- Католикам не надо исповедоваться перед Причастием
- ВероучениеПравить
- ТаинстваПравить
- Отличия от других христианских вероученийПравить
- У католиков нет постов
- Организация и управлениеПравить
- Каноническое правоПравить
- Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церквиПравить
- Раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
- Статистические данные.
- ИсторияПравить
- Средние века и ВозрождениеПравить
- Папство придумали уже в средние века
- Церковь Пресвятой Богородицы
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Образование.
- Храм Пресвятого Сердца Иисуса
- РаспространениеПравить
- Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию
Католикам не надо исповедоваться перед Причастием
Ни одного человека церковь не допускает к причастию без исповеди, ведь у него может быть смертный грех за душой. А вот если такого нет, то исповедь перед каждым Причастием не требуется. Дело в том, что повседневные грехи, которые сохраняют связь с Богом, могут быть отпущены во время общей исповеди и того же Причастия. В таком же виде практикует это и православная церковь.
ВероучениеПравить
Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
ТаинстваПравить
В католичестве существует семь таинств:
Отличия от других христианских вероученийПравить
Католическое вероучение имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
- филиокве (filioque) — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
- догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
- учение о чистилище;
- учение об индульгенциях;
- особо широкое почитание Девы Марии (hyperdulia, ὑπερδουλεία), хотя оно распространено также в Русской, Кипрской православных и в несторианских церквах;
- как у православных, почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria, λατρεία), и почитанием святых (dulia, δουλεία);
- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности православных поместных церквей;
- утверждение о безошибочности учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra;
- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
У католиков нет постов
Если в православной традиции принято поститься в среду, пятницу и есть еще четыре многодневных поста, то у католиков с латинским обрядом пары летних постов вообще нет. Существует предпасхальный Великий Пост и предрождественский Адвент, который и постом назвать сложно. Скорее, это окаянный период. А ведь еще недавно посты у католиков были очень суровыми, просто церковь поняла, что подобная практика вредна как для физического, так и для духовного здоровья людей. Воздержание приводило к обжорству, что вообще-то и грешно и опасно для здоровья. Разве этого хочет Бог? В настоящее время строгий пост существует для всех верующих в возрасте 18-60 лет. Это Пепельная среда, с которой начинается Великий Пост и Страстная Пятница. Некоторые католики по старой памяти соблюдают и другие дни, но это уже личная инициатива. Церковь обычно ставит верующим обязательный минимум — два дня надо провести в строгом посту без мяса, с молитвами по утрам и вечерам, мессой в воскресенье, исповедью и причастием раз в год в пасхальное время. А вот католики византийского обряда, греко-католики или униаты, постятся, как и православные. Церковь позволила сохранить традиции.
Организация и управлениеПравить
Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия чётко отделена от мирян и разделяется по трём степеням священства:
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Католической Церкви), например:
Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например, епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:
Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris» («Своего права»).
Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др. ) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.
Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех Католических церквей восточных обрядов.
Каноническое правоПравить
Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:
- церковного правотворчества,
- прав и обязанностей членов церкви,
- иерархии церкви,
- канонов совершения таинств,
- управления церковным имуществом,
- церковной дисциплины и так далее.
Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церквиПравить
Католическое социальное учение опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно католичество противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её (Мф. 16:18). Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф. 12:25). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит (Мф. 16:18). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово (Рим. 12:5), а Тело у Спасителя одно. Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась. Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь. Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.
Статистические данные.
По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке – 412 млн. ; в Европе – 260 млн. ; в Азии – 130 млн. ; в Африке – 128 млн. ; в Океании – 8 млн. ; в странах бывшего Советского Союза – 6 млн.
К 2005 количество католиков составило 1086 млн. (ок. 17% населения земного шара)
За время понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) количество католиков в мире выросло на 250 млн. чел. (44%).
Половина всех католиков проживает в странах Северной и Южной Америки (49,8%) проживает в Южной или Северной Америке. В Европе католики составляют одну четвертую (25,8%) от общего количества. Наибольшее увеличение количества католиков произошло в Африке: в 2003 их количество выросло на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом. Самой большой католической страной мира является Бразилия (149 млн. чел. ), второй – Филиппины (65 млн. чел. В Европе наибольшее количество католиков живет в Италии (56 млн.
Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство Церковью приписывается апостолу Петру, а вслед за ним — епископам. Католики верят, что Церковь всегда будет верна истине и всегда будет находиться под покровительством Святого Духа, как заповедал Христос. Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в Церкви.
ИсторияПравить
Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).
Средние века и ВозрождениеПравить
В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. con clave — с ключом).
Папство придумали уже в средние века
Папа Римский являлся Епископом Рима, его с самого начала христиане считали главой церкви. Об этом говорят древние документы, да и сама Библия. В Евангелии сказано, что первым Епископом Римской церкви являлся сам Петр, который оставался на этом посту до своей смерти в 64 году. Вторым Папой стал святой Ириней Лионский. Затем на этом посту был Клет, четвертым был Климент, создавший епархию против ереси. А Папа Лин ввел правило, что женщины должны покрывать голову в церкви. Оно действует до сих пор.
Церковь Пресвятой Богородицы
Церковь Пресвятой Богородицы. Фотография: syngach / фотобанк «Лори»
Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.
В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе — архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.
В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган — его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.
Христианство в истории
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич. Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.
В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.
Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.
Посмотреть жильё в Курске
Храм Преображения Господня в Красноярске
Образование.
Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса
В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году.
Витраж над дверью в храм
Его декорировали копьевидными башенками пинаклями — витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.
В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.
Внутри Храма Пресвятого Сердца Иисуса
Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма — мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.
Посмотреть жильё в Самаре
Католическая церковь Пресвятой Богородицы во Владивостоке
В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе — архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.
Орган в католическом храме Пресвятой Богородицы во Владивостоке
В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган — его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.
Посмотреть жильё во Владивостоке
Католический храм Успения Богородицы в Курске
РаспространениеПравить
Распространение католицизма по странам
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, в Южной Корее, Китае, Ливане (марониты) и др.
В Австралии и Новой Зеландии количество католиков преобладает над протестантами.
Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.
Восточнокатолические церкви используют в церковной жизни один из восточных литургических обрядов. Находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.
Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию
Стоит учитывать, что многие крупные научные открытия появились, благодаря образованию в католическом мире. Например, бельгийский священник Жорж Леметр стал тем человеком, который первым выдвинул Теорию Большого Взрыва. Когда она дошла до Эйнштейна, тот ее отклонил, заявив о правильности математики, но отвратительной при этом физике. В конечном счете мэтр принял теорию священника. И католическая церковь не отрицает теории эволюции, как это делают многие американские протестантские или евангелистские церкви. С момента появления этой теории католическая церковь официально не высказывалась по этому поводу. Впервые какое-либо публичное заявление на данную тему сделал Папа Пий XII. Он сказал, что церковь не запрещает учение эволюции. Оно исследует, как были созданы человеческие тела, а вера говорит о том, что души созданы Богом. В 2004 году специальная теологическая комиссия сделала заявления о логичности теории Большого Взрыва и теории эволюции. Есть только расхождения по темпам и механизмам развития жизни на планете. В настоящее время католические школы по всему миру, в том числе и в Штатах, преподают именно научный подход к появлению жизни, это неотъемлемая часть учебного плана.