду в месяц от силы один рубль, а все остальные деньги вкладывал в приобретение литературы и специальных научных устройств, которые были для него необходимы. По возвращении в свою родную губернию Циолковский решил начать работать репетитором. Спустя еще какое-то время он решается вплотную заняться теоретической космонавтикой. И в своих научных трудах им было изложено несчетное количество мысленных экспериментов, которые в конечном счете, спустя десятки лет, были воплощены потомками в жизнь. Принципы запуска за пределы Земли ракеты на реактивном двигателе, первый искусственный спутник Земли, правила выхода в открытый космос, схематичные чертежи ракет, и не только были описаны Циолковским задолго до первых опытных проектов по разработке реактивных двигателей и планов по отправке человека в космос.
Без иронии этого человека можно смело назвать провидцем. Юрий Алексеевич Гагарин после того, как впервые побывал в космическом пространстве, подтверждал изменение восприятия окружения и прочие ощущения связанные с невесомостью, которые были описаны Константином Эдуардовичем задолго до этого события.
1896-й год принято считать переломным в его жизни. Тогда Циолковский получил книгу, даже правильнее сказать брошюру, написанную русским изобретателем Александром Петровичем Фёдоровым. Называлась она — «Новый принцип воздухоплавания». В ней Александр Фёдорович описал принцип создания пилотируемой ракеты, предназначенной для полетов за пределами земной атмосферы. По задумке при помощи пара, сжатого воздуха и углекислого газа ракета должна была подниматься на довольно серьезные высоты и при помощи отдельно выведенных двигателей изменять свое положение в пространстве. Когда Константин Эдуардович Циолковский ознакомился с рукописями, он вдохновился и начал активно работать над собственными исследованиями ракет и реактивного движения.
В ходе упорных трудов им была выведена формула, известная нам ныне как «Формула Циолковского». Даже на сегодняшний день она не утратила свою актуальность — инженеры при проектировании ракет пользуются ей для вычисления конечной скорости летательных аппаратов. Впервые формула была опубликована в 1903-м году в образовательном журнале «Научное обозрение». Благодаря формуле Циолковский также определил тип топлива, которое можно использовать в космических летательных аппаратах — жидкий водород и окислитель в виде сжиженного кислорода. С тех времен общий принцип устройства ракет особо не изменился.
После обретения славы Циолковский не раз признавался в том, что для него рукопись Александра Фёдорова была как яблоко упавшее на голову Ньютону. Что примечательно, оба ученых совершили научную революцию — один открыл принцип земного притяжения, а другой проложил путь исследователям, мечтавшим познать космос.
Последователи Циолковского появились во всем мире. В Соединенных Штатах — это был американский ученый Роберт Годдард. Он был вдохновлен идеями Циолковского и в конечном счете создал первую в истории реактивную ракету. Его ранние опытные модели ракет поднимались на высоту до нескольких десятков метров, а вот более поздние могли достигать уже двух-трех километров.
В Германии популяризатором космонавтики стал Герман Оберт. В детстве он вдохновился романом Жюля Верна «На ракете до Луны» и все юношество жил этой идеей. Ему было известно, что для межпланетных путешествий требуется преодоление рубежа скорости в 11 километров в секунду, то есть преодоление второй космической скорости. В романе описывался фантазийный принцип, по которому автор предполагал, что для отправки путешественников на Луну необходимо создать специальную трубу, подобие пушки, которое будет вдоволь заполнено порохом, а над ним будет находится полый конусовидный заряд.
А в нем будут находится смельчаки решившиеся на экстремальное путешествие. Оберт понимал опасность и невозможность создания опытного проекта «Колумбиады», предназначенной для путешествия на Луну. В конечном счете он пришел к тому же выводу, что и Циолковский — для путешествий за пределы земной атмосферы требуются ракеты, работающие на жидкостно-топливном двигателе. К 1912-му году Оберт самостоятельно вывел формулу, в которой описывал основной принцип проектирования ракет. Тоже самое вывел Циолковский за десять лет до Оберта.
Через 12 лет, в 1924-м году, один из учеников Германа Оберта перевел рукописи Циолковского на немецкий язык и подарил ему. Тогда Оберт впервые познакомился с трудами своего иностранного коллеги.
Алан Шепард
«Должен признать, что, возможно, я часть истории, в конце концов»
Шепард известен тем, что стал первым — и пока единственным — человеком в истории, который играл в гольф на Луне. К сожалению для Шепарда, этот список не для спортсменов.
В начале 1961 года NASA выбрала Шепарда вместо Гленна и Гриссома, двух других финалистов, чтобы дать ему возможность стать первым американцем в космосе. После своего исторического полета жажда Шепарда к приключениям не угасла, и он выражал надежду на будущие миссии. 31 января 1971 года «Аполлон-14» стартовал с мыса Кеннеди, почти через десять лет после первого космического полета Шепарда. Он был командиром миссии, пилотируя шлюпку, которая должна была совершить самую последнюю точку посадки из всех миссий «Аполлона». Он стал пятым человеком, ступившим на Луну, и единственным членом «Меркурия-7», который это осуществил. Алана Шепарда будут помнить и как одного из первых американцев в космосе, и как одного из пионеров, которые гуляли по лунной поверхности. И, конечно, как одного из первых гольфистов на другой планете.
Клавдий Птолемей (90 – 168)
Птолемей был одним из первых астрономов. Он разработал одну из самых первых моделей Вселенной на основе своих наблюдений ночного неба. В его модели Земля была в центре из нескольких «небесных сфер», а Солнце, звезды и другие планеты были фиксированными. Его модель одной из первых учитывала «странствия» планет по ночному небу. Его астрономические трактаты Almagest и Tetrabiblos каталогизировали 48 созвездий и предлагали таблицу для астрономических предсказаний, которые использовались будущими астрономами. Работы Птолемея легли в основу астрономии на больше чем тысячу лет.
Самый далекий полет в космос
Сегодня космонавты и астронавты обычно летают на Международную космическую станцию, которая находится на высоте около 400 километров. Но во второй половине XX века пилотам доводилось летать далеко за пределы околоземной орбиты. Так, в апреле 1970 года экипаж миссии «Аполлон-13» пролетел над обратной стороной Луны, то есть они улетели на расстояние 400 171 километров от Земли. Примечательно, что оказавшись за пределами видимости, корабль потерял связь с Центром управления полетами. В это время астронавты Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз занимались снятием фотографий обратной стороны Луны.
Владимир Бармин
Владимир Павлович Бармин (1909 – 1993)
Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».