Что католики и католичество называют Церковью?

Мир вокруг нас
Содержание
  1. Домашний храм у католиков — сканворд
  2. Католикам запрещены разводы
  3. Католики изменили Символ веры
  4. У католиков Рождество важнее Пасхи
  5. В католической церкви рукополагают и венчают геев
  6. Современное положение
  7. Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к като­ли­цизму сего­дня
  8. Католики настоящими христианами не являются
  9. Папство придумали уже в средние века
  10. Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию
  11. Католические священники не имеют права жениться
  12. Католики занимаются идолопоклонством
  13. То, что у православных зовется церковью, у католиков — костелом
  14. Католические крестики отличаются от православных
  15. Католическая церковь запрещает контрацепцию
  16. Музыкальная культура
  17. Церковь запрещает читать Библию
  18. У католиков используется только пресный хлеб
  19. Католикам-мирянам нельзя самостоятельно читать Библию
  20. История
  21. Как про­изо­шло отпа­де­ние Римско-като­ли­че­ской церкви от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия?
  22. Католическая церковь была создана императором Константином в 325 году
  23. Человеку надо принять соответствующую веру, если он хочет вступить в брак с католиком
  24. Католики обманывают верующих, переманивая их в свою веру
  25. Католики не причащают маленьких детей
  26. Папа Римский является полностью непогрешимым

Домашний храм у католиков — сканворд

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Католикам запрещены разводы

А вот это утверждение мифом не является. В католической церкви нет такого явления, как развод. Второй раз венчаться не получится, если же жить с кем-то еще без венчания, то этот грех может повлечь за собой отлучение от Причастия. Бывает, что супруги по каким-то серьезным причинам не могут продолжать совместную жизнь. Это могут быть факты насилия, наркотики, алкоголь, измены. Тогда церковь дает возможность пожить людям отдельно, при этом ни одна из сторон в новый брак вступить не может. Может недействительным признаться и брак, но и это не развод. Просто церковь утверждает, что и брака как такового не было, так как его суть изначально была нарушена. Например, один из супругов скрыл правду о своем здоровье, кто-то был несвободен в выборе, принужден к нему, у кого-то была связь на стороне, нежелание принимать посылаемых Богом детей. Но эта процедуру довольно длительная и сложная. Чтобы рассчитывать на такую форму «развода» придется доказать, что сложились такие условия.

Католики изменили Символ веры

В свое время возникла проблема Филиокве, об изменении символа веры. Но она скорее не богословская, а филологическая, опирающаяся на разные переводы. Католики не считают Сына отдельным источником Святого Духа. Святая Троица — своеобразный цветок. Корнем является Отец, на нем все и растет. Стебель — это сын, он своеобразный посредник между людьми и отцом. Святой Дух — это цветок, который исходит и от Отца, и от Сына, от корня через стебель. Так что Филиокве не изменила символ веры, а просто уточнила его.

У католиков Рождество важнее Пасхи

Никакая христианская церковь не может так считать. Если бы не было Страстной Пятницы и Пасхи, то и Рождество потеряло бы свой смысл. Рождество — любимый и ожидаемый праздник, но Пасха — настоящая вершина Литургического года. Подготовка к ней — самое важное в году. А миф мог появиться из-за того, что на Западе перед Рождеством людей охватывает настоящая истерия, касающаяся подарков. Этот праздник является любимым семейным даже у атеистов. Люди уже толком и не помнят, что именно они отмечают. Но это проблемы общества, которое переняло церковный праздник. А в католицизме важность и первенство Пасхи сомнению не подвергается.

В католической церкви рукополагают и венчают геев

Церковь запрещает однополые браки, осуждая и сами такие связи. Сам по себе гомосексуалист отлучен не будет, но ему надо жить в целомудрии. Если он не поддается своим желаниям, то это грехом самим по себе не является. Открытый гомосексуалист в священники не может быть рукоположен, он считается нездоровым и не может нести службу в церкви. Следует различать ориентацию и поведение. Гомосексуальность может быть случайной и преходящей, что отмечается в возрасте формирования сексуальной идентичности. Через это можно пройти. Другая крайность — укоренившееся и привычное поведение. Сама по себе ориентация требует осторожности в выборе пути, но барьером на пути к вере не является. Церковь не отворачивается от своих прихожан, пытаясь помочь им в борьбе с грехом, особенно подросткам, которые проходят через это испытание. Но и поощрять грех католическая церковь не будет.

Современное положение

На 2014, по офиц. дан­ным, РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 1,2 млрд. ве­рую­щих прак­ти­че­ски во всех стра­нах ми­ра.

Со­глас­но ка­то­лич. ве­ро­уче­нию, за­кре­п­лён­но­му ка­но­ни­че­ским пра­вом, Рим. епи­скоп – па­па – яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­ком ап. Пет­ра, на­ме­ст­ни­ком Хри­ста и пас­ты­рем всей РКЦ, об­ла­даю­щим вер­хов­ной, пол­ной, не­по­сред­ст­вен­ной и уни­вер­саль­ной ор­ди­нар­ной вла­стью. Па­па из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но на конк­ла­ве кол­ле­ги­ей кар­ди­на­лов, ко­то­рые кро­ме вы­бо­ров па­пы осу­ще­ст­в­ля­ют своё ор­ди­нар­ное слу­же­ние как кол­ле­ги­аль­но, бу­ду­чи со­би­рае­мы па­пой для об­су­ж­де­ния наи­бо­лее важ­ных цер­ков­ных во­про­сов, так и пер­со­наль­но, по­лу­чая пап­ские на­зна­че­ния на выс­шие долж­но­сти в Рим­ской ку­рии или на ка­фед­ры наи­бо­лее зна­чи­мых дио­це­зов. При по­мо­щи Рим­ской ку­рии па­па осу­ще­ст­в­ля­ет выс­шее управ­ле­ние Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

РКЦ де­лит­ся по тер­ри­то­ри­аль­но­му и об­ря­до­во­му прин­ци­пам. Тер­ри­то­рии всех стран с до­ми­ни­рую­щим ка­то­лич. на­се­ле­ни­ем и боль­шин­ст­ва др. стран раз­де­ле­ны на дио­це­зы (ок. 3 тыс. на 2014), во гла­ве ка­ж­до­го из них сто­ит епи­скоп. Наи­бо­лее зна­чи­мые дио­це­зы име­ют во гла­ве ар­хи­епи­ско­па. Боль­шин­ст­во дио­це­зов объ­е­ди­не­ны в ми­тро­по­лии и воз­глав­ля­ют­ся ар­хи­епи­ско­па­ми-ми­тро­по­ли­та­ми, имею­щи­ми в от­но­ше­нии др. епи­ско­пов ста­тус «пер­во­го сре­ди рав­ных», т. все епи­ско­пы яв­ля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­лов и об­ра­зу­ют кол­ле­гию епи­ско­пов во гла­ве с па­пой. Дио­це­зы де­лят­ся на при­хо­ды, во гла­ве ко­то­рых сто­ят на­зна­чае­мые епи­ско­па­ми свя­щен­ни­ки. Кро­ме дио­це­зи­аль­ных епи­ско­пов име­ют­ся ти­ту­ляр­ные епи­ско­пы, не воз­глав­ляю­щие дио­це­зы, но ис­пол­няю­щие осо­бые пап­ские по­ру­че­ния в пас­тыр­ской, на­уч. или ди­пло­ма­тич. сфе­ре. По­ми­мо дио­це­зов к тер­ри­то­ри­аль­ной струк­ту­ре РКЦ от­но­сит­ся не­зна­чит. чис­ло об­ра­зо­ва­ний, имею­щих тер­ри­то­ри­аль­ную или пер­со­наль­ную юрис­дик­цию, рас­про­стра­няю­щую­ся на оп­ре­де­лён­ную груп­пу лиц на кон­крет­ной тер­ри­то­рии или во всём ми­ре: тер­ри­то­ри­аль­ные пре­ла­ту­ры и аб­бат­ст­ва; апо­столь­ские ви­ка­риа­ты, пре­фек­ту­ры, ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры, эк­зар­ха­ты и ор­ди­на­риа­ты; во­ен. ор­ди­на­риа­ты, мис­сии sui iuris, пат­ри­ар­шии и ар­хи­епи­скоп­ские эк­зар­ха­ты; од­на пер­со­наль­ная пре­ла­ту­ра.

Аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во ка­то­ли­ков при­над­ле­жит к лат. об­ря­ду. Су­ще­ст­ву­ют так­же струк­ту­ры вост. ка­то­лич. церк­вей, упот­реб­ляю­щих за бо­го­слу­же­ни­ем об­ря­ды пя­ти вост. тра­ди­ций: алек­сан­д­рий­ской, ан­ти­охий­ской, ар­мян­ской, хал­дей­ской и ви­зан­тий­ской. Струк­ту­ры этих церк­вей су­ще­ст­ву­ют как на сво­их собств. тер­ри­то­ри­ях, так и на тер­ри­то­ри­ях па­рал­лель­но со струк­ту­ра­ми Церк­ви лат. об­ря­да и друг с дру­гом. Вост. ка­то­лич. церк­ви воз­глав­ля­ют­ся пред­стоя­те­ля­ми (не­ко­то­рые в дос­то­ин­ст­ве пат­ри­ар­ха), под­чи­нён­ны­ми па­пе и имею­щи­ми в от­но­ше­нии епи­ско­па­та сво­их церк­вей ста­тус, схо­жий со ста­ту­сом ми­тро­по­ли­тов.

На 2014 РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 5 тыс. епи­ско­пов. Епи­ско­пы объ­е­ди­не­ны в 114 по­сто­ян­но дей­ст­вую­щих епи­скоп­ских кон­фе­рен­ций по ре­гио­наль­но­му прин­ци­пу. Для ре­ше­ния осо­бых во­про­сов пред­ста­ви­те­ли епи­ско­па­та со­би­ра­ют­ся па­пой на си­нод, а в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях весь епи­ско­пат мо­жет быть со­б­ран па­пой на Все­лен­ский со­бор. Все лат. епи­ско­пы на­зна­ча­ют­ся па­пой, епи­ско­пы вост. церк­вей пред­став­ля­ют­ся к на­зна­че­нию со­от­вет­ст­вую­щей Цер­ко­вью и ут­вер­ж­да­ют­ся па­пой.

Из епи­скоп­ской юрис­дик­ции вы­ве­де­ны мо­на­ше­ские объ­е­ди­не­ния, под­чи­няю­щие­ся не­по­сред­ст­вен­но па­пе и дей­ст­вую­щие на тер­ри­то­ри­ях дио­це­зов по со­гла­ше­нию с пра­вя­щи­ми епи­ско­па­ми или по не­по­сред­ст­вен­но­му пап­ско­му ман­да­ту.

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к като­ли­цизму сего­дня

На совре­мен­ном этапе Пра­во­слав­ная Цер­ковь пыта­ется стро­ить с като­ли­циз­мом отно­ше­ния сотруд­ни­че­ства в защите тра­ди­ци­он­ных нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний и сов­мест­ного про­ти­во­сто­я­ния вызо­вам вре­мени. Одно­вре­менно ведется и бого­слов­ский диалог с целью про­яс­не­ния вза­им­ных раз­но­гла­сий и бес­при­страст­ного поиска их раз­ре­ше­ния.

При этом в офи­ци­аль­ной рито­рике пра­во­славно-като­ли­че­ского диа­лога с обеих сторон фак­ти­че­ски дей­ствует мора­то­рий на упо­треб­ле­ние тер­ми­нов «ересь» или «раскол»; с пра­во­слав­ной сто­роны исполь­зу­ется сти­ли­сти­че­ски менее нега­тивно окра­шен­ный сино­ним тер­мина «ересь» — «ино­сла­вие» (также упо­треб­ляв­шийся свя­тыми отцами). В этом не сле­дует усмат­ри­вать отказ от при­зна­ния тех или иных учений като­ли­цизма лож­ными самих по себе (или, тем более «пре­да­тель­ством Пра­во­сла­вия»), однако сама ситу­а­ция диа­лога тре­бует более при­ми­ри­тель­ной рито­рики.

Католики настоящими христианами не являются

Именно католики и являются первыми христианами. При изучении ранних христианских текстов видно, что доктрины и учения точно совпадают с тем, что проповедует сегодня католическая церковь. Речь идет о епископах, девственницах-монахинях, исповеди, священниках, крещении, Римском Епископе, как главе всей религии. Высказывания ранних отцов церкви, которые являлись апостолами, очень напоминают современные доктрины католицизма. Большинство историков признает, что именно католическая церковь является первой христианской, это нетрудно доказать с помощью древних текстов.

Папство придумали уже в средние века

Папа Римский являлся Епископом Рима, его с самого начала христиане считали главой церкви. Об этом говорят древние документы, да и сама Библия. В Евангелии сказано, что первым Епископом Римской церкви являлся сам Петр, который оставался на этом посту до своей смерти в 64 году. Вторым Папой стал святой Ириней Лионский. Затем на этом посту был Клет, четвертым был Климент, создавший епархию против ереси. А Папа Лин ввел правило, что женщины должны покрывать голову в церкви. Оно действует до сих пор.

Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию

Стоит учитывать, что многие крупные научные открытия появились, благодаря образованию в католическом мире. Например, бельгийский священник Жорж Леметр стал тем человеком, который первым выдвинул Теорию Большого Взрыва. Когда она дошла до Эйнштейна, тот ее отклонил, заявив о правильности математики, но отвратительной при этом физике. В конечном счете мэтр принял теорию священника. И католическая церковь не отрицает теории эволюции, как это делают многие американские протестантские или евангелистские церкви. С момента появления этой теории католическая церковь официально не высказывалась по этому поводу. Впервые какое-либо публичное заявление на данную тему сделал Папа Пий XII. Он сказал, что церковь не запрещает учение эволюции. Оно исследует, как были созданы человеческие тела, а вера говорит о том, что души созданы Богом. В 2004 году специальная теологическая комиссия сделала заявления о логичности теории Большого Взрыва и теории эволюции. Есть только расхождения по темпам и механизмам развития жизни на планете. В настоящее время католические школы по всему миру, в том числе и в Штатах, преподают именно научный подход к появлению жизни, это неотъемлемая часть учебного плана.

Католические священники не имеют права жениться

Прежде чем развенчать миф о существовании целибата, стоит понять саму природу католицизма. В юрисдикции Папы Римского находятся две церковные секции — Римская католическая и Восточная католическая. Все они следуют общим канонам. Различия же заключаются в стиле вероисповедания и внешних правил. Так, в Восточной церкви священникам разрешают вступать в брак, но в таком статусе он уже не сможет стать Папой. Бывает, что пасторы переходят в католицизм из других религий уже женатыми, например, из англиканской церкви. Им сохраняют сан, так что в Римско-католической церкви женатые священники не такая уж и редкость.

Католики занимаются идолопоклонством

Есть мнение, что факт поклонения Деве Марии означает не что иное, как идолопоклонство. На самом деле в католическом богословии есть три варианта вероисповеданий. Латрия предусматривает поклонение единому Богу, отход от этой нормы считается смертным грехом. Гипердулия является почитанием Девы Марии, но это именно почитание, а не идолопоклонство. Особым типом вероисповедания является поклонение ангелам и святым. Такое разделение утвердил Второй Никейский собор еще в 787 году н. Этот совет специально собрали для того, чтобы осудить тех, кто считал идолопоклонством отношение к иконам и статуэткам святых. Если католик становится перед статуей на колени во время молитвы, то он ей не молится и не поклоняется, а вот протестант с Библией в руках, стоя на коленях, именно поклоняется. Те изображения святых, которые есть у католиков, просто напоминают о святости этого персонажа.

То, что у православных зовется церковью, у католиков — костелом

Само слово «костел» на польском языке и означает «церковь». В свое время полонизм неплохо прижился в России. Были времена, когда католичество могли у нас исповедовать только иностранцы или их потомки, эту нишу заполнили поляки. В настоящее время российские католики в большинстве своем являются русскими, чьих иностранных корней уже и не найти. Они спокойно употребляют привычные нам слова «храм», «собор», «церковь». Да и в западных странах католические храмы костелами не называют.

Католические крестики отличаются от православных

Так рассуждать не совсем верно. Есть латинская традиция изображения креста. Он изображается четырехконечным, с тремя гвоздями и без нижней перекладины. В византийской же или православной он выглядит иначе. Католикам вообще не принципиально, какой крест носить: православный, кельтский, армянский или вообще францисканский в виде буквы «Т». Некоторые выбирают вместо него медальон или ладанку, символов может быть сколь угодно много.

Католическая церковь запрещает контрацепцию

Церковь запрещает пользоваться искусственными средствами контрацепции и репродуктивными технологиями. Супружеский акт считается священным, и ничто не должно нарушать его целостности и направленности на появление детей. Однако разрешается планировать свою семью, изучая свое тело и законы работы репродуктивной системы. Во многих приходах перед венчанием этому обучают молодых. Такие методы требуют дисциплины, но их точно соблюдение позволяет добиться нужного результата.

Музыкальная культура

Kyrie из мессы «Ecce ancilla Domini». Манускрипт из Гента или Мехелена. 1498–1503. Ватиканская библиотека.

Ос­но­вой бо­го­слу­жеб­ной му­зы­ки в К. на про­тя­же­нии мн. сто­ле­тий (при­мер­но с 8 в. ) слу­жил од­но­го­лос­ный гри­го­ри­ан­ский хо­рал. Все бо­го­слу­жеб­ные тек­сты рас­пе­ва­лись разл. спо­со­ба­ми (от на­пев­ной дек­ла­ма­ции до слож­ней­шей ме­лиз­ма­ти­ки). В рам­ках бо­го­слу­же­ния су­точ­но­го кру­га сло­жил­ся ог­ром­ный по объ­ё­му и мно­го­об­раз­ный по жан­рам ре­пер­ту­ар (см. в стать­ях Ан­ти­фон, Гимн, Оф­фер­то­рий, Рес­пон­со­рий, Се­к­вен­ция, Тракт), ко­то­рый ны­не оце­ни­ва­ет­ся как од­но из ве­ли­чай­ших муз. дос­ти­же­ний Зап. Ев­ро­пы. По­сле ре­фор­мы, пред­при­ня­той II Ва­ти­кан­ским со­бо­ром (1962–65), од­ной из гл. це­лей ко­то­рой бы­ло бо­лее ши­ро­кое во­вле­че­ние па­ст­вы в бо­го­слу­же­ние, гри­го­ри­ан­ский хо­рал со­хра­нил­ся лишь в не­боль­шом чис­ле при­хо­дов и мо­на­сты­рей. На сме­ну ис­пол­не­нию ли­тур­гич. тек­стов про­фес­сио­наль­но под­го­тов­лен­ны­ми пев­чи­ми при­шло об­щин­ное пе­ние, при­чём ме­ло­дич. ма­те­ри­ал ли­бо за­им­ст­ву­ет­ся из ка­но­нич. кор­пу­са хо­ра­лов (эк­ви­рит­ми­че­ски пе­ре­ве­дён­ных на со­от­вет­ст­вую­щий нац. язык), ли­бо яв­ля­ет­ся но­во­со­чи­нён­ным (в т. ис­поль­зу­ют­ся про­стые стро­фи­че­ские пес­ни, на­пи­сан­ные в то­наль­но­сти клас­си­ко-ро­ман­тич. ти­па). В ря­де стран Ев­ро­пы празд­нич­ные бо­го­слу­же­ния со­про­во­ж­да­ют­ся свет­ски­ми ор­ке­ст­ра­ми и хо­ра­ми, ис­пол­няю­щи­ми му­зы­ку эпо­хи ба­рок­ко, ре­же – Ре­нес­сан­са. При этом му­зы­ка ка­то­лич. служ­бы пре­вра­ща­ет­ся в кон­церт. По буд­ням служ­бы в при­ход­ских церк­вах не­ред­ко «чи­та­ют­ся», т. про­во­дят­ся во­об­ще без ис­поль­зо­ва­ния му­зы­ки (напр. , Stillmesse – «ти­хая мес­са» в Ба­ва­рии).

Церковь запрещает читать Библию

Первая христианская Библия была как раз и создана католической церковью. Материал для этой книги собрали ученые во II и III веках, затем его утвердили Высшие католические советы Гиппона и Карфагена. Да и самую первую печатную Библию создала именно католическая церковь, в лице изобретателя-католика Гутенберга. Первую же Библию с главами и пронумерованными стихами создал Стефан Лэнгтон, Архиепископ Кентерберийский. И во время каждой мессы священник вслух читает выдержки из Библии. Обычно это цитаты из основной части текста и две части из Евангелия. В современной католической мессе читаются две части из общей Библии и только одна из Евангелия. Сегодня священная книга есть в каждом доме верующих, ее изучают в католических школах. А сам этот миф появился потому, что Библии часто запирали в церквях. Но делали это не для того, чтобы запретить людям чтение книги, а чтобы защитить ее от воровства. Обычно речь идет о старых рукописных Библиях, очень редких и потому ценных. Люди считают, что Библия запрещена из-за ее помещения в Индекс запрещенных книг. Однако в данном случае речь идет о протестантских вариантах, заметно отредактированных или плохо переведенных. Самой известной такой редакцией является Библия короля Якова, от ее использования католики уже отказались.

У католиков используется только пресный хлеб

Это утверждение справедливо только лишь для Латинского обряда. Там пресный хлеб — дань памяти иудейской традиции использовать опресноки на Пейсах. Во время Тайно вечери Христос совершил те же древние иудейские обряды, но с иными словами, придав им новый смысл. К иудейской пасхе все квасное уничтожалось, так что выбор пресного хлеба неслучаен. А в восточных традициях используют дрожжевой хлеб, что является символом воскрешения Христа. Это красиво, но традиция уже другая. На самом деле это все детали — во время войны священники служили мессы и литургии с помощью хлеба из опилок, а армяне используют неразбавленное вино. Суть Евхаристии вовсе не в том, какое вино или хлеб используется.

Католикам-мирянам нельзя самостоятельно читать Библию

Когда-то такой запрет действительно был, но он был формальным. Сперва запрет существовал на чтение Библии на народных языках. Переводы должна были утверждать церковь. Те же Кирилл и Мефодий на свою работу со славянским языком предварительно получали разрешение. Но это позволяло избежать ошибок и ереси. Немного было таких, кто мог читать Библию на латыни, многие и свой родной язык не всегда знали. В церкви священник рассказывал и толковал эпизоды из книги, которые потом пересказывались родным и детям. Так что паства, даже не читая Библии, ее, в общем-то, знала. А запрет позволял избежать ереси из-за необразованности простых людей. Сейчас мало того, что запрета нет, так священники еще и призывают читать как можно чаще и думать над текстами. Но справедливости ради стоит отметить, что до протестантов католикам далеко в плане чтении Библии.

История

Гробница апостола Петра. Ватикан.

Рим. хри­сти­ан­ская об­щи­на бы­ла ос­но­ва­на ап. Пет­ром, ко­то­рый, по пре­да­нию, воз­глав­лял её до сво­ей му­че­нич. кон­чи­ны. В те­че­ние 2 в. хри­сти­ан­ст­во, не­смот­ря на пе­рио­дич. го­не­ния, рас­про­стра­ни­лось по тер­ри­то­рии всей Рим. им­пе­рии и, со­глас­но Ми­лан­ско­му эдик­ту (313), по­лу­чи­ло офиц. при­зна­ние вла­стей. Сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ст­ва при­ве­ло к рас­цве­ту бо­го­сло­вия, на­шед­ше­го вы­ра­же­ние в тру­дах от­цов и учи­те­лей Церк­ви, в ре­ше­ни­ях ве­ро­учит. во­про­сов на Все­лен­ских со­бо­рах. РКЦ при­зна­ёт в ка­че­ст­ве Все­лен­ских 8 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся в 1-м тыс. (Все­лен­ское пра­во­сла­вие при­зна­ёт 7 пер­вых из них), и ещё 13 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся во 2-м тыс. В сер. 1-го тыс. в Рим. церк­ви поя­ви­лось мо­на­ше­ст­во. По­сле ли­к­ви­да­ции в 476 Зап. Рим. им­пе­рии 2-я пол. 1-го тыс. про­шла для Рим. церк­ви в тру­дах по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов но­вых го­су­дарств, воз­ни­кав­ших в Зап. , Центр. и Сев. Ев­ро­пе. В сер. 8 в. бла­го­да­ря под­держ­ке франк­ско­го ко­ро­ля Пи­пи­на Ко­рот­ко­го воз­ник­ло су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во – Пап­ская об­ласть, обес­пе­чи­вав­шее не­за­ви­си­мое от свет­ских вла­стей слу­же­ние па­пы.

По­сте­пен­но в хри­сти­ан­ст­ве на лат. за­па­де и греч. вос­то­ке Рим. им­пе­рии к раз­ли­чи­ям язы­ков и куль­тур при­бав­ля­лись на­ка­п­ли­вав­шие­ся осо­бен­но­сти в бо­го­сло­вии, бо­го­слу­же­нии, ка­но­ни­ке, цер­ков­ном строе, ко­то­рые при­ве­ли в 1054 к раз­ры­ву Рим. церк­ви с вост. хри­сти­ан­ст­вом. 11 в. оз­на­ме­но­вал­ся для Рим. церк­ви на­ча­лом Гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы, свя­зан­ной с дея­тель­но­стью па­пы Гри­го­рия VII и на­прав­лен­ной на ук­ре­п­ле­ние дис­ци­п­ли­ны в Церк­ви в ви­де борь­бы с си­мо­ни­ей, окон­чат. ус­та­нов­ле­ни­ем це­ли­ба­та лат. ду­хо­вен­ст­ва и борь­бой за ин­ве­сти­ту­ру. В 11–13 вв. РКЦ вдох­нов­ля­ла кре­сто­вые по­хо­ды для воз­враще­ния за­воё­ван­ных ара­ба­ми зе­мель Ближ­не­го Вос­то­ка с их мно­го­числ. хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми. 13 в. стал вре­ме­нем рас­цве­та схо­ла­сти­ки (св. Аль­берт Ве­ли­кий, св. Бо­на­вен­ту­ра, св. Фо­ма Ак­вин­ский и др. ), го­тич. ар­хи­тек­ту­ры (см. Го­ти­ка), воз­ник­но­ве­ния но­вых ор­де­нов мо­на­ше­ских (фран­ци­скан­цы, до­ми­ни­кан­цы и др. ) и тер­циа­ри­ев, гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях свет­ских и ду­хов­ных вла­стей (франц. ко­роль Лю­до­вик IX Свя­той и др. Од­на­ко с нач. 14 в. на­ча­лось оче­ред­ное про­ти­во­стоя­ние пап­ст­ва и свет­ской вла­сти, за­вер­шив­шее­ся сна­ча­ла Авинь­он­ским пле­не­ни­ем пап (1309–1377), а за­тем Ве­ли­кой схиз­мой (1378–1417), ко­гда су­ще­ст­во­ва­ли од­но­вре­мен­но неск. пап. Пре­одо­лён­ная на Кон­станц­ском со­бо­ре (1414–18) схиз­ма ещё не­ко­то­рое вре­мя да­ва­ла о се­бе знать в ви­де Со­бор­но­го дви­же­ния – уче­ния о пре­вос­ход­ст­ве Все­лен­ско­го со­бо­ра над па­пой.

Рас­цвет куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния в кон. 15 – нач. 16 вв. дал РКЦ не толь­ко ве­ли­ких мас­те­ров, соз­дав­ших ше­дев­ры ка­то­лич. иск-ва (Ра­фа­эль, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло), но и спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию тен­ден­ций об­мир­ще­ния цер­ков­ной жиз­ни, при­вед­ших к про­те­ст­ной ре­ак­ции в ви­де Ре­фор­ма­ции и по­яв­ле­нию про­тес­тан­тиз­ма. Ре­ак­ци­ей на этот рас­кол ста­ла ка­то­лич. Контр­ре­фор­ма­ция, оп­ре­де­лён­ная Три­дент­ским со­бо­ром (1545–63), уточ­нив­шим зна­чит. чис­ло по­ло­же­ний ка­то­лич. ве­ро­уче­ния и на­ме­тив­шим жё­ст­кие ме­ры дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра. Пло­да­ми Контр­ре­фор­ма­ции для РКЦ в кон. 16 – 17 вв. ста­ли как внутр. ук­ре­п­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, так и зна­чит. ус­пе­хи в мис­сио­нер­ских уст­рем­ле­ни­ях, на­прав­лен­ных на об­ра­ще­ние на­ро­дов Амер. кон­ти­нен­та и при­сое­ди­не­ние че­рез по­ли­ти­ку унии (см. Уни­ат­ст­во) вост. хри­сти­ан (напр. , Бре­ст­ская уния 1596).

Соз­да­ние аб­со­лют­ных мо­нар­хий в Зап. Ев­ро­пе при­ве­ло в кон. 17 – 18 вв. к но­во­му рос­ту на­пря­жён­но­сти ме­ж­ду Пап­ским пре­сто­лом и свет­ски­ми вла­стя­ми (гал­ли­кан­ст­во, ио­си­физм), а на­чав­шая­ся эпо­ха Про­све­ще­ния ещё бо­лее усу­гу­би­ла по­ло­же­ние РКЦ. Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 18 в. при­ве­ла к мас­со­вым ре­прес­си­ям про­тив РКЦ, со­пос­та­ви­мым с го­не­ния­ми в Рим. им­пе­рии. В ре­зуль­та­те на­по­ле­о­нов­ских войн Пап­ское гос-во бы­ло уп­разд­не­но. Его воз­ро­ж­де­ние по­сле по­бе­ды над На­по­ле­о­ном I ока­за­лось не­про­дол­жи­тель­ным, и в 1870 оно бы­ло окон­ча­тель­но ли­к­ви­ди­ро­ва­но в хо­де Ри­сорд­жи­мен­то (в ре­зуль­та­те Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 соз­да­но гос-во Ва­ти­кан; см. так­же «Рим­ский во­прос»).

В кон. 19 – нач. 20 вв. РКЦ вы­ну­ж­де­на бы­ла про­ти­во­сто­ять не толь­ко внеш­ним про­бле­мам со свет­ски­ми вла­стя­ми (напр. , от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ст­ва во Фран­ции), но и дать от­вет на по­пыт­ки по­ста­вить под со­мне­ние прин­цип пап­ской вла­сти, тра­диц. ос­но­вы ве­ро­уче­ния и пра­во Церк­ви пре­тен­до­вать на роль на­став­ни­цы ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Эти от­ве­ты за­клю­ча­лись в при­ня­тии дог­ма­та о пап­ской без­оши­боч­но­сти на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре в 1870, в раз­ра­бот­ке па­пой Львом XIII хри­сти­ан­ско­го со­ци­аль­но­го уче­ния (эн­цик­ли­ка «Rerum novarum», 1891) и в ан­ти­модер­ни­ст­ских до­ку­мен­тах пап Пия IX («Syllabus», 1864) и Пия Х (дек­рет «La­men­tabili», 1907; эн­цик­ли­ка «Pascendi Dominici gregis», 1907).

В ре­зуль­та­те Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра (1962–65) в РКЦ бы­ло про­ве­де­но ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние всех сто­рон цер­ков­ной жиз­ни, за­тро­нув­шее са­кра­мен­таль­ную и док­три­наль­ную со­став­ляю­щие, что вы­зва­ло со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­ных кру­гов РКЦ (ле­фев­ри­сты, се­де­ва­кан­ти­сты).

Как про­изо­шло отпа­де­ние Римско-като­ли­че­ской церкви от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия?

На про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии Рим­ская Цер­ковь, в юрис­дик­ции кото­рой нахо­ди­лись хри­сти­ане Запад­ной Европы, пред­став­ляла собой одну из Помест­ных Церк­вей и явля­лась частью Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали посте­пенно раз­ви­ваться те куль­тур­ные, литур­ги­че­ские и бого­слов­ские рас­хож­де­ния, кото­рые в конеч­ном итоге при­вели к рас­колу. Цер­ков­ное обще­ние между Римом и Восточ­ными Церк­вами также пре­ры­ва­лось неод­но­кратно; в общей слож­но­сти исто­рики насчи­ты­вают 217 лет раз­рыва только между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем в 337–843 гг

Однако в землях фран­ков прак­тика чтения Сим­вола с Filioque сохра­ня­лась. Посте­пенно под дей­ствием поли­ти­че­ских обсто­я­тельств вли­я­ние запад­ных импе­ра­то­ров в Риме росло. Нако­нец, в 1014 г. на коро­на­ции гер­ман­ского импе­ра­тора Ген­риха II Символ со встав­кой впер­вые был про­чи­тан за бого­слу­же­нием в Риме по бла­го­сло­ве­нию папы Бене­дикта VIII. После этого евха­ри­сти­че­ское обще­ние между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем было разо­рвано.

Кон­фликт в Кон­стан­ти­но­поле в 1054 г. , кото­рый тра­ди­ци­онно обо­зна­ча­ется как услов­ная дата «Вели­кой схизмы» в дей­стви­тель­но­сти носил доста­точно част­ный харак­тер: легат папы Рим­ского Льва ΙΧ кард. Гум­берт предал ана­феме патр. Миха­ила Киру­ла­рия, а тот — Гум­берта. Ана­фемы не рас­про­стра­ня­лись ни на латин­ское, ни на гре­че­ское хри­сти­ан­ство в целом, и после 1054 г. сохра­ня­лось обще­ние между Римом и иными Восточ­ными пат­ри­ар­ха­тами, кроме Кон­стан­ти­но­поль­ского. Оно пре­рва­лось посте­пенно с ходом Кре­сто­вых похо­дов, когда на захва­чен­ных кре­сто­нос­цами тер­ри­то­риях вместо закон­ных пат­ри­ар­хов уста­нав­ли­ва­лась парал­лель­ная иерар­хия, под­чи­нен­ная папе Рим­скому; этот про­цесс окон­ча­тельно завер­шился к XIII в.

Таким обра­зом, Рим­ские папы без согла­сия своих собра­тьев изме­нили Символ веры, непри­кос­но­вен­ность кото­рого была защи­щена опре­де­ле­ни­ями Все­лен­ских Собо­ров, и внесли в него ложное учение, а затем само­вольно назна­чили на иные пат­ри­ар­шие кафедры своих став­лен­ни­ков, разо­рвав обще­ние с кано­ни­че­ской иерар­хией Востока. Все это поз­во­ляет с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что Рим­ская Помест­ная цер­ковь отко­ло­лась от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной, про­воз­гла­сив ере­ти­че­ское учение.

Католическая церковь была создана императором Константином в 325 году

В 313 году этот император объявил о терпимом отношении властей к христианству. Это было закреплено с помощью Миланского эдикта, что означало отмену штрафов за это вероисповедание. А в возрасте 40 лет Константин сам покрестился, а потом созвал Первый Никейский собор. Из-за важности этого события и считается, что император создал церковь. Но до этого собрания были и другие, правда, не такие масштабные и знаменитые. Да и структура церкви уже сформировалась. На том соборе Константин был простым наблюдателем, а решения принимались епископами и представителями Папы. До Никейского собора уже нормой было безбрачие у священников, крещение младенцев, а структура епископов и священников существовала уже 300 лет.

Человеку надо принять соответствующую веру, если он хочет вступить в брак с католиком

Это вовсе не обязательно. Епископ может выдать разрешение на смешанный брак, а после 2-3 месячной подготовки к таинству брака можно будет совершить венчание. При заполнении брачного протокола выясняется, если ли препятствия к браку. Католическая сторона обязуется хранить веру и сделать все возможное, чтобы в ней было крещено и воспитано потомство. Другая же сторона дает обещание, что супругу не будет чиниться препятствия к его вере, а также, что известно об обещании воспитать детей в католической вере.

Католики обманывают верующих, переманивая их в свою веру

Этот миф легко развенчать, если знать, как же непросто соблюдать эту веру. Новообращенным приходится проходить катехизацию от нескольких месяцев и вплоть до трех лет. Все это время люди должны подробно изучать учение католической церкви, научиться искать в своей жизни волю Божью, размышлять и принимать решения о своей духовной жизни, нести за них ответственность. И это утомляет, ведь куда проще, когда тебе прямо говорят, что именно надо делать. Желающим принять католичество нужда сильная мотивация, иначе испытание можно и не выдержать. Новообращенным не разрешается участвовать в таинствах, а вот на все остальное ограничений нет. Разрешается посещать все богослужения, участвовать в мероприятиях, общаться с монахами и священниками. Это дает возможность прикоснуться ко внутренней жизни церкви, примерить на себя будущий образ прихожанина. И если человек вдруг передумает делать такой выбор, его никто удерживать не будет. Если же верующий становится католиком, то тут уже не до демократии — надо принимать все вероучение целиком.

Католики не причащают маленьких детей

Тут стоит сделать разъяснения. В Латинском обряде католики не допускают к обряду детей до возраста распознавания. Ребенок должен уметь отличить обычный хлеб от евхаристического, понимать разницу между добром и злом, уметь исповедоваться. Кто-то уже в 5 лет соответствует этим нормам, а кто-то и в 16 не готов подойти ответственно к таинству. Считается, что перед первой исповедью дети должны год-два отзаниматься в воскресной школе. Ребенку надо знать основные символы веры, суть таинств и основные молитвы. А вот в византийском обряде младенцы причащаются с самого момента крещения и миропомазания. Логично, чтобы Причастие все же происходило в сознательном возрасте. Но и другая практика имеет право на жизнь: в окружении близких дети хотя и не понимают все суть, но ощущают, что это важно и хорошо. И тут нет ничего плохого.

Папа Римский является полностью непогрешимым

По мнению католиков, их глава может быть безгрешным лишь при определенных условиях. Свои заявления он должен совершать по канонам веры и нравственности, его декреты должны касаться всей церкви и объединять ее, и он должен выступать не лично от себя, а от лица всего Папства. Следовательно, разговор Папы о вопросах науки, допускает его ошибки. А вот в вопросах религии, при соблюдении вышеизложенных пунктов, он говорит от лица Бога. Именно поэтому католики должны верить Папе. В конце его непогрешимого заявления звучит фраза «да будет анафема».

Редакция Wondermedia
Оцените автора
Интернет-журнал Wonder Media
Добавить комментарий