О чем молится Орда и как возникло первое румынское государство, известное также как «чудо румынской истории»

Румынское государство.

Князь Куза пользовался поддержкой России и Франции. В его правление был осуществлен ряд важных реформ: издана новая конституция, отменено крепостное право, часть земли предоставлена за выкуп крестьянам, крестьянство получило избирательные права. В политических действиях Куза стремился подражать Наполеону III. Все это вызвало недовольство как консерваторов, так и либералов, объединившихся в «Чудовищную коалицию». В 1866 оппозиция свергла Кузу и сформировала временное правительство. На княжеский престол был избран немецкий принц Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген, родственник короля Пруссии.

Новая конституция 1866, разработанная либералами, предусматривала создание правительства, ответственного перед парламентом, но резко ограничивала избирательные права крестьянства. В мае 1877, заключив союз с Россией, Румыния объявила о своей полной независимости от Османской империи. Сан-Стефанский мирный договор, завершивший новую российско-турецкую войну, а также Берлинский конгресс 1878 подтвердил этот акт. Румыния получила Северную Добруджу и порт Констанцу, но должна была передать России Южную Бессарабию. Это вызвало недовольство румынских властей и охлаждение отношений с Россией. Румыния стала все больше сближаться с Германией и Австро-Венгрией. В 1883 страна вступила в Тройственный союз.

В 1881 Румыния провозгласила себя королевством. Король Кароль I находился на престоле в 1881–1914. При нем продолжалось быстрое экономическое развитие страны. Были созданы важнейшие отрасли промышленности, построены железные дороги, созданы современные экономические институты, в основном на базе немецкого капитала. Политическая жизнь характеризовалась борьбой между партиями консерваторов и либералов, которые попеременно формировали правительство. Так, в 1876–1888 у власти находился либеральный кабинет Иона Брэтиану, в 1891–1895 консервативный кабинет Л. Катарджиу, в 1895–1899 либеральное правительство Д. Стурдзы, в 1899–1907 консервативное правительство Г. Кантакузино.

В конце 19 – начале 20 столетий в Румынии стало зарождаться социалистическое движение. Вначале оно развивалось под сильным влиянием русского народничества, но затем перешло на позиции европейской социал-демократии.

Подавив в 1907–1908 крупное крестьянское восстание, либеральное правительство Стурдзы (1907–1911) пошло на проведение дальнейших реформ в сельском хозяйстве. Были приняты законы о сельскохозяйственных договорах, о сельскохозяйственном банке, об отмене ряда натуральных повинностей крестьян. Помещикам предлагалось добровольно продать часть своих земель крестьянам. В 1911–1913 у власти снова стояли консерваторы (правительство Т. Майореску). При них страна приняла в 1912–1913 участие в Балканских войнах и получила часть Добруджи.

В 1914 либералы вернулись к власти, пообещав ввести всеобщее избирательное право и провести земельную реформу. Но все преобразования пришлось отложить из-за начала Первой мировой войны. В румынских правящих кругах шла борьба между сторонниками германо-австрийской коалиции и Антанты. После смерти в 1914 Кароля I, его племянник – король Фердинанд I (1914–1927) стал склоняться на сторону Антанты. В 1916 Румыния вступила в войну на ее стороне, но ее войска были быстро разгромлены. Вооруженные силы Германии и Австро-Венгрии оккупировали три четверти страны, включая Бухарест. Король и правительство «национального единства» бежали в Молдову под защиту российской армии. В январе 1918 новый премьер-министр – генерал Авереску договорился с Центральными державами о перемирии. Воспользовавшись революцией в России, Румыния в марте 1918 захватила Бессарабию. В мае 1918 новый, консервативный кабинет подписал с Германией и Австро-Венгрией мирный договор.

Социальная структура общества.

До Второй мировой войны подавляющее большинство населения проживало в сельской местности. В конце 1930-х годов в стране было 13,8 млн. крестьян, т. 72% всего населения. В 1930 0,4% всех землевладельцев владели 28% всех сельскохозяйственных угодий, столько же земли находилось во владении 75% крестьян; 75% крестьян имели земельные участки менее 5 га на каждого.

Большинство небольших городских общин, несмотря на более высокий уровень жизни, в предвоенные годы не были городами в общепринятом смысле. Экономически они скорее являлись посредниками между селом и внутренним городским и внешним рынками для хлеба, мяса, яиц, фруктов и овощей. В социальном смысле они являлись преимущественно общинами жителей среднего класса, а в культурном отношении сохраняли атмосферу конца 19 в. Резко контрастировал с селами и этими полугородскими общинами десяток больших городов. Крупнейшим среди них был Бухарест, столица государства, космополитический город, во многих отношениях похожий на западноевропейские столицы. В целом структура занятости населения страны была следующей: 20% работали в городах и 80% – в сельскохозяйственном секторе.

НАСЕЛЕНИЕ

В конце 1930-х годов население Румынии превышало 19 млн. человек. После уменьшения территории страны после Второй мировой войны (за вычетом Северной Буковины и Бессарабии, аннексированных СССР, и Южной Добруджи, переданной Болгарии) ее население на 1930 составляло 14,2 млн. человек. К 2004 оно в целом составило около 22,36 млн. человек. Средняя продолжительность жизни в Румынии составляет 70,62 года(67,63 для мужчин и 74,82 для женщин).

Современная территория Румынии была заселена еще в дохристианскую эпоху племенем фракийцев, которых римляне называли даками, а греки – гетами. Даки заимствовали и сохранили многие основные черты римского образа жизни и латинский язык, появившийся здесь после завоевания их римлянами в 105–106 н. Они заимствовали некоторые обычаи, правила и элементы материальной культуры у славян или византийцев через славянские племена.

Румыния стала отечеством для многих меньшинств, наиболее важными из которых являются венгры и секлеры, которые живут преимущественно в Трансильвании. Предки секлеров были поселены в этот район венгерскими королями, чтобы охранять границу от нападения со стороны Османской империи. Украинцы, русские и болгары, которые составляли основные национальные меньшинства в Румынии до Второй мировой войны, живут теперь в районах, аннексированных Советским Союзом и Болгарией. Евреи были поселены в Румынии турецкими властями после их изгнания из Испании в конце 15 в. Остальные евреи, в основном польского и русского происхождения, въехали в страну в течение 19 в. Начиная с 12 в. и вплоть до Второй мировой войны в страну периодически переселялись немцы, главным образом из Саксонии и Швабии.

Многие румынские евреи, как и большинство цыган, были истреблены немецкими нацистами в годы Второй мировой войны. После аннексии Бессарабии Советским Союзом число евреев в Румынии по сравнению с довоенным периодом сократилось примерно на одну треть. В 1945–1990 многочисленное немецкое меньшинство сократилось на две трети после насильственной репатриации или добровольной эмиграции в Германию.

Согласно данным переписи 2004 89,5% населения страны составляли этнические румыны. Наиболее многочисленным национальным меньшинством были венгры – 6,6% всего населения (2,5% составляют цыгане). Насчитывалось около 0,3% немцев. Имеются также небольшие этнические общины украинцев(0,3%), сербов, хорватов, словенов, татар, турок(0,2%), словаков, русских(0,2%) и других этнических групп(0,4%). (В 1950–1990 около 80% всех румынских евреев эмигрировали, главным образом в Израиль. Еврейское население в 1992 составляло 3455 человек).

Внешняя торговля и платежи.

Объем внешней торговли Румынии в 1997 составлял 19,704 млн. долларов; на импорт приходилось 11 275,9 млн. и на экспорт – 8 428,9 млн. долларов. Главные потребители румынского экспорта – Германия, Италия, Франция, Турция и США. Италия, Россия и Франция – основные страны-импортеры. К 2017 году экспорт вырос до 64,58 млрд. долларов, а импорт достиг 78. 12 млрд. долларов. Основные страны-импортеры – Германия, Италия, Венгрия.

В 1996 основными статьями экспорта были товары текстильной промышленности, металлы и продукция машиностроения и химической промышленности. Основные статьи импорта составляли топливо, продукция машиностроения и оборудование, продукция текстильной промышленности и сельского хозяйства. К 2019 году основными статьями экспорта стала продукция машиностроения, товары текстильной и обувной промышленности, металлы, минералы и топливо, химикаты, продовольственные товары.

Румыния после Чаушеску. Многопартийная демократия.

Власть в стране перешла к Совету Фронта национального спасения, созданному в ходе восстания и представлявшему, в первую очередь, сторонников реформ. Его председателем был избран Ион Илиеску, который вступил в конфронтацию с Чаушеску еще в 1970-е. Совет распустил прежние государственные структуры. По его решению, с 29 декабря 1989 СРР стала называться просто Румынией. РКП прекратила свое существование. Новые власти провозгласили переход к политическому плюрализму, преобразование экономики с отказом от командно-административной системы, принципы соблюдения прав и свобод личности и национальных меньшинств. Возобновилась деятельность «исторических» партий – национал-царанистов, национал-либералов и социал-демократов. Возникло также множество новых политических партий. В феврале 1990 был создан Временный совет национального единства. Половина мест в нем отводилась Фронту национального спасения (ФНС), по три места получили представители вновь созданных или воссозданных политических организаций. 20 мая 1990 в Румынии состоялись всеобщие выборы. На президентских выборах убедительную победу одержал Ион Илиеску (85% голосов), опередивший кандидатов от национал-либералов (11%) и национал-царанистов (4%). ФНС завоевал 263 из 387 мест в Палате депутатов и 92 из 119 мест в сенате. Новое правительство страны сформировал представитель ФНС Петру Роман.

Оппозиционные партии продолжали попытки оттеснить от власти бывших деятелей РКП. В феврале и июне 1990 правые политические группы и студенческие активисты организовали лагеря протеста в центре Бухареста, требуя отстранения бывших коммунистов. В июне протесты были подавлены после того, как на оппозиционеров напали тысячи приехавших в столицу шахтеров, которые громили бюро партий и редакции газет. Но быстрое ухудшение экономической ситуации, падение производства, рост инфляции до 25% и либерализация цен на многие товары способствовали новому взрыву недовольства. В ноябре 1990 в столице возобновились демонстрации и блокады; оппозиция создала Гражданский форум. Правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия в экономической области, провело чистку нелояльных офицеров и приступило к осуществлению экономических реформ. В начале 1991 власти объявили о либерализации цен на продукты питания; в феврале был принят закон о частичной приватизации сельскохозяйственных кооперативов, а в июле – о приватизации государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.

В сентябре 1991 десятитысячная шахтерская демонстрация в Бухаресте требовала отставки премьер-министра Романа, которого протестующие обвинили в стремительном росте цен. В ходе уличных столкновений пять человек погибли, свыше 400 были ранены. Президент Илиеску сместил Романа и в октябре назначил премьер-министром беспартийного специалиста Теодора Столожана, бывшего министра финансов. В новый кабинет были включены не только члены правящей партии ФНС, но и представители Национал-либеральной партии (НЛП). В конце 1992 в Румынии принята новая конституция, которая закрепила существование президентской системы с многопартийностью и рыночной экономикой.

Тем временем большинство главных оппозиционных партий создали блок «Демократическая конвенция» (ДК). В феврале 1992 им удалось выиграть местные выборы в Бухаресте и других крупных городах. Мэром столицы стал представитель оппозиции профессор Эмиль Константинеску.

Начало 1992 ознаменовалось расколом в правящей партии ФНС. В ходе противоборства с президентом Илиеску бывший премьер-министр Роман сумел получить поддержку съезда ФНС в марте. Сторонники президента Илиеску вышли из партии и оформили политическую организацию под названием Демократический фронт национального спасения (ДФНС).

В сентябре 1992, в соответствии с новой конституцией, в Румынии состоялись президентские и парламентские выборы. В первом туре Илиеску собрал 47,3% голосов, его основной соперник Э. Константинеску от Демократической конвенции – 31,2%, а Г. Фунар от крайне националистической Партии румынского национального единства (ПРНЕ) – 10,9%. Во втором, решающем туре Илиеску победил, получив 61,4%. На парламентских выборах успех также сопутствовал ДФНС, который смог завоевать 117 из 341 места в Палате депутатов и 49 из 143 в сенате. Демократическая конвенция, в которую вошли НЛП, НЦХДП, Гражданский альянс и другие партии оппозиции, получил 82 места в Палате депутатов и 34 места в сенате. Партии ФНС во главе с Романом, достались 43 депутатских и 18 сенатских мест. Венгерский демократический союз (ВДСР), также выступавший на стороне оппозиции, располагал 27 местами в Палате депутатов и 12 – в сенате.

В этих условиях ДФНС мог удержаться у власти, лишь опираясь на поддержку левой Социалистической партии труда (13 мест в Палате депутатов и 5 – в сенате), небольшой центристской Демократической аграрной партии (5 мест в сенате) и двух крайне националистических партий – ПРНЕ (30 депутатов и 14 сенаторов) и «Великой Румынии» (16 депутатов, 6 сенаторов).

Как относятся к России современные румыны?

Однако в современной румынской школьной программе по истории лишь одна страница учебника посвящена войне за государственную независимость. Ссылки на позитивную роль России в этом процессе минимальны. Зато эти учебники по истории упоминают «негативную роль России», отмечая «изначальный отказ в военном сотрудничестве с Румынией», а отказ от последующего союза Румынии с Россией в пользу европейских держав интерпретируется как результат «плохих отношений с Санкт-Петербургом».

Причина такого отношения лежит в идеологии и новейшей истории взаимоотношений наших стран. Советский Союз, например, воспринимался в довоенной Румынии как «главный враг румынского пространства, благодаря славянским амбициям на пути к Константинополю и Средиземному морю». Бухарест стал участником гитлеровской коалиции и принял участие во Второй мировой войне. При этом (что по понятным причинам также не находит отражения в современных румынских школьных учебниках — об этом вообще немодно вспоминать!) целью Румынии было «устранение огромной геополитической угрозы в виде Великой Украины, стремящейся к восстановлению при поддержке Третьего Рейха». Поэтому эти учебники вообще уделяют чрезвычайно небольшое место участию Румынии во Второй мировой войне, вместо этого посвящая множество страниц «коммунизму и тоталитаризму». К тому же, в 1944 году король Румынии Михай сверг и арестовал прогитлеровского диктатора Иона Антонеску, после чего страна перешла на сторону СССР в войне против нацистской Германии, — за это король даже стал кавалером советского ордена Победы. Затем Румыния вообще стала социалистическим государством, присоединившимся к организации Варшавского договора, под общим руководством Москвы. Поэтому после распада СССР и присоединения Румынии к блоку НАТО осознанное утаивание информации об общих страницах румыно-российских и румыно-советских отношений стало частью образовательной и информационной политики этой страны.

«Советский Союз крайне терпимо относился к тем странам, которые в 41-м году сначала оказались в гитлеровской коалиции, а затем в 44-м году поменяли фронт, стали участниками уже антигитлеровской коалиции.

Советский Союз оказал очень существенную дипломатическую, политическую и экономическую поддержку Румынии, которая только в 44-м году примкнула к борьбе против Гитлера, поменяв фронт. И в результате, благодаря советской поддержке, не только сохранила свою территорию, но и нарастила, став одним из крупнейших государств Восточной Европы

Федор Гайда, доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ

Государственная экономическая политика.

В 1989 с падением режима Чаушеску в Румынии началась экономическая реструктуризация народного хозяйства. В целом к середине 1990-х появились юридические предпосылки для введения рыночной экономики.

Реформы в Румынии после первоначальных успехов зашли в тупик в середине 1990-х годов. Приватизация не затронула большую часть тяжелой промышленности – в частную собственность перешло примерно 50% активов промышленных предприятий (по сравнению с 70% и более в бывших социалистических странах). В то же время из-за резкого снижения удельного веса общественных фондов резко отстало развитие инфраструктуры, а внешнеторговый баланс оказался дефицитным из-за падения экспорта и развала системы торговли, контролировавшейся Советским Союзом.

После выборов 1996 новое руководство страны – президент Константинеску и премьер-министр Чорбя – попытались возобновить попытки проведения реформ, однако в течение 1997 так и не удалось преодолеть падения производства в основных отраслях. Уровень безработицы вырос с 6 до 9%, резко возросли и темпы инфляции.

С 2000-х годов ситуация в экономика стала существенно улучшаться. В 2017 году ВВП Румынии занимал 11-е место среди 28 стран-участниц Европейского союза.

Вооруженные силы.

Численность боеспособных вооруженных сил в Румынии составляет более 200 тыс. человек, включая более 130 тыс. призывников. Министерство обороны осуществляет прямое руководство тремя видами войск – сухопутными (113 000), военно-морскими (22 100) и военно-воздушными (46 300). Кроме того, под руководством министерства внутренних дел находятся пограничная служба (3 тыс. человек) и жандармерия (более 50 тыс. человек). С 1997 в вооруженных силах осуществляются реформы.

Османское господство.

Сопротивление власти османских султанов возглавил господарь Молдавии Штефан Великий (1457–1504), который заключил союз с правителем Валахии и пытался опереться на поддержку Московского государства, породнившись с его князьями. При его правлении происходил значительный расцвет молдавской культуры. Однако после его смерти Молдове пришлось вновь покориться османам. Политику,независимую от Османов, стремился проводить молдавский князь Петр Рареш (1527–1546).

Усилить княжескую власть в Валахии пытался в середине 15 в. господарь Влад Цепеш. Он жестоко подавил самовольных бояр, беспощадно расправлялся с политическими противниками и населением непокорных городов, казнил турецких послов. Господарь Влад отвоевал у османов придунайские крепости и вывел свою армию к Черному морю. Свергнутый венграми, он в течении 12 лет находился в венгерской тюрьме, а затем вернулся на трон и возобновил войну с турками. На сей раз он потерпел поражение и был казнен.

При Михае Храбром (1593–1601) Валахии ненадолго удалось вернуть себе независимость. Он разгромил стотысячное турецкое войско и временно объединил под своей властью Валахию, Молдову и Трансильванию. Михаю помогал русский царь Борис Годунов. Однако объединенное государство просуществовало немногим более года. В 1601 трансильванские немцы с помощью австрийской армии изгнали Михая из Семиградья, а в 1601 князь был убит.

Вскоре после этого реальная власть в Валахии и Молдове перешла в руки боярства. Знать выбирала господаря-воеводу, интриговала, стремясь провести на трон своих ставленников. Со второй половины 16 в. правители избирались из лиц, угодных османам и заплативших крупную взятку. Вторая половина 16 в. и весь 17 в. заполнены непрерывными боярскими междоусобицами и частой сменой правителей.

В начале 18 в. Русский царь Петр I заключил союз с валашским господарем Константином Бранковяну и молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. С помощью русских войск правители пытались свергнуть османское господство. Дмитрий признал российский сюзеренитет, но Константин в последний момент перешел на сторону турок, и Прутский поход Петра I закончился неудачей. После этого молдавский господарь бежал в Россию, а валашский был казнен. В 1711 османское правительство стало назначать господарей из иностранцев – богатых греческих купцов из Константинополя (фанариотов). Они получали пост на трехлетний срок, покупая его за взятки, и жестоко эксплуатировали страну; резко усилилось закрепощение крестьян.

Российско-турецкие войны в 18 и 19 вв. благоприятствовали борьбе румынских княжеств за автономию. Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) предоставил амнистию их жителям, подтверждал свободу христианского вероисповедания и возвращал конфискованные земли прежним владельцам. Эти права подтверждались Ясским трактатом (1791) и Бухарестским договором (1812). Крестьянское восстание во главе с бывшим офицером российской армии Тудором Владимиреску в 1821 было направлено против боярства, но одновременно выдвинуло требование восстановить древние права княжеств и предоставить им конституцию. Хотя выступление было подавлено, фанариотский режим был отменен. Османская империя вернула боярам право избирать господарей из своей среды. Согласно Аккерманскому мирному договору между Россией и Турцией (1826), правители избирались боярским собранием – диваном на семилетний срок и назначались османским правительством. Наконец, в соответствии с Адрианопольским мирным трактатом (1829), Османской империи было запрещено иметь крепости на левом берегу Дуная, а мусульманам – проживать в Молдове и Валахии. Россия объявлялась покровительницей княжеств, хотя выплата дани Константинополю продолжалась. Правление господарей стало пожизненным.

В 1828–1834 Молдова и Валахия были заняты российскими войсками. В 1829 их фактическим правителем (председателем диванов) стал граф Павел Киселев. При нем в 1831 княжества получили конституцию – «органический статут», признанный в 1834 Османской империей. Избрание господарей возлагалось на собрания из представителей боярства, высшего духовенства, уездных депутатов от местных владельцев и городских депутатов от торговцев. В законодательные органы торговцы-горожане не допускались. Положение крестьян, напротив, ухудшалось: феодальные повинности существенно увеличивались, а свобода передвижения крестьян значительно урезалась. С другой стороны, торговая самостоятельность дунайских княжеств способствовала развитию их экономики: строились ремесленные предприятия, увеличился вывоз зерна, древесины и меда, формировалась местная буржуазия.

В 1848 в дунайских княжествах начались волнения. В Молдове либералы потребовали было успешно у господаря введения новой конституции, но затем движение быстро выдохлось, и начались репрессии. В Валахии восставшие либералы и демократы сформировали Временное правительство, принудили господаря предоставить конституцию, а затем отречься от престола. Конституция даровала крестьянам право собственности на часть земли, на которой они жили, с выплатой боярам компенсации за счет государства. В ответ в Бухарест были введены турецкие войска, а затем княжества заняла российская армия. Выступление было подавлено. В 1849 Россия и Османская империя договорились об отмене выборов господарей и об их назначении совместно двумя странами. Восстанавливался «Органический статут» 1831.

В период после 1849 хозяйство княжеств бурно развивалось. Расцвели торговля и ремесло, возникали новые ремесленные и промышленные предприятия. Это придавало новый импульс движению за независимость.

В 1853, в ходе очередной войны с Османской империей, Россия вновь заняла княжества, но в 1854 под давлением Австрии российские войска были выведены, и им на смену пришли австрийские. Венская конференция 1855 и Парижский трактат 1856, положивший конец Крымской войне, отменили русский протекторат над Молдовой и Валахией. Они получали конституцию и становились автономными территориями под верховной властью Турции и протекторатом европейских государств.

Парижская конференция европейских держав в 1858 постановила объединить княжества в «соединенные провинции» с отдельными господарями. Но в 1859 представительные собрания Молдовы и Валахии выбрали единого господаря – боярина Александру Иона Кузу. В 1861 оба княжества официально объединились в государство – Румынию при сохранении турецкого сюзеренитета и уплате дани Османской империи.

Религия.

Около 86,8% румын принадлежат к Румынской Православной Церкви – автокефальной церкви, связанной с Константинопольским Патриархом. После 1945 православная церковь находилась под неусыпным надзором государства и потеряла все свои богатства и силу. Румынская униатская церковь в 1948 была насильственно интегрирована Православной церковью. Имеются следующие религиозные общины-меньшинства: римские католики, кальвинисты, лютеране, унитарии, баптисты, мусульмане и иудаисты.

Животный мир.

В лесах живут большое количество диких животных: медведи, волки, рысь, дикие кабаны и олени; на равнинах – только лисы, зайцы, барсуки и белки. Имеются птицы многих видов, в том числе орлы, ястребы и соколы. Реки богаты рыбой. Карп и осетр, когда-то изобиловавшие в низовьях Дуная, находятся под угрозой уничтожения вследствие загрязнения речной воды.

Транспорт.

Перевозка грузов главным образом осуществляется грузовым автотранспортом и по железной дороге. В 1994 в стране было 11 365 км железных и 88 117 км шоссейных дорог.

Главные порты на Дунае – Турну-Северин, Джурджу, Брэила, Галац. Важнейший порт на Черном море – Констанца. Через него проходит 80% морских грузоперевозок страны и 65% грузов внешней торговли. В 1984 был открыт судоходный канал, соединяющий Констанцу с портом на Дунае Чернавода. В 1996 грузовой морской флот Румынии состоял из 234 кораблей и имел суммарную грузоподъемность всех судов в 2 445 810 рег.

Власть коммунистов. 1945–1989.

Теоретически, РКП была организована так, что все органы, принимающие решения, избирались снизу и все вопросы обсуждались свободно до партийного съезда. В 1988 членами РКП являлись 3,77 млн. человек (16% населения). Партийный съезд созывался каждые пять лет, на нем избирался центральный комитет, который в свою очередь выбирал исполнительный политический комитет, постоянное бюро которого из 15 членов принимало важнейшие политические решения. После смерти в 1965 Г. Георгиу-Дежа, бессменного лидера с 1952, генеральным секретарем партии стал Николае Чаушеску. В 1988 число мест в постоянном бюро было сокращено с 15 до 7. Одно из мест занимала жена Чаушеску, Елена, родственники и дети генерального секретаря были назначены на другие важнейшие государственные должности.

По Конституции 1965, главными органами государственной власти являлись Великое национальное собрание и Государственный Совет. Национальное собрание – парламент – избирался всенародно на срок в пять лет. С 1975 на выборах многих местных собраний стали выставлять свои кандидатуры несколько претендентов, хотя все кандидаты, как и ранее, проходили через процедуру одобрения Фронтом демократии и социалистического единства (ФДСЕ), созданным и контролируемым РКП. Государственный совет состоял из 20 человек и возглавлялся президентом. Все его члены выбирались национальным собранием из числа депутатов. Совет номинально подчинялся национальному собранию, но функции обеих ветвей власти состояли только в ратификации предложений, представленных на рассмотрение РКП. Совет министров, избиравшийся национальным собранием и отвечавший перед ним и Государственным советом, представлял собой главный институт исполнительной власти. Возглавляемый также Чаушеску, он обладал широкими полномочиями в экономической, юридической, военной и культурной сферах.

Местные и региональные дела и проблемы, которые не были напрямую связаны с центральным правительством, находились в компетенции народных советов. Система субординации делала их ответственными перед районными советами и в конечном счете – перед Советом министров, хотя народные советы избирались всенародно.

Высшим органом судебной власти был Верховный суд, члены которого назначались национальным собранием; его деятельность контролировалась генеральным прокурором, который также назначался этим собранием и совмещал посты высшего чиновника юстиции и государственного обвинителя, фактически всегда выигрывавшего все судебные дела. Суды более низких инстанций иерархически подчинялись верховному суду, как правило утверждая рекомендации прокурора.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

На протяжении столетий румыны подвергались воздействию различных культур, каждая из которых внесла свой вклад в формирование современной румынской культуры. Влияние древних римлян сменилось через несколько столетий воздействием культуры славян, греков, турок и венгров. В Средние века сильное влияние оказала на румын Византия, особенно в части церковных ритуалов, архитектуры, иконографии и написания фресок. В 16 и 17 вв. на румынском языке было написано множество произведений церковной литературы. Современная румынская культура являет собой синтез этого средневекового влияния, древнего фольклора и музыки (он был важен для сохранения этнического единства) и различных иностранных влияний.

Румынская литература и искусство достигли своей зрелости в конце 19 в. Среди выдающихся литераторов того времени – М. Эминеску, талантливый сказочник И. Крянгэ, драматург И. Караджале, литературные критики Т. Майореску и К. Доброджану-Геря. Наиболее знаменитыми художниками были портретист Т. Аман, пейзажисты Н. Григореску и И. Андреаску, а также художник Ш. Лукиан.

Лучшие писатели межвоенного периода – поэт Т. Аргези и новеллисты М. Садовяну, Л. Ребряну и Ч. Петреску.

Послевоенная румынская литература все еще находится под влиянием писателей, ставших знаменитыми в межвоенный период. Патриотическая, демократическая и прокрестьянская склонности в литературе были развиты уже до Первой мировой войны литературным течением «Сэмэнэторул» («Сеятель»). Эти писатели утверждали, что развитие искусства должно определяться идейно, и легко адаптировались к философии и целям коммунистического режима. Некоммунист Т. Аргези был признан властями самым выдающимся румынским поэтом, а М. Садовяну без всяких усилий смог стать патриархом послевоенной румынской литературы. Аргези, известный еще до Второй мировой войны благодаря своим глубоко оригинальным стихотворениям, стал писать оптимистические стихи о крестьянских восстаниях. Садовяну, писатель с богатым воображением и творец широкой исторической панорамы, добавил к своим историческим новеллам новые произведения о пробуждении пролетариата; его Возврат рассказывает о достижениях коммунистического режима. Однако после 1965 режим стал также покровительствовать писателям националистического толка.

Среди послевоенных писателей следует отметить таких поэтов, как М. Бенюк, Э. Жебеляну, В. Порумбаку, А. Тома, Ч. Теодореску, М. Драгомир, Д. Дешлиу. Известность получили новеллисты Е. Камилар, А. Жар, З. Станку; драматурги – А. Баранга, Р. Боуряну, М. Давидоглу, Л. Деметриус и М. Бануш (также еще и поэтесса). Особенностью послевоенной литературы стало издание книг и журналов на языках национальных меньшинств, особенно на венгерском языке. Среди писателей-венгров наиболее известны И. Хорват и И. Асталош.

До Первой мировой войны в румынском изобразительном искусстве существовало несколько заметных работ. В межвоенный период вряд ли можно отметить какие-то выдающиеся достижения в этой сфере, за исключением работ художников, которые находились под сильным западным, в основном французским, влиянием. К ним можно отнести таких художников, как Ш. Петреску, Г. Петрашку, К. Рессу, Ж. Стериаде, Исер. Наиболее известными художниками коммунистического периода были П. Атанасиу, Ш. Барабас, Л. Агрикола, Г. Лазар.

В музыке большинство государственных премий присуждалось таким произведениям, как Народный праздник Сабина Дрэгой. В 1960-е и 1970-е годы режим стал поощрять возрождение румынской классики, включая произведения Д. Энеску, и подражания классическим румынским и современным западным произведениям.

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий